Cатирическое изображение когнитивистского "сознания"
Рисунок Сола Стейнберга (Saul Steinberg)
Мои пояснения в тексте - (в скобках курсивом)
* * *
Б.Ф. Скиннер:
"Изучение системы поведения внутри (организма) началось всерьез с открытием рефлексов, однако рефлекторная дуга не только не была местом разумного поведения, но она считалась узурпатором - например, спинномозговые рефлексы заменили Rückenmarkseele или "душу спинного мозга". Рефлекторная дуга была по сути анатомическим понятием, а физиология долгое время оставалась в значительной мере воображаемой. Много лет назад я предложил, что буквы CNS - ЦНС могут означать не центральную нервную систему (central nervous system), а концептуальную нервную систему (conceptual nervous system). Я имел в виду (концепцию) великих физиологов - сэра Чарльза Шеррингтона и Ивана Петровича Павлова. В своей эпохальной работе "Интегративная деятельность нервной системы" ("Integrative Action of the Nervous System" by C. S. Sherrington) Шеррингтон анализировал роль синапсов, перечислив примерно дюжину их характерных свойств. Я указал на то, что он никогда не наблюдал синапс в действии и что все свойства, приписываемые ему, были домыслены из реакций его (анатомических) препаратов. Павлов предложил свои исследования в качестве доказательства деятельности коры головного мозга, хотя он никогда не наблюдал её в действии, а просто сделал ее как вывод из поведения своих подопытных животных. Однако Шеррингтон, Павлов и многие другие двигались в направлении инструментального подхода, и физиологи теперь, конечно, изучают нервную систему напрямую.
Концептуальная нервная система была усвоена другими дисциплинами: теорией информации, кибернетикой, системным анализом, математическими моделями и когнитивной психологией. Гипотетические структуры, которые они описывают, не зависят от своего подтверждения прямым исследованием нервной системы, поскольку это - дело слишком далекого будущего, чтобы представлять (для них) интерес. Они должны иметь оправдание своей внутренней непротиворечивостью и успешным предсказанием избранных (для этого) фактов, предположительно не тех же, из которых были выведены их концепции.
Эти дисциплины занимаются тем, как должен* работать мозг или разум, чтобы человеческий организм действовал так, как он это делает. Они предлагают своего рода термодинамику поведения без связи с (реальными) молекулярными процессами. Компьютер с его мнимой имитацией мышления человека представляется ими как доминирующая аналогия. Но это - не вопрос физиологии компьютера - того, какова его (интегральная) схема или какой тип запоминающего (устройства) он использует, а вопрос характеристик его действия. Компьютер получает информацию, как организм получает стимулы, и обрабатывает ее в соответствии с заложенной программой, как организм, как говорят, делает в соответствии со своим генетическим наследием. Он кодирует информацию, преобразуя ее в форму, с которой он может работать, как организм преобразует визуальные, слуховые и другие стимулы в нервные импульсы. Как и его человеческий аналог, он хранит закодированную информацию в памяти, индексированную для облегчения поиска (данных). Он использует то, что он хранит, для обработки полученной информации, как человек, как говорят, использует предыдущий опыт для интерпретации поступающих сигналов, а затем для выполнения различных действий - короче говоря, для вычислений. Наконец, он (организм) принимает решение и действует: (как копмьютер выводит результат на) выпечатку.
В этом нет ничего нового. То же самое делали тысячи лет назад на глиняных табличках. Надсмотрщик или сборщик налогов вел учет мешков с зерном, соответствующим образом учитывая количество, качество и вид. Таблички хранились с пометкой реестра и дополнительно группировались соответствующим образом; наконец эти записи извлекались (из архива) и производились вычисления, выдающие в результате сводный отчет. Машина (ЭВМ) намного быстрее, и она так сконструирована, что участие человека требуется только до и после её действия (ввод и вывод данных). Скорость является явным преимуществом, но кажущаяся автономность (ЭВМ) породила проблемы. Казалось, это означало, что режим работы компьютера напоминает (мышление) человека. Люди действительно делают материальные записи, которые они хранят, достают и используют при решении проблем, но из этого не следует, что в уме они делают что-то подобное. Если бы были какие-то исключительно субъективные достижения, то аргумент в пользу так называемой высшей нервной деятельности был бы сильнее, но, насколько мне известно, ничего такого не было продемонстрировано. Правда, мы говорим, что математики иногда интуитивно решают задачи и только позже, если вообще делают это, сводят решение к поэтапным доказательствам, и при этом они, очевидно, сильно отличаются от тех, кто действует шаг за шагом, но различия вполне могут быть в доказательствах того, что происходило, и было бы не очень удовлетворительно определять мысль просто как необъяснимое поведение.#
Опять же, было бы глупо с моей стороны пытаться разработать альтернативное объяснение в доступном объёме. То, что я сказал об интроспективно наблюдаемом мышлении, применимо и к мышлению, которое конструируют из наблюдений за поведением других людей. Доступность сохраненного в памяти, например, можно интерпретировать как вероятность (воспроизведения) приобретенного поведения, без утраты адекватности обработки фактов и с весьма значительным выигрышем в ассимиляции (т.е. интеграции) этой сложной области с другими частями человеческого поведения.
Я уже сказал, что большая часть биологии заглядывает внутрь живой системы и ищет объяснение того, как она работает. Но это справедливо не для всей биологии. Сэр Чарльз (? - Александр) Белл (изобретатель телефона и азбуки жестов для глухонемых) мог бы написать книгу о руке как о доказательстве промысла (божия). Рука была доказательством; однако промысл был где-то ещё. Дарвин тоже нашел промысл, но в совсем другом месте. Он смог систематизировать существ, которых он обнаружил во время путешествия на (корабле) "Бигль", с точки зрения их формы или структуры, и мог классифицировать ракушки морских уточек многие годы таким же образом, но его поиск за пределами структуры дал принцип естественного отбора. Именно воздействие окружающей среды на организм было важным для эволюции. И именно воздействие окружающей среды имеет первостепенное значение при анализе поведения.**
Следовательно, недостаточно ограничиваться организацией или структурой, даже самой изощренной. В этом - ошибка большей части феноменологии, экзистенциализма и структурализма в антропологии и лингвистике. Когда важным является взаимодействие с окружающей средой, как в филогенезе и онтогенезе поведения, фантазирование внутренней системы становится просто ретроградством.
Наш прогресс в методах и инструментах, необходимых для изучения поведения, был заторможен именно из-за отвлечения озабоченностью предполагаемой или реальной внутренней жизнью. Согласен, что интроспективные психологи и создатели моделей исследовали окружающую среду, но они делали это только для того, чтобы осветить происходившее внутри - то, что их интересовало. Они, без сомнения, помощники с благими намерениями, но они часто просто вводили в заблуждение тех, кто брался за изучение организма как поведенческой системы как таковой. Даже когда это полезно, наблюдаемая или гипотетическая внутренняя детерминанта не является объяснением поведения, пока оно само не будет объяснено, и восхищение внутренней жизнью глушило интерес к дальнейшим этапам (исследования), которые надо было делать.
Я уже слышу крики критиков: "Вы что, действительно хотите сказать, будто все те, кто исследовал человеческий разум, от Платона и Аристотеля, римлян и схоластов, Бэкона и Гоббса, Локка и других британских эмпириков, до Джона Стюарта Милля и всех тех, кто начал называть себя психологами, что все они тратили свое время впустую?" Ну пусть, к счастью, не все свое время. Если забыть их чисто психологические выдумки, они все равно остаются замечательными людьми. Но по моему мнению, они были бы еще более замечательными, если бы сами смогли забыть эти выдумки. Они были внимательными наблюдателями человеческого поведения, но интуитивная мудрость, которую они приобрели из своего общения с реальными людьми, была испорчена их теориями.
Легче объяснить эту мысль на примере медицины. До нашего (20-го) столетия было очень мало знаний о процессах в организме при здоровье и болезни, из которых можно было бы вывести полезные методы терапии. Тем не менее, было разумно обратиться к врачу. Врачи видели много больных людей и должны были обрести своего рода мудрость, возможно, непроанализированную, но все же ценную для назначения простых методов лечения. Однако история медицины в значительной степени является историей варварских методов - кровопускания, банок, припарок, слабительных, сильных рвотных средств, что в большинстве случаев должно было быть вредным. Я подчеркиваю, что эти методы не были плодом интуитивной мудрости, приобретенной благодаря знанию о болезнях; они были плодом теоретизирования - теорий о том, что (якобы) происходит внутри больного человека.
Теории о мышлении имели подобное действие, возможно, менее драматичное, но вполне возможно, что гораздо более разрушительное. (Знаменитые) люди, которых я упомянул, внесли важный вклад в государственность, религию, этику, экономику и многие другие области. Они могли бы сделать то же и с интуитивной мудростью, приобретенной из опыта. Но у философии и психологии тоже были свои кровопускания, банки и слабительные, и они заслонили простую мудрость. Они сбили этих мудрецов с пути, который привел бы и более прямо к возможной науке поведения. Платон добился бы гораздо большего прогресса в направлении улучшения жизни, если бы смог забыть (идеалистический вымысел) о тенях на стене своей пещеры.
Еще один вид озабоченности себой отвлекает нас от программы (исследований), которую я обрисовал. Он касается личности не как объекта самопознания, а как деятеля, инициатора, творца. Я развил эту тему в книге "Beyond Freedom and Dignity - Превыше свободы и чести". Мы более склонны признавать заслуги человека за то, что он делает, если не очевидно, что причина этого - его материальное или социальное окружение, и мы, скорее всего, чувствуем, что действительно великие достижения должны быть неизъяснимы. Чем более естественно произведение искусства, тем менее оно креативно; чем лучше видна личная выгода, тем менее героичен акт жертвенности. Соблюдать эффективно санкционируемый закон - не значит проявлять гражданскую добродетель.
Мы видим стремление превознести личность, преувнличить заслуги, которые ей следует воздать, в "самовыражении" так называемой гуманистической психологии, в ряде версий экзистенциализма, в восточном мистицизме и определенных формах христианского мистицизма, наставляющих человека отвергнуть "мирское", чтобы освободить себя для единения с божественным началом или с богом, а также в примитивном структурализме, который усматривает организацию поведения, а не на предшествующие события - причину этой организации. Трудность в том, что если заслуги, причитающиеся человеку, обесцениваются очевидностью условий, функцией которых является его поведение, то научный анализ начинает казаться нападками на человеческую гордость или достоинство. А его задача - объяснить прежде необъяснимое и, следовательно, урезать любой мнимый вклад (души) изнутри, который служил вместо объяснения. Фрейд двигался в этом направлении, объясняя творческое в искусстве***, и теперь это (наука) уже не просто циник, который видит источник героизма и мученичества в мощной индоктринации. Кульминационным достижением человеческого вида они считают эволюцию человека как морального животного, но более простая точка зрения заключается в том, что это была эволюция культур, в которых люди ведут себя морально, хотя они внутренне не претерпели никаких изменений характера.
Еще более болезненным было воображаемое нападение на свободу. Исторически борьба за свободу была бегством от физических ограничений и от ограничений поведения, налагаемых при помощи наказаний и иных мер (угнетения и) эксплуатации. Личность освободилась от ограничений (социальной) среды, созданных государственными и религиозными учреждениями и обладателями больших богатств. Успех этой борьбы, хотя она еще не завершена, является одним из величайших достижений человека, и ни один разумный человек не станет его оспаривать. К сожалению, одним из ее побочных результатов стал лозунг о том, что "любое управление человеческим поведением неправильно и его надо отвергнуть". Ничто в обстоятельствах борьбы человека за свободу не оправдывает распространение этой бортбы на меры управления, и нам пришлось бы отказаться от всех преимуществ высокоразвитой культуры, если бы мы отказались от всех методов управления человеческим поведением. Тем не менее, новые (бихевиористские) методы в образовании, психотерапии, системах стимулирования, криминологии и организации повседневной жизни в настоящее время подвергаются нападкам, поскольку они, как говорят, угрожают личной свободе, и я могу засвидетельствовать, что эти нападки могут быть довольно буйными.
Степень, в которой человек свободен или ответственен за свои достижения, не является вопросом, который должен решаться строгими доказательствами, но я утверждаю, что то, что мы называем поведением человеческого организма, не более свободно, чем его пищеварение, беременность, иммунность или любой другой физиологический процесс. Поскольку оно связано с окружающей средой многими тонкими связями, оно намного сложнее, и, следовательно, его закономерность гораздо труднее продемонстрировать. Но научный (оперантный) анализ движется в этом направлении, и мы уже можем объяснить традиционные темы, такие как свобода воли или творчество, что более полезно, чем традиционные объяснения, и я считаю, что дальнейший прогресс неизбежен.
Проблема, конечно, в детерминизме. Немногим более 100 лет назад в своей знаменитой статье Клод Бернар поднял в отношении физиологии вопрос, который сейчас стоит перед нами в науке о поведении. Почти непреодолимым препятствием для применения научного метода в биологии, по его словам, была вера в "жизненную силу". Заслуга его современника Луи Пастера - драматическое (опытное) опровержение теории самопроизвольного зарождения, и я полагаю, что нынешнее (когнитивистское) самопроизвольное зарождение поведения в виде идей и актов воли соответствует теории самопроизвольного зарождения жизни в виде личинок и микробов 100 лет назад.
Практическая проблема продолжения борьбы за свободу и достоинство заключается не в том, чтобы уничтожить управляющие (поведением) силы, а в том, чтобы изменить их, создать мир, в котором люди достигнут гораздо большего, чем они когда-либо достигали прежде в искусстве, музыке, литературе, науке, технике и, прежде всего, в радостях жизни. Это может быть мир, в котором люди чувствуют себя свободнее, чем когда-либо прежде, потому что они не будут находиться под насильственным управлением. При конструировании такого мира нам понадобится вся помощь, которую может дать наука о поведения. Неправильно истолковывать борьбу за свободу и достоинство и отказаться от всех мер управления было бы трагической ошибкой.
Но это - ошибка, которую легко можно совершить. Наша озабоченность личностью как творческой силой - это не пустяк; это явное препятствие, а не заблуждение, ведь укоренившиеся страхи нелегко развеять. Перенос центра тяжести с личности на окружающую среду, особенно на социальную среду, вызывает в памяти различные формы тоталитарного этатизма (культа государственности). Легко отвергнуть то, что может оказаться неизбежным движением в этом направлении, и флиртовать с либерастией.
Но в этой позиции всё еще предстоит многое проанализировать. Например, мы можем различать свободу и вседозволенность, придерживаясь правила делать то, что нам нравится, при условии, что мы не нарушаем аналогичные права других, но при этом мы скрываем или маскируем общественные санкции, выраженные как права личности. Права и обязанности, равно как и чувство морали или этики, являются примерами санкций (социальной) среды, гипотетически ставших внутренними.
В долгосрочной перспективе возвеличивание личности ставит под угрозу будущее человечества и культуры (цивилизации). По сути, оно нарушает так называемые права миллиардов людей, которым еще предстоит родиться, в интересах которых сейчас действуют только самые слабые санкции. Мы начинаем осознавать масштаб проблемы упорядочения человеческого поведения управлением прогнозируемым будущим, и мы уже страдаем от того, что мы очень поздно пришли к пониманию того, что у человечества будет будущее, только если оно разработает устойчивый образ жизни. Мне хотелось бы разделять оптимизм веры Дарвина и Герберта Спенсера в том, что курс эволюции неизбежно направлен к совершенству. Напротив, оказывается, что этот курс надо время от времени корректировать. Но если разумное поведение, которое его корректирует, также является результатом эволюции, то, возможно, они все-таки были правы. Но это может быть на грани.****
Возможно, теперь ясно, что я имею в виду под заблуждениями и препятствиями. Наука, которую я обсуждаю, - это исследование связи между поведением и окружающей средой, с одной стороны, среды, в которой эволюционировал вид и которая ответственна за факты, исследуемые этологами, и, с другой стороны, среды, в которой личность живет и на которую в любой момент реагирует поведением. Нас ввел в заблуждение и заблокировал наши исследования связей между поведением и этой средой захватывающий интерес к самому организму. Нас ввела в заблуждение почти инстинктивная тенденция заглядывать внутрь любой системы, чтобы увидеть, как она работает, тенденция вдвойне мощная в случае поведения из-за воображаемой внутренней информации, предоставляемой чувствами и интроспективно наблюдаемыми состояниями. Наш единственный выход - поручить этот предмет физиологам, у которых есть или будут единственные подходящие инструменты и методы. Нас также поощряли двигаться в центростремительном направлении, потому что открытие управляющих сил в окружающей среде, казалось бы, уменьшило заслуги, которые надо воздавать нашим достижениям, и показало, что борьба за свободу не была столь успешной, как мы себе представляли. Мы еще не готовы признать тот факт, что задача состоит в том, чтобы изменить не людей, а мир, в котором они живут (и получают оперантное подкрепление своего соответствующего поведения).
Мы с меньшей неохотой откажемся от этих заблуждений и будем преодолевать эти препятствия, поскольку мы придем к пониманию возможности другого подхода. Роль окружающей среды в человеческих делах, конечно, не осталась незамеченной. Историки и биографы признавали её влияние на человеческое поведение, и литература снова и снова повторяла то же самое. Просвещение было делом прогресса личности, улучшая мир, в котором она жила - энциклопедия Дидро и Д'Аламбера была предназначена для дальнейших изменений такого рода, и к девятнадцатому веку управляющая сила окружающей среды была ясно осознана. Бентама и Маркса называли бихевиористами, хотя для них окружающая среда детерминировала поведение лишь после того, как сперва детерминировала сознание, и это было неудачное условие, поскольку предположение о опосредующей инстанции (сознании) затуманивало связь между (реальными связями) конечных событий.
Роль окружающей среды стала яснее в нашем (20-м) столетии. Ее селекционное действие в эволюции было изучено этологами, и аналогичное избирательное действие в течение жизни личности является предметом экспериментального анализа поведения. В современной лаборатории конструируются очень сложные среды и изучаются их эффекты на поведение. Я считаю, что эта работа дает утешительное успокоение тем, кто не хочет отказаться от традиционных формулировок. К сожалению, она не очень известна за пределами этой специальности. Однако ее практическое применение начинает привлекать внимание. Методы, полученные в результате анализа (поведения), оказались полезными в других областях биологии, например, в физиологии и психофармакологии, и уже привели к улучшению конструкции норм культуры, в программируемых учебных материалах, управлении факторами (подкрепления) в классе, модификации поведения в психотерапии и борьбе с преступностью и во многих других областях.
Многое еще предстоит сделать, и это будет сделано быстрее, когда роль окружающей среды займет свое надлежащее место в соревновании с мнимыми доказательствами внутренней жизни. Как сказал Дидро почти 200 лет назад: "К сожалению, проще и быстрее советоваться с самим собой, чем с природой. Таким образом, разум склонен оставаться в одиночестве". Но проблемы, с которыми мы сталкиваемся, следует искать не в (личностях) мужчин и женщин, а в мире, в котором они живут, особенно в тех социальных средах, которые мы называем культурами. Это важное и многообещающее изменение, потому что, в отличие от недосягаемой крепости так называемого человеческого духа, окружающая среда находится в пределах досягаемости, и мы учимся, как ее изменять.
Поэтому я возвращаюсь к роли, которую мне приписали как своего рода Кальвину двадцатого века, и призываю вас отказаться от успанного розами пути тотального индивидуализма, самовыражения, самообожания и эгоиз ма и вместо этого обратиться к строительству того рая на Земле, который, как я считаю, находится в пределах досягаемости методов науки. Я хочу засвидетельствовать, что, как только вы привыкнете к нему, этот путь всё же не будет слишкрс крутым или тернистым." (Продолжение следует)
---
* Вот именно -
"должен"! Попросту говоря, они исходят из очень даже спорной
гипотезы, что мозг как часть нервной системы якобы работает как "процессор
ЭВМ", а остальная нервная система - как "периферические устройства
ЭВМ". Из этого вздорного предположения шарлатаны-глобалисты (Курцвейль &
Co) сделали себе рекламу мнимой возможности
мошеннического "индивидуального бессмертия" фантастической
"загрузкой" информации из "сознания" в ЭВМ.
Иное дело - проект "Neuralink" Элона Маска, представляющий собой
протезирование нервной связи мозга с периферической иннервацией, в отдельных
случаях ограниченно восстанавливающее пользование рукой или ногой при ограниченном
повреждении соответствующего нерва-эффектора. Это аналогично ремонту или замене
поврежденного провода, подсоединяющего "мышь" к персональному
компьютеру.
Скиннер многословно и по-своему излагает это в тексте, в конце которого я
поставил #.
** В наше позорное мрачное время ретроградства и реакции вошёл в моду креационизм - религиозная антинаучная брехня. Для тех, кого интересует увлекательное изложение научной теории эволюции, рекомендую книги Стивена Джея Гульда (Stephen Jay Gould).
*** Не согласен. Все выдумки Фрейда - явно "внутренние и неизменные" свойства "души", которую он расчленил на фикции "оно", "я" и "сверх-я", каждое из которых якобы со своими стремлениями, которые воюют между собой и окружающей действительностью, которую Фрейд переименовал в "принцип реальности", то есть опять-таки во что-то "внутреннее".
**** Опять эти глупые страшные сказки глобалистов о том, что человечество якобы копает могилу себе и вообще всему живому. (Примечания behaviorist-socialist)
.