--
Опять приближается
религиозный праздник пасхи - одно из
самых явных свидетельств того, что любая
религия - это лоскутное одеяло из обносков
религий-предшественниц, а также
предрассудков, суеверий и просто лжи.
Почему я так считаю? Да хотя бы потому,
что пасха, совершенно по-заячьи скачущая
и петляющая по календарю из года в год,
настойчиво напоминает нам, что в самых
что ни на есть "божественных" делах
испокон веков царит вовсе не образцовый
порядок, а жуткий хаос, бардак и кавардак.
Судите сами.
В этом году пасха будет праздноваться
католиками и протестантами (по
григорианскому календарю) 5 апреля, а
православными (по юлианскому календарю)
- 12 апреля. Разнобой в одну неделю - это
хоть и явный непорядок, но к нему все
уже привыкли. Но вот в следующем году...
(усядьтесь покрепче на стуле, чтобы не
упасть от изумления) пасха католиками
и протестантами будет праздноваться
27 марта, а православными - аж 1 мая!!! Это
скорее похоже на какую-то азартную игру
в лото... Мне, как атеисту, от этого, как
говорится, ни тепло, ни холодно, но вот
как такие "ужимки и прыжки"
воспринимают верующие, еще не окончательно
разучившиеся мыслить?
Поэтому
в плане антирелигиозной пропаганды для
одних и как своеобразное утешение для
других (тех, кто следует завету богослова
Тертуллиана: "Верую, ибо это абсурдно"),
а в целом для всех, кто хочет понять,
отчего существует такой жуткий календарный
ералаш с празднованием пасхи, и почему
он неизбежен, выкладываю соответствующие
отрывки из книги Я.И. Шура "Когда.
Рассказы о календаре", 2-е издание,
изд-во "Детская литература", Москва,
1968 год. Разумеется, лучше всего прочесть
эту книгу целиком; я рад, что сохранил
её у себя все эти годы - с детства.
Ну а
для тех, кто побоится "грешить",
читая "богомерзкую ересь", вот
краткое объяснение причины столь
скандального разнобоя с пасхой: на
Западе церковники более 400 лет назад
схитрили, воспользовавшись подсказкой
науки; а православные попы до такого
решения ещё не дотумкали, и продолжают
наступать всё на те же древние грабли
с упорством, достойным лучшего
применения...
* * *
(стр.
156 и далее:)
"Совсем
хорошо пошли дела христианской церкви,
когда императором стал Константин,
получивший прозвище "великого".
Несомненно, это был один из величайших
злодеев: он не гнушался самыми чудовищными
преступлениями, лишь бы обезопасить
свою божественную особу от возможных
и воображаемых покушений. Трусливый
и коварный император, всюду подозревавший
измену, он без колебаний умертвил и
своего отца, и сына, и жену, и племянника,
и зятя. Кажется, благосклонно и
доверчиво он относился только к
руководителям церкви.
Рассказывают,
что накануне битвы с соперником Максенцием
суеверный язычник Константин на всякий
случай помолился Христу и, когда одержал
победу, решил, что это очень симпатичный
бог. В благодарность император разрешил
епископам собирать налоги с языческих
храмов, и немало средств прилипло к
рукам ретивых сборщиков.
Конечно, не
случайная молитва и не личные симпатии
к Христу заставили Константина поощрять
христианство. Император как был, так и
оставался язычником, лишь перед смертью
приняв новую веру. Но он по заслугам
оценил возросшую силу церкви: если
привлечь её на свою сторону, она поможет
ему стать единодержавным властелином
империи.
И
Константин не ошибся в своих расчетах,
ведь церковь не осталась в долгу: она
впоследствии причислила этого зверя в
образе человека к лику святых, да и
каких! Он был удостоин титула
равноапостольного, то есть приравнен
к двенадцати ближайшим ученикам Христа.
(...)
Однако в самой
церкви прочного единства все-таки не
получалось: одни общины верили в Христа,
другие - только в отца небесного, а сына
его Иисуса считали человеком или в
лучшем случае богом второго сорта.
Возникло и другое разногласие о том,
когда праздновать пасху, то есть в каком
месяце и какого числа воскрес Христос.
Эти и другие
споры приводили к серьезным раздорам.
Отцы церкви, как бывало и раньше, объясняли
свои распри кознями соперника бога -
дьявола; этот извечный враг рода
человеческого только о том, мол, и
мечтает, чтобы исказить сущность веры.
Но кто бы ни был виновником "ересей",
они разделяли верующих на враждующие
секты, мешали укреплять и распространять
христианство.
Язычник
Константин, заинтересованный в единстве
церкви, позаботился о сплочении христиан.
В 325 году он созвал "Вселенский"
собор - чрезвычайное совещание
руководителей церкви. Больше
трехсот епископов съехались в город
Никею будто бы "со всех сторон
Вселенной", а на самом-то деле главным
образом из Малой Азии, Сирии, Палестины
и Египта, где больше всего было христианских
общин.
Председательствовал
на Никейском соборе сам император. На
первом же заседании он соизволил указать,
что церковные раздоры опаснее войн и к
добру не приведут. Константин призвал
участников собора установить порядок,
и церковники послушались его.
Прежде всего
была осуждена ересь Ария. Этот
александрийский священник осмелился
утверждать, что настоящий бог один - это
отец небесный, а сын его Христос до
своего рождения не существовал. Значит,
он только "создание и тварь", то
есть творение бога, а не бог-творец.
После отчаянных споров собор проклял
"нечестивую и беззаконную" ересь
Ария, а его сослал как злейшего врага
церкви, и все сочинения его были сожжены.
(Примечание behaviorist-socialist'а:
Этой церковной "чисткой", вероятно,
и объясняется та лёгкость, с которой
большинство населения Ближнего Востока
позднее приняло Ислам: ведь для мусульман
Иисус (Иса) - просто один из пророков.)
Разделавшись
с крамольным священником, собор принял
символ веры - единые основы религии - и
обязал всех христиан пользоваться
только юлианским календарем. Наконец
был решен и давний, полуторавековой
спор о пасхе - празднике "воскресения"
Христа. Это был, пожалуй, самый запутанный
вопрос из тех, что обсуждались на
Никейском соборе.
Одни общины,
главным образом на Востоке Римской
империи, считали началом пасхи день
казни Христа. Сообщения евангелистов
об этом событии разноречивы, но оно
будто бы совпало с одним из дней еврейской
пасхи. А по лунно-солнечному календарю
эта пасха приурочена к полнолунию 15
или 16 ниссана - первого весеннего месяца.
При этом христианам было безразлично,
на который день недели придется годовщина
смерти Христовой.
Другие общины,
в Египте и западной части империи,
объединили свою пасху с праздником
возрождения природы, когда воскресали
и языческие боги растительности. Здесь
пасху начинали обязательно в воскресенье,
в честь сказочного "воскресения"
Христа, и не раньше первого весеннего
полнолуния уже не по еврейскому, а по
юлианскому календарю. Начало же весны
приурочили к равноденствию - 21 марта, и
если полнолуние случалось хотя бы на
один день раньше, его уже не считали
весенним.
Никейский
собор предписал всем общинам справлять
пасху не по "закону иудейскому", а
как в египетской столице Александрии,
где "календарная наука процветала
издревле". Притом строго-настрого
запрещалось начинать праздник в то
воскресенье, которое приходилось на
первое весенне полнолуние, чтобы
христианская пасха не совпала с еврейской.
Когда полнолуние наступало раньше
равноденствия, первым весенним полнолунием
считалось уже не мартовское, а апрельское.
Поэтому начало пасхи могло кочевать по
различным дням, от 22 марта до 25 апреля
по юлианскому календарю.
Все эти
хитросплетения привели к невообразимой
путанице."
(стр. 160 и далее):
"Трудную
задачу поставил Никейский собор, скрепив
празднование пасхи с первым весенним
полнолунием. Ведь начало весны зависит
от положения Солнца, а полнолуние - от
движения Луны. Христиане обязаны были
пользоваться юлианским солнечным
календарем, в котором лунные месяцы не
играют ровно никакой роли. Но
без лунного календаря на узнáешь, когда
придет первое весеннее полнолуние -
мартовское или апрельское. Не очень
сведущие в астрономии никейские мудрецы
взяли да и связали христианскую пасху
с языческим лунным или лунно-солнечным
календарем.
Хорошо было
египетским христианам: в Александрии
работала превосходная астрономическая
обсерватория, и ученые могли заранее
рассчитать фазы Луны. А каково другим
общинам? Ведь полнолуния, что ни год,
наступают в различные даты - числа
месяцев и дни недели.
Вдобавок
вычислять срок пасхального праздника
приходилось задолго вперед, чтобы
вовремя известить все общины. Телеграфа
и поездов тогда не было, сообщения из
одного города в другой странствовали
по нескольку недель, а то и месяцев.
Наконец, не
одна только пасха кочует по различным
датам: масленица, троица и некоторые
другие христианские праздники, а также
посты приурочены к определенным срокам
до и после пасхи. Раз она из года в год
переселяется с одной даты на другую,
значит, волей-неволей должны странствовать
по календарю и другие подвижные праздники,
а также посты. Чтобы правильно распределить
их, опять-таки нужно заблаговременно
знать, когда в грядущие годы наступит
пасха.
Не подумали
обо всем этом участники Никейского
собора, не ведали они, что движение Луны
чрезвычайно сложно и заранее вычислять,
когда будут полнолуния, не всякому
епископу под силу. Как ни старались
руководители общин, они безнадежно
путались в дебрях сложных расчетов и
допускали грубые ошибки.
Тогда на помощь
пришли александрийские астрономы. Они
разработали "пасхалию" - правила
и таблицы, по которым можно заблаговременно,
на несколько лет вперед, рассчитать
даты наступления пасхи."
(стр. 186 и далее):
"Как вы,
вероятно, помните, по кругам Солнца и
Луны нельзя точно рассчитать пасхалию.
Малосведущие в астрономии церковники
и монахи "безбожно" путались в
своих вычислениях: ведь ни Луне, ни
Солнцу не прикажешь беспрекословно
подчиняться решениям Никейского собора.
Путаница
началась прежде всего потому, что Метонов
цикл неточен: 235 лунных месяцев почти
на 2 часа 8,5 минуты длиннее, чем 19 солнечных
лет. Разница как будто небольшая, но за
два столетия она уже составляла почти
целые сутки. Церковная луна упрямо
расходилась с небесной и в XIII веке
отстала от нее уже больше чем на четверо
суток, как указал Роджер Бэкон.
Не только Бэкон
и другие ученые, но и сами церковники
понимали: нечто неладное творится с
пасхалиями.
"Золотые
числа", или лунные круги, по которым
рассчитывали полнолуния, бесцеремонно
подводили вычислителей. Праздник
полагалось, например, справлять в
воскресенье после первого весеннего
полнолуния, а оно, это полнолуние,
наступало позже срока, назначенного
для него пасхалией, и путало все расчёты.
Недаром сокрушались епископы: "Золотые
числа потускнели и стали свинцовыми -
им уже нельзя больше доверять!" Но
это еще полбеды.
Главная
неприятность состояла в том, что и
юлианский календарь оказался немного
длиннеесолнечного года. Знал об этом
александрийский астроном Созиген,
разработавший проект календаря по
просьбе Юлия Цезаря, но оба они решили
ради удобства пренебречь незначительной
разницей.
В самом деле,
Земля совершает свой годовой путь вокруг
Солнца за 365 суток 5 часов 48 минут 46
секунд, а по юлианскому календарю год
состоит из 365 суток 6 часов - всего лишь
на 11 минут 14 секунд длиннее. Подумаешь,
право, какое дело! Не принял этого пустяка
во внимание и Никейский собор в 325 году.
Но уже через 200 лет, с VI века, на это все
чаще стали указывать историки и богословы,
в том числе и достопочтенный Бéда.
И действительно,
из пустяковых, казалось бы, минуток за
128 лет накапливаются уже целые сутки, и
календарь начиеает запаздывать на один
день. Было над чем призадуматься!
(...)
К 25 декабря
было приурочено "рождество Христово",
как праздник рождения персидского бога
Митры, связанный с зимним поворотом
Солнца. Пусть этот важный праздник
отмечается не в "своё" время - это
нисколько не смущало отцов христианской
церкви: ведь рождество раз и навсегда
прикреплено к одной определенной дате.
А
вот как быть с пасхой? Это праздник
подвижный. Он кочует по различным числам
марта и апреля, в зависимости от даты
первого весеннего полнолуния. Из-за
этого-то и начались церковные невзгоды.
По традиции
или невежеству богословы считали, что
весеннее равноденствие навеки прикреплено
к 21 марта. Но медлительный юлианский
календарь с каждым годом все больше
запаздывал. (...) Представьте себе, что
(фактическое) весеннее равноденствие,
все больше отступая, докатилось до 15
марта, а первое полнолуние после него
выпало на 20 число. Значит, пасха начнется
в ближайшее воскресенье? Как бы не так!
В
пасхалии первым весенним полнолунием
считалось только то, которое наступает
21 марта или позже. А если оно придется
хотя бы на один день позже, то пасху
надлежит отложить до воскресенья
после следующего полнолуния, то есть
перенести еще на 29-30 дней вперед - к концу
апреля. Но ведь это будет уже не первое,
а второе весеннее полнолуние и, например,
в Италии, уже не начало, а середина весны.
Из-за
того, что весеннее равноденствие по
юлианскому календарю отступало назад,
пасха сползала вперед, к лету. И вместе
с ней, как полагается, переселялись по
календарю другие скользящие праздники,
а также посты. Иногда случалось так,
что кочующие посты натыкались на
неподвижные праздники, и тогда в этом
ералаше вообще нельзя было разобраться
даже высокому духовенству: то ли
праздновать, то ли поститься."
Комментариев нет:
Отправить комментарий