Я
вчера выложил предыдущую заметку и
подумал: "Ну, раз зашел в Интернет, то
надо бы посмотреть, что новенького. И
вот захожу - в первый раз в жизни - на
сайт "Перспективы" и вдруг вижу:
там сверху лежит свеженькая ученая
статья "Глобализация: «вестернизация»
и альтернативные формы глобальных
стратегий" Гранина
Юрия Дмитриевича - ведущего научного
сотрудника Института философии РАН,
доктора философских наук -
(http://www.perspektivy.info/oykumena/politika/globalizacija_vesternizacija_i_alternativnyje_formy_globalnyh_strategij_2014-01-15.htm
). ... Ай-ай-ай!!!
Ну,
думаю, дал я маху. Надо было бы сначала
прочесть эту высокоученую статью, и
только потом уже, набравшись ума-разума,
позаимствовав ценнейших идей у доктора
философских наук, всё несколько раз
тщетельно обдумав и переписав начисто,
чтобы не осрамиться перед глобальной
публикой, тихохонько и смиренно выложить
свою полуграмотную заметку на блог. Но
было уже поздно - ведь что написано
пером, того не вырубишь топором -
http://behaviorist-socialist-ru.blogspot.de/2014/01/blog-post_15.html
.
Что
же, стал читать статью господина Гранина
- лучше поздно, чем никогда. И чем дальше
читал, все навязчивее в моей памяти
всплывал старый анекдот о старшине и
новобранцах. Но чтобы Вам стало ясно, о
чём речь, сначала позвольте процитировать
несколько характерных мест из этого
академического опуса:
"В данной статье я попытаюсь
показать, что основными субъектами
современной глобализации, как и прежде,
остаются национальные государства,
вырабатывающие собственные формы
глобальных стратегий на иной, незападной,
цивилизационной основе. На
теоретическом уровне решение этой
задачи осложняется тем, что в научном
сообществе нет единого взгляда на
природу, форму, характер и направления
эволюции процесса глобализации."
(...)
" Хотя категориальный аппарат
синергетики и теории систем весьма
активно используется в большинстве
крупных работ, попыток последовательного
системно-синергетического истолкования
глобализации в контексте универсальной
истории пока немного, и они неудачны.
Причина кроется в метафоричности
использования в качестве метаязыка
языка синергетики, а также в неясности
эпистемологического статуса как самой
синергетики [3, с. 27, 31 – 33], так и концепции
универсального эволюционизма. Эту
концепцию считают «метафорой для
обозначения традиционной философской
проблемы и исследовательским проектом
постнеоклассической науки, философские
и научные основания которого еще не
прояснены, а зачастую даже не осознаются»
[4, с. 93 – 94].
Поэтому большинство исследователей
предпочитает работать в пределах
традиционных – линейных и нелинейных
– социологических толкований истории
человечества, где глобализация понимается
либо как одна из нескольких противостоящих
друг другу тенденций истории, либо как
одна результирующая тенденция
исторического развития.
В первом случае, помещая глобализацию
в один ряд с такими тенденциями, как
локализация, национализация и
регионализация, ее истолковывают как
«процесс (или совокупность процессов),
который воплощает в себе трансформацию
пространственной организации социальных
отношений и взаимодействий… порождающую
межконтинентальные или межрегиональные
потоки и структуры активности,
взаимодействий и проявлений власти»
[5, с. 19]. Во втором случае тот же самый
процесс изменения пространственно-временных
характеристик и порядка экономических,
политических, культурных и иных
взаимодействий между народами и
государствами интерпретируется как
обретение историей качества глобальности
(всеобщности) [1]." (...)
"Точка зрения социальной философии,
как и философии истории, определяется
таким подходом к историческому материалу,
в пределах которого исторические события
изучаются в контексте диалектико-деятельностного
единства Бытия и Сознания. Бытие
объективно и непреложно, но оно не дано
нам помимо наших собственных, в том
числе интеллектуальных, усилий. Впервые
этот парадокс сформулировал Рене Декарт
в своем знаменитом высказывании «cogito
ergo sum», смысл которого в том, что мышление
каким-то глубинным образом сопричаствует
Бытию и в той или иной мере удостоверяет
его для нас.
Впоследствии эта интуиция получила
определение «диалектическое единство
онтологии и гносеологии». А в XVIII–XIX
столетиях усилиями И. Канта, И. Фихте,
Г. Гегеля и К. Маркса была глубоко
проработана мысль об истории как
деятельностном историческом единстве
Бытия и Сознания, в котором Сознание,
будучи теснейшим образом связано с
питающей его социокультурной средой,
активно участвует в качественных
изменениях исторического процесса. При
этом сам исторический процесс понимался
как социально и культурно оформленная
совместная (предметно-практическая и
духовная) деятельность сплоченных в
группы людей." (...)
"Следовательно, глобализация может
рассматриваться как мегатенденция к
объединению человечества, воплощенная
в диалектике пространственно-временных
перемещений, взаимодействий и трансформаций
антропосоциальных, то есть культурно
и политически связанных, целостностей.
Таким образом, глобализация – это не
только распространение людей, артефактов,
символов и информации за пределы регионов
и континентов, но и сопутствующая и
детерминирующая этот процесс организация
и реорганизация внешнего и внутреннего
социального пространства совместной
жизни интегрированных в социумы (роды,
племена, этносы, нации) индивидов.
Соответственно, источниками и движущими
силами глобализационных процессов
оказываются потребности (интересы)
объединенных в социальные целостности
людей, невозможность удовлетворения
которых в локальном ареале существования
стимулировала их распространение за
пределы регионов и континентов. Это
распространение, невзирая на постоянную
борьбу за ресурсы, сопровождалось
установлением ценностей, норм и институтов
совместной жизни.
Подобное понимание глобализации –
предельно общая, но совсем не пустая
абстракция, использование которой в
дисциплинарных исследованиях способно
нейтрализовать представление о
бессубъектности этого явления и хотя
бы отчасти устранить почти повсеместное
сведение глобализации к экономической,
политической или любой другой составляющей
исторического процесса. " (...)
"В зависимости от исходных трактовок
могут быть построены самые разные
исторические периодизации и
соответствующие им исторические формы
глобализации. Ее началом можно считать
глубокое прошлое – времена распространения
по Земле биологического вида homo sapiens.
Начиная с неолитической революции, вся
известная нам история вида homo sapiens –
это история миграций, великих переселений
и войн первобытных и постпервобытных,
догосударственных и государственно
оформленных групп и обществ за
географическое пространство – территории
проживания и сосредоточенные на этих
территориях ресурсы." (...)
"В чем, например, всемирно-историческое
значение образования империи Александра
Македонского и великой Римской империи?
Прежде всего в том, что они
способствовали распространению великой
грекоримской культуры на огромных
пространствах Ойкумены, утверждая
в «колониях» и «провинциях» единую для
всех этносов и народов государственную
надэтническую идеологию и единые законы
совместного проживания. (...)То
же самое можно сказать и о колонизации
Америки, Азии и Африки европейскими
национальными государствами
(демократическими империями) в XVII-XIX
столетиях.
Неизбежная в таких случаях «встреча
культур» сопровождалась различного
рода заимствованиями, непреднамеренными
ассимиляциями и намеренно осуществляемыми
аккультурациями, символическим (?!?!?!)
насилием, вызывавшими сопротивление
лингвистически и культурно разного
населения покоренных территорий. Но в
любом случае знания, артефакты и институты
одних народов оказывались доступными
другим, обретали статус мировых ценностей,
раздвигали горизонты и трансформировали
мировоззрение, шаг за шагом делая
экономически, социокультурно и политически
разделенное человечество материально,
интеллектуально и духовно все более
взаимосвязанным. Идея человечества
и его антропобиологического единства
становилась субъективно представимой
и психологически приемлемой, а объединение
человечества в глобальную целостность
– философски и политически фундированным
проектом, получившим, спустя тысячелетия
после учений основоположников
мировоззрения космополитизма киников,
монархической панэллинской доктрине
Исократа, Ксенофонта и Аристотеля,
артикулированное воплощение в концепциях
И. Канта и (?!?!?!)
К. Маркса."
(Конец цитирования.
Мне невыносимо видеть, когда киников-циников,
Аристотеля, Канта и Маркса кидают в одну
фразу и при этом важно надувают щеки -
вот мол, мы и это проходили, мы не лаптем
щи хлебаем...)
И
так - все почти пять тысяч слов, за
исключением не относящихся к теме
нескольких статистических данных в
подтверждение общеизвестного
катастрофического состояния науки в
России. А обещанные г-ном Граниным в заглавии
его статьи "альтернативные формы
глобальных стратегий"? Да их нет у
него и в помине!
Так что если судить объективно, то г-ну
Гранину надо бы поставить, как за школьное
сочинение, "неуд.", и приписать, как
в советское время делали учителя
литературы: "Тема сочинения не
раскрыта". Поэтому вопрос глобализации
придётся вкратце по-настоящему разобрать
мне. Но перед разборкой я должен
пересказать Вам вышеупомянутый анекдот
о старшине:
Старшина
собрал подопечных новобранцев, повесил
на стену винтовку и объясняет:
--
Ружжо состоить из: 1) дуло 2) приклад 3)
мушка. Пуля летить по мнимой траектории.
Вопросы имеються?
Очкарик-новобранец
спрашивает:
--
Объясните пожалуйста, что это такое -
"мнимая траектория"?
--
Объясняю ишшо раз для непонятливых.
Ружжо состоить из: 1) дуло 2) приклад 3)
мушка. Пуля летить по мнимой траектории.
Ишшо вопросы имеються?
Очкарик
опять своё:
-- Ну
так что же это такое - "мнимая
траектория"?
--
Объясняю в последний раз - для ОСОБО
непонятливых! Ружжо состоить из: 1) дуло
2) приклад 3) мушка. Пуля летить по мнимой
траектории.
Но
мы - не новобранцы в армии, и нам надо
всё же выяснить, что это такое -
"глобализация". Во первых, тезис о
том, что глобализация была уже в каменном
веке - мягко говоря, очень оригинальный.
Но как мне спорить об этом с ученым
доктором наук, может он имеет телепатическую
связь с каменным веком? Однако в
действительности слово "глобализация"
существует лишь где-то с середины 1990-х
годов, и изначально оно означало
прямые инвестиции частного капитала в
приватизованные по всему миру
(коррумпированными туземными политиканами,
под нажимом западного империализма)
государственные активы - промышленность,
эксплуатацию природных богатств и
инфраструктуру, что привело к
катастрофическим последствиям, например
к дефолтам России, Мексики и Аргентины.
До
"глобализации" существовала лишь
практика займов (часто - принудительных)
Международного банка для долгового
грабежа "развивающихся стран"
Западом, а вот с уничтожением СССР и
мировой системы социализма буржуи
окончательно обнаглели и полезли сами,
уже без помощи МВФ и Международного
банка (окрестив себя как "global
players" - "глобальные игроки")
по всему миру как саранча пожирать и
тибрить всё, что плохо лежит. Естественно,
подстраховкой для их наглого
"глобализационного" грабежа была
сеть военных баз США, раскинувшаяся по
всему миру. Ну а сколь "символическое"
насилие исходит от проклятой американской
военщины, свидетельствуют жертвы её
агрессий, исчисляемые сотнями тысяч и
даже миллионами (в Корее, Вьетнаме и
Ираке).
--
Важно
отметить, что ни одна империя прошлого,
даже Британская империя, над которой в
"лучшие" (конечно, лишь для английских
колонизаторов) времена никогда не
заходило Солнце, не была глобальной. У
всех их были сравнимые по силе конкуренты
и противники. Первая действительно
глобальная неоколониальная империя -
это преступная, фашистская империя США.
И глобальной она стала лишь после
предательской капитуляции Горбачева
и Ельцина перед Западом.
Другое
дело - глобальный проект. Первым
действительно глобальным проектом был
I-й Интернационал,
организованный Марксом и Бакуниным.
Надеюсь, вы помните лозунг из
"Коммунистического манифеста" -
"Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"
К несчастью, он так и остался лишь
лозунгом, потому что I-й
Интернационал политической власти не
имел и вскоре был сослан Марксом в США,
чтобы избежать поражения в конфликте
с Бакуниным.
II-й
Интернационал (социал-демократический,
реформистский) имел значительную
политическую силу - довольно большое
количество депутатов в парламентах
европейских стран (особенно в Германии
и Франции), но предал глобальный проект
пролетарского интернационализма, встав
на сторону "своей" национальной
буржуазии в империалистической бойне
I-й мировой войны.
Лишь
III-й, коммунистический
Интернационал (Коминтерн), созданный
Лениным, был не утопическим прожектом,
а глобальным политическим проектом,
имевшим реальные шансы на успех. Он имел
силовую политическую базу (Советскую
Россию) и первые, пусть даже кратковременные,
успехи в практическом осуществлении
(Баварскую Советскую Республику и
Венгерскую Советскую Республику).
--
Однако этот проект был предан после
смерти Ленина узколобым мелкобуржуазным
националистом и антикоммунистическим
диктатором Джугашвили-Сталиным, который
сперва выдвинул капитулянтский и
предательский (собственно, не свой, а
Бухарина) тезис о "победе социализма
в одной стране", затем стал пытаться
вести имперскую политику "на равных"
с западными империалистами (пресловутый
пакт Риббентропа-Молотова), а потом в
угоду западным "союзникам" в 1943
году ликвидировал Коминтерн и заменил
"Интернационал" в качестве
государственного гимна на ублюдочный
"Гимн Советского Союза" своего
лизоблюда Михалкова, теперь переиначенный
в окончательно оскопленный, абсолютно
бессодержательный "Гимн России".
Роковым
для Ленинского Коминтерна оказался
именно мещанский национализм Сталина,
который отказался от ленинского принципа
единого социалистического государства
как глобального проекта, и накромсал
его на "страны народной демократии",
а саму Советскую Россию - на дурацкие
"союзные республики". Именно этот
отказ от глобального коммунистического
проекта и внутренний националистический,
антикоммунистический раскол сил
социализма сделал практически осуществимым
предательство Горбачева и Ельцина.
Трудно
сказать, какое направление приобрела
бы история 20-го века, если бы во
внутрипартийной борьбе после смерти
Ленина интернационалист (и действительно
коммунист) Троцкий победил бы конопатого
кавказского ублюдка, бандита и националиста
Джугашвили-"Сталина". Историю
невозможно проиграть снова, как
грампластинку. Факт таков, что заносчивость
и резкость Троцкого восстановили против
него после смерти Ленина практически
всё руководство партии большевиков, не
раскусившее подлого, коварного и
вероломного характера Сталина и отдавшее
ему власть - себе самим на погибель, как
показал 1937-й год. А созданный Троцким в
изгнании прозябающий и поныне "IV-й
Интернационал" - это опять-таки лишь
прожект, не имеющий на своей стороне
никакой реальной политической силы.
Ну
а тезис господина Гранина, что "основными
субъектами современной глобализации,
как и прежде, остаются национальные
государства, вырабатывающие собственные
формы глобальных стратегий" - это не
только отрицание фактического
мирового господства глобальной
миллиардерской закулисы (Бильдерберг,
Трилатералы, Давос & Co),
но и по всей очевидности уже явный
заскок, дефект мышления, нечто вроде
"горячего мороженого", потому что
"национальное" по определению
антагонистично "глобальному", то
есть "интернациональному". Этого
факта никакой "диалектической"
риторикой о некиих оккультных
"мегатенденциях системно-синергетического
истолкования глобализации" не
опровергнешь.
Конечно, были, есть и будут возникать
как "национальные", так и
интернациональные (континентальные и
глобальные) проекты. Но, как показывает
опыт истории, их все без исключения
старается уничтожить дьявольская бестия
западного империализма. Конечно,
латиноамериканский континентальный
проект Кастро, Чавеса и их единомышленников
ещё держится, вопреки непрекращающимся
провокациям империализма США; но вот
проект освобождения Африки от
неоколониализма, над осуществлением
которого работал Каддафи, уничтожен
военной агрессией Запада. Интересно,
что даже получавший от Каддафи и Кастро
громадную помощь Нельсон Мандела
оказался предателем, пошел на сговор с
империализмом, в результате чего Южная
Африка так и остаётся неоколониальным
вассалом Запада. Об этом хорошо написано
в статье Линды Хусман: "Клеймёные
иконы Африки: Мандела и Каддафи - "святой"
и "бешеный пес" ("Branded African Icons.
Mandela and Gaddafi, “The Saint” versus “The Mad Dog"
by Linda Housman -
http://www.globalresearch.ca/branded-african-icons-mandela-and-gaddafi-the-saint-versus-the-mad-dog/5363898
)
Именно в отношении возможности
выстоять против захватнической
политики западного империализма
выявляется принципиальное отличие
мелкобуржуазных "национальных"
проектов от проектов социалистических,
интернациональных - континентальных и
тем более глобальных. Тут, как
выражаются марксисты, "количество
переходит в качество". Националистическая
"имперская" Россия олигархов и
всяческих дураков-ретроградов - это
никчемный огрызок Советского Союза,
обреченный рано или поздно стать добычей
Запада. А вот истинно социалистическая
Россия, объединившаяся с другими
осколками СССР, с Китаем, Венесуэлой,
Кубой, Сирией и прочими жертвами западного
империализма в антиимпериалистическую,
антизападную федерацию - вот это
уже был бы действительно серьёзный
глобальный проект, крепкий орешек,
который был бы не по зубам проклятой
людоедской бестии Запада!
Вот о чём надо было бы писать в статье
под многообещающим названием "Глобализация:
«вестернизация» и альтернативные формы
глобальных стратегий". Но вместо
этого г-н Гранин наплёл всякой чепухи
с три короба. Надеюсь, что реформа
РАН окажет достаточное дисциплинирующее
воздействие на сгрудившихся под крылышком
у Академии Наук "ученых" схоластов,
и они перестанут толочь воду в ступе и
займутся делом...
Всё
это, конечно, очень печально. Поэтому
надо это преодолевать и идти вперёд в
борьбе за светлое социалистическое
будущее человечества, когда мы все будем жить,
словами Маяковского, "единым человечьим
общежитием". Как сказала Роза
Люксембург: "Кто борется, тот может
потерпеть поражение. Но кто не борется,
тот уже побежден".
Комментариев нет:
Отправить комментарий