понедельник, 13 мая 2024 г.

ЧИЛИЙСКИЙ УРОК ДЛЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ РОССИИ - 4

Подчеркивания текста сделаны мною. Пояснения в тексте - издательства книги - (курсивом в скобках).

*  *  *

Сальвадор Альенде:

"РЕЧЬ НА СЕССИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ 4 декабря 1972 г. (продолжение)

Мы обвиняем, обращаясь к совести человечества

Мы не только страдаем от финансовой блокады, но и являемся жертвами неприкрытой агрессии. Две компании, входящие в основную группу крупнейших транснациональных корпораций и запустившие когти в мою страну — «Интернейшнл телеграф энд телефон компани» и «Кеннекот коппер корпорейшн», решили взять под контроль политическую жизнь нашей страны.

ИТТ, гигантская корпорация, капитал которой превышает государственные бюджеты многих латиноамериканских стран, вместе взятых, и даже государственные бюджеты некоторых промышленно развитых стран, с самого момента получения известия о победе народа на выборах в сентябре 1970 г. развернула злобную деятельность с целью помешать мне занять пост главы государства.

Между сентябрем и ноябрем упомянутого года в Чили имели место террористические акты, запланированные за пределами наших границ при участии местных групп фашистов, конечным итогом их явилось убийство главнокомандующего армией генерала Рене Шнейдера Шеро, честного человека н выдающегося военного, символизировавшего верность вооруженных сил Чили конституционным нормам.

В марте нынешнего года были опубликованы документы, разоблачающие причастность ИТТ к этим коварным замыслам. Компания ИТТ признала, что в 1970 г. она даже обратилась к правительству Соединенных Штатов с предложением вмешаться во внутриполитические события в Чили. Это подлинные документы. Никто не осмелился их опровергнуть.

Впоследствии, в июле нынешнего года, мир с крайним изумлением узнал о новом плане, который та же компания ИТТ представила североамериканскому правительству с целью добиться свержения моего правительства в шестимесячный срок. У меня в портфеле лежит документ, датированный октябрем 1971 г. В нем содержится 18 пунктов, предусматривающих экономическое удушение нашей страны, дипломатический саботаж, организацию беспорядков, создание паники среди населения, с тем чтобы, когда правительство не сможет контролировать положение, толкнуть вооруженные силы на нарушение демократического порядка и установление диктатуры.

В то время, когда ИТТ вносила этот проект, ее представители делали вид, будто ведут переговоры с моим правительством об условиях приобретения чилийским государством доли ИТТ в Чилийской телефонной компании. С первых дней пребывания у власти моего правительства по соображениям национальной безопасности мы начали переговоры о приобретении телефонной компании, контролируемой ИТТ.

Я лично дважды принимал высокопоставленных представителей правления этой компании. Мое правительство частно вело переговоры, тогда как ИТТ отказывалась от компенсации, которая определена на основе оценок, данных международными экспертами. Она препятствовала быстрому и справедливому решению этой проблемы, одновременно исподтишка пытаясь создать обстановку хаоса в стране.

Отказ ИТТ пойти на прямое соглашение и полученные сведения о ее коварных происках вынудили нас направить в конгресс законопроект о национализации этой компании. Решимость чилийского народа защищать демократический режим и революционный процесс, верность вооруженных сил своей родине и ее законам привели к провалу зловещих замыслов ИТТ.

Господа делегаты! Перед лицом мирового общественного мнения я обвиняю ИТТ в попытке спровоцировать в моей стране гражданскую войну. Подобные действия мы называем империалистическими.

Сейчас Чили угрожает опасность, устранение которой зависит не только от воли нашего народа, но и от многочисленных внешних факторов. Я имею в виду действия, предпринятые «Кеннекот коппер». Эти действия, как заявил на прошлой неделе министр горнодобывающей и нефтяной промышленности Перу на заседании Межправительственного совета стран — экспортеров меди (СИПЕК), напоминают революционному народу Перу позорное прошлое, связанное с деятельностью «Интернейшнл петролеум Ко», окончательно изгнанной из страны революцией.

Наша конституция устанавливает, что споры, возникающие в связи с национализацией, должны рассматриваться специальным судом, который, как и все суды моей страны, независим и суверенен в своих решениях. «Кеннекот коппер» признала его юрисдикцию и в течение года вела там тяжбу. Когда аппеляция «Кеннекот» была окончательно отвергнута, компания решила использовать свое влияние, чтобы лишить нас доходов от экспорта нашей меди и тем самым оказать давление на правительство Чили.

Наглость компании дошла в сентябре этого года до такой степени, что она потребовала от судов Франции, Голландии и Швеции наложить эмбарго на нашу медь, экспортируемую в эти страны. По-видимому, компания предпримет такие же попытки и в других странах. Эти действия совершенно не могут быть оправданы ни с какой точки зрения — ни с юридической, ни с моральной.

«Кеннекот» добивается того, чтобы суды других стран, не имеющие никакого отношения к тем проблемам и деловым вопросам, которые существуют между Чили и компанией «Кеннекот коппер», приняли решение считать недействительным суверенный акт нашего правительства, предпринятый на основе самых высоких полномочий в соответствии с конституцией страны и единодушно одобренный чилийским народом.

Эти притязания противоречат основным принципам международного права, в соответствии с которыми природные ресурсы страны, в особенности жизненно важные, принадлежат ей и находятся в ее полном распоряжении. Не существует единого международного закона для всех стран или, как в данном случае, специального договора по этим вопросам. Мировое сообщество, организованное на принципах Организации Объединенных Наций, не признает толкование международного права исключительно в интересах капитализма, так как в таком случае он мог бы использовать суды любой зарубежной страны для защиты выгодной ему структуры экономических отношений. Как совершенно определенно признала третья сессия ЮНКТАД, если бы подобное происходило в действительности, то был бы нарушен один из основных принципов международной жизни — принцип невмешательства во внутренние дела других государств.

Мы руководствуемся нормами международного права, неоднократно подтвержденными Организацией Объединенных Наций, в частности в резолюции № 1803 Генеральной Ассамблеи (Резолюция № 1803 Генеральной Ассамблеи — резолюция «Неотъемлемый суверенитет государств над природными ресурсами», принятая XVII сессией Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1962 г.)

 Эти нормы были подкреплены решениями Комитета по торговле и развитию как раз накануне выступления моей страны с разоблачением действий «Кеннекот». В указанной резолюции, наряду с подтверждением суверенного права каждой страны свободно распоряжаться своими природными ресурсами, содержится следующее положение: «...национализация, осуществляемая государствами с целью возвращения этих ресурсов, является выражением их суверенного права. Тем самым установление способов проведения подобной меры — дело каждой страны, и споры, которые могут возникнуть в связи с осуществлением этой меры, подлежат рассмотрению исключительно в ее судебных органах, что не противоречит изложенному в резолюции № 1803 Генеральной Ассамблеи».

В виде исключения эта резолюция допускает вмешательство внешних юридических институтов, но лишь в том случае, когда «имеется согласие между суверенными государствами и другими заинтересованными сторонами».

Таково единственное положение, приемлемое в Организации Объединенных Наций и соответствующее ее философии и принципам. Это единственное положение, которое может защитить право слабых от произвола сильного.

В парижском суде мы добились — да и не могло быть иначе — отмены ареста, наложенного на партию нашей меди. Мы неустанно будем отстаивать исключительную компетенцию чилийских судов в рассмотрении любых исков, связанных с национализацией нашего основного богатства.

Для Чили этот вопрос важен не только с юридической точки зрения. Это вопрос суверенитета. Господа делегаты, речь идет о гораздо большем — о жизни. Действия «Кеннекот» наносят серьезный ущерб нашей экономике. Только в результате трудностей, созданных непосредственно в области сбыта меди, Чили потеряла за два месяца несколько миллионов долларов. Я уже говорил о последствиях, связанных с затруднениями при осуществлении финансовых операций моей страны с банками Западной Европы. Очевидно также намерение посеять чувство неуверенности среди покупателей нашего основного экспортного продукта. Но добиться этого не удастся.

Вот какие цели преследует в данный момент эта империалистическая компания, ибо она понимает, что не может рассчитывать на лишение Чили какой-либо политической или судебной инстанцией того, что ей принадлежит на законном основании. Она пытается сломить нас. Этого никогда не добиться!

Агрессивные действия крупных капиталистических компаний направлены на то, чтобы воспрепятствовать освобождению народных масс, и представляют собой прямую атаку на экономические интересы трудящихся.

Господа делегаты! Чилийский народ достиг политической зрелости, чтобы на основе волеизъявления большинства населения принять решение о замене капиталистической системы хозяйства социалистической. Наше политическое устройство, располагающее достаточно демократическими институтами, позволяло этой революционной воле действовать, избегая насилия. Я считаю своим долгом обратить внимание Ассамблеи на то, что репрессии и блокада, направленные на обострение противоречий и экономических трудностей, угрожают нарушить мирную обстановку внутри страны. Этому не бывать! Подавляющее большинство чилийцев, занимающих патриотические и достойные позиции, сумеют противостоять этим проискам. Я уже говорил вначале: наша история, страна и люди сплавлены в едином чувстве высокого национального самосознания.

«У торговцев нет родины»

Выступая на третьей сессии ЮНКТАД, я имел возможность высказать свое мнение о транснациональных корпорациях и особо отмечал головокружительный рост их экономической мощи, политического влияния и разрушительной деятельности. Это явление вызывает тревогу у мирового общественного мнения. Могущество этих корпораций столь велико, что для него не существует границ.

Зарубежные инвестиции только североамериканских компаний, которые сегодня достигают 32 млрд. долларов, возрастали с 1950 по 1970 г. на 10% в год, в то время как экспорт в США ежегодно увеличивался лишь на 5%. Баснословные прибыли этих компаний — результат огромного выкачивания ресурсов из развивающихся стран.

Только за один год чистые прибыли, вывезенные этими компаниями из стран «третьего мира», составили 1723 млн. долларов, в том числе из Латинской Америки — 1013 млн. долларов, из Африки — 280, из стран Дальнего Востока — 366 и из стран Ближнего Востока — 64 млн. долларов.

Оказываемое ими влияние и масштабы их действий нарушают установившуюся практику торговли между государствами, передачи технологических достижений, перевода финансовых ресурсов из одних стран в другие, а также трудовые отношения. Мы находимся перед лицом подлинной конфронтации между крупными транснациональными корпорациями и государствами. Последние, как видно, испытывают на себе давление при решении основных вопросов — политических, экономических и военных — со стороны гигантских организаций, которые не зависят ни от одного государства, абсолютно не отвечают ни перед кем за свою деятельность и не подотчетны ни одному парламенту, ни одному органу, представляющему общественные интересы. Одним словом, подрывается вся мировая политическая структура. «У торговцев нет родины... Их интересует только прибыль». Это не мои слова, это слова Джефферсона.

Но круппые транснациональные компании не только посягают на насущные интересы развивающихся стран, их пагубная и неконтролируемая деятельность ощущается и в промышленно развитых странах, где они размещены. В последнее время сообщения с разоблачением их деятельности появились в Европе и в Соединенных Штатах, что вызвало даже соответствующее расследование в североамериканском сенате. Перед лицом возникшей опасности народы промышленно развитых стран не могут чувствовать себя более спокойно, чем народы слаборазвитых государств. Это явление уже вызвало растущее сопротивление организованных трудящихся, в том числе и крупнейших профсоюзных объединений мира. Трудящиеся во всем мире вновь должны объединить свои действия против общего врага: империализма.

Именно подобные действия транснациональных компаний побудили Экономический и социальный совет Организации Объединенных Наций после соответствующего обличительного заявления, сделанного Чили, единодушно одобрить в июле этого года резолюцию, предусматривающую, чтобы группа виднейших экспертов изучила вопрос о «деятельности и влиянии транснациональных корпораций на процесс развития, в особенности в развивающихся странах, и их воздействии на международные отношения» и представила рекомендации о необходимых мерах международного характера.

Пример нашей страны не единичен и не является исключением. Это лишь локальное проявление существующего положения. В таком положении находится латиноамериканский континент и весь «третий мир». Все страны периферии в различной степени и некоторыми отличительными особенностями испытывают на себе нечто подобное.

У развитых стран, которым присуще столь сильное чувство человеческой солидарности, должен вызывать возмущение тот факт, что отдельные компании могут безнаказанно вторгаться в деятельность самого жизненно важного механизма того или иного государства и даже вызывать ее полную дезорганизацию.

Представитель группы африканских стран, выступая несколько недель назад в Комитете по торговле и развитию с изложением позиции этих стран в связи с разоблачением Чили агрессивной деятельности «Кеннекот коппер», заявил, что они полностью солидарны с Чили, ибо речь идет о проблеме, волнующей не только одну страну, но и весь развивающийся мир. Эти слова особенно ценны, ибо означают признание со стороны целого континента того факта, что события, происшедшие в Чили, открывают новый этап в битве между империализмом и странами «третьего мира».

Драма развивающихся стран

Битва в защиту своих природных ресурсов — составная часть борьбы против отсталости, которую ведут страны «третьего мира». Агрессия, которой мы подвергаемся, показывает, сколь иллюзорны обещания, сделанные в последние годы, о широких действиях, направленных на преодоление отсталости и нужды в государствах Африки, Азии и Латинской Америки. Два года назад по случаю 25-летия создания Организации Объединенных Наций Генеральная Ассамблея торжественно провозгласила стратегию на Второе десятилетие развития ООН. В соответствии с этой стратегией все государства — члены ООН взяли на себя обязательство не жалеть усилий для преобразования на основе конкретных мероприятий нынешней несправедливой системы международного разделения труда и преодоления огромного технико-экономического разрыва, который отделяет богатые страны от развивающихся стран.

Мы убеждаемся, что ни одна из этих задач не претворяется в жизнь. Напротив, положение ухудшается. Так, рынки промышленно развитых стран продолжают оставаться, как и раньше, закрытыми для основных продуктов развивающихся стран, в особенности сельскохозяйственных, а уровень таможенного протекционизма даже возрастает. Условия торговли продолжают ухудшаться, система общих преференций для экспорта нашей готовой продукции и полуфабрикатов не была принята страной, чей рынок, учитывая его емкость, открывал для нас лучшие перспективы, и нет свидетельств того, что это произойдет в ближайшем будущем.

Объем предоставляемых развивающимся странам финансовых ресурсов по межгосударственным каналам далеко не достигает 0,7% валового национального продукта развитых стран, и даже снизился с 0,34 до 0,24%. Задолженность развивающихся стран, достигавшая огромных размеров к началу этого года, за несколько месяцев возросла с 70 до 75 млрд. долларов. Значительные платежи в счет погашения долгов, которые являются для этих стран непомерным выкачиванием средств, в значительной мере результат условий и особенностей предоставления займов. Выплаты по погашению задолженности увеличились в 1970 г. на 18%, а в 1971 г.— на 20%, что более чем вдвое превосходит среднегодовые темпы роста этих платежей в 60-х годах.

Такова трагедия отсталости, трагедия тех стран, которые, как и мы, пока еще не сумели заставить уважать свои права и на основе решительных коллективных действий защитить цены на сырье и основные продукты нашего экспорта, равно как противостоять угрозам и агрессии со стороны неоимпериализма.

Мы являемся странами потенциально богатыми, но живем в бедности. Мы ходим от одной двери к другой в поисках кредитов, помощи и тем не менее являемся — парадокс, присущий капиталистической системе хозяйства,— крупными экспортерами капитала.

Все, только что мною описанное, относится и к Латинской Америке, как составной части развивающегося мира. Латинская Америка вместе с Азией, Африкой и социалистическими странами в последние годы ведет борьбу за изменение структуры экономических и торговых отношений с капиталистическим миром, за замену несправедливой и дискриминационной системы экономических и валютных отношений, созданной в конце второй мировой войны в Бреттон-Вудсе (На международной конференции по валютным п финансовым вопросам в Бреттон-Вудсе (США, июль 1944 г.) было принято решение о создании Международного валютного фонда п разработано положение о Международном банке реконструкции и развития).

Верно, что между многими странами нашего региона и развивающимися странами других континентов существуют различия в уровне национального дохода. Подобные различия имеются даже в пределах одного региона, где есть страны относительно менее развитые по сравнению с остальными.

Эти различия, которые становятся значительно менее заметны, если провести сравнение с национальным доходом развитых стран, не позволяют Латинской Америке вырваться за рамки той значительной части человечества, которая является эксплуатируемой и обездоленной. Еще «Хартия Винья-дель-Мар», принятая в 1969 г., подтвердила эту общность, указала на степень социально-экономической отсталости региона и на внешние факторы, ее определяющие. Была подчеркнута огромная несправедливость, совершаемая по отношению к латиноамериканским странам под маской сотрудничества и помощи. В Латинской Америке крупные города — многие ими восхищаются — таят трагедию сотен тысяч людей, живущих в трущобах вследствие страшной безработицы и неполной занятости; глубокое неравенство, существующее между небольшими группами привилегированного населення и широкими массами, уровень потребления продуктов питания и медицинского обслуживания которых не выше, чем в Азии и Африке, и которые почти лишены доступа к культуре.

Еслн иметь в виду, что на латиноамериканском континенте не хватает 28 млн. жилищ, что 56% населения страдает от недоедания, более 100 млн. человек неграмотны или малограмотны, 13 млн. человек не имеют работы, а 50 млн. живут случайными заработками, легко понять, почему здесь высокая детская смертность и низкая продолжительность жизни. Более 20 млн. латиноамериканцев не знают денег даже как средства обращения.

Ни один режим, ни одно правительство не смогли решить проблему огромной нехватки жилищ, рабочих мест, продуктов питания и медицинского обслуживания. Напротив, из года в год она становится все более острой в связи с естественным ростом населения. Если положение не изменится, что же произойдет к концу века, когда нас будет более 600 млн. человек? Не всегда представляют себе, что латиноамериканский континент с его огромными потенциальными богатствами стал в последние 30 лет основной сферой экономической деятельности империализма. Недавно опубликованные данные Международного валютного фонда говорят о том, что с 1960 по 1970 г. вывоз прибылей из Латинской Америки частными компаниями развитых стран на 10 млрд. долларов превысил новые капиталовложения. Одним словом, эта сумма показывает, какой вклад в виде чистого капитала внес наш регион за 10 лет в развитие богатых стран.

Чили полностью и без каких-либо исключений солидарна со странами Латинской Америки. Поэтому мы приветствуем и строго соблюдаем принципы невмешательства и самоопределения, на которых основана наша внешняя политика. Мы всячески содействуем развитию экономических и культурных отношений между нашими странами.

Мы являемся сторонниками взаимодополнения и интеграции наших экономик. Поэтому мы с энтузиазмом работаем в рамках ЛАСТ (ЛАСТ — Латиноамериканская ассоциация свободной торговли. Учреждена «договором Монтевидео», подписанным в феврале 1960 г. В эту торгово-экономическую группировку входят Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили и Эквадор.) и, в качестве первого шага, стремимся к созданию общего рынка андских стран, который объединит Чили с Боливией, Колумбией, Перу и Эквадором.

Эпоха протестов, которые способствовали укреплению самосознания, для Латинской Америки осталась позади. Действительность разрушила идеологические барьеры, подорвала раскольнические и агрессивные устремления, и сейчас возникает горячее стремление координировать усилия в защиту интересов народов нашего континента и других развивающихся стран.

«Те, кто препятствуют осуществлению мирной революции, делают неминуемой революцию насильственную». Эти слова не мои, хотя я их разделяю! Они принадлежат Джону Кеннеди."

(Окончание следует)

.

суббота, 11 мая 2024 г.

ЧИЛИЙСКИЙ УРОК ДЛЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ РОССИИ - 3

Сальвадор Альенде и Эрнесто "Че" Гевара

Сальвадор Альенде и Фидель Кастро

После такого вдохновенного начала пришла пора поговорить о самом чилийском уроке для России. И этот урок - отрицательный. В самом деле, к началу 1970-х годов Куба по-прежнему оставалась единственной страной Латинской Америки, которой удалось освободиться от цепей империализма США за короткий период активной поддержки борьбы народов против западного империализма в первой половине 1960-х годов, когда КПСС возглавлял Н.С. Хрущев. После того, как его сверг сталинский номенклатурщик Брежнев, поддержка этой борьбы повсюду в мире, за исключением Вьетнама, где СССР старался конкурировать за влияние с Китаем, практически прекратилась. Поэтому кубинцы очень активно поддерживали правительство Народного Единства в Чили, возглавленное Президентом Альенде, и постоянно напоминали ему о необходимости уничтожения предательской компрадорской буржуазно-бюрократической "оппозиции", которая совместно с США (секретными службами и корпорациями) постоянно и активно вела подрывную деятельность - как терактами, так и "легальными" протестами и бесстыже лживой пропагандой в чилийских масс-медиях, которые так и остались во владении капиталистов. Альенде со своими мелкобуржуазными принципами "народного единства" игнорировал эти предупреждения, в результате чего был 11 сентября 1973 года свергнут фашистским путчем генерала Пиночета и убит.

Почему так случилось? Ведь Альенде был очень даже осторожен и изо всех сил старался не злить "отечественную", туземную буржуазию. Его речи на сессии ЮНЕСКО (перепост смотри ранее на блоге) и в ООН (начинаю выкладывать перепост) были направлены исключительно против империализма США и транснациональных корпораций. А в других выступлениях, опубликованных в этой книге, он всячески старался помешать стремлению народа Чили национализировать фирмы туземных буржуев, причём даже после нескольких (неудачных) попыток свергнуть его военными переворотами старался сохранить видимость лояльности "отечественных" буржуев. История президентства Альенде хорошо рассказана в книге во вступительной статье тов. И. Рыбалкина, которую я не буду перепостировать, а укажу лишь на то, что в условиях классового общества военный переворот (поддержанный западным империализмом) - это единственный реальный "социальный лифт" для заговорщиков, также как и "цветная революция" для агентов Запада - либерастов-грантоедов в "неправительственных организациях".

История Африки после освобождения от колониализма в 1960-х годах - это сплошная череда  военных переворотов без малейших просветов не только "социализма", но и "демократии". Любой офицерик с талантами авантюриста мог сагитировать свой батальон на военный переворот - штурм президентского дворца, где сидел его предшественник, уже ставший ненавистным народу. Этот офицерик в случае удачи сам становился "президентом" или даже "императором" и раздавал западным концернам концессии на грабёж богатств страны, а весь его батальон становился "президентской гвардией" или "императорской гвардией", члены которой получали синекуры и вовсю занимались коррупцией - до тех пор, пока какой-нибудь другой офицерик - пока ещё сравнительно бедный, но получивший "военное образование" в США, Англии или Франции - не устраивал следующий военный переворот.

Для западного империализма преимущество "цветных революций" перед военными переворотами состоит в том, что грантоеды сами не располагают вооруженными формированиями (армии или "правопорядка") и поэтому они гораздо послушнее военных диктаторов, а в случае необходимости их куда проще "сковырнуть" и заменить новой прозападной марионеткой..

Но независимо от того, какой окраски властитель - более прозападной, как у персонажей типа Зеленского или Пашиняна, или более "патриотической", как у "национального лодыря" Путина или "товарища" Си, официальная идеология любого режима в нынешнем классовом обществе - буржуазный национализм, малюющий миражи "народного единства" господ и нищебродов. Не случайно даже такой "луч света", как Альенде, говорил о "здоровом национализме". Но когда классовые противоречия обостряются (будь то из-за враждебных "санкций" Запада или из-за наступления очередного периода депрессии), эти миражи рассеиваются как туман при восходе Солнца. Национализм несовместим с социализмом, который может быть только мировым, интернациональным.

Ну а пока предлагаю ещё несколько раз насладиться красноречием Альенде. Бихевиористский анализ классового общества я дам в самом конце перепостов его выступлений.

*  *  *

Сальвадор Альенде:

"РЕЧЬ НА СЕССИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ 4 декабря 1972 г.

Господин председатель!

Господа делегаты!

Благодарю за оказанную мне высокую честь выступить с этой, самой представительной в мире трибуны самого важного и значительного форума, рассматривающего вопросы, касающиеся судеб человечества. Я приветствую господина генерального секретаря Организации Объединенных Наций, которого мы имели удовольствие принимать в нашей стране в первые недели его пребывания на этом посту, а также представителей более чем 130 стран, участвующих в работе Ассамблеи.

Испытывая глубокое уважение к данной вам, господии председатель, высокой власти, я хочу поблагодарить вас, гражданина страны, с которой нас связывают братские узы, человека, которого у нас была возможность оценить лично, когда вы возглавляли делегацию Польской Народной Республики на третьей сессии ЮНКТАД, за столь значительные и теплые слова.

Я приехал сюда из Чили, страны маленькой, но в которой сегодня любой гражданин может свободно выражать свои взгляды, в которой существует неограниченная культурная, религиозная и идеологическая терпимость и в которой нет места расовой дискриминации. Это страна, где рабочий класс объединен в одну профсоюзную организацию, страна, где при многопартийной политической системе существует всеобщее и тайное избирательное право, это страна, где парламент действует 160 лет непрерывно с момента своего создания, а суды независимы от исполнительной власти, страна, где с 1833 г. конституция изменялась только один раз и применение ее практически никогда не прекращалось. Это страна с населением около 10 млн. человек, которая на протяжении жизни одного поколения дала миру двух лауреатов Нобелевской премии в области литературы: Габриэлу Мистраль и Пабло Неруду, детей скромных тружеников. Наша история, страна и люди сплавлены в едином чувстве высокого национального самосознания.

Но вместе с тем Чили — это страна с отсталой экономикой, которая подчинена и даже отдана на откуп иностранным капиталистическим компаниям. Наша страна имеет внешний долг свыше 4 млрд. долларов, для погашения которого необходимо ежегодно отчислять более 30% всех экспортных поступлений. Наша экономика остро ощущает на себе изменения конъюнктуры на мировом рынке, находится в состоянии хронического застоя и инфляции. В результате миллионы людей вынуждены жить в условиях эксплуатации и нищеты, полной или частичной безработицы.

Я выступаю сегодня здесь потому, что моя страна решает в данный момент проблемы, которые в силу своего всемирного значения являются предметом постоянного внимания Ассамблеи наций. Это борьба за социальное освобождение, борьба за благосостояние и интеллектуальный прогресс, в защиту личности и национального достоинства.

Перед моей родиной, как и перед многими другими странами «третьего мира», стояла перспектива развития в рамках модели медленной модернизации, модели, лишающей, как свидетельствуют исследования специалистов и трагическая действительность, миллионы и миллионы людей надежды на прогресс, благосостояние и социальное освобождение, на жизнь, достойную человека. Эта модель ведет к еще большей нехватке жилищ, обрекает все большее количество граждан на безработицу, неграмотность, невежество и голод.

Короче говоря, это та же самая перспектива, которая существовала для нас при колониализме или в условиях зависимости и которая несла нам эксплуатацию как во времена военных столкновений, «холодной войны», так и мира. Нас, слаборазвитые страны, хотят оставить навечно в положении подчиненных, второразрядных государств.

Чилийские трудящиеся, став творцами своего будущего, отвергли эту модель, решив стать на путь ускоренного, независимого, самостоятельного развития посредством революционного преобразования устаревших структур.

Народ Чили добился создания своего правительства, пройдя длительный путь, стоивший ему немалых жертв, и сейчас он отдает все свои силы делу установления экономической демократии в области экономики, с тем чтобы производственная деятельность служила потребностям и чаяниям общества, а не интересам личного обогащения.

Планомерно и целенаправленно перестраивается старая структура, основанная на эксплуатации трудящихся и господстве меньшинства, владеющего основными средствами производства. Вместо нее возникает новая структура, управляемая трудящимися. Поставленная на службу интересам большинства, она закладывает основы для такого роста, который означает подлинное развитие, идет на благо всего населения и освобождает широкие слои соотечественников от нищеты и социального бесправия.

Трудящиеся отстраняют привилегированные круги от политической и экономической власти как на предприятиях, так и в органах местного и государственного управления. В этом суть революционного процесса, который переживает наша страна, процесса, направленного на ликвидацию капиталистической системы с целью открыть путь к социализму.

Необходимость обратить все наши экономические ресурсы на удовлетворение огромных нужд народа требовала возвращения Чили ее достоинства. Мы должны были покончить с таким положением, когда чилийцы, сами страдая от бедности и отсталости, вынуждены были в интересах страны (США), занимающей на мировом рынке самые мощные экономические позиции, вывозить огромные капиталы. Национализация основных богатств — исторически обусловленное требование. Наша экономика не могла больше оставаться в подчиненном положении, которое привело к тому, что более 80% нашего экспорта находилось в руках кучки крупных иностранных компаний, всегда ставящих свои интересы выше нужд тех стран, за счет которых они обогащаются. Мы не могли согласиться и с существованием язвы латифундизма, промышленных и торговых монополий, кредитной системы, поставленной на службу интересам немногих лиц, чудовищного неравенства в распределении доходов.

Процесс, который происходит в Чили

Осуществляемые нами изменения структуры власти, постепенный переход руководящей роли к трудящимся, возвращение стране ее основных богатств, освобождение родины от иностранной зависимости — это кульминационный этап длительного исторического процесса, завершение усилий по завоеванию политических и социальных свобод, героической борьбы нескольких поколений рабочих и крестьян за организационное сплочение с целью превращения в общественную силу, способную завоевать политическую власть и отстранить капиталистов от экономической власти.

Традиции, характерные особенности и революционное сознание чилийского народа позволяют ему направить революционный процесс по пути к социализму, укрепляя гражданские свободы, как общественные, так и личные, при уважении идеологического и культурного плюрализма. Мы постоянно боремся за соблюдение социальных свобод, за экономическую демократию при полном осуществлении политических свобод.

На основе демократического волеизъявления наш народ бросил вызов, приступив к развитию революционного процесса в рамках правового государства с его высокоразвитыми институтами, которое показало свою способность к переменам и которое сегодня поставлено перед необходимостью приведения их в соответствие с новой социально-экономической действительностью.

Мы национализировали основные богатства.

Мы национализировали медную промышленность.

Мы сделали это по единодушному решению парламента, в котором правительственные партии находятся в меньшинстве.

Мы хотим, чтобы весь мир ясно понял: мы не конфисковывали крупные медные предприятия, принадлежавшие иностранным компаниям, мы лишь исправили в соответствии с положениями конституции историческую несправедливость, вычтя из суммы компенсации за эти предприятия прибыли, полученные компаниями с 1955 г. и превышающие 12% годовых.

Прибыли, полученные на протяжении последних 15 лет некоторыми ныне национализированными компаниями, были настолько высокими, что, когда их разумный предел был определен в 12% годовых, к этим компаниям пришлось применить значительные вычеты. Таков, например, случай с филиалом «Анаконда компани», среднегодовая прибыль которого с 1955 по 1970 г. составила в Чили 21,5% балансовой стоимости, в то время как прибыли «Анаконды» в других странах достигали только 3,6% в год.

То же относится и к филиалу «Кеннекот коппер корпорейшн», среднегодовая прибыль которого за этот же период в Чили составила 52%, причем в отдельные годы прибыли достигали невероятных размеров: в 1967 г.— 106%, в 1968 г.— 113 и в 1969 г.— свыше 205%. Средний размер прибылей «Кеннекот» в других странах в этот же период составлял менее 10% в год. Вместе с тем к другим медным компаниям в соответствии с конституционными нормами такие меры не были применены, так как их доходы не превышали 12% в год.

Необходимо подчеркнуть, что в годы, непосредственно предшествовавшие национализации, крупные медные компании приступили к осуществлению планов расширения производства, оказавшихся в значительной степени несостоятельными, поскольку они, несмотря на получаемые крупные прибыли, привлекали не собственные ресурсы, а прибегали к внешним кредитам.

В соответствии с положениями закона чилийское государство обязано взять на себя эти долги, размер которых достиг огромной цифры — свыше 727 млн. долларов. Мы даже начали выплачивать компании «Кеннекот» в Соединенных Штатах долги одной из ее дочерних фирм. Компании, которые эксплуатировали чилийскую медь на протяжении многих лет, только за последние 42 года вывезли из нашей страны свыше 4 млрд. долларов прибыли, в то время как первоначальный размер их капиталовложений не превысил 30 млн. долларов. Приведу один простой и печальный пример, представляющий резкий контраст с вышесказанным: в нашей стране 700 тыс. детей никогда не смогут испытать всех радостей жизни, потому что в первые восемь месяцев после своего рождения они не получали необходимого количества белков. 4 млрд. долларов позволили бы полностью преобразовать мою родину. Только часть этих средств могла бы полностью обеспечить белками всех детей моей родины.

Национализация медной промышленности была проведена в полнейшем соответствии с внутренними законоположеннями и с уважением норм международного права, которое не должно использоваться для защиты интересов крупных капиталистических компаний.

Такова в общих чертах суть процесса, переживаемого моей страной, о чем я считал уместным сказать на этой Ассамблее, отмечая при этом, что мы строго соблюдаем рекомендации Организации Объединенных Наций и опираемся на собственные силы в качестве основы социально-экономического развития. Здесь, на этом форуме, принимались рекомендации относительно преобразования отсталых институтов и структур; мобилизации национальных ресурсов, как природных, так и людских; перераспределения доходов и уделення первоочередного внимания развитию образования и здравоохранения, а также нуждам беднейших слоев населения. Все эти задачи являются важной составной частью нашей политики и решаются самым активным образом.

Моя страна — жертва агрессии

Вместе с тем печальная необходимость заставляет меня выступить с этой трибуны с заявлением о том, что моя страна стала жертвой жестокой агрессии.

Мы предвидели, что при осуществлении нашего процесса преобразований, в особенности при национализации наших природных ресурсов, нас ожидают трудности и сопротивление внешних сил. История империализма и его жестокости в Латинской Америке продолжительна и зловеща. Перед нами драматический и героический пример Кубы, а также Перу, которой пришлось столкнуться с трудностями в связи с принятыми решениями суверенно распоряжаться собственной нефтью.

В 70-х годах нашего века, после того как мировое сообщество приняло столько соглашений и резолюций, в которых признается суверенное право каждой страны распоряжаться своими природными ресурсами в интересах собственного народа, после одобрения международных соглашений об экономических, социальных и культурных правах и стратегии на Второе десятилетие развития ООН, торжественно подтверждающих все эти соглашения, мы являемся жертвами нового наступления империализма, более хитроумного, более коварного и опасного, цель которого — воспрепятствовать нашему суверенному государству осуществлять свои права.

С момента нашей победы на выборах 4 сентября 1970 г. на нас стали оказывать в широких масштабах давление извне, с тем чтобы помешать приходу к власти свободно избранного народом правительства, а позднее, чтобы свергнуть его. Нас хотели изолировать от мира, задушить экономически, парализовать нашу торговлю медью, которая является нашим основным экспортным продуктом, и лишить нас возможности получепия внешних кредитов.

Нам понятно, что, когда мы разоблачаем финансово-экономическую блокаду, которой подвергается наша страна, не только мировой общественности, но даже некоторым нашим соотечественникам не просто понять это, ибо речь идет не об открытом нападении, о котором было бы известно всему миру. Наоборот, это нападение всегда ведется исподтишка, окольным путем, хотя от этого оно не становится менее опасным для Чили.

Нам противодействуют силы, которые действуют в тени, без опознавательных знаков, но располагают мощным оружием и занимают влиятельные позиции в самых различных областях.

Никто не налагал запрета на наше право торговать. Никто не заявлял о своем намерении вступить в противоборство с нашей страной. Может показаться, что у нас нет врагов, кроме внутренних политических противников. Но это не так. Мы являемся жертвой действий почти неприметных, прикрытых, как правило, фразами и заявлениями об уважении к суверенитету и достоинству нашей родины.

Но мы на собственном опыте знаем, как далеки подобные заявления от практических действий, которые нам приходится терпеть.

И это не пустые слова. Речь идет о конкретных проблемах, которые сегодня вызывают лишения и создают трудности для моего народа и которые в ближайшие месяцы будут оказывать еще более серьезное воздействие на нашу экономику.

Экономика Чили, как и большинства стран «третьего мира», очень зависима от конъюнктуры на внешних рынках. Падение мировых цен на медь в последние 12 месяцев означало для нашей страны — ежегодно она экспортирует товаров на сумму несколько более 1 млрд. долларов — снижение валютных поступлений примерно на 200 млн. долларов. В то же время цены на ввозимые нами товары, как промышленные, так и сельскохозяйственные, резко повысились, на некоторые — до 60%. И сейчас Чили покупает товары по высоким и продает по низким ценам.

Именно в этот момент, сам по себе тяжелый для нашего платежного баланса, нам пришлось столкнуться, среди прочих вещей, и с такими действиями, которые направлены, повидимому, на то, чтобы отомстить чилийскому народу за его решение национализировать медную промышленность.

До прихода к власти моего правительства Чили ежегодно получала от международных финансовых организаций, таких, как Международный банк реконструкции и развития и Межамериканский банк развития, в виде займов около 80 млн. долларов. Это финансирование было вдруг остановлено.

В прошлом десятилетии Чили получила от Управления международного развития при правительстве США (АИД) займы на сумму 50 млн. долларов. Мы не претендуем на возобновление этих займов, Соединенные Штаты суверенны в вопросе, предоставлять или не предоставлять свою помощь любой стране. Мы только хотим подчеркнуть, что эта внезапная остановка кредитов привела к значительному сокращению нашего платежного баланса.

Когда я вступил на президентский пост, наша страна имела возможность получать в частных североамериканских банках для финансирования нашей внешней торговли краткосрочные кредиты на сумму около 220 млн. долларов. За короткий срок эта сумма была сокращена на 190 млн. долларов, и нам пришлось изыскивать средства для обеспечепия проведения соответствующих торговых операций.

Как и большинство стран Латинской Америки, Чили, в силу технологической отсталости, должна осуществлять значительные закупки оборудования в Соединенных Штатах. В настоящее время приостановлено финансирование и этих закупок как поставщиками, так и Экспортно-импортным банком, который обычно предоставляет средства для подобного рода операций. Это привело к ненормальному положению: мы должны закупать данные товары с предварительной оплатой, что сильно сказывается на нашем платежном балансе.

Предоставление займов по соглашениям, заключенным Чили с государственными организациями Соединенных Штатов до начала деятельности моего правительства и уже выполнявшимся, также было приостановлено. Вследствие этого, чтобы продолжать осуществление соответствующих проектов, мы вынуждены проводить закупки на северо-американском рынке за наличный расчет, ибо работы на объектах находятся в полном разгаре и заменить источники импорта необходимых товаров уже невозможно.

В свое время предусматривалось, что финансирование этих проектов будут осуществлять правительственные организации США. В результате действий, направленных на то, чтобы помешать сбыту чилийской меди в страны Западной Европы, наши краткосрочные операции с частными банками этого континента, основой которых служили поступления от продажи меди, были в огромной мере затруднены. Это означало, что мы лишились возможности получения кредитов в сумме свыше 20 млн. долларов, приостановление почти завершенных переговоров о финансовых соглашениях на сумму свыше 200 млн. долларов, создание обстановки, препятствующей нормальному осуществлению наших закупок в этих странах и резко осложняющей наше положение в области получения внешних кредитов.

Эта финансовая блокада, чреватая в условиях чилийской экономики серьезными последствиями, привела к резкому ограничению наших возможностей для закупок оборудования, запасных частей, различных материалов, продуктов питания и медикаментов. Все чилийцы страдают от последствий этих мер, сказывающихся на повседневной жизни каждого гражданина страны и, естественно, на внутриполитической обстановке.

Вышесказанное означает, что полностью извращается природа международных организаций, ибо их использование в качестве инструмента политики любой из стран-участниц, какой бы могущественной она ни была, является юридически и морально неприемлемым. Это означает нажим на экономически слабую страну! Это означает применение санкций против народа, решившего вернуть себе собственные основные богатства! Это означает преднамеренное вмешательство во внутренние дела другой страны!

Это мы называем империалистической наглостью!

Господа делегаты, всем вам известно и вы не можете не помнить, что все это многократно осуждалось в резолюциях Организации Объединенных Наций. (Продолжение следует)

.

пятница, 10 мая 2024 г.

ЧИЛИЙСКИЙ УРОК ДЛЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ РОССИИ - 2

Подчеркивания текста сделаны мною. Пояснения в тексте - издательства книги и мои - (курсивом в скобках).

*  *  *

Сальвадор Альенде:

"РЕЧЬ НА ТРЕТЬЕЙ СЕССИИ КОНФЕРЕНЦИИ ООН ПО ТОРГОВЛЕ И РАЗВИТИЮ (ЮНКТАД) В САНТЬЯГО 13 апреля 1972 г. (окончание)

Новая обстановка на мировой арене и задачи 3-й сессии ЮНКТАД

Со времени второй сессии ЮНКТАД в Нью-Дели, так разочаровавшей развивающиеся страны, изменилась политическая и экономическая картина мира, и сейчас наметились лучшие перспективы.

Совершенно ясно, что послевоенные финансовые концепции разлетелись в прах, что возникновение и усиление новых центров политического и экономического могущества порождает заметные противоречия среди самих промышленно развитых стран. В конечном счете взяло верх мирное сосуществование между капиталистическими и социалистическими странами. И после 20 лет несправедливости и попрания международного права было покончено с исключением из мирового сообщества Китайской Народной Республики.

С другой стороны, в наших странах все более нарастает сопротивление империалистическому господству и внутреннему классовому гнету; здоровый национализм (?!?!?) проявляется с новой силой. Открываются некоторые хотя еще не столь явные, но многообещающие возможности того, что меры отсталых стран по преодолению своей экономической отсталости собственными силами будут осуществляться при меньшем давлении извне и без тяжелых социальных издержек. Этому способствует осознание бедными народами причин своей отсталости. В некоторых случаях это осознание настолько глубоко, что никакая иностранная держава и никакая местная привилегированная группа уже не в состоянии сломить волю народа, как это показал героизм непобедимого Вьетнама. Немногие теперь осмеливаются требовать, чтобы все страны мира придерживались одного социально-экономического (капиталистического) эталона. Наоборот, обстановка побуждает к взаимоуважению, дающему возможность сосуществования и обмена между странами с различным социально-политическим строем. В настоящее время открываются конкретные перспективы установления новых форм международного экономического обмена, которые позволят строить на равноправной основе сотрудничество между развитыми и развивающимися странами.

Эти обнадеживающие перспективы подкрепляются двумя факторами: с одной стороны, на решения, существенным образом затрагивающие судьбы человечества, оказывает с каждым днем все большее влияние мировая общественность, включая общественность государств, правительства которых выступают за сохранение статус-кво; с другой стороны, создаются условия, которые делают выгодным для самих главенствующих стран (но не для всех их предприятий) установление, в сугубо экономическом плане, новых форм отношений с периферийными странами.

Ясно, что пока еще сдерживающие силы не начали общего отхода. Новые перспективы, сулящие нам освобождение, могут обернуться новыми формами колониализма.

Каков будет исход — зависит от нашего здравомыслия и способности действовать. Отсюда проистекает исключительное значение и своевременность данной сессии ЮНКТАД.

На самом деле, подобно тому как в прошлом веке раскрепощенные промышленной революцией силы преобразили жизнь и образ мышления всех народов, так и сегодня мир охватывает волна научно-технических новшеств, способных вызвать еще более радикальные изменения, вступая при этом в противоречие с существующей социальной системой.

Мы не должны допустить, чтобы развитие науки и применение ее достижений, поскольку это происходит в рамках определенных социально-политических структур, как международных, так и национальных, были направлены против освобождения человека (например, как нынешняя поголовная принудительная цифровизация). Мы знаем, что промышленная революция и волна преобразований, которую она принесла с собой, обернулись для многих народов всего лишь переходом от колониализма к неоколониализму, а для других ознаменовались установлением неприкрытой колониальной зависимости.

К примеру, развитие международной системы телекоммуникаций чревато серьезной опасностью. 75% ее сети сосредоточено в руках развитых западных стран, причем более 60% из указанных 75% находится под контролем североамериканских концернов. Я хочу сказать вам, господин генеральный секретарь, а также и вам, господа делегаты, что не пройдет и 10 лет, как в наши дома вторгнутся информация и реклама, передаваемые из-за границы через спутники. И если не принять своевременных мер, то этот поток информации лишь еще больше усилит нашу зависимость, поставит под удар наши культурные ценности.

Эта опасность должна быть предотвращена сообща, международным сообществом, которое должно потребовать установления соответствующего контроля со стороны Организации Объединенных Наций.

Следует отметить, что благоприятные перспективы открываются перед нами в связи с тем, что усиливаются противоречия между самими развитыми странами, а также между жизненными интересами народов этих стран и корыстными интересами крупных международных корпораций. В самом деле, общие затраты на оплату услуг транснациональных компаний в военной, экономической, социальной и политической областях превосходят средства, которые они вкладывают в экономику этих стран, и становятся все более обременительными для налогоплательщиков.

Надо принять во внимание грабительскую деятельность указанных концернов и их огромное разлагающее влияние на господствующие институты как в развитых, так и в развивающихся странах. Народы борются против этой эксплуатации и требуют, чтобы заинтересованные правительства прекратили передавать часть своей внешнеэкономической политики в руки частных компаний, которые считают себя двигателем прогресса развивающихся стран и превратились в наднациональную (глобалистскую) силу, грозящую выйти из-под контроля.

Таковы реальные факты, которые никто не может оспаривать, и они должны найти глубокое отражение в работе данной сессии.

Над нами нависла серьезная опасность того, что даже если будет достигнута удовлетворительная договоренность между представителями суверенных государств, то согласованные нами меры окажутся неэффективными, поскольку их осуществлением на практике будут заправлять втихомолку и в соответствии со своими интересами упомянутые компании.

У них свои цели, своя торговая политика, своя политика в области морских перевозок и капиталовложений, свои планы экономической интеграции, свой взгляд на вещи; они действуют по-своему, у них свой отдельный мир. На международных форумах мы обсуждаем видимые стороны зависимости стран «третьего мира», в то время как остаются незамеченными, как три четверти айсберга, скрытые под водой, коренные причины такого положения.

ЮНКТАД должна самым серьезным образом рассмотреть угрозу, проистекающую из деятельности транснациональных компаний. Их вопиющее вмешательство во внутренние дела государств является более серьезным, более хитрым и опасным, чем вмешательство самих правительств, которое считается недопустимым по Уставу ООН.

Они не останавливаются перед попытками нарушить нормальную деятельность государственных институтов других стран, развязать международную кампанию с целью опорочить их правительства, организовать против них бойкот в мировом масштабе, саботировать их внешнеэкономические связи. Хорошо известные недавние события, вызвавшие возмущение во всем мире и затрагивающие нас самым непосредственным образом, являются тревожным сигналом для международного сообщества, и оно должно решительно реагировать на это.

Соображения о некоторых узловых проблемах

Теперь мне хотелось бы остановиться на других проблемах. Вам, господа делегаты, предстоит предложить соответствующие решения этих проблем. Имеется огромное количество документов ООН, и в частности Декларация, Принципы и Программа действий, принятые в Лиме. Этот документ являет собой «единую позицию, выработанную министрами 96 развивающихся стран, население которых составляет подавляющее большинство человечества, и отражающую их общие надежды и стремления; ответом на их нужды должны бы стать позитивные решения, которых давно ждут от международного сообщества и прежде всего от народов и правительств развитых стран». Вам, господа делегаты, предстоит принять во внимание все справедливые требования, содержащиеся в Программе действий. Все эти требования имеют жизненно важное значение.

Упомяну особо проблему сбыта основных экспортных товаров, в обсуждении которой заинтересовано большинство участников сессии. Я же со своей стороны хочу поделиться с вами только некоторыми соображениями, которые волнуют меня как главу одного из государств «третьего мира», по отдельным вопросам повестки дня.

Возможные меры со стороны всех промышленно развитых стран не могут быть одинаковыми. Их средства и потенциал различны. Не одинакова также и ответственность каждой из них за сложившийся международный порядок. Например, социалистические, да и многие малые н средние, страны непричастны к возникновению такого несправедливого разделения труда.

а) Реформа валютно-финансовой и торговой системы

Первый вопрос, который меня волнует,— это опасность того, что перестройка существующей международной валютно-финансовой и торговой системы спова будет проходить без полного и действенного участия стран «третьего мира».

Что касается валютно-финансовой системы, в особенности с августовского кризиса прошлого года, развивающиеся страны заставили услышать свой протест на всемирных и региональных форумах. Они не несут никакой ответственности за кризис валютного и торгового механизма, управление которым осуществлялось без них. Они решительно настаивали на том, чтобы реформа валютной системы разрабатывалась при участии всех стран мира, чтобы она основывалась на более динамичном подходе к международной торговле, учитывала новые потребности развивающихся государств и чтобы впредь валютной системой никогда не заправляли только несколько привилегированных стран.

Очень важно, чтобы сессия ЮНКТАД без колебаний и оговорок подтвердила эти принципы.

Верно, что детали новой системы могут обсуждаться на других, специализированных совещаниях. Но валютно-финансовые проблемы настолько связаны с торговыми отношениями и проблемами развития, как это со всей очевидностью проявилось во время августовского кризиса прошлого года, что ЮНКТАД обязана основательно обсудить этот вопрос и позаботиться о том, чтобы новая валютно-финансовая система, изученная, подготовленная и управляемая всем международным сообществом, наряду с содействием расширению международной торговли служила бы также и целям развития стран «третьего мира».

Что же касается необходимой реформы в области торговли, то и здесь кое-что нас настораживает. Несколько недель назад США и Япония, с одной стороны, и США и Европейское экономическое сообщество — с другой, направили свои меморандумы совету ГАТТ, то есть Общего соглашения по тарифам и торговле. В обоих документах, почти идентичных по содержанию, говорится, что начиная с 1973 г. подписавшие их стороны обязуются начать и активно поддерживать претворение в жизнь в рамках ГАТТ общих соглашений с целью либерализации и расширения международной торговли. К этому добавляется, что они намерены добиваться повышения жизненного уровня всех народов, которое может быть достигнуто среди прочих методов «путем постепенного устранения препятствий, стоящих на пути торговли», и через улучшение международной обстановки, в которой осуществляется торговый обмен.

Естественно, вызывает удовлетворение тот факт, что три крупных центра могущества готовы пересмотреть в своей основе международные экономические отношения во имя повышения жизненного уровня всех народов. Похвально и то, что опи говорят о необходимости придать иную ориентацию торговой политике посредством международных или региональных соглашений, которые были бы направлены на создание рынков. Но от нашего внимания не ускользает тот факт, что освобождение от пошлин торговли между промышленно развитыми странами Запада одним росчерком пера устраняет преимущества общей системы преференций для развивающихся стран.

Больше же всего нас беспокоит то, что три могущественных экономических центра намерены проводить эту политику не через ЮНКТАД, а через ГАТТ. ГАТТ главным образом печется об интересах могущественных стран.

У этой организации нет серьезных связей с ООН, и она не обязана руководствоваться ее принципами. Ее состав противоречит принципу универсальности.

Считаю, что развивающиеся страны должны положить конец этим непрекращающимся наскокам на ЮНКТАД, которая является наиболее представительным форумом мирового сообщества и предоставляет исключительные возможности для рассмотрения важных экономических и торговых вопросов на основе юридического равноправия.

Более того, мы, развивающиеся страны, предлагаем усовершенствовать существующую ныне организацию и расширить ее полномочия. Необходимо, чтобы ЮНКТАД расширила свою автономию и стала специализированной организацией ООН, что дало бы ей большую свободу действий, сделало бы ее более влиятельной, более способной решать узловые вопросы, находящиеся в ее компетенции.

Мы, страны «третьего мира», которые не могли поднять свой голос в Бреттон-Вудсе и на последующих встречах, где была разработана ныне действующая валютно-финансовая система, которые сегодня не участвуют в решениях «десятки», намечающей финансовую стратегию в интересах крупных западных держав, мы, не имеющие права голоса при обсуждении вопросов перестройки мировой валютно-финансовой системы, нуждаемся в эффективном органе, который отстаивал бы наши интересы, находящиеся под угрозой. Пока таким инструментом может быть сама ЮНКТАД, превращенная в постоянную организацию.

б) Чрезмерное бремя задолженности развивающихся стран

Второе, что меня беспокоит,— это внешняя задолженность. Мы, развивающиеся страны, уже задолжали более 70 млрд. долларов, хотя сами были источником процветания развитых стран, особенно в последние десятилетия.

Внешние долги в большинстве своем объясняются необходимостью покрывать убытки, которые нам причиняет несправедливый торговый обмен, и нести расходы, связанные с обоснованием иностранных предприятий на нашей территории, а также противостоять спекулятивным махинациям, ударяющим по нашим финансовым ресурсам. Эти долги являются одним из основных препятствий па пути прогресса стран «третьего мира».

Уже в Декларации, принятой в Лиме, и в резолюции № 2807 последней Генеральной Ассамблеи ООН высказывается озабоченность по поводу этой задолженности. Упомянутая резолюция среди других проблем обращает внимание на все возрастающее бремя, которое накладывают па страны «третьего мира» выплаты в счет погашения долгов, уменьшение притока капиталов в развивающиеся страны и ухудшение условий торговли. Ассамблея обратилась с призывом ко всем компетентным финансовым организациям и странам — кредиторам, чтобы они благожелательно относились к просьбам о пересмотре условий выплаты пли о консолидации долгов, устанавливая льготные сроки погашения и разумную процентную ставку. Кроме того, она призвала те же страны и организации найти более рациональные формы финансирования экономического развития стран «третьего мира». Нас очень удовлетворяет такой подход.

Полагаю, что необходимо критически изучить вопрос о том, как страны «третьего мира» накопили свою внешнюю задолженность и что требуется для того, чтобы они освободились от нее без ущерба для их усилий по преодолению отсталости. Подобное исследование можно было бы поручить провести генеральному секретарю ЮНКТАД с последующим представлением его Генеральной Ассамблее ООН.

На примере Чили в настоящее время можно проиллюстрировать всю трудность создавшегося положения. Объем нашего экспорта составляет 1200 млп. долларов в год. В этом году нам пришлось бы выплатить в счет погашения долга 408 млн. Складывается невыносимое положение, когда страна вынуждена расходовать на уплату долга 34 доллара из каждых 100, поступающих в ее казну.

в) Давление с целью помешать осуществлению права свободно распоряжаться природными ресурсами страны

Третий вопрос, который меня беспокоит, связан с предыдущим. Речь идет о реальном и потенциальном давлении, с тем чтобы ограничить суверенное право народов распоряжаться природными ресурсами своих стран ради собственного блага. Это право зафиксировано в Декларации о правах человека и ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, а также в первом из «Общих принципов», одобренных на первой сессии ЮНКТАД. (Это право хотят теперь уничтожить глобалисты требованием мнимо-"устойчивого" развития, "Агендой 2030" и прочими лицемерными выкрутасами).

В Лнмской декларации стран «группы 77» ясно изложен «Дополнительный принцип», направленный на защиту наших стран от угроз подобного рода. Наша задача состоит теперь в том, чтобы перевести этот принцип из области теории в область экономической практики.

Соответствующая формулировка гласит: «...Каждая страна имеет суверенное право свободно распоряжаться своими природными ресурсами в интересах экономического развития и благополучия своего народа. Любая мера или внешнее давление, будь то политическое или экономическое, направленные против осуществления этого права, являются вопиющим нарушением принципов свободного самоопределения и невмешательства, как их определяет Устав Организации Объединенных Нации, и представляют собой угрозу для дела мира и международной безопасности».

Почему развивающиеся страны захотели прибегнуть к столь определенной формулировке? История последних 50 лет полна примеров прямого или косвенного, военного или экономического принуждения — жестокого для тех, кто ему подвергается, и позорного для тех, кто его осуществляет,— с целью не допустить, чтобы слаборазвитые страны свободно распоряжались своими основными богатствами, являющимися источниками существования их граждан. Мексика, страны Центральной Америки и Карибского бассейна испытали это на собственном опыте. Пример Перу в 1968 г. (Имеется в виду национализация американской нефтяной компании «Интернэшнл петролеум» перуанским правительством в октябре 1968 г.) послужил поводом для решительного ответа латиноамериканских стран, собравшихся на сессию СЕКЛА. Я имею в виду «Хартию согласия Винья-дель-Мар» («Хартия согласия Вннья-дель-Мар» — декларация, принятая в мае 1969 г. в г. Винья-дель-Мар (Чили) на сессии Специальной латиноамериканской координационной комиссии (СЕКЛА). В декларации был сформулирован ряд требований к США в области торговли, инвестиций и технического сотрудничества.). Чили национализировала свое основное богатство — медь, на которую приходится более 70% экспорта страны.

Однако чего стоил бы процесс национализации со всеми его сложностями и последствиями, если бы он не был ясным и категорическим выражением воли народа и не осуществлялся бы при строгом соблюдении конституционных норм страны! Иностранные компании, эксплуатировавшие медные рудники, получили прибыли, во много, много раз превышающие объем их капиталовложений. Эти компании, неимоверно разбогатевшие за наш счет и считавшие себя вправе навязывать нам свое присутствие и свои злоупотребления, привели в действие все рычаги, в том числе и государственные учреждения своей страны и других стран, чтобы напасть на Чили, нанести ущерб ей и ее экономике.

Мне не хочется закончить этот малоприятный разговор, не упомянув среди методов давления, которому мы подвергались, о двух, свидетельствующих о пренебрежении принципом невмешательства.

Один из них заключается в попытках помешать Чили договориться о новых условиях и новых сроках погашения своего внешнего долга. Полагаю, что наши кредиторы не поддадутся наущениям. Дружественные нам страны не должны пойти на то, чтобы добиваться снижения и без того низкого жизненного уровня нашего народа. Это было бы несправедливостью, жестокой несправедливостью.

Другой метод давления сводится к тому, чтобы с помощью закона о помощи иностранным государствам, принятого одним из главных вкладчиков (США) Международного банка реконструкции и развития и Межамериканского банка, обусловить предоставление этими банками финансовой помощи Чили осуществлением нами политических мер в нарушение конституционных норм, регулирующих национализацию меднорудной промышленности. Один из указанных банков принадлежит к системе ООН, а другой — к межамериканской системе, официально провозглашенные принципы и цели которых не позволяют принимать подобные условия.

Если эти попытки увенчались бы успехом, то был бы нанесен смертельный удар международному сотрудничеству в интересах развития. Была бы разрушена сама основа систем многостороннего финансирования, когда многие страны объединяют усилия, внося вклад сообразно своим возможностям. Эти попытки означают стремление покончить с концепциями, питаемыми чувством всеобщей солидарности, и обнаруживают ничем не прикрытый корыстный, чисто меркантильный интерес. Дать восторжествовать подобным стремлениям равносильно вернуться к временам более 100-летней давности.

г) Некоторые соображения о доступе к технологии

Прошу участников этой сессии обратить также внимание на необходимость обеспечить развивающимся странам доступ к достижениям современной науки и техники.

Трудности, с которыми мы по сей день сталкиваемся в этой области, представляют собой один из определяющих факторов нашей отсталости.

Индустриализация, как фундаментальная часть общего процесса развития, неразрывно связана с возможностями страны обеспечить научные и технологические аспекты такой индустриализации, которая отвечает реальным условиям каждого региона независимо от того, на какой стадии развития он находится в данное время.

Сегодня наши возможности технологического творчества очень ограниченны. Причиной тому — зависимое положение, в котором оказалась страна. Так, наши исследователи повторяют теоретически путь, пройденный в экономически развитых странах. Их исследования вдохновляются скорее потребностями и реальностями индустриального мира, а не нашими собственными нуждами. И всякий раз все чаще и чаще тысячи ученых и специалистов покидают свою родину, отправляясь в процветающие страны; мы экспортируем идеи и специалистов, а импортируем технологию и зависимость.

Решение этой проблемы — что позволило бы покончить с зависимостью в области технологии — представляет собой трудный, дорогостоящий и медленный процесс.

Перед нами две возможности. С одной стороны, мы можем продолжать индустриализацию своих стран посредством привлечения иностранных капиталовложений и технологии, усиливая все больше нашу зависимость, грозящую снова свести нас на положение колонии. Латинская Америка пережила длительный период увлечения политикой индустриализации, основанной на развитии производства, заменяющего импорт. Иначе говоря, велось строительство фабрик и заводов для производства на месте той продукции, которая ранее ввозилась из-за рубежа, причем это строительство поощрялось предоставлением ("инвесторам") дорогостоящих преимуществ: льготы в области обмена валюты, таможенная защита, займы в местной валюте и финансирование из-за рубежа под правительственной гарантией.

Опыт показал, что подобная индустриализация — проводимая в основном при участии иностранных корпораций — оказалась новым орудием колонизации. В числе ее пагубных последствий — формирование все более влиятельной технократической прослойки, которая отстаивает иностранные интересы, отождествляя их со своими. Но еще более серьезными стали социальные последствия.

Крупные предприятия, где используется хитроумная техника, порождают серьезные проблемы безработицы и неполной занятости рабочей силы и приводят к разорению мелкой и средней национальной промышленности. Следует упомянуть также и тенденцию концентрировать усилия на развитии предприятий, которые производят товары потребления, предназначенные для узкого круга привилегированных, и косвенно способствуют появлению потребительских вкусов, форм потребления, идущих вразрез с традициями нашей национальной культуры.

Другая возможность заключается в том, чтобы создавать или укреплять свою научно-технологическую базу благодаря передаче знаний и технических средств, решительно поддерживаемой международным сообществом и основанной на гуманистическом подходе, при котором главной целью считаются интересы человека.

В настоящее время такая передача осуществляется как торговля товаром в различных формах: техническая помощь, оборудование, производственные процессы и т. п.

Эта торговля ведется на определенных условиях, устанавливаемых открыто или не столь явно, крайне неблагоприятных для страны-покупателя, особенно если эта страна слаборазвитая. Вспомним, что в 1968 г. Латинская Америка затратила более 500 млн. долларов только на приобретение технологии. Такие условия должны быть ликвидированы. У нас должна быть возможность выбирать технологию, исходя из наших потребностей и наших планов развития. Какими бы ни были усилия развивающихся стран, ничего нельзя сделать, если не изменится радикальным образом позиция тех, кто держит в своих руках чуть ли не монополию на научные знания.

За мировые экономические отношения, проникнутые духом солидарности

Как поступать в этой обстановке? Нельзя за одну ночь переделать существующий мир со всей его несправедливостью по отношению к развивающимся странам. Нам ничего не остается, как продолжать бороться с отрицательными последствиями такого положения и закладывать основы для создания того, что мы назвали бы экономическими отношениями, проникнутыми духом солидарности.

Существующая международная конъюнктура благоприятствует попыткам провести преобразования экономического характера. Может быть, это слишком оптимистическое мнение, но дело в том, что развитие международных событий за последние десятилетия сопровождалось накоплением факторов, которые в итоге дают такую возможность. Наиболее знаменательно то, что перед миром открывается перспектива установления более достойных отношений, не связанных с подчинением и диктатом.

Наблюдается понимание между мировыми капиталистическими державами; сосуществование и диалог между капиталистическими и социалистическими государствами.

Может произойти что-либо подобное между старыми империалистическими странами-колонизаторами, с одной стороны, п зависимыми народами — с другой? Будущее покажет, завоюем ли мы, народы «третьего мира», признание наших прав на перестройку международной торговли и установление справедливых для всех отношений. Этот вопрос, и это следует подчеркнуть, может стать самым настоятельным и самым больным.

Вы, господа делегаты третьей сессии ЮНКТАД, должны задать себе вопрос: на каких основах можно было бы построить новые отношения людей, проникнутые, наконец, духом солидарности взамен угнетения, которому мы так долго подвергались и подвергаемся? Разрешите мне сказать, что, по моему мнению, одной из таких основ могло бы быть использование средств, высвобождаемых в результате разоружения таким образом, чтобы они служили укреплению проникнутой духом солидарности экономики в мировом масштабе, хотя некоторые считают, что это неосуществимо.

Для экономики социалистических стран перспектива мирного развития — это главное историческое стремление. Как только укрепится мир на земле, они смогут более активно участвовать в многостороннем сотрудничестве и поставлять на мировой рынок технические и производственные ресурсы, которые имеют решающее значение для их процветания и могли бы явиться эффективной помощью странам «третьего мира» в деле преодоления уродливого развития — этого следствия многовековой эксплуатации.

Мне кажется, что, учитывая опыт последних лет, капиталистические страны не должны больше следовать колониалистскому и неоколониалистскому курсу и держать экономику на военных рельсах, чтобы обеспечить полную занятость. Только страны «третьего мира» с их огромными возможностями могут открыть новые экономические рубежи перед развитыми странами. Только эти новые рубежи позволят — лучше, чем военная экономика,— обеспечить загрузку производственных мощностей, крупных предприятий и полную занятость рабочей сплы. Хочется думать, что прозорливые руководители, осознавшие необходимость глубоких перемен, начинают серьезно задумываться над новыми решениями, в которых «третий мир» и социалистические страны примут активное участие.

Создать «фонд равномерного развития человечества»

Надо настойчиво искать экономически приемлемое соотношение между огромными потребностями отсталых народов и колоссальными производственными возможностями развитых стран. Решение могло бы быть найдено на путях стратегии миролюбия посредством осуществления плана разоружения и направления значительной части средств, затрачиваемых сейчас на вооружение и военные цели, на создание фонда равномерного развития человечества. Этот фонд мог бы предназначаться прежде всего для предоставления долгосрочных займов предприятиям самих стран — участников фонда.

Поскольку сумма ежегодных расходов на вооружение и военные цели уже превышает 220 млрд. долларов, потенциально существует больше чем достаточно средств, чтобы приступить на практике к установлению экономических отношений, проникнутых духом солидарности.

Смысл создания фонда состоял бы в переводе военной экономики на мирные рельсы и, параллельно с этим, в содействии развитию стран «третьего мира». Фонд мог бы финансировать строительство крупных объектов и программы помощи развивающимся странам. При этом дело было бы поставлено таким образом, чтобы занять рабочую силу, высвобождающуюся в результате сокращения производства вооружений, оплачивать продукцией строящихся объектов расходы по их возведению и прежде всего создать самостоятельные национальные предприятия, способные непрерывно расти и развиваться. Тем самым было бы положено начало новой эпохе постоянного экономического прогресса, полной загрузки производственных мощностей и сплошной занятости рабочей силы, а главным образом постепенного преодоления пропасти, отделяющей процветающие страны от ограбленных. (Что полностью противоречило бы главной цели капиталистического производства - получению максимальной прибыли из капиталовложений.)

Это не утопия. В этом мире, стоящем сегодня перед дилеммой: или сотрудничать, или уничтожить самого себя, новые идеи, вдохновленные не только справедливостью, но и обязательно разумом, могут вылиться в ценные для человечества решения.

Желаю вам, господа делегаты, успеха в вашей работе. Чили сделает все возможное, чтобы способствовать этому, всячески содействуя, как принимающая страна, установлению необходимых контактов и созданию благоприятной обстановки. Представители Чили не будут искать ненужных конфронтаций, а будут помогать в поисках плодотворных соглашений.

Новая реальная сила на мировой арене

Порыв и энтузиазм, с какими весь народ строил это здание,— частица порыва и энтузиазма, с какими Чили хочет внести свой вклад в строительство нового человеческого общества, которое покончит с нуждой, бедностью и страхом на этом и других континентах.

Я осмелюсь выразить надежду, что сессия ЮНКТАД даст положительные результаты и рассеет тревогу миллионов людей. Не зря же приехали в нашу далекую страну самые крупные руководители экономики почти всех стран земного шара, в том числе из тех, которые по своему могуществу в состоянии дать другой ход развитию событий.

Господа делегаты, вы можете быть уверенными, что народы не позволят, как отмечает Лимская декларация, «чтобы бесконечно сосуществовали бедность и изобилие». Не допустят такого международного порядка, который увековечил бы их отсталость. Они добьются экономической независимости и покончат с отсталостью. Ничто не сможет помешать им в этом: ни угрозы, ни коррупция, ни применение силы.

От безотлагательного преобразования мировой экономической структуры, от сознательности народов зависит, будут ли прогресс и свобода огромного мира развивающихся стран, во имя того, чтобы обеспечить торжество принципов Устава Организации Объединенных Наций, достигнуты на пути сотрудничества, основанного на солидарности, справедливости и уважении прав человека, или, наоборот, их достижение будет сопряжено с насилием и страданиями." (Конец выступления, продолжение перепоста следует)

*  *  *

Я подчеркнул в этом выступлении несколько мест, которые были характерны для правительства Альенде как народного. Но нет ни одного места, где бы он упомянул "приватизацию" как что-то полезное для экономического развития страны. Так какого же лешего Иудушка КаПутин упрямо далдонит, что прихватизация - не только губительная для России, но и явно преступная - "необратима"? Ну а что сказал Президент Альенде в выступлении в ООН? Давайте посмотрим... (Примечание behaviorist-socialist)

.