Часть
III:
Демонстрация
оперантного
кондиционирования
Лабораторные
процедуры
кондиционирования
голубей
Наглядная
демонстрация
подкрепления
даст
непосредственное
знакомство
с принципами
подкрепления,
которые
были изложены
в предыдущих
частях этой
главы.
Методы,
описанные
здесь,
являются
стандартными
лабораторными
процедурами,
с помощью
которых
был выполнен
громадный
объём
фундаментальных
исследований
оперантного
кондиционирования.
Если вы
не в
состоянии
устроить
наглядную
демонстрацию
или
лабораторный
эксперимент,
то есть
несколько
общедоступных
фильмов, в
которых
ясно
показаны10
эти процессы.
Однако
большое
преимущество
даёт
постановка
наглядных
экспериментов,
при которых
учащиеся
могут лично
задать
факторы
подкрепления
для введения
оперантных
актов в
поведенческий
репертуар
животного.Опыт
подкрепления
актов
поведения
голубя -
это
драматическое
зрелище,
которое
устраивает
учащийся-экспериментатор,
налаживая
управление
поведением
животного
при помощи
лишь кнопки,
которая
приводит
в действие
механизм
кормушки,
увеличивая
частоту
исполнения
акта
поведения
почти
мгновенно,
и переводя
его его
в более
сложную
форму за
несколько
минут.Опыт
показывает,
что
практически
важно
рассматривать
поведение
и его
подкрепление
как раздельные
события, и
подтверждает
теоретическое
воззрение,
которое
считает,
что поведение
организмов
- это
фундаментальное
явление,
управление
которым
происходит
при его
взаимодействии
с окружающим
миром.
Процесс,
который
при этом
наблюдается,
иллюстрирует
основополагающий
принцип
анализа и
управления
оперантным
поведением.
Этот принцип
даёт ответ
на вопрос:
"Отчего
происходит
поведение?"
Можно
с пользой
произвести
три вида
экспериментов.
В первом
увеличивают
частоту
исполнения
акта
поведения,
уже имеющегося
у животного.
Во втором
эксперименте
прекращают
подкрепление
и наблюдают
уменьшение
частоты
исполнения.
В третьем
эксперименте
формируют
новый акт
поведения,
которого
ещё нет
в поведенческом
репертуаре
животного,
путем
подкрепления
последовательного
приближения.
Подготовка
животного.
Чтобы
можно было
завершить
демонстрацию
за время
одного
урока, птица
должна
заранее
достаточно
свыкнуться
с
экспериментальной
установкой
и обстановкой
на уроке,
чтобы
наблюдатели
и другие
события не
были помехой
эксперименту.
Это можно
достичь,
поместив
установку
с подопытной
птицей в
оживленном
коридоре,
офисе или
классе, где
птица сможет
адаптироваться
к звукам,
аналогичным
тем, которые
он будет
слышать во
время
эксперимента.
Установка.
Основными
компонентами
установки
являются
небольшой
экспериментальное
пространство
(бокс) и
устройство
для подачи
корма в
качестве
подкрепления.
Такую
установку
можно купить
или соорудить
из картона
почти без
затраты
денег.
Учебные
руководства,
например
книга Эллен
Риз
"Экспериментирование
с
оперантным
поведением"
(Experiments
in
Operant
Behavior
by Ellen
Reese)
содержат
подробные
инструкции,
как купить
или смастерить
этот аппарат,
и по
уходу за
птицами и
подготовке
их к
экспериментам.11
Книга
"Лабораторные
исследования
оперантного
поведения"
Джека Майкла
(Laboratory
Studies
in
Operant
Behavior
by
Jack
Michael)12
содержит
аналогичную
информацию
по опытам
на крысах.
Каковы бы
ни были
конкретные
детали
используемой
установки,
основные
характеристики
экспериментального
пространства
должны
удовлетворять
следующим
требованиям:
1.
Оно должно
быть
достаточно
большим,
чтобы
животному
хватало
места для
выполнения
актов
поведения,
которые у
него пытается
выработать
учащийся.
Если будет
проводиться
опыт по
подкреплению
задирания
головы, то
вертикальный
размер
клетки
внутри
должен
позволять
максимальное
вытягивание
шеи на
какое
способна
птица.
Слишком
просторная
клетка
может
усложнить
демонстрацию,
потому что
тогда
множество
актов
поведения
будет
конкурировать
с выбранным
для
подкрепления
актом.
2.
Условный
подкрепитель
необходимо
давать
очень
быстро.
Например,
имея
автоматическую
установку,
экспериментатор
моментально
нажимает
кнопку,
чтобы
привести
в действие
свет, звук
и
кормушку-дозатор.
С установкой,
работающей
вручную,
тот же
эффект
может быть
достигнут
в два
этапа.
Сперва
экспериментатор
включает
звук и
света, а
потом кладёт
корм в
лоток и
пододвигает
его животному.
Если световой
и звуковой
сигнал
даются
мгновенно
после
выполнения
акта
поведения,
то давать
корм можно
с небольшим
запаздыванием.
Важнейшим
условием
является
то, чтобы
световой
и звуковой
сигнал
подавались
сразу же
после того
акта
поведения,
частоту
которого
экспериментатор
хочет
увеличить.
На рисунке
показан
схематический
вид сбоку
типичной
установки,
которая
используется
в экспериментах
по оперантному
подкреплению.13
--
Рисунок
Прозрачный
диск или
кнопка
смонтированы
на одной
стенке
экспериментального
пространства.
Удар клевка
по кнопке
включает
переключатель,
который
посылает
электрический
импульс,
автоматически
включающий
кормушку-дозатор.
Подача
электрического
тока на
соленоид
поднимает
лоток с
кормом так,
что птица
может
доставать
зерно через
отверстие
для кормления.
Лампа над
отверстием
для кормления
загорается,
когда
поднимается
лоток с
кормом,
чтобы птица
увидела
корм, а
также
получила
условный
сигнал
(вместе со
звуком
соленоида),
который
можно дать
мгновенно
после
выполнения
акта
поведения.
Увеличение
частоты
выполнения
уже
имеющегося
оперантного
акта
поведения
Можно
увеличить
частоту
исполнения
(кондиционировать)
какой-либо
акт поведения,
который
уже имеется
у птицы.
Ниже
приведены
примеры
актов
поведения,
которые
могут
проявляться
без
обуславливания
(кондиционирования)
с некоторой
частотой:
1) заход
в один
из углов
клетки; 2)
задирание
головы; 3)
подъем
лапы; 4)
клевание
пола. После
того, как
частота
его проявления
будет
подсчитана
за 5
или 10
минут, можно
заняться
его
подкреплением.
После
нескольких
подкреплений
наступает
явление
обуславливания
(кондиционирования)
этого акта
поведения.
Теперь
учащийся
может снова
подсчитать
частоту
его выполнения
за 5
или 10
минут и
сравнить
его с
начальной
частотой.
Это различие
- результат
подкрепления.
Чтобы
уменьшить
частоту
выполнения
уже
кондиционированного
акта
поведения,
экспериментатор
просто
прекращает
давать
подкрепление
и снова
подсчитывает
его частоту.
Эффект
экстинкции
будет
очевиден,
если
аккуратно
вести
подсчёт.
Формирование
нового
акта
поведения
при
помощи
последовательного
приближения
Та
же птица
может
служить
объектом
эксперимента
по
последовательному
приближению,
если её
достаточно
долго лишать
корма перед
началом
опыта. Взяв
за исходный
какой-нибудь
подходящий
акт, уже
имеющийся
в поведенческом
репертуаре
голубя,
ведут
дифференцированное
подкрепление
его поведения,
постепенно
изменяя
его в
направлении
целевого
акта
поведения.
Вот несколько
возможностей
для выработки
последовательным
приближением:
1.
Прыжки
через голову
(сальто-мортале)
2.
Хождение
по кругу
3.
Перепрыгивание
с ноги
на ногу
4.
Клевание
точки на
полу
5.
Вспрыгивание
на картонную
коробку.
Чтобы
начать
кондиционировать
птицу на
хождение
по кругу,
за исходный
акт возьмите
небольшой
поворот в
нужном
направлении.
Когда
частота
этого акта
поведения
немного
увеличится,
подкрепление
можно будет
давать
только за
бóльшие,
чем прежде,
повороты.
Таким
образом
подкрепляется
акт поведения,
который
уже происходит
с высокой
частотой.
Если
процедура
ведётся
достаточно
постепенно,
то промежутки
без
подкрепления,
вероятно,
не будут
превышать
от 5
до 30
секунд. Но
если какой-то
промежуточный
акт
подкреплять
неизменным
слишком
долго, то
он, возможно,
будет
кондиционирован
столь
сильно, что
станет
трудно
перейти к
следующему
этапу
последовательного
приближения.
И наоборот,
если пытаться
вести
приближение
к целевому
акту слишком
быстро, то
будет
слишком
мало
возможностей
для
подкрепления
промежуточных
актов
поведения
и эффект
кондиционирования
исчезнет.
Кондиционирование
клевания
кнопки
Этот
акт поведения
имеет особое
значение,
потому что
значительная
часть
фундаментальных
исследований
оперантного
кондиционирования
включает
в себя
клюющие
движения
голубя.
Хотя голубь
может
клюнуть
кнопку и
без
специальной
подготовки,
но частота
этого акта
настолько
низка, что
для
практических
целей
необходимо
кондиционировать
его
последовательным
приближением.
Сперва дают
подкрепление
любому
движению
головы
птицы в
направлении
кнопки. Так
как голубь
ест из
кормушки-дозатора,
то он
неизбежно
находится
в положении,
обращенном
к кнопке.
Позже
получают
подкрепление
только те
акты
поведения,
которые
всё больше
приближают
голову
птицы к
кнопке. В
конце
концов,
птица делает
пробный
клевок
кнопки,
который
получает
подкрепление.
С этого
момента
дрессировщик
может
продолжать
подкрепление
клевков
или, если
позволяет
установка,
перевести
кормушку-дозатор
в режим
автоматической
работы.
Альтернативный
способ
кондиционирования
клевков
кнопки -
это наклеить
несколько
зерен на
кнопку.
Птица почти
неизбежно
клюнет их
и тем
самым
приведет
в действие
выключатель.
Затем зерна
можно
удалить.
Такая
процедура
в сущности
сдвигает
управление
клевками
кнопки с
инициирующего
его процесса
видения
зёрен на
оперантный
(условный)
стимул.14
Особенности
клевания
кнопки,
которые
делают этот
акт поведения
полезным
оперантом
для изучения
поведенческих
процессов
в лаборатории
Во
многих
лабораторных
исследованиях
клевание
кнопки
служит как
произвольный
акт поведения,
выбранный
как замена
любого
другого
акта, который
можно
поддерживать
в поведенческом
репертуаре
животного.
Оно выбрано
из-за его
определенных
желательных
свойств.
Клевание
- важная
часть
естественного
поведенческого
репертуара
голубя,
потому что
является
компонентом
многих
видов его
деятельности.
Птичий клюв
можно
рассматривать
как
функциональный
аналог
человеческой
руки. Его
действия
легко
кондиционировать
и легко
поддерживать
в течение
длительных
периодов
времени.
Голова
птицы легка
по отношению
к массе
движущих
ею мышц.
Это создает
предпосылку
для очень
высоких
темпов
клевания
- до
40000 клевков
в час,
давая нам
зависимую
переменную,
нечто вроде
предрасположения
или склонности
выполнять
этот акт,
которая
может
принимать
значения
в очень
широком
диапазоне.
Второе
преимущество
заключается
в том,
что фактор
(contingency)
подкрепления,
задаваемый
кнопкой и
расположенным
за ней
выключателем,
создает
относительно
однородный
класс актов
поведения.
Изменения
в топографии
клевания
упрощают
интерпретацию
данных. Тот
факт, что
клевок
нажимает
механизм
кнопки и
вызывает
электрический
импульс,
определяет
стандартный
класс
топологии
клевков,
что дает
возможность
программировать
и автоматически
регистрировать
ход
экспериментов.
Те
же самая
процедура
последовательного
приближения
может быть
использована
для
дрессировки
животного,
например
собаки, в
естественной,
домашней
обстановке.
Еда будет
эффективным
подкреплением
для собаки,
если
тренировку
проводить
незадолго
до привычного
времени
кормления,
и в
обстановке
отсутствия
отвлекающих
стимулов,
которые
будут
конкурировать
за внимание
собаки.
Создание
условного
подкрепителя
Звук
щелчка или
слова
"хорошо"
(good)
служит в
качестве
условного
подкрепителя,
который
можно подать
мгновенно
за любым
актом
поведения,
который
намечен
для
оперантного
кондиционирования
(обуславливания).
Чтобы задать
звук щелчка
или "хорошо"
в качестве
эффективного
подкрепления,
необходимо
иметь под
рукой
какой-нибудь
собачий
корм, который
легко
давать,
например
сухарики
или кусочки
мяса.
Дрессировщик
держит еду
в закрытом
контейнере
и щёлкает
каждый раз,
когда
бросает
кусочек
корма в
миску
собаке.
Кусочки не
должны быть
ни слишком
большими,
тогда собака
быстро
насытится;
ни слишком
маленькими,
когда они
перестанут
быть
эффективными
подкрепителями.
Необходимо
также
выжидать
примерно
полминуты
или минуту
между каждым
кормлением,
чтобы собака
могла
подходить
к миске
и убеждаться,
что в
отсутствие
щелчка там
нет корма.
Каждый раз,
когда собака
будет
подходить
к миске
в отсутствие
щелчка,
частота
такого акта
поведения
будет
уменьшаться.
И наоборот,
когда
прозвучит
щелчок и
собака
найдёт корм
в миске,
частота
подходов
к миске,
вызванных
щелчком,
будет
увеличиваться.
Прекращение
попрошайничества
Большинство
собак
когда-то в
прошлом
получали
корм из
рук
дрессировщика
и поэтому,
скорее
всего,
выпрашивают
пищу. Для
устранения
этого
поведения
собаку
лишают
корма всякий
раз, когда
она
попрошайничает
или глядит
на
дрессировщика.
Систематическое
подкрепление
какого-то
определенного
операнта
также
следует
избегать
на этом
этапе
обучения,
так как
такие акты
поведения,
нечаянно
получающие
подкрепление,
будет мешать
достижению
цели
процедуры
формования
нужного
операнта.
Процедуры
формирования
может
начинать
тогда, когда
собака
подходит
к миска,
как только
прозвучит
щелчок, но
не подходит
к миске
чашу во
всех
остальных
случаях,
не
околачивается
в
непосредственной
близости
от
дрессировщика,
и не
выполняет
беспрестанно
один и
тот же
оперантный
акт поведения.
Последовательное
приближение
акта
поведения,
уже
имеющегося
в
репертуаре
собаки15
Простой
целью
дрессировки
может быть
заход собаки
в угол
комнаты
или
прикосновение
носом к
корзине
для бумаг.
Это -
акты
поведения,
которые
рано или
поздно
произойдут
без внешнего
вмешательства,
пусть даже
редко. Этот
процесс
может быть
ускорен
методом
подкрепления
последовательных
приближений.
Когда собака
поворачивает
голову в
сторону
корзины
для бумаг,
идёт, или
делает шаг
в этом
направлении,
надо щёлкнуть
немедленно
после
точного
исполнения.
Результатом
будет
увеличение
частоты
этого
движения
по сравнению
с другими
актами
поведения.
Дрессировщик
может затем
изменить
фактор
(условие)
выдачи
подкрепления,
добавив
шаг или
два в
направлении
корзины
для бумаг,
и продолжать
этот процесс,
пока эти
приближения
не завершатся
тем, что
собака
будет
подходить
к корзине
для бумаг
и касаться
её носом.
Последовательное
приближение
актов
поведения,
которые
не
наблюдаются
спонтанно
Приносить
газету и
класть её
рядом с
дрессировщиком
- вот
возможный
целевой
репертуар.
Исходный
акт поведения,
получающий
подкрепление
- это
сидеть
рядом с
дрессировщиком,
когда газета
находится
поблизости.
Следующим
этапом
является
подкрепление
взглядов
на газету,
а не
на тренера.
Если собака
поворачивает
голову к
газете, то
за это
движение
получает
подкрепление.
После того,
как
подкрепление
увеличит
частоту
взглядов
на газету,
тренер
щелкает
или говорит
"хорошая
собака"
- "good
dog"
только
после
энергичных,
а не
слабых
движений
головой в
сторону
газеты.
Когда собака
делает
небольшой
шаг в
направлении
газеты,
тогда вместо
взглядов
подкрепляют
уже этот
акт поведения.
Когда собака
начинает
регулярно
делать
шаги, то
подкрепление
просто
взглядов
прекращается.
Затем собака
нюхает или
кусает
газету,
возможно,
с небольшим
поднятием
её с
земли, что
следует
подкрепить.
После того,
как собака
станет
поднимать
газету и
делать это
регулярно,
то можно
начать
подкрепление
её движения
назад к
дрессировщику,
с газетой
во рту.
Когда собака
станет
неизменно
приносить
газету
дрессировщику,
он кладёт
её в
разные
места и
на разных
расстояниях.
Процесс
последовательного
приближения
сложной
деятельности,
как например,
принесения
газеты,
требует
много
времени и
терпения,
так как
в нём
содержится
много
промежуточных
стадий,
необходимых
для
аппроксимации
целевого
репертуара,
и можно
подкреплять
только
такие акты
поведения,
которые
собака уже
исполняет.
Если собака
бросает
дело на
определенном
этапе
дрессировки,
необходимо
вернуться
к более
раннему
акту
поведения,
где частота
подкрепления
достаточно
высока для
того, чтобы
поддерживать
его.
Мгновенность
подкрепления
имеет
критическое
значение
для успеха
процедуры.
Если стимул
запаздывает
от акта
поведения,
то он
будет
следовать
за некоторым
иным актом
поведения,
отличным
от того,
что было
задумано.
На практике
задержка
подкрепления
всего лишь
на долю
секунды
может
вызвать
трудности
в дрессировке
животного.
Например,
если хотят
подкрепить
поднятие
головы, но
подкрепление
даётся
пол-секунды
спустя
после
поднятия,
то подкрепление
может на
самом деле
следовать
за опусканием
головы -
актом
поведения,
несовместимым
с целевым
поведением.
Обратите
внимание,
что собака
возвращается
к дрессировщику
за кормом
после
каждого
условного
подкрепления
(щелчка или
слов "хорошая
собака").
Это -
гарантия
того, что
корм можно
съесть,
хотя условное
подкрепление
удалено по
времени от
дачи корма
и животное
находилось
тогда на
некотором
расстоянии
от того
места, где
получает
корм.
Прыжки
в
воздух
Другой
целью для
подкрепления
путем
последовательного
приближения
могут быть
прыжки
высоко в
воздух. Так
как собаки
редко
подпрыгивают
в воздух,
то необходимой
отправной
точкой
являются
некоторые
спонтанные
акты
поведения
собаки
выбрасывает,
такие как
подъем
голову или
любой отрыв
передних
лап от
земли.
Поскольку
каждое
подкрепление
увеличивает
частоту
исполнения
актов,
подводящих
к целевому,
то это
делает
возможным
подкрепление
последовательного
приближения
к цели.
Рядом
Приучить
собаку идти
рядом (у
ноги
владельца)
- первейшее
желание
лиц, которые
регулярно
гуляют со
своими
собаками.
Требуемое
поведение
собаки -
это чтобы
она бежала
у ноги
владельца,
на поводке
или без
него. Сначала
выясним
то, как
можно
использовать
корм в
качестве
подкрепления
положения
рядом.
Собака
должна
получать
регулярную
кормёжку
после
дрессировки,
на которую
оптимально
надо отводить
около 15
минут в
день. Когда
собака ни
отстает,
ни тянет
поводок
вперед, то
дрессировщик
говорит:
"хорошо"
и даёт
кусочек
корма. При
этом очень
вероятно,
что возникнет
осложнение
"попрошайничества",
о котором
говорилось
ранее. Эта
процедура
на деле
даёт
подкрепление
большому
разнообразию
актов
поведения
собаки -
всем
действиям
за исключением
отставания
и забегания
вперёд
(дифференциальное
подкрепление
поведения,
кроме
отставания
и забегания
вперёд).
Такие акты
поведения,
как
отставание,
обнюхивание
или тяга
вперед,
будут
проявляться
всё реже,
потому что
за них
собака не
получает
корма, а
вот сохранение
положения
у ноги
дрессировщиком
будет
получать
подкрепление
и,
следовательно,
сохраняться.
Последовательное
приближение
к положению
у ноги
следует
проводить
с большой
осторожностью.
Если
требования
к поведению,
получающему
подкрепление
кормом,
будут
слишком
строгими,
то оказия
дать
подкрепление
будет
слишком
редкой. Но
если класс
актов
поведения,
получающих
подкрепление,
будет
охватывать
и случаи,
когда собака
находится
не рядом,
а слишком
далеко,
тогда
необходимые
экстинкция
и
дифференциальное
усиление
не будут
происходить
достаточно
эффективно.
По мере
того, как
поведение
"идти у
ноги"
становится
всё более
преобладающим
над другим
поведением,
условие
дачи
подкрепления
(contingency
of
reinforcement)
можно
постепенно
делать
более
строгим.
После того,
как
дрессировка
достигнет
той стадии,
когда
действие
подкрепителя
становится
несомненным,
корм, а
также
условный
подкрепитель
можно будет
давать по
перемежающейся
(intermittent)
схеме (см
главу 8).
Другие
подкрепители
Управление
поведением
собаки в
естественной
среде
обитания
происходит
гораздо
более
сложно, чем
кусочками
корма. Кроме
того, корм
- это
настолько
искусственный
и мало
связанный
с естественными
оперантными
взаимосвязями
подкрепитель,
что вызываемое
им управление
поведением,
скорее
всего, будет
достаточно
ограниченным.
Если собака
проводит
большую
часть
времени в
закрытом
помещении,
то все
впечатления
и зрительные
и обонятельные
ощущения,
которые
она получает
во время
прогулки,
являются
очень мощным
подкрепителем.
Но и
внимание
и одобрение
дрессировщика,
который
дает собаке
возможность
такой
прогулки,
гуляет с
ней, гладит
её и
играет с
ней, также
будут мощным
подкрепителем.
Внимание
и одобрение
часто
являются
более
эффективными
подкрепителями,
чем корм,
и действуют
в течение
длительного
времени,
если
дрессировка
осуществляется
осторожно,
с дружеским,
а не
враждебным
подходом.
Акт поведения
"рядом",
поддерживаемый
такими
подкрепителями,
становится
стабильным
компонентом
социальной
действительности
собаки.
Такое
стабильное,
естественное
управление
означает,
что поведение
дрессировщика
также
получает
подкрепление
естественным
образом, и
будет
поддерживаться
подкрепителями,
внутренне
присущими
такому
поведенческому
взаимодействию.
Процедура
с
использованием
фишек
для
подкрепления
поведения
в
больничных
условиях
Процедура
с выдачей
фишек
психически
больным
детям,
которые
обладают
лишь
минимальным
поведенческим
репертуаром,
показывает,
что сложное
взаимодействие
между
ребенком
и персоналом
клиники
имеет
простые
компоненты,
которые
являются
примером
действия
принципов
оперантного
подкрепления.16
Терапевтическое
действие
состояло
во
взаимодействии
ребенка с
персоналом
клиники с
получением
и отдачей
фишки, что
требовалось
перед тем,
как он
мог сесть
за обеденный
стол. Еда
являлась
последним
звеном,
поддерживавшим
всю цепочку
актов
поведения,
но и
составляющие
её компоненты,
предшествующие
принятию
пищи,
являются
примерами
конкретных
актов
поведения,
за которыми
следуют
конкретные
подкрепления.
Один
сотрудник
клиники
стоит в
дверях
столовой
и впускает
только тех
детей, у
которых
есть фишка.
В дальнейшем
можно
ставить
условием
наличие
фишки
правильного
цвета.
Другой
сотрудник
стоит метрах
в пяти
от входа
в столовую
и раздаёт
фишки. Всех
детей,
приходящих
в столовую
без фишки,
отправляют
обратно за
фишкой. Эту
процедуру
регулируют
таким
образом,
чтобы
требуемое
было явно
в пределах
возможностей
ребенка.
На практике,
вход детей
в столовую
всего лишь
задерживается,
так что
никто из
них на
самом деле
не остаётся
без обеда.
Почти без
плана,
требования
усложняются
небольшими
шагами,
пока
поведением
детей не
станет
чётко
управляемым
при помощи
фишек и
всех
связанных
с этим
процедур.
Бывает, что
ребенок
мыкается
взад и
вперед
между этими
двумя
сотрудниками
- раздающим
и собирающим
фишки,
потому что
он или
не берёт
фишку, или
не отдаёт
её.
Последствием
такой
ситуации
является
приведение
поведения
ребенка в
соответствие
требованиям
процедуры
с фишками.
Первый
акт поведения,
получающий
подкрепление
- это
получение
фишки,
выдаваемой
сотрудником.
Если фишка
в руке,
то получит
подкрепление
и следующий
акт поведения
- отдача
фишки
другому
сотруднику,
стоящему
в дверях.
Начальная
часть этого
акта -
протянуть
руку за
фишкой.
Подкреплением
акта
протягивания
руки является
осязательный
контакт
фишки с
ладонью
ребенка.
Следующий
акт поведения
- сжимание
пальцев
вокруг
фишки
(удержание
её);
подкреплением
является
давление
фишки в
собранной
в пригоршню
руке.
Следующий
акт поведения
- идти
к входу
во столовую
- получает
подкрепление
тем, что
он изменяет
местоположение
ребенка.
Акт, который
может
получить
подкрепление
на новом
месте -
это протянуть
руку и
разжать
пальцы.
Этот акт
поведения
получает
подкрепление
следующим
событием
в оперантной
цепочке -
сотрудник,
стоящий во
дверях,
принимает
фишку. Тут
подкрепление
состоит в
том, что
ребенок
получает
возможность
войти в
столовую.
Вхождение
в столовую
- это
акт поведения,
получающий
подкрепление
видением
пищи,
стульев,
столов и
т.д.
Последовательное
приближение
первоначально
было
достигнуто
активным
содействием
поведенческим
актам взятия
и отдачи
фишки.
Например,
если ребенок
не сжимал
в пригоршне
выданную
фишку, то
выдавший
её сотрудник
закрывал
руку ребенка
своей
собственной,
и шел
с ним
на другому
сотруднику,
который
был готов
получить
фишку. При
этом он
говорит
ребенку
ласковые
и ободряющие
слова, или
обнимает
рукой плечи
ребенка,
когда они
идут вместе.
В тяжёлых
случаях
этот
сотрудник
может
поначалу
сам нести
фишку, за
ребенка, в
качестве
первого
приближения.
Некоторые
дети не
отдают
фишку, когда
они подходят
к сотруднику,
который
должен
получить
её. В
этом случае
ребенка
можно
бережно
удерживать
до тех
пор, пока
его хватка
за фишку
не ослабнет.
Как только
фишка будет
взята, сразу
же даётся
щедрая
словесная
благодарность,
и ребенка
быстро
проводят
к его
месту в
столовой.
В этом
случае
процедура
подкрепления
усиливает
широкий
спектр
социальных
взаимодействий,
которые
иначе бы
не произошли,
например,
когда более
способный
ребенок из
сочувствия
к проблемам
другого,
предлагает
свою помощь.
И хотя
процедура
с фишкой
временно
прерывается,
это даёт
тот
дополнительный
положительный
эффект, что
ребенок,
обычно не
контактирующий
с окружающими,
получает
пользу от
общения,
равно как
и тот,
кто предложил
помощь. Мы
обычно не
думаем об
этих
небольших
жестах как
об актах
поведения
и подкрепителях,
потому что
в повседневности
они настолько
рутинны и
неизбежны.
Однако в
случае с
психически
больных
детей, чей
поведенческий
репертуар
чрезвычайно
скуден, у
нас появляется
шанс
наблюдать
развитие
мелких
деталей
поведения,
которые
очень важны,
если таких
детей
научить
этому.
Практическая
модификация
поведения
процедурой
с
фишками
Фишки
использовались
в
психиатрических
больницах
для того,
чтобы
побудить
пациенток
с хронической
шизофренией
выполнять
такие
действия,
как
расчесывать
свои волосы,
убирать
кровать,
умываться,
использовать
косметику,
и опрятно
есть.
Конечно,
невозможно
давать
фишку сразу
после
фактического
выполнения
- например,
движения
гребнем по
волосам.
Поэтому
фишки
выдавались
на основе
оценки
опрятности
и чистоты,
когда осмотр
пациентки
свидетельствовал
о её
уходе за
собой. Такая
процедура
с фишками
является
примером
генерализованной
констатации
оперантного
поведения.
Даже если
было
невозможно
наблюдать
фактически
само
поведение,
частоту
которого
требуется
увеличить,
его можно
действительно
подкреплять,
наблюдая
соответствующие
изменения,
являющиеся
результатом
такого
поведения.
Соответственно,
мытьё -
это группа
актов
поведения,
в результате
которой
удаляется
грязь с
кожи, при
использовании
мочалки,
умывальника,
душа или
ванны.
Расчёсанные
волосы -
это результат
расчесывания
волос
гребнем
или щеткой.
Выдача
фишки после
осмотра,
которым
установлено,
что волосы
расчесаны,
гарантирует
с высокой
степенью
достоверности,
что перед
этим волосы
действительно
расчёсывались.
Даже
если
пациентке
расчесал
волосы
кто-то
другой,
такое
поведение
тоже
клинически
продуктивно
и сходно
по итогу.
Получить
от кого-то
помощь,
чтобы
привести
в порядок
свои волосы,
или делать
это самой
- функционально
эквивалентные
акты
поведения,
поскольку
они приводят
к одному
и тому
же результату.
Грубо
говоря,
можно
сказать,
что оба
вида
деятельности
свидетельствуют
о решении
пациентки
причесать
себе волосы,
и склонности
делать всё
возможное
для того,
чтобы этого
достичь.
Тождественный
результат
описывается
по-бихевиористски,
когда мы
говорим,
что процедура
с фишками
создала
ухоженный
вид пациентки,
как дающий
подкрепление
результат,
который в
свою очередь
усиливает
те акты
поведения,
которые
приводят
пациентку
в ухоженный
вид. Анализ
аналогичен
и для
простых
актов
поведения
голубя или
крысы. То,
что раздаётся
звук
срабатывания
кормушки-дозатора,
гарантирует,
что только
что произошел
акт нажимания
рычага,
неважно:
давя лапой,
или
присаживаясь
на него.
Промежуток
времени
между актом
причёсывания
и получением
фишки,
конечно,
эквивалентен
задержке
в эксперименте
с крысой,
поскольку
промежуток
времени
между
получением
корма и
актом
поведения
крысы,
который
обуславливает
получение
корма,
слишком
долог для
того, чтобы
корм мог
напрямую
влиять на
акт поведения.
Была
сделана
попытка
поведенческих
экспериментов,
направленных
на то,
чтобы
побудить
пациентов
с избыточным
весом к
участию в
программе
похудения,
давая фишки
в тот
день, когда
вес пациента
отвечал
критериям,
установленным
программой
терапии.
Мотивация,
направлявшая
этот
эксперимент,
была такой
же, что
и в
процедуре
с фишками,
описанной
выше. Если
давать
фишку по
случаю
потери
веса, то
снижение
веса пациента
может
служить
подкреплением,
которое
будет
формировать
и поддерживать
любые
подходящие
акты
поведения,
приводящие
к потере
веса.
Экспериментаторы
ожидали,
что получающие
подкрепление
акты
поведения
будут
представлять
собой меры
самоконтроля,
такие как
потребление
менее
калорийных
продуктов
или выполнение
действий,
несовместимых
с обжорством.
Однако
вопреки их
плану
оказалось,
что участились
такие акты
поведения,
как рвота,
приём
мочегонных
средств,
клизмы и
полное
голодание
- акты
поведения,
которые
вредны и
ущербны
как
терапевтическая
программа
нормализации
веса.17
И этот,
и предыдущие
примеры
иллюстрируют
класс актов
поведения,
определяемый
результатом,
который
служит им
как
подкрепление.
В предыдущих
примерах
опрятности
и ухода
за собой
существовала
естественная
связь между
причесанными
волосами
и актами
поведения,
которые
это
производят.
Но в
примере
снижения
веса все
акты
поведения,
частота
которых
увеличивалась,
производили
потерю
веса, но
их связь
с подкреплением
была слишком
разнообразной
и охватывала
такое
поведение,
которые не
было
терапевтически
полезным.
Случайное
подкрепление
в
поведении
человека
Многие
акты
поведения
человека
получают
случайное
подкрепление
из-за
сложности
естественной
среды
жизнедеятельности
и
обусловленности
происходящих
событий
множеством
факторов.
Факторы
азартных
игр, например,
игры в
карты,
генерируют
суеверное
поведение
как результат
случайного
подкрепления,
поскольку
выигрыш
денег при
выигрышном
раскладе
случается
часто, даже
если игрок
может
фактически
проигрывать
деньги,
если взять
длительный
период
времени.
Вследствие
высокой
частоты
выигрышей
вполне
вероятно,
что они
будут
случаться
после
такого,
например,
акта
поведения,
как трение
"везучей"
монеты до
того, как
поставить
её на
кон. Игрок
в кости,
который
выкрикнет:"Ну,
семёрка,
выходи!"
как раз
перед
броском
костей, а
затем
действительно
выпадает
семь очков,
впоследствии
будет
склонен
кричать
:"Ну,
семёрка,
выходи!",
хотя его
слова не
имеют
никакого
влияния на
результат
броска. Тот
факт, что
при игре
в кости
"семь"
выпадает
лишь редко,
не отменяет
его действия
как
подкрепление.
Он просто
указывает
на тип
схемы
подкрепления
(см главу
8), который
может даже
увеличить
навязчивость
соответствующего
поведения.
Игроки
в бейсбол,
бросающие
мяч, обычно
выполняют
ритуалы,
например
вытирание
мяча,
стереотипное
движение
ногой, или
какой-либо
другой
посторонний
жест. Такие
акты
поведения,
очевидно,
будут
получать
подкрепление
подобно
поведению
картежников,
т.е. случайно,
подкрепляемые
результатом
броска
мяча, который
последовал
сразу же
за ними.
Ритуальные
танцы
первобытных
культур,
например
танец дождя,
также пример
случайного
подкрепления.
Дождь,
сыгравший
роль
подкрепления
для молитв
и песнопений
- дело
случая. Но
рано или
поздно
дождь
пойдёт,
опят играя
роль
подкрепления
для молитв
и танцев.
А так
как
шаман-"вызыватель
дождя"
имеет
сильную
тенденцию
часто
молиться
о дожде,
то очень
вероятно,
что его
поведение
будет именно
таким, когда
наконец
пойдет
дождь.
И
врачи, и
пациенты
подвержены
действию
случайного
подкрепления
при лечении
некоторых
заболеваний.
Многие
болезни
имеют
естественное
течение
независимо
от лечения,
и применение
того или
иного метода
лечения
получает
подкрепление,
если затем
состояние
пациента
улучшается.
Розовый
лишай
(pityriasis
rosea)
- это
такая кожная
болезнь,
против
которой в
настоящее
время
возможно
только
симптоматическое
лечение.
Хоть она
и очень
неприятна
для пациента,
но имеет
фиксированную
длительность
и заканчивается
полным
выздоровлением
и пожизненным
иммунитетом.
В такой
ситуации
пациент и
врач
подвержены
влиянию
случайного
подкрепления.
Избегающее
поведение
особенно
восприимчиво
к случайному
подкреплению,
поскольку
оно получает
подкрепление,
когда
негативный
стимул
отсутствует.
Человек,
который
стучит по
дереву,
когда может
произойти
что-то
плохое, и
лица,
избегающие
черных
котов или
боящиеся
пройти под
лестницей,
упорствуют
в своём
избегании
с тех
пор, когда
возникло
некоторое
изначальное
кондиционирование
избегания.
Тот факт,
что (якобы
"благодаря
этому")
ничего
плохого не
происходит,
служит
усилению,
а не
ослаблению
избегающего
поведения.
Для устранения
такого
поведения,
получившего
случайное
подкрепление,
экстинкция
должна
иметь форму
наказания
за избегающее
поведения.
С другой
стороны,
не существовало
бы избегающего
поведения,
если не
было условных
(кондиционированных)
отрицательных
стимулов,
мотивирующих
его. При
анализе
функциональных
отношений
тиков, фобий
и навязчивых
действий
с окружающей
реальностью,
они часто
оказываются
избегающим
поведением,
которые
уже больше
могут не
получать
непосредственного
отрицательного
подкрепления.
Эти акты
поведения
по-прежнему
выполняются
потому, что
страдающие
ими не
подвергают
окружающую
реальность
проверке,
прекращая
избегающее
поведение.
То, что
в экспериментах
с обезьянами
избегающее
поведение
сохраняется
в течение
нескольких
часов
полного
отсутствия
негативного
стимула,
который
поддерживал
избегающее
поведение,
является
свидетельством
чрезвычайной
навязчивости
этого вида
поведения.
Приём
проверки
реальности
в терапии
отражает
понимание
психотерапевтом
закоренелости
избегающих
актов
поведения,
которые
больше не
имеют
функциональности
в нынешней
обстановке,
окружающей
пациента.
То,
вызывают
ли несколько
случайных
подкреплений
какой-либо
подражательный
эффект,
зависит от
случайного
совпадения
между схемой
случайного
подкрепления
и поведенческим
репертуаром,
с которым
он
взаимодействует.
Обычаи
социальной
среды могут
оказаться
содействующими
факторами,
которые
оказывают
влияние на
суеверное
поведение,
вырабатываемое
кондиционированием.
Существует
соблазн
рассуждать
по-менталистски,
интерпретируя
случайное
подкрепление
как то,
что якобы
некая
внутренняя
или
изначальная
предрасположенность,
свойственная
таким
поведенческим
актам,
влияет на
их
обуславливание
(кондиционирование).
Казалось
бы, резонно
сказать,
что "голубь
думает, что
он включает
кормушку."
Но такая
ссылка на
птичий
интеллект
не может
быть ничем
иным, как
окольным
путем ссылки
на объективные
факторы,
которые
четко
описаны
по-бихевиористски.
Объективные
факторы
имеют то
очевидное
преимущество,
что их
можно
измерять
и ими
можно
манипулировать.
Вопросы
1.
Опишите
схему
эксперимента,
рекомендуемого
для
демонстрации
оперантного
обуславливания.
2.
Опишите
порядок
подготовки
голубя к
демонстрации
оперантного
кондиционирования.
3.
Опишите
процедуру
последовательного
приближения.
4.
Какие
характеристики
клевания
кнопки
делают этот
акт поведения
оперантом,
полезным
для изучения
поведенческих
процессов
в лаборатории?
5.
Опишите,
как применять
принципы
оперантного
кондиционирования
для
дрессировки
животного,
например
собаки в
повседневной
обстановке.
6.
Опишите,
какое
применение
имеют
процедуры
кондиционирования
с использованием
естественных
подкрепителей,
а не
пищи или
фишек.
7.
Опишите,
как в
процедуре
с фишками
в столовой
для расширения
репертуара
поведения
психически
больных
детей
используется
естественное
подкрепление
незначительных
актов
поведения,
которые
аккумулируются.
8.
Опишите,
как процедуры
с фишками,
используемые
в
психиатрической
больнице,
иллюстрируют
генерализованное
подкрепление
классов
оперантного
поведения.
9.
Как концепция
генерализованного
подкрепления
объясняет
неудачу
системы
подкрепления
фишками,
использованной
в программе
снижения
веса,
описанной
выше?
10.
Почему
обстановка
азартных
игр, таких
как игра
в кости,
особенно
благоприятствует
случайному
подкреплению?
11.
Почему
избегающее
поведение
особенно
восприимчиво
к случайному
подкреплению?
Ссылки
---
Спасибо за перевод! Не планируете ли перевести такие работы профессора Скиннера как: "Verbal Behavior" и "Beyond Freedom and Dignity"?
ОтветитьУдалить