"2. ИТОГИ РЕВОЛЮЦИИ
По интересующему нас вопросу о
государстве Маркс подводит итоги революции 1848 - 1851 годов в следующем рассуждении,
из сочинения "18-ое Брюмера Луи Бонапарта":
(...) Эта исполнительная власть, с ее громадной
бюрократической и военной организацией, с ее многосложной и искусственной
государственной машиной, с этим войском чиновников в полмиллиона человек рядом
с армией еще в полмиллиона, этот ужасный организм-паразит, обвивающий точно
сетью все тело французского общества и затыкающий все его поры, возник в эпоху
самодержавной монархии, при упадке феодализма, упадке, который этот организм
помогал ускорять". Первая французская революция развила централизацию,
"но вместе с тем расширила объем, атрибуты и число пособников
правительственной власти. Наполеон завершил эту государственную машину".
Легитимная монархия и июльская монархия "не прибавили ничего нового, кроме
большего разделения труда"...
..."Наконец, парламентарная
республика оказалась в своей борьбе против революции вынужденной усилить,
вместе с мерами репрессии, средства и централизацию правительственной власти. Все
перевороты усовершенствовали эту машину вместо того, чтобы сломать ее" (курсив
наш). "Партии, которые, сменяя друг друга, боролись за господство,
рассматривали захват этого огромного государственного здания, как главную
добычу при своей победе" ("18-ое Брюмера Луи Бонапарта", стр. 98
- 99, изд. 4-е, Гамбург, 1907 г.).
(...)
Чиновничество и
постоянная армия, это - "паразит" на теле буржуазного общества,
паразит, порожденный внутренними противоречиями, которые это общество
раздирают, но именно паразит, "затыкающий" жизненные поры.
Господствующий ныне в официальной социал-демократии каутскианский оппортунизм
считает взгляд на государство, как на паразитический организм, специальной
и исключительной принадлежностью анархизма. Разумеется, это извращение
марксизма чрезвычайно выгодно тем мещанам, которые довели социализм до
неслыханного позора оправдания и прикрашивания империалистской войны путем
применения к ней понятия "защита отечества", но все же это -
безусловное извращение.
Через все буржуазные революции, которых
видала Европа многое множество со времени падения феодализма, идет развитие,
усовершенствование, укрепление этого чиновничьего и военного аппарата. В
частности, именно мелкая буржуазия привлекается на сторону крупной и
подчиняется ей в значительной степени посредством этого аппарата, дающего
верхним слоям крестьянства, мелких ремесленников, торговцев и проч.
сравнительно удобные, спокойные и почетные местечки, ставящие обладателей их над
народом.
(...)
Нет никакого
сомнения, что это - общие черты всей новейшей эволюции капиталистических государств
вообще. За три года, 1848 - 1851, Франция в быстрой, резкой, концентрированной
форме показала те самые процессы развития, которые свойственны всему
капиталистическому миру.
В особенности же
империализм, эпоха банкового капитала, эпоха гигантских капиталистических
монополий, эпоха перерастания монополистического капитализма в
государственно-монополистический капитализм, показывает необыкновенное усиление
"государственной машины", неслыханный рост ее чиновничьего и военного
аппарата в связи с усилением репрессий против пролетариата как в монархических,
так и в самых свободных, республиканских странах.
Всемирная история подводит теперь,
несомненно, в несравненно более широком масштабе, чем в 1852 году, к
"концентрации всех сил" пролетарской революции на
"разрушении" государственной машины.
(...)
Главное в учении Маркса есть классовая
борьба. Так говорят и пишут очень часто. Но это неверно. И из этой неверности
сплошь да рядом получается оппортунистическое искажение марксизма, подделка его
в духе приемлемости для буржуазии. Ибо учение о классовой борьбе не Марксом,
а буржуазией до Маркса создано и для буржуазии, вообще говоря, приемлемо.
Кто признает только борьбу классов, тот еще не марксист, тот может
оказаться еще невыходящим из рамок буржуазного мышления и буржуазной политики.
Ограничивать марксизм учением о борьбе классов - значит урезывать марксизм,
искажать его, сводить его к тому, что приемлемо для буржуазии. Марксист лишь
тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры
пролетариата. В этом самое глубокое отличие марксиста от дюжинного мелкого
(да и крупного) буржуа. На этом оселке надо испытывать действительное понимание
и признание марксизма.
(...)
Далее. Сущность учения Маркса о
государстве усвоена только тем, кто понял, что диктатура одного класса
является необходимой не только для всякого классового общества вообще, не
только для пролетариата, свергнувшего буржуазию, но и для целого исторического
периода, отделяющего капитализм от "общества без классов", от
коммунизма. Формы буржуазных государств чрезвычайно разнообразны, но суть их
одна: все эти государства являются так или иначе, но в последнем счете
обязательно диктатурой буржуазии. Переход от капитализма к коммунизму,
конечно, не может не дать громадного обилия и разнообразия политических форм,
но сущность будет при этом неизбежно одна: диктатура пролетариата,
(...)
Мысль Маркса
состоит в том, что рабочий класс должен разбить, сломать "готовую
государствейную машину", а не ограничиваться простым захватом ее.
12-го апреля
1871-го года, т. е. как раз во время Коммуны, Маркс писал Кугельману:
..."Если ты заглянешь в последнюю
главу моего "18-го Брюмера", ты увидишь, что следующей попыткой
французской революции я объявляю: не передать из одних рук в другие
бюрократически-военную машину, как бывало до сих пор, а сломать ее"
(курсив Маркса; в оригинале стоит zerbrechen), "и именно таково предварительное условие всякой
действительной народной революции на континенте. Как раз в этом и состоит
попытка наших геройских парижских товарищей" (стр. 709 в "Neue Zeit", XX, 1, год 1901 - 1902). (Письма Маркса к Кугельману вышли
по-русски не менее как в двух изданиях, одно из них под моей редакцией и с моим
предисловием.)
(...)
И Англия и Америка,
крупнейшие и последние - во всем мире - представители англо-саксонсксй
"свободы" в смысле отсутствия военщины и бюрократизма, скатились
вполне в общеевропейское грязное, кровавое болото бюрократически-военных
учреждений, все себе подчиняющих, все собой подавляющих. Теперь и в Англии и в
Америке "предварительным условием всякой действительно народной
революции" является ломка, разрушение "готовой"
(изготовленной там в 1914 - 1917 годах до "европейского",
общеимпериалистского, совершенства) "государственной машины".
Во-вторых, особенного внимания заслуживает
чрезвычайно глубокое замечание Маркса, что разрушение бюрократически-военной
государственной машины является "предварительным условием всякой
действительной народной революции". Это понятие
"народной" революции кажется странным в устах Маркса, и русские
плехановцы и меньшевики, эти последователи Струве, желающие считаться
марксистами, могли бы, пожалуй, объявить такое выражение у Маркса
"обмолвкой". Они свели марксизм к такому убого-либеральному
извращению, что кроме противоположения буржуазной и пролетарской революции для
них ничего не существует, да и это противоположение понимается ими донельзя
мертвенно.
(...)
В Европе 1871-го
года на континенте ни в одной стране пролетариат не составлял большинства
народа. "Народная" революция, втягивающая в движение действительно
большинство, могла быть таковою, лишь охватывая и пролетариат и крестьянство.
Оба класса и составляли тогда "народ". Оба класса объединены тем, что
"бюрократически-военная государственная машина" гнетет, давит,
эксплуатирует их. Разбить эту машину, сломать ее - таков
действительный интерес "народа", большинства его, рабочих и
большинства крестьян, таково "предварительное условие" свободного
союза беднейших крестьян с пролетариями, а без такого союза непрочна демократия
и невозможно социалистическое преобразование.
(...)
2. ЧЕМ ЗАМЕНИТЬ
РАЗБИТУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ МАШИНУ?
(...)
Итак, разбитую государственную машину Коммуна заменила как будто бы
"только" более полной демократией: уничтожение постоянной армии,
полная выборность и сменяемость всех должностных лиц. Но на самом деле это
"только" означает гигантскую замену одних учреждений учреждениями
принципиально иного рода. Здесь наблюдается как раз один из случаев
"превращения количества в качество": демократия, проведенная с такой
наибольшей полнотой и последовательностью, с какой это вообще мыслимо,
превращается из буржуазной демократии в пролетарскую, из государства (= особая
сила для подавления определенного класса) в нечто такое, что уже не есть
собственно государство.
Подавлять буржуазию и ее сопротивление
все еще необходимо. Для Коммуны это было особенно необходимо, и одна из причин
ее поражения состоит в том, что она недостаточно решительно это делала. Но
подавляющим органом является здесь уже большинство населения, а не меньшинство,
как бывало всегда и при рабстве, и при крепостничестве, и при наемном рабстве.
А раз большинство народа само подавляет своих угнетателей, то
"особой силы" для подавления уже не нужно! В этом смысле
государство начинает отмирать. Вместо особых учреждений привилегированного
меньшинства (привилегированное чиновничество, начальство постоянной армии),
само большинство может непосредственно выполнять это, а чем более всенародным
становится самое выполнение функций государственной власти, тем меньше
становится надобности в этой власти.
Особенно замечательна в этом отношении
подчеркиваемая Марксом мера Коммуны: отмена всяких выдач денег на
представительство, всяких денежных привилегий чиновникам, сведение платы всем
должностным лицам в государстве до уровня ((заработной платы рабочего)).
Тут как раз всего нагляднее сказывается перелом - от демократии
буржуазной к демократии пролетарской, от демократии угнетательской к демократии
угнетенных классов, от государства, как "особой силы" для
подавления определенного класса, к подавлению угнетателей всеобщей силой большинства
народа, рабочих и крестьян.
(...)
Полная выборность,
сменяемость в любое время всех без изъятия должностных лиц, сведение их
жалованья к обычной "заработной плате рабочего", эти простые и
"само собою понятные" демократические мероприятия, объединяя вполне
интересы рабочих и большинства крестьян, служат в то же время мостиком, ведущим
от капитализма к социализму. Эти мероприятия касаются государственного,
чисто-политического переустройства общества, но они получают, разумеется, весь
свой смысл и значение лишь в связи с осуществляемой или подготовляемой
"экспроприацией экспроприаторов", т. е. переходом капиталистической
частной собственности на средства производства в общественную собственность.
"Коммуна - писал Маркс - сделала
правдой лозунг всех буржуазных революций, дешевое правительство, уничтожив две
самые крупные статьи расходов, армию и чиновничество".
(...)
3. УНИЧТОЖЕНИЕ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА
"Коммуна -
писал Маркс - должна была быть не парламентарной, а работающей корпорацией, в
одно и то же время и законодательствующей и исполняющей законы"...
..."Вместо того, чтобы один раз в
три или в шесть лет решать, какой член господствующего класса должен
представлять и подавлять (ver- und zertreten) народ в парламенте, вместо этого всеобщее избирательное
право должно было служить народу, организованному в коммуны, для того, чтобы
подыскивать для своего предприятия рабочих, надсмотрщиков, бухгалтеров, как
индивидуальное избирательное право служит для этой цели всякому другому
работодателю".
(...)
Но если ставить вопрос о государстве,
если рассматривать парламентаризм, как одно из учреждений государства, с точки
зрения задач пролетариата в этой области, то где же выход из парламентаризма?
как же можно обойтись без него?
(...)
Выход из парламентаризма, конечно, не в
уничтожении представительных учреждений и выборности, а в превращении
представительных учреждений из говорилен в "работающие" учреждения.
"Коммуна должна была быть не парламентским учреждением, а работающим, в
одно и то же время законодательствующим и исполняющим законы".
(...)
Продажный и прогнивший парламентаризм
буржуазного общества Коммуна заменяет учреждениями, в коих свобода суждения и
обсуждения не вырождается в обман, ибо парламентарии должны сами работать, сами
исполнять свои законы, сами проверять то, что получается в жизни, сами отвечать
непосредственно перед своими избирателями. Представительные учреждения
остаются, но парламентаризма, как особой системы, как разделения-труда
законодательного и исполнительного, как привилегированного положения для
депутатов, здесь нет. Без представительных учреждений мы не можем себе
представить демократии, даже и пролетарской демократии, без парламентаризма
можем и должны, если критика буржуазного общества для нас не пустые
слова, если стремление свергнуть господство буржуазии есть наше серьезное и
искреннее стремление, а не "избирательная" фраза для уловления
голосов рабочих
(...)
Об уничтожении
чиновничества сразу, повсюду, до конца не может быть речи. Это - утопия. Но разбить
сразу старую чиновничью машину и тотчас же начать строить новую,
позволяющую постепенно сводить на-нет всякое чиновничество, это не утопия,
это - опыт Коммуны, это прямая, очередная задача революционного пролетариата.
Капитализм упрощает
функции "государственного" управления, позволяет отбросить
"начальствование" и свести все дело к организации пролетариев (как
господствующего класса), от имени всего общества нанимающей "рабочих,
надсмотрщиков, бухгалтеров".
Мы не утописты. Мы
не "мечтатели" о том, как бы сразу обойтись без всякого
управления, без всякого подчинения; эти анархистские мечты, основанные на
непонимании задач диктатуры пролетариата, в корне чужды марксизму и на деле
служат лишь оттягиванию социалистической революции до тех пор, пока люди будут
иными. Нет, мы хотим социалистической революции с такими людьми, как теперь,
которые без подчинения, без контроля, без "надсмотрщиков и
бухгалтеров" не обойдутся.
Но подчиняться надо вооруженному
авангарду всех эксплуатируемых и трудящихся - пролетариату. Специфическое
"начальствование" государственных чиновников можно и должно тотчас
же, с сегодня на завтра, начать заменять простыми функциями "надсмотрщиков
и бухгалтеров", функциями, которые уже теперь вполне доступны уровню
развития горожан вообще и вполне выполнимы за "заработную плату
рабочего".
(...) хозяйство,
организованное по типу государственно-капиталистической монополии.
Империализм постепенно превращает все тресты в организации подобного типа. Над
"простыми" трудящимися, которые завалены работой и голодают, здесь
стоит та же буржуазная бюрократия. Но механизм общественного хозяйничанья здесь
уже готов. Свергнуть капиталистов, разбить железной рукой вооруженных рабочих
сопротивление этих эксплуататоров, сломать бюрократическую машину современного
государства - и перед нами освобожденный от "паразита" высоко
технически оборудованный механизм, который вполне могут пустить в ход сами
объединенные рабочие, нанимая техников, надсмотрщиков, бухгалтеров, оплачивая
работу всех их, как и всех вообще "государственных"
чиновников, заработной платой рабочего. Вот задача конкретная, практическая,
осуществимая тотчас по отношению ко всем трестам, избавляющая трудящихся от
эксплуатации, учитывающая опыт, практически уже начатый (особенно в области
государственного строительства) Коммуной.
Все народное хозяйство, организованное как
почта, с тем, чтобы техники, надсмотрщики, бухгалтеры, как и все должностные
лица, получали жалованье не выше "заработной платы рабочего", под
контролем и руководством вооруженного пролетариата - вот наша ближайшая цель.
Вот какое государство, вот на какой экономической основе, нам необходимо. Вот
что даст уничтожение парламентаризма и сохранение представительных учреждений,
вот что избавит трудящиеся классы от проституирования этих учреждений
буржуазией.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНСТВА НАЦИИ
(...) "Единство нации подлежало не уничтожению, а
напротив, организации посредством коммунального устройства. Единство нации
должно было стать действительностью посредством уничтожения той государственной
власти, которая выдавала себя за воплощение этого единства, но хотела быть
независимой от нации, над нею стоящей. На деле эта государственная власть была
лишь паразитическим наростом на теле нации"... "Задача состояла в
том, чтобы отсечь чисто угнетательские органы старой правительственной власти,
ее же правомерные функции отнять у такой власти, которая претендует на то,
чтобы стоять над обществом, и передать ответственным слугам общества".
(...)
5. УНИЧТОЖЕНИЕ
ПАРАЗИТА - ГОСУДАРСТВА
(...)..."Коммунальное
устройство вернуло бы общественному телу все те силы, которые до сих пор
пожирал этот паразитический нарост "государство", кормящийся на счет
общества и задерживающий его свободное движение. Одним уже этим было бы двинуто
вперед возрождение Франции"...
..."Коммунальное
устройство привело бы сельских производителей под духовное руководство главных
городов каждой области и обеспечило бы им там, в лице городских рабочих,
естественных представителей их интересов. Самое уже существование Коммуны вело
за собой, как нечто само собою разумеющееся, местное самоуправление, но уже не
в качестве противовеса государственной власти, которая теперь делается
излишней".
"Уничтожение государственной власти",
которая была "паразитическим наростом", "отсечение" ее,
"разрушение" ее; "государственная власть делается теперь
излишней" - вот в каких выражениях говорил Маркс о государстве, оценивая и
анализируя опыт Коммуны.
(...)
Утописты занимались
"открыванием" политических форм, при которых должно бы произойти
социалистическое переустройство общества. Анархисты отмахивались от вопроса о
политических формах вообще. Оппортунисты современной социал-демократии приняли
буржуазные политические формы парламентарного демократического государства за
предел, его же не прейдеши, и разбивали себе лоб, молясь на этот
"образец", объявляли анархизмом всякое стремление сломать эти
формы.
Маркс вывел из всей истории социализма
и политической борьбы, что государство должно будет исчезнуть, что переходной
формой его исчезновения (переходом от государства к не-государству) будет
"организованный в господствующий класс пролетариат". Но открывать политические
формы этого будущего Маркс не брался. Он ограничился точным наблюдением
французской истории, анализом ее и заключением, к которому приводил 1851 год:
дело подходит к разрушению буржуазной государственной машины.
ГЛАВА IV ПРОДОЛЖЕНИЕ. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ ЭНГЕЛЬСА
Маркс дал основное по вопросу о
значении опыта Коммуны. Энгельс неоднократно возвращался к этой же теме,
поясняя анализ и заключения Маркса, иногда с такой силой и рельефностью освещая
другие стороны вопроса, что на этих пояснениях необходимо особо
остановиться.
1. "ЖИЛИЩНЫЙ ВОПРОС"
(...)
"Как разрешить жилищный вопрос? В
современном обществе он решается совершенно так же, как всякий другой
общественный вопрос: постепенным экономическим выравниванием спроса и
предложения, а это такое решение, которое постоянно само порождает вопрос
заново, т. е. не дает никакого решения. Как решит этот вопрос социальная
революция, это зависит не только от обстоятельств времени и места, это связано
также с вопросами, идущими гораздо дальше, среди которых один из важнейших -
вопрос об уничтожении противоположности между городом и деревней. Так как мы не
занимаемся сочинением утопических систем устройства будущего общества, то было
бы более чем праздным делом останавливаться на этом. Несомненно одно, - именно,
что уже теперь в больших городах достаточно жилых зданий, чтобы тотчас помочь действительной
нужде в жилищах при разумном использовании этих зданий. Это осуществимо,
разумеется, лишь посредством экспроприации теперешних владельцев и посредством
поселения в этих домах бездомных рабочих или рабочих, живущих теперь в слишком
перенаселенных квартирах. И как только пролетариат завоюет политическую власть,
подобная мера, предписываемая интересами общественной пользы, будет столь же
легко выполнима, как и прочие экспроприации и занятия квартир современным
государством" (стр. 22 нем. издания 1887 года).
Здесь изменение
формы государственной власти не рассматривается, а берется только содержание ее
деятельности. Экспроприации и занятия квартир происходят и по распоряжению
теперешнего государства. Пролетарское государство, с формальной стороны дела,
тоже "распорядится" занять квартиры и экспроприировать дома. Но ясно,
что старый исполнительный аппарат, чиновничество, связанное с буржуазией, был
бы просто непригоден для проведения в жизнь распоряжений пролетарского
государства.
..."Необходимо констатировать, что
фактическое овладение всеми орудиями труда, всей индустрией со стороны
трудящегося народа является прямой противоположностью прудонистского
"выкупа". При последнем отдельный рабочий становится собственником
жилища, крестьянского участка земли, орудий труда; при первом же совокупным
собственником домов, фабрик и орудий труда остается "трудящийся
народ". Пользование этими домами, фабриками и проч. едва ли будет
предоставляться, по крайней мере, в переходное время, отдельным лицам или
товариществам без покрытия издержек. Точно так же уничтожение поземельной
собственности не предполагает уничтожения поземельной ренты, а передачу ее,
хотя и в видоизмененной форме, обществу. Фактическое овладение всеми орудиями
труда со стороны трудящегося народа не исключает, следовательно, никоим образом
сохранения найма и сдачи в наем" (стр. 68).
(...)
2. ПОЛЕМИКА С АНАРХИСТАМИ
Эта полемика
относится к 1873-му году. Маркс и Энгельс дали статьи против прудонистов,
"автономистов" или "антиавторитаристов", в итальянский
социалистический сборник, и только в 1913 году эти статьи появились в немецком
переводе в "Neue Zeit".
..."Если
политическая борьба рабочего класса - писал Маркс, высмеивая анархистов с их
отрицанием политики, - принимает революционные формы, если рабочие на место
диктатуры буржуазии ставят свою революционную диктатуру, то они совершают
ужасное преступление оскорбления принципов, ибо для удовлетворения своих
жалких, грубых потребностей дня, для того, чтобы сломать сопротивление
буржуазии, рабочие придают государству революционную и преходящую форму, вместо
того, чтобы сложить оружие и отменить государство"... ("Neue Zeit", 1913 - 14, год 32, т. 1, стр. 40).
Вот против какой
"отмены" государства восставал исключительно Маркс, опровергая
анархистов! Совсем не против того, что государство исчезнет с исчезновением
классов или будет отменено с их отменой, а против того, чтобы рабочие
отказались от употребления оружия, от организованного насилия, то есть от
государства, долженствующего служить цели: "сломить сопротивление
буржуазии".
Маркс нарочно подчеркивает - чтобы не
искажали истинный смысл его борьбы с анархизмом - "революционную и преходящую
форму" государства, необходимого для пролетариата. Пролетариату только
на время нужно государство. Мы вовсе не расходимся с анархистами по вопросу об
отмене государства, как цели. Мы утверждаем, что для достижения этой
цели необходимо временное использование орудий, средств, приемов
государственной власти против эксплуататоров, как для уничтожения
классов необходима временная диктатура угнетенного класса. Маркс выбирает самую
резкую и самую ясную постановку вопроса против анархистов: свергая иго
капиталистов, должны ли рабочие "сложить оружие" или использовать его
против капиталистов, для того, чтобы сломить их сопротивление? А
систематическое использование оружия одним классом против другого класса, что
это такое, как не "преходящая форма" государства?
(...)
Энгельс еще гораздо
подробнее и популярнее излагает те же мысли. Он высмеивает прежде всего
путаницу мысли у прудонистов, которые звали себя
"антиавторитаристами", т. е. отрицали всякий авторитет, всякое
подчинение, всякую власть. Возьмите фабрику, железную дорогу, судно в открытом
море - говорит Энгельс - разве не ясно, что без известного подчинения,
следовательно, без известного авторитета или власти невозможно функционирование
ни одного из этих сложных технических заведений, основанных на применении машин
и планомерном сотрудничестве многих лиц?
..."Если я
выдвигаю эти аргументы - пишет Энгельс - против самых отчаянных
антиавторитаристов, то они могут дать мне лишь следующий ответ: "Да! это
правда, но дело идет здесь не об авторитете, которым мы наделяем наших
делегатов, а об известном поручении". Эти люди думают, что мы можем
изменить известную вещь, если мы изменим ее имя"...
Показав таким образом, что авторитет и
автономия - понятия относительные, что область применения их меняется с
различными фазами общественного развития, что за абсолюты принимать их нелепо,
добавив, что область применения машин и крупного производства все расширяется,
Энгельс переходит от общих рассуждений об авторитете к вопросу о государстве.
..."Если бы
автономисты - пишет он - хотели сказать только, что социальная организация
будущего будет допускать авторитет лишь в тех границах, которые с неизбежностью
предписываются условиями производства, тогда с ними можно было бы столковаться.
Но они слепы по отношению ко всем фактам, которые делают необходимым авторитет,
и они борются страстно против слова.
Почему антиавторитаристы не ограничиваются
тем, чтобы кричать против политического авторитета, против государства? Все
социалисты согласны в том, что государство, а вместе с ним и политический
авторитет исчезнут вследствие будущей социальной революции, то есть что
общественные функции потеряют свой политический характер и превратятся в
простые административные функции, наблюдающие за социальными интересами. Но
антиавторитаристы требуют, чтобы политическое государство было отменено одним
ударом, еще раньше, чем будут отменены те социальные отношения, которые
породили его. Они требуют, чтобы первым актом социальной революции была отмена
авторитета.
Видали ли они
когда-нибудь революцию, эти господа? Революция есть, несомненно, самая
авторитарная вещь, какая только возможна. Революция есть акт, в котором часть
населения навязывает свою волю другой части посредством ружей, штыков, пушек,
т. е. средств чрезвычайно авторитарных. И победившая партия по необходимости
бывает вынуждена удерживать свое господство посредством того страха, который
внушает реакционерам ее оружие. Если бы Парижская Коммуна не опиралась на
авторитет вооруженного народа против буржуазии, то разве бы она продержалась
дольше одного дня? Не вправе ли. мы, наоборот, порицать Коммуну за то, что она
слишком мало пользовалась этим авторитетом? Итак: или - или. Или
антиавторитаристы не знают сами, что они говорят, и в этом случае они сеют лишь
путаницу. Или они это знают, и в этом случае они изменяют делу пролетариата. В
обоих случаях они служат только реакции" (стр. 39).
В этом рассуждении затронуты вопросы,
которые следует рассмотреть в связи с темой о соотношении политики и экономики
при отмирании государства (этой теме посвящена следующая глава). Таковы вопросы
о превращении общественных функций из политических в простые административные и
о "политическом государстве". Это последнее выражение, в особенности
способное вызвать недоразумения, указывает на процесс отмирания государства:
отмирающее государство на известной ступени его отмирания можно назвать
неполитическим государством.
3. ПИСЬМО К БЕБЕЛЮ
Энгельс писал
Бебелю, критикуя тот самый проект Готской программы, который критиковал и Маркс
в знаменитом письме к Бракке, и касаясь специально вопроса о государстве,
следующее:
..."Свободное народное государство
превратилось в свободное государство. По грамматическому смыслу этих слов,
свободное государство есть такое, в котором государство свободно по отношению к
своим гражданам, т. е. государство с деспотическим правительством. Следовало бы
бросить всю эту болтовню о государстве, особенно после Коммуны, которая не была
уже государством в собственном смысле. "Народным государством"
анархисты кололи нам глаза более чем достаточно, хотя уже сочинение Маркса
против Прудона, а затем "Коммунистический Манифест" говорят прямо,
что с введением социалистического общественного строя государство само собою
распускается (sich auflöst) и исчезает. Так как государство есть лишь преходящее
учреждение, которым приходится пользоваться в борьбе, в революции, чтобы
насильственно подавить своих противников, то говорить о свободном народном
государстве есть чистая бессмыслица: пока пролетариат еще нуждается в
государстве, он нуждается в тем не в интересах свободы, а в интересах
подавления своих противников, а когда становится возможным говорить о свободе,
тогда государство, как таковое, перестает существовать. Мы предложили бы
поэтому поставить везде вместо слова государство слово:
"община" (Gemeinwesen),
прекрасное старое немецкое слово, соответствующее французскому слову
"коммуна"" (стран. 321 - 322 немецкого оригинала).
(...)
4. КРИТИКА ПРОЕКТА
ЭРФУРТСКОЙ ПРОГРАММЫ
(...)
Энгельс не только
не обнаруживает равнодушия к вопросу о формах государства, а напротив, с
чрезвычайной тщательностью старается анализировать именно переходные формы,
чтобы учесть, в зависимости от конкретно-исторических особенностей каждого
отдельного случая, переходом от чего к чему данная переходная форма
является.
Энгельс, как и Маркс, отстаивает, с
точки зрения пролетариата и пролетарской революции, демократический централизм,
единую и нераздельную республику. Федеративную республику он рассматривает либо
как исключение и помеху развитию, либо как переход от монархии к
централистической республике, как "шаг вперед" при известных особых
условиях. И среди этих особых условий выдвигается национальный вопрос.
(...)
Но централизм демократический Энгельс
понимает отнюдь не в том бюрократическом смысле, в котором употребляют это
понятие буржуазные и мелкобуржуазные идеологи, анархисты в числе последних.
Централизм для Энгельса нисколько не исключает такого широкого местного
самоуправления, которое, при добровольном отстаивании "коммунами" и
областями единства государства, устраняет всякий бюрократизм и всякое
"командование" сверху безусловно." (...)
(Окончание следует)
.