понедельник, 2 февраля 2015 г.

ФЕРСТЕР И КАЛБЕРТСОН: ПРИНЦИПЫ ПОВЕДЕНИЯ, ГЛАВА 1, Ч. 2

Часть II. Некоторые технические аспекты оперантного поведения

Это акт поведения, а не реакция

Оперантное поведение воздействует на окружающий мир и изменяет его, а не происходит как реакция на него. Изменение окружающего мира может заключаться, например, в изменении положения животного в результате его движения или в результате инструментального воздействия на него нажатием на рычаг, которым приводится в действие установленный под ним выключатель. Стимул - звук срабатывания кормушки и последующая выдача корма - является дальнейшим изменением окружающего мира в результате акта поведения. Оперантные акты поведения всё ещё порой по традиции называют реакциями - вероятно, из-за энтузиазма ранних бихевиористов, которые хотели бы распространить эксперименты академика Павлова с условно-рефлекторными реакциями на широкий спектр актов поведения человека. Тем не менее, мы избегаем применять здесь термин "реакция" для описания оперантного поведения, так как у него иной смысл, что вводит в заблуждение. Например, называя "реакцией" такой акт поведения голубя, как подъём головы, мы подразумеваем, что он вызван или обусловлен каким-то предшествующим ему событием. А тут на самом деле сперва выполняется оперантный акт поведения, результатом которого является последующее получение подкрепления. Однако совершенно правомерно называть реакцией (коленным рефлексом) подкидывание ноги в ответ на удар на надколенное сухожилие.

Даже если определенный уровень лишения пищи может быть необходим для того, чтобы подкрепление было эффективным, неуместно говорить о таких актах поведения, как задирание головы или нажатие на рычаг, как о реакции на лишение пищи. Также неуместно говорить, что включение света за кнопкой вызывает реакцию, хотя свечение кнопки, равно как и чувство голода, может быть важным условием, влияющим на то, будет ли птица клевать кнопку или нет, и если да, то как часто.

Подкрепление и экстинкция - это процедуры, а не изменения в поведении

Разговорным языком можно описать явления подкрепления и экстинкции столь же правильно, как и при помощи технических терминов. Можно сказать, что частота задирания головы увеличивается, когда за этим следует срабатывание кормушки. Когда угасает акт поведения, ранее выполнявшийся сопределённой частотой, мы имеем в виду, что мы прекратили работу кормушки-дозатора. Результатом этой процедуры, как правило, является снижение частоты выполнения акта поведения. Важно отметить, что глагол "extinguish", то есть "угашать", относится к подкреплению, а не к акту поведения. Возможно, было бы лучше вместо "экстинкции" использовать выражение "гашение подкрепления", но оно так и не вошло во всеобщее употребление.

Начинающие исследователи часто говорят об экстинкции как об уменьшении частоты актов поведения, а не как о процедуре. Важно помнить, что экстинкция - это прекращение подкрепления, а не происходящие в результате этого изменения поведения животного. Использование термина "экстинкция" для описания изменений в частоте исполнения актов поведения умалчивает о том, как конкретно была ослаблена частота исполнения. А ведь частоту исполнения актов поведения могут уменьшить, кроме прекращения подкрепления, и другие процедуры. Делая это различие, мы можем избежать таких путаных выводов, как например: "Мы подвергли экстинкции нажатие на рычаг, но выполнение этого акта поведения не угасло (extinguish) или угасало медленно." А правильное описание как процедуры такое: "Хотя за нажатием на рычаг больше не сопровождалось подкреплением, тем не менее частоту выполнения этого акта поведения не уменьшилась." В этом случае возможен вывод, что подкрепление, которое мы прекратили, не было тем подкреплением, которое поддерживает исполнение этого акта поведения. Вообще говоря, часто путают подкрепление в смысле процедуры и подкрепление в смысле увеличения частоты акта поведения, что возможно, когда подкрепление сразу следует за актом поведения. Такая путаница приводит к таким заявлениям, как: "Подкрепление произошло, но подкрепляемый акт поведения не был усилен." Более ясная, оперантная формулировка такова: "Мы давали подкрепление, но это не привело к увеличению частоты акта поведения."

Подкрепление как последствие акта поведения

Подкрепление - это стимул, который немедленно следует за актом поведения.
Подкрепление, которое на самом деле формирует поведение нажимания на рычагили клевания кнопки, является специфическим и непосредственным следствием этих актов поведения - звук срабатывания дозатора гранул корма и свет, который включается при придвигании лотка с кормом. Именно эти стимулы поддерживают исполнение акта поведения, потому что они, в свою очередь, сигнализуют ситуацию, когда животному становится доступной кормушка и они может питаться. Появление корма является необходимым условием того, если стимул от звука срабатывания кормушки был подкреплением, но оно не является непосредственным следствием акта поведения.

Концепция подкрепления как немедленного непосредственного следствия исполнения (условного) акта поведения позволяет гораздо более детально анализировать происходящее, чем это было бы возможно, если бы мы рассматривали фактическое поедание корма как подкрепление сформированных актов поведения. Физические свойства рычага и его механическое соединение с выключателем, который подаёт стимул - звук включения кормушки, подкрепляет нажатие на рычага с силой, достаточной для того, чтобы задействовать его. Недостаточно сильные нажатия остаются без подкрепления, и поэтому их частота уменьшается. Таким образом, механические свойства рычага дифференциально подкрепляют только эффективные акты поведения. Именно выключатель на рычаге замыкает контакт после нажатия на рычаг и тем самым формирует топографию акта поведения, а вовсе не корм.

Дрессировка тюленя, чтобы он балансировал мяч на носу, иллюстрирует ту же концепцию. Рыба, брошенная тюленю после того, как он сбалансировал мячом или выполнял некое приближенное к этому действие, может быть необходимым для поддержания тюленя в состоянии готовности к дальнейшему выполнению этого акта. Но подкрепление, которое формирует и поддерживает поведение удержания мяча на носу - это давление, оказываемое мячом на нос тюленя, когда он управляет движениями головы при помощи мышц шеи. Существует очень точное взаимодействие между давлением мяча на нос тюленя и движениями мышц шеи. Такое точное взаимодействие, являющееся результатом взаимодействия между силой тяжести, движениями тюленя и положением мяча, не могли бы быть повторены действиями человека, который давал бы корм в зависимости от подобных движений.

Езда на велосипеде также показывает, что именно непосредственные последствия актов поведения являются формирующими их подкрепителями. Эти акты поведения состоят в регулировании положения тела, когда велосипед наклоняется. Подкреплением является сохранение вертикального положения. Подобно примеру с тюленем и мячом, здесь есть взаимодействие между движениями тела велосипедиста и балансированием велосипеда. Конечный результат поездки на велосипеде - прибытие в место назначения, служит только для поддержания деятельности велосипедиста, подобно рыбе, бросаемой тюленю. Баланс между силой тяжести, положением велосипедиста, и тем, как его телодвижения влияют на его равновесие, определяет детальное поведение велосипедиста.

Оперант как класс актов поведения

Оперант - это класс актов поведения. Общим свойством всех актов поведения, объединяемых в оперант, является то, что все они производят одно и то же подкрепление. Нажатие на рычаг - это класс действий, все из которых опускают рычаг достаточно далеко для того, чтобы привести в действие выключатель, который приводит в действие кормушку-дозатор. Замыкание контакта (поскольку это подаёт электричество на кормушку-дозатор) соотносится один-к-одному со звуком работы кормушки-дозатора - подкреплением, следующим немедленно за актом поведения. Крыса может нажимать на рычаг, садясь на него, нажимая его лапами, хватая его зубами, или прыгая на него. Все эти акты поведения функционально эквивалентны друг другу потому, что все они замыкают выключатель и, следовательно, производят одно и то же действие на окружающий мир. Физические свойства рычага по отношению к выключателю определяют оперантные акты поведения, которые будут формироваться в поведенческом репертуаре крысы.

Определение операнта как акта поведения, воздействующего на окружающий мир и изменяющего его, имеет то преимущество, что это подчеркивает изменения в окружающем среде, производимые актом поведения. Рассмотрим, например, оперантное поведение встряхивания яблони, подкрепляемое падением яблок. Соотношение между поведением человека, трясущего яблоню, и физическими свойствами дерева определяет параметры акта поведения, которые будут подкрепляться и поддерживаться. То, упадет ли яблоко или нет, зависит от интенсивности трясения дерева, от толщины ствола и от прочности прикрепления яблока к ветви. Частота действий, которые вызывают достаточно энергичные колебания дерева и вызывают падение яблок, возрастает. А частота других действий, не приводящих к падению яблок, не увеличится. Дерево, у которого яблоки прочно держатся на ветвях, будет подкреплять более энергичное встряхивание, чем то, на котором яблоки держатся слабо. Таким образом, как и в случае нажатия рычага и его взаимодействия с выключателем, который приводит в действие кормушку, физические свойства дерева и ветки, на которой висят яблоки, определяют форму актов поведения, частота которых увеличивается.

Поведение голубя, клюющего кнопку, иллюстрирует ту же концепцию. Нажатие кнопки - это немедленное изменение окружающего мира, вызываемое актом поведения, а включение света над кормушкой - дозатором гранул является подкреплением, происходящим параллельно с нажатием на кнопку. А корм птица поедает позже. Мы можем рассматривать случаи клевания кнопки, описывая эту деятельность топографически или как класс поведения - под названием клевок кнопки - общим для которых является то, что все они нажимают кнопку. Оперант - это целый класс актов поведения, потому что птица никогда не клюет кнопку точно одним и тем же образом. Она может клюнуть кнопку сильно или слегка, в разных местах, под разными углами, верхней или нижней стороной клюва, и так далее. Также возможно, хотя и маловероятно, что она может нажать кнопку лапой или задней части головы. Каждый из этих актов поведения воздействует на окружающий мир одинаковым образом, даже если они отличаются по форме; но все они нажимают на кнопку и подают кормушку с подсветкой. Оперант как класс можно представить себе как непрерывный поток поведения, порождаемый подкреплением, но не как конкретный акт поведения.

Акт поведения и стимул, который его подкрепляет, взаимосвязаны как при отрицательном, так и положительном подкреплении. Акт поведения и отрицательный (неприятный, болезненный и.т.п.) стимул, который им устраняется, являются интегральной единицей поведения, в которой каждая часть определяет другую. Так же, как и яблоня подкрепляет все топографии поведения, которые отрывают черешок яблока от дерева, когда его трясут, отрицательный стимул тоже устраняется целым классом актов поведения. Яркий свет может увеличить частоту затенения глаз рукой, надевания темных очков, ухода в тень, не выключения светильников. Все эти акты поведения очень различны по форме, но функционально они эквивалентны, поскольку все они прекращают воздействие яркого света.

Чтение и учение дают иллюстрацию того, как оперант определяется тем изменением, которое он производит. Чтение - это сложная деятельность, которую трудно определить и которая, возможно, всё ещё не полностью понята. Углубленное изучение требует от учащегося особого рода чтения , отличающегося от зазубривания слово в слово в соответствии с текстом. Образовательная процедура, называемая "опросом", демонстрирует, как этот особый вид чтения, требуемый при углубленном изучении, может подкрепляться слушанием ожидаемого результата, являющегося поведенческим результатом чтения. В процедуре опроса учащийся обязан рассказать своими словами другому лицу о том, что он только что прочёл в отрывке текста. Контрольные вопросы могут использоваться для улучшения формирования желаемого результата. Если учащийся может рассказать, что он прочёл, то это свидетельствует, что он прочел это тем особым образом, который преобразует механическое зазубривание, жестко привязанное к тексту, в свободный пересказ такого сорта, который называется "способность говорить с пониманием о том, что было прочитано". Реакция слушателя, которому учащийся рассказывает то, что он только что выучил, является подкреплением, аналогичным звуку кормушки-дозатора в эксперименте на крысах. Точно так же, как мы говорим о нажатии на рычаг как о классе разновидностей поведения, определяемом подкреплением, которое они вызывают, мы можем сказать, что реакция слушателя дала подкрепление такому виду читательской деятельности, который преобразует механическое чтение в свободное изложение собственными словами учащегося.

Примеры подкрепления окружающим миром

Для описания подкрепления сложного поведения человека еще более важно, чем в случае поведения животных, рассматривать подкрепление как определение класса оперантного поведения. Предположим, например, что родитель 12-летнего ребенка решил использовать положительное подкрепление, чтобы сформировать и поддерживать поведение ребенка - уборку своей комнаты. Одна процедура, которая была предложена, состоит в выдаче фишек, которые ребенок может накапливать и тратить на лакомства, игрушки, специальные экскурсии и привилегии. Прежде всего надо четко определить те действия, частота которых будет увеличиваться выдачей фишек. Эти действия - подметание, складывание одежды в шкаф, стирание пыли тряпкой, замена постельного белья и уборка постели, мытьё окон и так далее.
Было бы трудно разбить каждое действие на составные мускульные движения, но ведь мы можем рассматривать оперант как класс актов поведения, определяемый теми изменениями, которые они производят в окружающем мире. Конкретные движения метлой, которые необходимы, будут достаточно точно определены, если мы представим себе класс действий метлой, результатом которых является чистый пол. Движения метлой по полу эквивалентны топографии воздействий на рычаг, а чистый пол является эквивалентом звука срабатывания кормушки. В случае крысы, стимул от срабатывания кормушки - это случай сигнала о том, что она сможет есть корм. В случае ребенка, убирающего свою комнату, чистый пол - это случай сигнала о том, что он получит фишку, который в свою очередь позволит ребенку получить лакомства или особые привилегии. На более высоком уровне родитель может осмотреть комнату и выдать фишку только тогда, когда комната полностью убрана. Конечно, успешное применение такой процедуры подразумевает наличие многих сопутствующих условий. Одним из них является наличие компонентов этого поведения в репертуаре поведения ребенка. Например, ребенок должен быть в состоянии поднять метлу. Вторым условием является история развития, которая делает возможной выполнение такой длинной цепочки актов поведения (всех действий, необходимых для уборки комнаты) без ослабления деятельности. Также будет необходим достаточный уровень самоконтроля у ребенка, который позволит ему удержаться от других видов деятельности, которые в краткосрочной перспективе могут возобладать над уборкой комнаты.

Практически для введения такой процедуры потребуется управление поведением, аналогичное приучению животного к кормушке-дозатору, при котором чистая комната становится условным подкреплением благодаря последующим факторам положительного подкрепления или же отрицательного управления, с которыми ребенок сталкивается в случае убранной или же неубранной комнаты. Именно в этой сфере становятся ясными практические пределы полезности такой процедуры. При отсутствии последствий, связанных с убранной комнатой достаточно надёжно включенных в поведенческий репертуара ребенка), результатом может быть то, что ребенок вообще не станет выполнять это. Вместо этого будет происходить борьба сил как результат произвольности подкрепления.

Экстинкция, выявление подкрепителя и доказательство кондиционирования

Если мы наблюдаем акт поведения, например, задирание головы голубем и захотим выяснить, является ли стимул, который следует за этим актом поведения, обуславливающим его, мы просто прекращаем подачу корма (производим экстинкцию) и наблюдаем, снижается ли частота этого акта поведения. Если частота уменьшается, то нам ясно, что задирание головы получает подкрепление, то есть получение корма. Тогда мы можем говорить о подкреплении кормом как причине этого поведения. Применимость экстинкции для этой цели основана на предпосылке, что акт поведения уже условно кондиционирован. Если подкрепитель, ответственный за акт задирания головы, не были выявлен, то мы не можем говорить о снижении частоты акта поведения в результате экстинкции.

Связь между экстинкцией и выявлением подкрепителя становится критической, когда мы анализируем поведение в сложной естественной окружающей среде, где одновременно действует более одного фактора влияния на поведение. Рассмотрим, например, ситуацию, в которой учитель, полагая, что дурное поведение ученика получает подкрепление вниманием учителя к нему, пытается уменьшить частоту актов дурного поведения, не реагируя на них. Однако может быть и так, что подкреплением, поддерживающим дурное поведение ученика, является одобряющая реакции, получаемая от других учеников, а также (пассивная) реакция учителя. Если мы сочтём эту линию поведения учителя за "экстинкцию" дурного поведения, то это будет неправильно, потому что это означало бы, что оно якобы на самом деле получает подкрепление от внимания учителя. Примеры такого рода дают дополнительные основания для ограничения использования термина "экстинкция" для процедуры прекращения подкрепления, а не для уменьшения частоты актов поведения. В данном примере неспособность ограничить использование слова "экстинкция" лишь процедурой прекращения подкрепления приводит к нелепым выводам, таким как: применил экстинкцию в отношении дурного поведения, но оно не поддалось экстинкции."

Исследовательские работники, которые экспериментировали с приёмами модификации поведения при помощи фишек для подкрепления актов поведения по уходу за собой и самообслуживанию у пациентов учреждений для психически больных и умственно отсталых, взяли на себя труд доказать, что подкрепляющий аспект процедуры выдачи фишек был фактором, ответственным за улучшение поведения в желательном направлении.6 В экспериментах обычно регистрировали исходную частоту желательного поведения перед началом программы выдачи фишек, измеряли увеличение актов самообслуживания, когда они получали подкрепление фишками, и измеряли его исчезновение, когда выдача фишек будет прекращена на определенный срок. Три изменения по процедуре: "без фишек - с фишками - без фишек", представляют собой схему ABA (ABA design) и доказывают, что произошло увеличение самообслуживания, и что фишки были на самом деле ответственны за акты поведения по уходу за собой и самообслуживанию у пациентов.

Процедура DRO

Процедура DRO - это метод, при котором продолжают подавать подкрепляющий стимул, и одновременно производят экстинкцию выработанного ранее условного акта поведения. Процедура DRO (differential reinforcement of other behavior) - дифференцированное подкрепление иного поведения в своей простейшей форме может быть продемонстрирована лабораторным экспериментом с голубем, у которого был выработан условный акт поведения - клевать кнопку, подкреплявшийся работой автоматической кормушки-дозатора. Процедура DRO состоит в том, что каждый клевок кнопки отсрочивает включение кормушки на 15 секунд. Пока птица продолжает клевать кнопку, кормушка не работает. При отсутствии клевков кормушка включается через каждые 15 секунд. Какой бы иной акт поведения птица ни выполняла в тот момент, когда истекает 15-секундный срок, за ним последует включение кормушки и, следовательно, его частота может увеличиться в, но мы не можем знать, каким будет этот акт поведения. Таким образом, процедура DRO гарантирует, что клевки не будут сопровождаться включением кормушки, и поддерживает бесперебойную работу кормушки вслед за иными актами поведения, чем клевание кнопки.

Два аспекта процедуры DRO уменьшают частоту клевания. Во-первых, клевки исполняются, но корма не даётся (экстинкция). Во-вторых, включение кормушки-дозатора сопровождает другие акты поведения, и увеличение их частоты предотвращает акты клевания кнопки. Кроме того, процедура DRO будет иметь совершенно иное влияние на акты поведения, которые максимально несовместимы с клеванием. Если включение кормушки случайно произошло после того, как птица задрала голову перед кнопкой, то такой акт поведения будет предотвращать клевание кнопки не столь сильно, как, например, оборот птицы к противоположной стенке клетки. Таким образом, "иное поведение", получающее подкрепление, скорее всего, будет состоять скорее в перемещении на сторону клетки, противоположную стороне с кнопкой, чем в задирании головы перед кнопкой. Процедура DRO доказывает, что обстоятельства, связывающие акт поведения и подкрепление, создают оперант, крайне отличающийся от предоставления животному возможности кормиться.7
DRO использовалось в исследованиях манипуляции поведения взамен простой процедуры экстинкции (как было описано в предыдущем разделе на экспериментах с выдачей фишек), чтобы проверить то, что подкрепление, помимо получения фишки, действительно производило изменения поведения. Эксперимент по модификация поведения8, целью которого было подкрепление речевого общения у "немых" пациентов психиатрических больниц с диагнозом шизофрении, иллюстрирует такое применение DRO. Была разработана программа в которой использовались имитация и тренировочные процедуры с подкреплением выражения пациентами несложных звуков маленькими кусочками еды. После 79 тренировочных "уроков" пациенты стали говорить слово "food" (еда), а иногда и название пищи (блюда), причем достаточно уверенно для того, чтобы получить всю порцию блюда. При этом экспериментаторы применили процедуру DRO, чтобы доказать, что причиной этого улучшения на самом деле была взаимосвязь между пищевым подкреплением и речью (экспериментатор говорил "good" (хорошо), когда давал пациенту кусочек еды), причем независимо от просто получения пищи или какого-либо случайного обстоятельства этого взаимодействия.
---
Американский мальчик (фото Д. Арбуз)

Результатом этого (контрольного) эксперимента стало исчезновение речи, когда пищу стали давать за иное (не речевое) поведение, и ее появление вновь, когда акты речи стали снова подкреплять пищей. Таким образом, экспериментаторы могли сделать совершенно обоснованный вывод, что речевое поведение поддерживалось тем, что подкреплялось едой. С другой стороны, этот эксперимент также показал ограниченную терапевтическую полезность такой дрессировки, так как пациенты не говорить за пределами специфической обстановки эксперимента. Чтобы быть клинически полезным, речевое поведение пациентов следует подкреплять и поддерживать при помощи достигнутых отношений "социальной торговли". Тем не менее экспериментаторы доказали, что эти "немые" больные шизофренией были еще способны говорить, как и до начала их психоза.

DRO наблюдается как повседневное явление во многих ситуациях общения между людьми, в которых вопрос состоит не в том, произойдёт ли подкрепляющий стимул или нет, а в том, произойдет ли конкретный требуемый акт поведения. Учитель в классе при нормальном ходе занятий должен время от времени обращать внимание на отдельных учащихся. Мы знаем по множеству экспериментов, а также по обычным наблюдениям, что внимание учителя является важным подкрепителем в типичной ситуации на уроке. Акты поведения учащихся, которые привлекают внимание учителя, подавляются им, чтобы они были реже. В идеале, учитель должен уделять внимание ученикам, когда они что-то учат или занимаются чем-то иным, педагогически продуктивным, а не когда они хулиганят, бездельничают или заняты чем-то не имеющим отношения к уроку. Были проведены эксперименты (см главу 10), в котором учителя пытались устранить хулиганское поведение в классе, игнорируя учащихся, когда они хулиганят, но с другой стороны сохраняли высокую частоту знаков внимания в отношении педагогически продуктивной деятельности и тому подобным вещам. Процедуры этих экспериментов являются по существу процедурой DRO. Процедуру DRO направили против предыстории подкрепления, при которой внимание учителя подкрепляло хулиганское поведение.

Подкрепление и экстинкция в повседневной жизни людей

Лабораторные опыты с подкреплением поведения животных кормом демонстрируют процесс подкрепления в чистейшем виде и дают нам концепции и принципы, которые могут быть распространены на поведение человека. Поведение маленьких детей в простых взаимодействиях с окружающей их физической средой дают нам другие простые и легко наблюдаемые виды деятельности, которые иллюстрируют важнейшие свойства подкрепления, когда оно действует в естественной среде.

Возьмём как пример действия ребенка от одного до двух лет, когда он сидит на полу и пытается достать большой мяч, или отталкивает его, или поднимает его, или катает его ладонью своей руки. Отталкивание мяча - это акт поведения, движение руки и кисти ребенка. Его подкреплением является движение мяча, катящегося прочь. Когда ребенок ползет к новому местоположению мяча, то подкрепление, которое получают его ползательные движения - это видимое приближение мяча. Когда ребенок тянется за мячом, то подкреплением является непосредственный осязательный контакт руки с мячом. Эти акты поведения представляют собой движения руки и пальцев. Те движения руки и пальцев, результатом которых является осязательная стимуляция ладони ребенка, становятся более частыми, в отличие от тех движений, которые не дают этого результата. Когда ладонь ребенка находится в контакте с мячом, то движения пальцев, которые удерживают мяч в руке ребенка, становятся более частыми. Результат боковых движений руки ребенка - катание мяча туда-сюда. А точная подгонка движений руки к движениям мяча туда-сюда, естественно вызывается физическими свойствами мяча, который дифференциально подкрепляет тот поведенческий репертуар, при котором движения рук находится под управлением вызванных ими движений мяча.

Кормление ребенка с ложки представляет собой другой пример простых движений, осуществляемых в естественной среде. Когда мать держит ложку каши перед ртом младенца, то движение открывания рта побуждает мать поместить ложку ему в рот. Таким образом, открывание рта ребенком получает подкрепление - ложка оказывается внутри рта. Закрывание рта, когда ложка находится внутри, получает следующее оперантное подкрепление, потому что оно побуждает мать вытянуть ложку из зажатых губ, отчего пища остаётся во рту ребенка. Заглатывание пищи получает еще одно оперантное подкрепление вхождением пищи в пищевод.

Ребенок чуть постарше, кормя сам себя с ложечки, может ударить ложкой о тарелку, отчего произойдет громкий звук. Этот акт поведения получает подкрепление шумом, который он производит. Движения, производящие более громкие звуки, становятся чаще по сравнению с теми, которые не попадают по тарелке или слабее ударяют по ней. Таким образом, поведение определяется соотношением между физическими свойствами тарелки и ложки, и актами поведения, которые производят шум. Во всех этих примерах важно отметить: 1) что подкрепление является непосредственным следствием акта поведения; 2) что оперант представляет собой целый класс актов поведения; и 3) что акты поведения, которые составляют этот класс, имеют то общее свойство, что все они одинаково эффективно производят такие изменения в окружающей среде, которые увеличивают их частоту.

Хотя процедура экстинкции по сути является противоположностью подкрепления, бывает трудно их разграничить, когда подкрепление имеет физическую связь к производящим его актом поведения. Осязательная стимуляция от движений рук к мячу практически неизбежна, пока сохраняется визуальное управление актами поведения ребенка от мяча. Экстинкция может произойти, если другой человек быстро убирает мяч из зоны досягаемости ребенка или удерживает руку ребенка, когда он её протягивает. Хотя кажется, что такую экстинкцию очень сложно осуществить, мы её иногда наблюдали в естественной среде. Клиническими исследованиями9 выявлено, что есть родители, которые так настойчиво опекают ребенка, что они способны предотвратить практически любой вид взаимодействия ребенка с обычными бытовыми объектами. Когда ребенок тянется к пепельнице или тарелке, такой родитель берет его на руки, удерживает его движение, или убирает тарелку из зоны досягаемости. Когда ребенок пытается коснуться чего-то, что кажется грязным, это движение пресекают. Они могут лишать его даже таких непосредственных и естественных подкрепителей, как осязательный контакт с предметом, лежащим на полу, или шум, производимый ударами двух предметов друг о друга, или залезание на предметы обстановки.

Вопросы

1. Почему для оперантного поведения рекомендуется термин акт поведения (performance), а для рефлексов - термин реакция(response) ?
2. Почему правильно употреблять слово экстинкция как глагол, описывающий процедуру прекращения подкрепления, а не как существительное, описывающее изменение поведения животного, когда подкрепление прекращается?
3. Опишите тесную взаимосвязь между оперантным актом поведения и тем критическим воздействием на окружающий мир, которое увеличивает частоту этого акта.
4. Каким образом механическое устройство, соединяющее выключатель и рычаг, определяет класс оперантного поведения, который получает подкрепление в эксперименте на крысах?
5. Почему мы должны описывать оперант как класс актов поведения в отношении к подкреплению, которое поддерживает их выполнение?
6. Приведите несколько примеров оперантов, получающих отрицательное подкрепление, с объяснением взаимоотношения между подкрепителем и классом актов поведения, которое при этом наблюдается.
7. Каким образом чтение и изучение (текста) иллюстрируют тот факт, что оперант характеризуется тем изменением в окружающем мире, которое он производит?
8. Расскажите об уборке комнаты как иллюстрации актов поведения, которые поддерживаются одним общим подкрепителем, и как эта концепция позволяет нам конкретизовать эти акты поведения.
9. Как можно использовать экстинкцию для того, чтобы доказать, что определённый подкрепитель на самом деле поддерживает частоту выполнения акта поведения?
10. Как можно с помощью процедуры DRO убедиться в том, что акт поведения поддерживается следующим за ним стимулом?
11. Каким образом процедура DRO была использована в обстановке школьного класса, чтобы определить взаимоотношения между вниманием учителя и его влиянием на поведение ученика?
12 Приведите несколько примеров подкрепления и экстинкции в повседневной жизни людей и детально проанализируйте акты поведения, используя необходимую техническую терминологию.


Комментариев нет:

Отправить комментарий