Драматические
события - например, разворачивающиеся
теперь в Малороссии - как известно,
отрицательно сказываются на нервной
системе вовлеченных в них людей. При
этом своих, конечно, надо подбодрять и
утешать, а врагов, наоборот, надо лишать
воли к борьбе и по меньшей мере морально
уничтожать.
Очень
похвально, что сайт anna-news.com
и телевидение "Юго-восточный
фронт" попытались
привлечь внимание публики к этим вопросам
и устроили интервью с неким психологом
(смотри здесь: "Украинские каналы
вредят здоровью" -
http://anna-news.info/node/14815
).
К
сожалению, этот психолог так и не сказал
ничего полезного, а только важно надувал
щёки и нагнетал атмосферу мистического
величия вокруг своей персоны и профессии.
Он даже не ответил на простейший вопрос:
как обезвредить западную и бандеровскую
русофобскую пропаганду. А ответ-то
простой: её надо прежде
всего высмеивать. И
при этом привлекать (по возможности,
конкурсами с призами) народное творчество.
Например, можно объявить еженедельные
конкурсы:
- На
дюжину самых идиотских цитат политиканов
киевской фашистской хунты;
- На
лучший политический анекдот о евромайдане
и хунте;
- На
лучшую карикатуру политиканов хунты;
- На
лучшую компьютерную игру, высмеивающую
и унижающую киевскую хунту...
И так
далее.
Всё
это, конечно, элементарно.
–
Куда
сложнее вопрос о том, как помочь людям,
которым евромайдан, киевская хунта или
их западные хозяева причинили страдания,
в том числе душевные. На него этот
психолог тоже ничего вразумительного
не ответил. Лично для меня это вовсе не
удивительно. На основании личного опыта
общения с двумя психологами-психотерапевтами
много лет назад, когда я находился в
весьма тяжелой жизненной ситуации, могу
сказать, что помощи от них было как от
козла молока.
Поэтому
я выкладываю здесь краткое резюме на
тему о том, в чем нуждаются люди, попавшие
в психически травмирующую ситуацию и
как им могут помочь окружающие-непрофессионалы
и - что важнее всего - они сами себе.
Повторяю, что я - бихевиорист, а не
психотерапевт и, откровенно делясь
своим личным опытом преодоления
невротизирующих ситуаций, не беру на
себя никакой ответственности за его
возможные отрицательные последствия
для тех, кто попробует применить его на
себе.
Итак,
1)
Человек, переживший психически
травмирующую ситуацию (нападение,
избиение, угрозы, пытки, изнасилование
и т.д.), прежде всего нуждается в отзывчивых
людях, ненавязчиво сопереживающих
ему/ей, делящихся своим душевным теплом.
Травмированный, униженный человек
утратил былую уверенность в окружающих
и в своем месте среди них, в смысле своей
жизни, и окружающие должны постараться
самым скорейшим образом
скомпенсировать ему/ей эту утрату, чтобы
предотвратить замкнутость и постоянное
устрашающее воспоминание пережитой
травмирующей ситуации и вырнуть
ему/ей прежнее активное отношение к
жизни. Каждый шаг
психически травмированного из
самоизоляции, порожденной шоком и
страхом, должен получать от окружающих
немедленное
положительное подкрепление (вознаграждение,
одобрение, похвалу или даже просто
дружескую улыбку.
2)
После того, как психически травмированный
человек стабилизируется и возобновит
более или менее нормальный повседневный
образ жизни, ему/ей
следует произвести активную профилактическую
закалку личности от тяжелых воспоминаний
и будущих травм. Для этого сам
травматизированный должен активно,
пусть даже понемногу,
но ежедневно, заниматься
автогенной тренировкой (поначалу под
руководством инструктора) и положительным
самовнушением (например, по старому, но
очень простому и надежному методу Эмиля
Куэ (Emile Coué).
На этом этапе травмированный может и
должен уже сам выдавать себе положительное
оперантное подкрепление за достигнутые
успехи, например чем-то вкусным или как
минимум похвалой самого себя (т.е.
самовнушением).
3)
Однако автогенная тренировка и
самовнушение всего лишь надстраивают
положительно адаптированную к
повседневности
оперантную структуру личности поверх
всего её предшествующего опыта оперантного
подкрепления (привычек), в котором
неизбежно ранее накопилось много
инфантильного, взаимно противоречивого
и вредного (например, психически
травмирующие ситуации). Тогда для
наведения порядка в системе оперантов
личности (образно говоря, для дефрагментации
"жесткого диска" эмоциональной
памяти) полезно принять в
приятной, спокойной и безопасной
обстановке (например,
в погожий денёк в цветущем саду) небольшую
порцию ЛСД под наблюдением заведомо
достойного доверия и благожелательно
настроенного человека,
который сам имеет опыт приёма ЛСД.
--
Автор
рисунка: Amanda Sage
Для
тех, кто ещё не испытал на себе действия
ЛСД, я должен - из недостатка времени по
необходимости кратко - сказать следующее
для обезвреживания общераспространенных
недоразумений и лживых измышлений.
Прошу читать внимательно,
потому что насколько мне известно из
доступной литературы, никто кроме меня
ещё не дошел до излагаемого ниже
бихевиористского понимания механизма
действия ЛСД и подобных ему так называемых
"галлюциногенов":
Прежде
всего должен подчеркнуть, что благотворный
эффект ЛСД заключается вовсе не в
галлюцинациях, а в последующем
долговременном эффекте устранения
внутренних оперантных конфликтов.
Во-вторых, галлюциногенный эффект ЛСД
не имеет ничего
общего с тем, что называют психическими
болезнями.
Под
действием ЛСД воспринимаемая "реальность"
преображается в волшебное сновидение
наяву, изменяясь с калейдоскопической
быстротой и яркостью благодаря тому,
что воображение -
процесс опознавания оперантов - начинает
функционировать без тормозов
и операнты могут без малейшей блокировки
"вчитывать" в восприятие свои
стимулы, свои "телеграммы-молнии".
Именно поэтому принявший ЛСД человек
может, например, без конца рассматривать
великолепные узоры, видящиеся ему на
совершенно пустом потолке. Если он при
этом попытается зарисовать эти узоры,
то это ему ни в коем случае не удастся,
так как любые сделанные им каракули
предстанут в его воображении "живым"
узором или вообще бог знает чем.
Практический вывод из этого такой:
человек под действием
ЛСД на несколько часов теряет контроль
над своим восприятием, и его надо
оберегать от опасных ситуаций.
Однако
и при обычном восприятии окружающего
мира функционирует тот же самый процесс.
На самом деле мы не видим "картину
реальности" подобно регистрирующему
её фотоаппарату или видеокамере, а лишь
избирательно опознаем
в ней оперантные стимулы, заложенные в
каждого из нас его индивидуальным опытом
оперантного подкрепления. Воспринимаемая
"реальность" состоит из оперантов
и поэтому неизбежно субъективна для
каждого из нас; а её "объективность"
создается социализацией индивида и
поэтому имеет исключительно общественное
(словесно-оперантное) происхождение и
сущность.
"Магическая"
сила слов как раз и состоит в том, что
только ими выражена "объективная
реальность". Если при дрессировке
животных обязательно нужны материальные
стимулы и подкрепители для выработки
определенного операнта или оперантной
цепочки, то на человека - общественное
существо - действуют даже "идеи",
т.е. словесные оперантные стимулы и
подкрепители. На этом
основана вся пропаганда. Этим же
объясняются все кажущиеся таинственными
случаи, когда человек силой воли
(например, твердя в уме формулы автогенной
тренировки и самовнушения) вытаскивает
себя из совершенно пропащих ситуаций
подобно барону Мюнхгаузену, вытащившему
себя вместе с лошадью из болота за свою
же косичку. Или же наоборот, когда человек
"беспричинно" гибнет или сдуру
спивается, отравляя себя своей "шизоидной"
мнительностью или втемяшив себе в голову
какую-нибудь вредную ерунду.
Именно
поэтому надо отобрать у буржуев все
средства массовой пропаганды и рекламной
манипуляции общества. Освободить
человечество от гнета капитализма и
построить светлое социалистическое
будущее можно только на основе науки о
поведении - радикального бихевиоризма.
Комментариев нет:
Отправить комментарий