--
Думаю,
вряд ли кто теперь может отрицать, что
резкий поворот нашей
страны и её правительства по наущению
западной пропаганды от социализма назад
к паразитическому мафиозно-олигархическому
капитализму был безумной исторической
ошибкой. Отрадные
изменения, вводимые ныне президентом
Путиным, всё ещё не имеют систематического
характера и поэтому не дают народу
уверенности в том, что возврат к
дьявольской свистопляске предателей
- прозападных бздиссидентов и либерастов
- более не возможен.
Для
того, чтобы народ имел веру и стремление
в будущее, правительство должно
представить ему хотя бы в общих чертах
предстоящий курс государственного
корабля "Россия". Этот курс,
несомненно, обдумывают очень многие
интеллигентные и облеченные властью
русские люди. Они понимают, что России
- народу и правительству - срочно нужна
новая социально-политическая доктрина.
Она нужна позарез, но её всё ещё нет.
Во всяком случае, я пока не
вижу ничего действительно конкретного
и серьёзного.
Поэтому
в порядке инициирования дискуссии на
эту тему излагаю здесь мои предложения.
Я считаю, что эта доктрина
должна иметь строго естественнонаучную
(не гуманитарную) основу.
Из того, что имеется в настоящее время,
на роль этой основы
лучше всего подходит экспериментальный
анализ поведения и технология социальной
инженерии, которые обычно называются
"радикальным бихевиоризмом".
Отцом
радикального бихевиоризма, как я здесь
неоднократно писал, является покойный
профессор Гарвардского Университета
Беррес Ф. Скиннер (Burrhus F. Skinner).
За последние годы я перевёл на русский
язык и выложил на моём блоге в "Интернете"
ряд работ проф. Скиннера и его сотрудников,
которые дают общее представление об
этом направлении науки о поведении.
Список этих переводов смотри
в предыдущей блогозаписи. Большинство
этих переводов снабжены моими актуальными
комментариями. Кроме того, я поместил
на блоге довольно много собственных
заметок на тему радикального бихевиоризма.
Внимательный
читатель этих материалов может сделать
справедливый вывод, что исследования
в этой области научного знания были в
основном завершены самим проф. Скиннером
и его сотрудниками, и теперь
"радикальный бихевиоризм"
представляет собой
такую же завершенную
концептуально-методологическую систему,
как в математике - дифференциальное
исчисление или в общей химии - периодическая
система элементов.
В случае "радикального бихевиоризма"
досконально изученные проф. Скиннером
закономерности оперантного поведения
(и управления им) теперь могут использоваться
как надёжная основа не только для
практического анализа межличностного
и общественного поведения, но и для его
целенаправленного систематического
изменения, то есть для технологии
социальной инженерии.
При
этом надо кратко пояснить, что "радикальный
бихевиоризм" Скиннера отчасти является
триумфальным завершением незаконченных
трудов И.П. Павлова и В.М. Бехтерева,
которое стало возможным благодаря
выработке Скиннером концепции
операнта, которая
дополнила и во многом заменила классическую
концепцию рефлекса. В силу этого
бихевиористский анализ
поведения является отраслью естествознания,
в отличие от чисто гуманитарной
спекулятивной (интроспекционной)
когнитивистско-менталистской психологии,
вот уже тридцать лет занимающейся
толчением в ступе воды, или вернее -
идеалистического тумана. Это мнение о
когнитивизме было многократно высказано
проф. Скиннером, я тут лишь повторяю
его.
В сфере прикладных исследований проф.
Скиннер создал серьёзный задел
практического применения своих научных
открытий, например для программированного
обучения, включая применение обучающих
машин, для излечения психически больных,
для дрессировки животных и т.п.
Для
нынешней России учение проф. Скиннера
- "радикальный бихевиоризм" - может
иметь принципиальное, воистину
судьбоносное значение.
Для понимания этого необходимо вспомнить,
что история России представляет собой
череду попыток копировать Запад. (Даже
те, кто в 19-м веке критиковали западничество
- славянофилы - были во многом продуктом
проникновения в Россию европейской
идеологии государственного национализма).
Говоря вкратце, государственная власть
России имела три социально-политические
доктрины:
--
Абсолютизма - "самодержавие, православие
и народность". Эта доктрина была
скопирована с европейского абсолютизма
и основана на рационалистической фикции
"просвещенной монархии". На практике
это означало сословные привилегии
дворян и косность бюрократического
аппарата, плюс коррупцию (придворных и
чиновничества). Эта система выстояла
(со времени основания Петром I) два
столетия. Первое поражение она потерпела
в Крымскую войну, а сметена была
Октябрьской революцией.
-- Марксизма-ленинизма - "государство
диктатуры пролетариата, партия - наш
рулевой, пролетарский интернационализм".
Эта доктрина была скопирована с
европейского марксизма, но творчески
адаптирована Лениным к специфически
российским условиям. Многолетнее
правление Сталина перевело эту систему
на традиционные рельсы. Появились
привилегированная верхушка - партийная
номенклатура, плюс бюрократический
управленческий аппарат, плюс новое
"колхозное" крепостное право.
Выстояв в Великую Отечественную войну,
система разложилась в правление Брежнева,
причём развратившаяся и обленившаяся
номенклатура в результате ельцинского
антисоветского путча 1993 года призвала
новых "варягов" - западный империализм
- безраздельно хозяйничать в стране
руками своих марионеток - олигархов и
либералов.
--
Либерализма - "свобода рынка, частная
инициатива, демократия". Эта доктрина
была воистину по-рабски и бездумно
заимствована с Запада, когда её
бесперспективность и разрушительность
были уже доказаны теоретически
(марксизмом) и практически (мировыми
войнами и экономическими кризисами).
Ею были порождены мафиозно-уголовная
привилегированная верхушка - олигархи,
плюс развращённый всевластием доллара
чиновничий аппарат, плюс целый пандемониум
псевдоинтеллигентных болтунов-грантоедов,
захвативших монопольные позиции в
российских масс-медиях, где они
по-попугайски повторяют западную
пропаганду. Эта ненавистная народу
идеология, служащая фиговым листком
для системы олигархического грабежа
страны и чиновничьей коррупции,
продержалась двадцать лет и заслужила
лишь coup de grâce, который её
прикончит.
Сейчас идеология либерализма всё ещё
остаётся официальной, но президент
Путин принимает конкретные меры по
возрождению страны, идущие вразрез с
этой идеологией, отводящей России роль
отсталого сырьевого придатка Запада.
Однако
должен повторить, что эта политика
президента Путина ведётся как бы с
"чёрного хода", с многочисленными
реверансами в сторону "наших западных
партнёров" и идеологии либерализма.
Этой политике явно нужна новая
(то есть не скомпрометированная, а
перспективная) государственная
социально-политическая доктрина.
Компрометация государственных доктрин,
неизбежно ведущая их к краху, происходит
в результате превращения их идеалистических,
идеологических компонентов в пустую
демагогию в результате столкновения с
общественно-политической реальностью.
Абсолютизм и либерализм по содержанию
полностью идеологичны, а в марксизме-ленинизме
научна лишь критика капитализма, тогда
как его положительное содержание -
власть трудящихся, советская демократия
и социализм - было полностью идеологично.
Это положительное содержание неизбежно
стало жертвой циничного лицемерия и
демагогии, которые привели советскую
систему к бесславному концу в результате
горбачевской катастройки.
Всё
ещё не имея социально-политической
доктрины, отвечающей нынешним требованиям,
руководство России поневоле осторожно
делает вид, что устраивается между двух
идеологий - "имперской" идеологией
(абсолютизма без царя) и либеральной. А
опереться на идеологию марксизма-ленинизма
ему категорически нельзя, ведь это
означало бы новый разворот государственной
политики на 180°. Со всеми
вытекающими из этого интригами, пакостями,
пинками и руганью со стороны
"цивилизованного" Запада. Всё это
очень печально.
Поэтому спешу без ложной скромности
заявить, что выход из этого положения
есть, что новая, отвечающая требованиям
современности социально-политическая
доктрина российской государственности
в общих чертах готова и на неё следовало
бы по меньшей мере обратить внимание.
Все
её компоненты полностью научны: её
отрицательное содержание - это либеральная
критика абсолютизма и марксистская
критика либерализма (капитализма), а её
положительное содержание
- радикальный бихевиоризм, т.е.
экспериментальный анализ поведения и
управление поведением - технология
социальной инженерии.
В ней нет ни грамма идеологии, потому
что она не окрылена идеалами рационализма,
а прочно заякорена в бескрылом прагматизме
и эмпиризме, что на деле означает, что
все политические решения должны до
своего внедрения в практику проходить
опытную проверку. Она созидательна, а
не разрушительна, представляя собой
постепенную эволюционную
оптимизацию существующей системы
общественных и межличностных отношений,
а не их революционную ломку.
А
так как российская государственность
должна опираться на весь народ в своём
ставшем уже традиционным противостоянии
Западу с его исконными, но на данный
момент спрятанными под фиговым листком
либерализма доктринами фашизма
(корпоративной государственности) и
неофеодальной власти глобальной
закулисной олигархии миллиардеров,
манипулирующей поведением толп
аполитичного двуногого быдла, то новая
общественно-политическая доктрина
России должна быть истинно народной,
то есть руководствоваться
принципами социальной справедливости
и политической активности всех и каждого.
В силу всего вышеизложенного я не могу
назвать эту доктрину иначе, как
бихевиористский
социализм. Звучит
непривычно, но суть выражает правильно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий