понедельник, 11 августа 2014 г.

БИХЕВИОРИСТСКИЙ РАЗБОР РОКОВОЙ ОШИБКИ СОВЕТСКОГО СТРОЯ

Выкладываю ниже мой перевод (с незначительными сокращениями, обозначенными троеточиями) выступления д-ра Б.Ф. Скиннера "Чем плоха повседневная жизнь Запада?" -"What is Wrong with Daily Life in the Western World?" на съезде Американской Ассоциации Психологов (American Psychological Association) в августе 1985 года, опубликованного позднее в журнале American Psychologist (May 1986).

Скиннер в этом выступлении критикует неэффективность того образа жизни, которого на Западе уже нет и в помине - социал-демократического "общества всеобщего благосостояния". Это общество было создано после 2-й Мировой войны буржуйской элитой Запада, боявшейся распространения влияния мира социализма на Запад и поэтому решившей дать своим народам немногое, чтобы не потерять в результате социалистических революций всё.

Но когда буржуйство Запада убедилось, что эти его страхи абсолютно беспочвенны, что косная бюрократическая кремлевская номенклатура Лёни Брежнева не только не поддерживает антикапиталистическую и антиимпериалистическую борьбу народов Запада и "Третьего мира", но сама с вожделением пускает слюни при виде западных автомобилей и прочего ширпотреба (напомню, что Лёня Брежнев коллекционировал американские лимузины и катался в них по аллеям отгороженных от глаз народа 5-метровыми стенами "правительственных дач", то есть поместий), то оно перестало церемониться.

Соответственно, бодренькая в прокапиталистическом духе оптимистическая концовочка этого выступления Скиннера теперь намного менее убедительна, чем тогда.

Описываемое Скиннером западное "государство всеобщего благосостояния" в 1985 году уже активно уничтожалось по почину Тэтчер-Рейганских "неолибералов", которые начали наступление на социализм по всему фронту - первой после поражения во Вьетнаме агрессией против острова Гренада, развязыванием нового этапа гонки вооружений ("звёздные войны" Рейгана) и интенсификацией подкупа правящей СССР партийной номенклатуры, результатом которого явились катастройка Мишки-меченого и прихватизация Бориски-алкаша.

Казалось бы, какую связь имеет советский строй к тому, что на Западе "было, да сплыло"? Да именно такую, что описание Скиннером западного "государства всеобщего благосостояния" хоть и с натяжкой, но во многом приложимо к докатастроечному обществу СССР и стран Варшавского Договора (Восточной Европы). Конечно, об особом "благосостоянии" народа СССР говорить трудно, но жизнь в СССР (пусть и на более низком прожиточном уровне, чем на Западе) была воистину беззаботной для всех, а людям из стран "Третьего мира" она казалась даже райской.

Мир моей юности - СССР 1970-х и начала 1980-х годов - это было царство апатии и пофигизма большинства и крысиной закулисной борьбы за власть меньшинства - тогдашнего насквозь пропитанного лицемерием и обожанием "чудес Запада" партийного и комсомольского "актива".

В те годы был популярен следующий анекдот:
"Вопрос: Кто сидит в начальниках?
Ответ: Доры, Жоры, Лоры и суки. Доры - дети ответственных работников, Жоры - жены ответственных работников, Лоры - любовницы ответственных работников, а суки - это случайно уцелевшие квалифицированные исполнители."

Ну а рабочие на производстве могли прогуливать работу днями, уходя в запой. Колхозно-совхозное крестьянство частью бежало в города, а частью бепробудно пило. Торгаши в государственной системе торговли "толкали" всё хорошее "по знакомству" на чёрный рынок, делая качественные товары так называемым "дефицитом"; система черного рынка внедрилась, как раковая язва, даже в систему снабжения и "кооперации" государственных предприятий, и торгаши копили деньгу, скупали автомобили и массивные ювелирные украшения...

Но самое вопиющее безобразие и коррупция творились в среде начальства. Номенклатура, созданная Сталиным для подавления истинно народного сопротивления его диктатуре в рядах Коммунистической партии, в годы брежневщины окончательно стала обособившейся от народа правящей кастой блатняг, в которой чиновничьи должности стали почти откровенно передаваться по наследству - если не сыновьям, то зятьям. Именно за номенклатурные привилегии шла острейшая борьба, которая в условиях частнокапиталистической прихватизации переросла в беспредел кровавых "разборок" претендентов в олигархи.

В результате уголовной прихватизации государственной собственности нынешние "постсоветские" осколки (за исключением, пожалуй, одной лишь Беларуси) отличаются от СССР только совершенно жуткой поляризацией общества на всевластные и имущие верхи и бесправные и нищие низы. Где-то эта поляризация сильнее, где-то слабее, но она - везде: и в Прибалтике, и в России, хотя особенно губительна и скандальна она в Молдавии, на Украине и в Закавказье, а в Средней Азии она носит ретроградный клановый характер.

Эта истина известна почти всем. Но для понимания сути житейских проблем как отдельных личностей, так и всего общества в целом, надо помнить, что поведение людей имеет не разумный, а оперантный характер. То есть поведение человека состоит из набора шаблонных действий, которые в соответствующих ситуациях приносили ему положительное подкрепление (вознаграждение, успех, чувство значимости и удовлетворения и т.п.). Когда жизнь общества резко меняется, успех и удовлетворение получают отнюдь не все, а лишь те, кто уже выработал предыдущим жизненным опытом соответствующие операнты.

Так, катастройка и прихватизация погубили миллионы достойных советских людей, но принесли громадные состояния тем немногим, кто уже в условиях СССР обрёл навыки в воровстве государственной собственности, мошеннических махинациях, спекулянтстве, уголовных "разборках" и вообще во всём, что имеет в виду поговорка: "Хочешь жить - умей вертеться".

Вообще любые изменения общественных отношений приводят в действие этот порой очень жестокий механизм "общественного отбора", функционально тождественный дарвинскому механизму "естественного отбора", царящему в мире диких животных и растений. Но самым поразительным аспектом уничтожения СССР является то, что при этом значительное большинство населения хотело перемен, изменений. Существовавшее положение вещей мало кто хотел сохранить в неизменном виде. Брежневский застой надоел всем до смерти.

Получается, что человеку нужна определенная смесь старого и нового, стабильности и приключений. Для пояснения приведу документальный отрывок из повести Михаила Зощенко "Возвращенная молодость". (К сожалению, Зощенко так и не дошел до бихевиористского понимания поведения, оставшись в плену неадекватных "рефлекторных" представлений И.П. Павлова.)

"Вот ещё одно письмо. Оно столь любопытно и характерно, что, несмотря на его длину, я его печатаю полностью. Это письмо получено мною в 1931 году от одной работницы из Киева:
«Тов. Зощенко!
Меня очень интересует один вопрос, и я решилась его спросить у вас как у писателя.
Не знаю только, сумеете ли вы ответить на мой вопрос так, чтоб ваш ответ я смогла легко понять. Придется немного коснуться моей жизни, для того чтобы вы имели возможность ответить на заданный мною вопрос.
Мне всего лишь 23 года, но я за свою короткую жизнь успела пережить много горя, страданий и мучений. Я себя начала помнить с очень малых лет, кажется с четырех или пяти, но, во всяком случае, Октябрьский переворот 1917 года я так ясно помню, будто он был только лишь сегодня утром.
Я дочь рабочего. У меня есть брат, сестры и мать. Отец мой умер в 1922 году.
Пережив революцию 1917 года, жизнь у нас пошла умеренным темпом. (Мы жили в провинции - Елисаветграде (теперь: Кировоград - behaviorist-socialist ). До 1919 года мы жили более или менее спокойно. Брат мой был партийцем с 1917 года. Служил он в Красной Армии командиром артиллерийского полка, который во время гражданской войны беспрерывно находился в боях. Когда артполк приезжал в Елисаветград, брат учил меня (шутки ради) ездить на коне и метать ручные гранаты. Это было в 1918 и 1919 годах.
И вот благодаря такой "военной тренировке" я одолела премудрость верховой езды и развила широкий размах руки для метания гранат. С детства я отличалась чрезмерной смелостью и способностью очень быстро всё воспринимать, и поэтому за какие-нибудь шесть-семь месяцев я превосходно ездила на коне и метала гранаты на восемь-десять метров в длину.
В 1919 году я заболела сыпняком. Неожиданно в город пришла банда Григорьева и устроила еврейский погром. Меня, больную, с температурой выше сорока градусов, пришлось спускать с окна квартиры на пустынный двор, где имелись сараи, в которых мы имели бы возможность пробыть до ухода банды. В квартире боялись остаться, так как Григорьев, узнав бы, что в нашей семье имеются коммунисты, беспощадно изрубил бы всю семью в капусту.
И вот, не дойдя до сараев, во двор влетают бандиты. Угрожая топорами, саблями и карабинами, требуют денег. Сколько было денег - отдали. Но черносотенцы этим не отделались, повели нас в штаб к атаману Григорьеву. Проходя по улицам, я, увидев горы трупов, потеряла сознание. Когда пришла в себя, узнала, что бандиты до штаба не довели, а отпустили домой. Узнала также, что ранили тётю и на улице убили мою сестру.
В 1920 году у власти были: Деникин, Махно, Петлюра, Юденич и дикая дивизия Корнилова. И при каждом из них надо было бояться смерти из-за брата-коммуниста. У нас были личные враги, которые высказывали белопогонникам нашу семью.
И вот в 1920 году, когда в Елисаветграде был Деникин, пришли белые в наш дом, требуя сказать, где брат. Не узнав, они потащили меня в контрразведку, надеясь, что я, испугавшись (по малости лет), скажу, где находится брат. Они от меня ничего не узнали. Я всё время твердила: "Не знаю". Увидев, что я ничего не скажу, они, избив меня, выпустили. Затем эти же деникинцы оставили в моей памяти неизгладимое впечатление, от которого у меня и по сегодняшний день волосы на голове подымаются. Во дворе у нас жил портной. Пришли к нему четыре офицера с требованием пошить им брезентовые плащи с кожаными отворотами, воротниками и манжетами. Если портной сделает к вечеру - озолотят. Если не сделает - расстреляют.
С помощью всех жильцов дома портной сшил вместо четырех только два плаща. Вечером пришли офицеры и, узнав, что не все плащи готовы, выволокли портного во двор и, приставив его к стене, изрешетили его вдребезги. Я, увидав всю эту историю, вспылила, прибежала к себе в комнату, схватила гранату, лежавшую в печи, и выскочила на двор, держа гранату за спиной. Офицеры стояли в углу двора и о чем-то совещались. Я сделала два шага по направлению к ним и, сорвав кольцо с гранаты, швырнула её прямо в них. Когда дым рассеялся, на земле лежали только части их тел, а я от потрясения и волнения свалилась в постель на два месяца. Выздоровев, я получила в подарок из штаба Красной Армии настоящий браунинг.
1921 год был сравнительно спокоен, но только кошмарный голод ещё больше измучил меня и всю семью. Правда, нам не приходилось есть древесную кору, так как брат, получая очень малый командирский паёк, всё-таки три четверти его уделял семье, иногда и весь. Семье из семи человек приходилось с этим пайком очень и очень голодать. 1922 год был для нас легче. Отец работал. Сестры на службе получали паёк. Кое-как перебивались. Брат был в Киеве. И вот летом 1922 года новое несчастье тяжелым камнем падает на нашу семью. Отец заболевает сыпным тифом и, проболев месяц, умирает.
Брат, узнав о несчастье, приехал в Елисаветград и забрал нас в Киев. Поздней осенью, также в 1922 году, одна сестра заболевает брюшным тифом и умирает от осложнения - воспаления легких. Мама, не перенесши такого удара, умирает от паралича. Я осталась с одной сестрой и с женатым братом. Оставшись без средств, я начинаю искать работу. Брат не допускает мысли, чтоб я это сделала, - только учиться и учиться.
В 1924 году я была в цирке. Видела наездников. Вспомнив, что я когда-то умела прекрасно джигитовать, с места в карьер срываюсь с места и лечу к директору цирка с просьбой, чтоб он меня принял в цирк наездницей. Он соглашается, но узнав, что у меня нет костюмов, нет коня, предлагает мне месяц работать бесплатно с тем условием, что костюмы он сам мне даст. Коня же взять из цирковой конюшни. Не имея другого выхода, я соглашаюсь на это условие. В цирке я работала с 1924 по 1928 год. Тяжелая, напряженная работа подломила мои силы, и я ушла из цирка с расширенным сердцем и острым малокровием.
В 1928 году пошла работать на производство - на стекольный завод. Работа неквалифицированная. Заработок очень небольшой. Обучаясь три месяца на металлообрабатывающем заводе, получаю квалификацию - фрезеровщица 5-го разряда.
Работаю я по сегодняшний день. Работа очень интересная, живая, увлекательная. Дело приходится иметь со станками, моторами, валами, пасами. Но я работаю машинально. Не знаю, чем объяснить. Стоит мне только положить и заштановать в станок болванку и пустить станок на самоход, как мной овладевает какая-то одеревенелость, тупость. Кажется, что все надоело, и все люди, окружающие меня, кажутся какими-то механическими истуканами, заводными куклами.
Вне заводской моя жизнь делается ещё хуже, она начинает мне ещё больше надоедать. Прихожу домой - не с кем слово молвить, сестра утром учится в институте, вечером работает, брат живет отдельно. Далеко. Подруг у меня очень мало. Есть масса знакомых, но что толку в них. Ведь нет у меня искреннего друга, с которым я бы могла делиться чувствами. А самой всё переносить - очень и очень тяжело. Быть одинокой и никем не понятой и не иметь возможности поговорить с живой человеческой душой, которая отзывчиво отнеслась бы к моим тяжелым чувствам, - лучше умереть. Я временами думаю о смерти. Я часто выдвигаю ящик письменного стола и вынимаю браунинг, подаренный мне за "геройский подвиг", глажу его холодный блестящий ствол. Мысли о смерти часто меня навещают, но какая.то невообразимая сила заставляет меня отказаться от этой мысли.
Тов. Зощенко! Я лишь теперь задам вам вопрос, на который с нетерпением буду ждать вашего ответа. Скажите мне (если знаете), почему сейчас, в 1931 году, когда Советское государство окрепло, все люди живы, резвы, все жаждут жить, увлечены интересной работой, ударничеством, соцсоревнованием, темпами строительства, - я не могу, физически не могу чувствовать этот пульс жизни страны. Мне кажется, что всё заглохло, а только далекими отголосками раздаются удары пульса.
Вы, т. Зощенко, себе представить не можете, до каких зеленых чертиков мне всё надоело. Прихожу домой и сажусь писать свои "откровенные мысли", а когда их потом читаю, меня начинает тошнить, оттого что каждый день пишу одно и то же.
А ведь иначе не могу. У меня одна тема: "Надоело всё до смерти", "С жизнью покончить - самое благое дело". Но никак не могу приставить дуло револьвера к виску. Как только это делаю, во мне пробуждается жажда жизни, которая сейчас же исчезает, как только опущу руку с оружием.
Вы скажете: "Нет силы воли". Вы правы, бесконечно правы. У меня была сила воли. Была, Не знаю, где я её потеряла. Возможно, что эта сила погибла от всех моих переживаний.
Тов. Зощенко! У меня к вам просьба. Большая просьба. Ответтьте мне. Что мне делать? Как мне выбраться из этого воображаемого болота, в котором я захлебываюсь? Иедь это болото гораздо хуже топкого.
Сама я не имею сил выбраться. Помогите мне. Прошу. Ответа жду с нетерпением.» (Конец цитирования)

Я привел эту длиннющую цитату потому, что она даёт ясную картину того явления, которое Пушкин называл в своём восхитительном шедевре "Евгений Онегин" хандрой или сплином, которое позднее, во времена Зощенко, называлось неврастенией или слабонервностью, и которое Скиннер ниже объясняет как ослабление действия факторов положительного подкрепления.

Итак, социалистическое общество должно не только начисто отвергнуть сталинскую принудиловку и угрозу жестокого наказания, но и избегать всеми силами погрязания народа в монотонной рутине. Социалистическое общество должно дать своим членам ощущение того, что каждый является хозяином своей судьбы (это ощущение возникает тогда, когда человек добровольно выполняет действия, которые приносят ему положительное подкрепление, и тут вовсе не важно то, возникло ли это его оперантное поведение "естественно" (по счастливой случайности) или выработано "искусственно" при помощи программы оперантного кондиционирования, как это делал Скиннер с голубями и крысами.

Очень важно понять, что нет ничего унизительного в том, чтобы помогать людям быть счастливыми, даже если это делается формированием и модификацией (т.е. "манипуляцией") оперантного поведения. "Самоорганизация общества", "либеральная демократия" и "свобода личности" - это буржуйские анархические мифы, за которыми прячется произвол и хищничество могущественных и богатых.

Следовательно, задача бихевиористского социализма - построить социалистическое общество, не нуждающееся для своего эффективно скоординированного функционирования в касте чиновников, которая ныне в России из инструмента решения государственных задач сама со своими косностью, коррупцией и паразитизмом стала неразрешимой проблемой для государства. Неразрешимой потому, что "нормальное" на сегодняшний день государство пытается бороться с этой проблемой только руками самих чиновников! Да ведь это же просто безумие! Честные чиновники "естественным образом" отторгаются от чиновничьего аппарата, потому что идут наперекор той изнанке госаппарата, которая придаёт ему силу - коррупции и произволу, защищенными круговой порукой. Поэтому поганая либерастская шайка Медведева всё ещё имеет больше шансов победить путинцев - Шойгу, Глазьева, Лаврова и немногих других, чем быть побежденной ими.

Бихевиористский социализм должен создать государство нового типа, в котором руководители будут заниматься не администрированием, а изучением поведения, разработкой новых общественных отношений и организацией совместной деятельности людей методами бихевиористской социальной инженерии, и сами получать положительное подкрепление не по "должностному окладу", а по оценке результатов их деятельности остальными членами общества. Это будет первое в мире общество без парадной официальной лицевой стороны и совершенно иной, тщательно скрываемой, но на самом деле движущей государством и обществом изнанки "неформальных отношений" - коррупции, произвола и медиального обмана народа.

Общество, состоящее из людей, которые благодаря тщательному бихевиористскому анализу и конструированию их оперантного поведения в общей сети межличностных и общественных отношений с удовольствием ведут самостоятельную продуктивную бесконфликтную жизнь, вместо того, чтобы гибнуть в "разборках" и спиваться от отчаяния - это не утопия, а практически вполне осуществимая цель бихевиористского социализма.

Но вернемся от СССР и нынешних проблем России к Скиннеру и его выступлению. Естественно, что такое выступление не может содержать острой политической и социальной критики империализма США. Вместе с тем очень ценна как теоретически, так и практически сделанная Скиннером в этом тексте бихевиористская интерпретация марксистского понятия "отчуждение". Однако я должен повторить в который уже раз, что Скиннер был не социалистом или коммунистом, а правоверным последователем истинно американского культа частной собственности. Не случайно он с самого начала упоминает ложные "проблемы", вроде мальтузианской фантазии о мнимой "перенаселенности" Земли людьми.

Но даже с этими изъянами и без констатации того факта, что самое страшное зло на Земле - это капитализм, диктаторски правящий почти всем человечеством, и его язвы - непрерывные грабительские войны, затеваемых повсюду в мире спецслужбами и военщиной США, и насильственное установление ими во многих странах мира (часто многократно) антинародных фашистских марионеточных режимов, без упоминания насаждения ими во всём мире глобализации - то есть людоедских порядков паразитического военно-финансового капитализма, без упоминания всё обостряющегося социального неравенства в самих США, а также коварного манипулирования людишек буржуазного антиобщества с помощью пропаганды и рекламы монополистических масс-медий Скиннер велик именно его строго естественнонаучным подходом к общественным проблемам, в чем его радикальное отличие от идеологизированного и потому бесплодного подхода всяческих "гуманитариев".

В этом выступлении Скиннер подвергает бихевиористскому анализу образ жизни в массовом западном обществе и приходит к неутешительным выводам. Тут для нас важно понять то, что даже если бы свершилось то в принципе невозможное чудо, о котором далдонили горбачевско-ельцинские демагоги по наущению Запада, и на обломках Советского Союза вместо мошеннической "ваучеризации" они создали бы для населения "образцовый" западногерманский уровень жизни, то Скиннер неопровержимо доказывает, что даже такой совершенно нереальный для остального мира мещанский "рай", наобещанный катастройщиками и прихватизаторами, вовсе не делает людей счастливее.

А ведь реальность террористическо-фашистского "new american century" - "нового американского мирового порядка", который повсюду на Земле огнём и мечом наводит империализм США, теперь уже стала таким преступным и безумным кошмаром, что по сравнению с ним скудная и серенькая, но зато в сущности беззаботная жизнь рядовых "совков" до катастройки кажется раем!

Выводы для России из всего вышеизложенного совершенно ясные:

- во-первых, как для бесспорно необходимой эффективной организации экономической жизни массового общества, так и для наполненной смыслом счастливой жизни каждого его члена, необходимо социалистическое переустройство общественных и межличностных отношений при помощи бихевиористской социальной инженерии;
- во-вторых, это удастся сделать только после уничтожения глобального владычества капиталистов. Поэтому, если римский политикан Катон заканчивал все свои речи фразой: "Ceterum censeo Carthaginem delendam" - "И ещё я считаю, что Карфаген надо разрушить", то в наше время все люди, жаждущие счастья, мира и социальной справедливости, должны неотступно требовать: "Yankee go home!", потому что именно агрессии и подрывная деятельность империализма США являются необходимым условием дальнейшего существования на Земле людоедского и грабительского капиталистического строя и, соответственно, причиной всех наших страданий и бед.

Повторяю, что это - не утопия, а практически осуществимое дело, потому что Скиннером уже давно были разработаны все инструменты бихевиористской технологии социальной инженерии, которые теперь нам можно и нужно применить для научного социалистического преобразования общества - для формулировки задач, конструирования их оперантных решений, опытной проверки эффективности решений и внедрения решений на практике в качестве компонентов единой внутренне непротиворечивой системы оперантных взаимосвязей, являющихся сутью общественных отношений.

--
 
Оперантная звезда - символ бихевиористского социализма. Объяснения здесь: http://behaviorist-socialist-ru.blogspot.de/2012/10/blog-post_19.html

В случае затруднений с пониманием бихевиористских терминов, приведенных в скобках на английском языке, советую обратиться к "Толковому словарику" - http://behaviorist-socialist-ru.blogspot.de/2012/08/blog-post_13.html .

P.S. Как дополнение к разговору на эту тему советую прочесть: http://behaviorist-socialist-ru.blogspot.de/2014/08/blog-post_4.html .

Комментариев нет:

Отправить комментарий