--
Выкладываю
мой перевод 1-й главы книги М. Гарднера "Бред и иллюзии под вывеской
науки" - Martin Gardner, "Fads and Fallacies
in the Name of Science". Этот перевод я сделал в качестве необходимого
дополнения к моей недавней заметке "Нейроутопия Игоря Бощенко".
Мартин
Гарднер был известен уже в СССР как автор книг о математических головоломках.
Эта книга М. Гарднера была опубликована впервые в 1951 году, когда авторитет
науки в США и вообще на Западе был куда выше, чем сейчас. Да и у нас в
советское время всякая шиза и ахинея прорывалась в прессу довольно редко,
причём её часто можно было опознать по почти обязательному нахальному подзаголовку
вроде: "Об чём молчит наука"; но теперь мутная волна святошества,
суеверий и просто шизофренического бреда затопила масс-медии России -
разумеется, в подражание Западу.
К
сожалению, переведённая мною глава из книги Гарднера рисует идеализованную
картину науки, очень далёкую от той реальности, в которой крутится и пытается
лепить карьеры масса "научных сотрудников" во всём мире (сужу по
личным наблюдениям в научных заведениях и ВУЗах СССР, Германии, Франции и
Англии).
Во-первых,
кроме откровенно антинаучной и лженаучной бредятины в масс-медиях для
"черни", для образованной публики цветёт махровым цветом псевдонаука,
официально признанная наукой (!). Особенно опасно её бюрократическое
насаждение чиновными либерастами в области общественных наук. Подобно печально
известной лысенковщине, в сталинское время захватившей монополию в биологии, в
общественных науках теперь создана монополия:
--
экономических теорий свободного рынка, оправдывающих капиталистическое
хищничество
--
когнитивистской схоластической психологии, выудившей из помойки истории фикцию
"души" и переименовавшей её в "сознание", а также
--
исторических и социологических теорий Тойнби, Поппера, Дюркгейма, Вебера и
проч., являющихся не более чем примитивными вариациями на темы метафизики Канта
и Гегеля...
Этому
теперь мало кто удивляется, потому что сама метафизика частью корифеев науки
зачислена (бездумно, в рифму физике) в ряды наук, вопреки тому, что на самом
деле представляет собой схоластические умствования и переливание словесного
поноса из пустого в порожнее...
Но
это - не самый страшный порок нынешней науки, потому что он очевиден и
потенциально имеет серьёзных противников. Гораздо страшнее ставшая
укоренившейся практикой, царящая в науке уже много десятилетий устраивающая
практически всех "учёных" обстановка бесплодного небокоптительства
и конформизма, когда научные журналы заполнены внешне приемлемыми статьями,
которые часто украшены "шапками" из этак дюжины соавторов и в которых
не содержится принципиально ничего нового. Толчея массовой "науки" -
это порождение бюрократизованного массового общества, где достоинства и недостатки
измеряются сантиметрами высоты тысяч кротовых куч, а не количеством этажей
единого храма науки, если можно так выразиться.
В
заключение должен добавить, что лженаука и прочие "сверхценные идеи"
обитают теперь (в отличие от 1951 года) не только в сенсационных медиях, но
благодаря свободному доступу заполонили Интернет, в котором реклама,
пропаганда, низкопробная развлекальщина и эти самые "чудачества"
представляют собой горы мусора, из которых приходится откапывать жемчужины
действительно ценной информации.
* * *
"Под вывеской науки
После
взрыва атомной бомбы над Хиросимой престиж науки в Соединенных Штатах вырос
столь же стремительно, как и гриб облака ядерного взрыва. В школах и колледжах
всё больше учащихся, чем когда-либо прежде, выбирают как карьеру какую-нибудь
область науки. Доля военного бюджета, предназначенная для научных исследований,
никогда не была столь фантастически огромной. Книги и журналы, посвященные
науке, выпускаются громадными тиражами, невиданными прежде в истории. Даже в области
художественной литературы научная фантастика серьезно угрожает затмить
популярность детективных историй.
Одно
любопытное побочное явление нынешнего бума в науке - это возникновение
пропагандистов новых диковинных якобы "научных" теорий. Они обретают
славу, так сказать, держась за фалды авторитетных исследователей. Сами ученые,
конечно, обращают на них очень мало внимания. Они слишком заняты более важными
делами. Но мало информированная публика, жаждущая сенсационных открытий и
мгновенно действующей панацеи, часто оказывает им шумный и восторженный приём.
В
1951 году десятки тысяч психически больных людей по всей стране погрузились в
"дианетических грезы", в которых они якобы возвращались по
"шкале времени" и пытались припомнить травмы, которые они якобы
пережили, будучи эмбрионами. Тысячи более сообразительных невротиков, которые
считают дианетику (учение сайентологов) шарлатанством, теперь сидят в
"Оргоногенераторах", чтобы якобы зарядить своё тело "оргонной
энергией." (Затея шизанутого
фрейдиста Вильгельма Pейха - примечание behaviorist-socialist)
Огромное
количество домохозяек среднего возраста в стремлении жить до 100 лет, сидят на
диете, состоящей из йогурта, зародышей пшеницы и патоки-мелассы.
Но псевдоученые процветают не только в области психического и физического здоровья.
Примитивная интерпретация чудотворных побасенок Ветхого Завета, которая,
казалось бы, вышла из моды после смерти Уильяма Дженнингса Брайана, недавно
получила мощный импульс для реанимации. "Выдающийся астрофизик" д-р
Иммануил Великовский якобы установил как факт, что Земля перестала вращаться
именно в тот момент, когда Иисус Навин повелел Солнцу и Луне замереть на месте.
В
течение пятидесяти лет геологи и физики объединенными усилиями совершенствовали
сложные, высокочувствительные приборы для изучения геологических структур. Оказывается,
что они попусту транжирили свое время, если верить Кеннету Робертсу, известному
романисту. Все, что вам для этого нужно - это раздвоенный прутик, и он написал
красноречивую и нахрапистую книгу, чтобы доказать вам это.
С
тех пор как в 1947 году появились сообщения о летающих тарелках, огромное
количество людей уверовали, что Земля находится под наблюдением посетителей с
другой планеты. Поклонники книги Фрэнка Скалли "По ту сторону летающих
тарелок" убеждены, что эти таинственные диски пилотируют жители Венеры,
которые являются точными копиями землян за исключением того, что они всего лишь
три фута (90 см) ростом. Но последующее исследование Джеральда Хёрда ещё
весомее аргументирует свой тезис, уверяя, что блюдцами управляют разумные пчёлы
с Марса.
В
1920-е годы газеты были массовым рекламным рупором для фантазий лжеученых.
Каждое воскресенье издававшийся концерном Хёрста журнал "American Weekly" яркими красками
расписывал шедевры "научной" белиберды. Страницы ежедневной прессы
были битком забиты такими историями, как: неподтвержденные сообщения о
гигантских морских змеях, о лягушках, найденных живыми в краеугольных камнях древних
зданий, или о людях, которые могли слушать радиопередачи при помощи золотых
коронок на зубах. Однако постепенно, в течение следующих двух десятилетий, в
профессии новостной журналистики был выработан неписаный кодекс научной этики.
Агентства новостей наняли компетентных научных корреспондентов. Ведущие
столичные газеты обзавелись квалифицированными научными редакторами.
Американская медицинская ассоциация (AMA) активизировала свою
деятельность против рекламы, размещаемой в медиях медицинскими шарлатанами, и
призывала к порядку своих членов, которые публиковали результаты исследований,
которые не были должным образом проверены их коллегами. Поэтому теперь (1951
г.) новости науки в американской прессе содержат меньше вздора и дезинформации,
чем когда-либо прежде в истории.
В
какой-то мере издательства журналов и книг примкнули к создателям этих
добровольных принципов. Но к сожалению, на рубеже полувека они начали чудить. "Astounding Science Fiction", до недавнего
времени бывший лучшим журналом научной фантастики, был первым, кто поведал
публике о великой "Революции Дианетики" в психиатрии. Журнал "True" увеличил свой
тираж, публикуя сообщения о летающих тарелках с других планет. Журнал "Harper's" опубликовал первую статью, прославляющую
замечательные открытия Великовского, и подобные статьи не замедлили появиться в
"Collier's" и "Reader's
Digest". "Saturday
Evening Post" и "Look" широковещательно
разрекламировали культ патоки-мелассы некоего Гейлорда Хаузера, причём в том
самом месяце, когда государственная инспекция пищевых продуктов и медикаментов (FDA) конфисковала тираж его
бестселлера "Выглядеть моложавей и дольше жить". Правительство
постановило, что размещение книги в витринах рядом с банками патоки
представляет собой, по причине сенсационных утверждений в книге, лживую рекламу
этого продукта.
Многие
ведущие книгоиздатели проявили себя отнюдь не лучше. Конечно, "Дианетика"
Л. Рона Хаббарда оказалась слишком диковинной рукописью, чтобы заинтересовать
крупные издательства, но не менее нелепый "труд" Великовского
опубликовали два очень уважаемых издательства. Книга Кеннета Робертса об
искусстве нахождения воды при помощи жезла-"биолокатора", книга
Скалли о летающих тарелках, и ещё более фантастические исследования Хёрда также
вышли в свет с логотипами крупных издательств.
Когда
редакторов и издателей книг спрашивают обо всем этом, у них есть готовый ответ.
Они заявляют, что тут, мол, свободная страна. Если публика хочет покупать
определенный сорт литературы в больших количествах, то они - в отличие от
государственных служащих - имеют полное право и, возможно, даже обязанность
удовлетворять такой спрос.
Никто,
имея уважение к самостоятельному мышлению, не станет домогаться того, чтобы
издательства и журналы понуждались какими-то правительственными распоряжениями
публиковать только материалы, санкционированные советом компетентных ученых.
Проблема не в этом. Вопрос тут в том, сохранятся или нет добровольные этические
принципы, созданные с таким трудом за последние два десятилетия. Например, книга
Великовского широко рекламировалась как воистину революционное астрономическое
открытие. Но издатель, разумеется, имел все законные права опубликовать такую книгу.
С
другой стороны, ученые, которые угрожали бойкотировать учебники этого
издательства, если оно не удалит книгу Великовского из каталога, осуществляли
своё демократическое право на организованный протест. Это вопрос не
юридический, и даже не политический. Это - вопрос личной ответственности.
Возможно,
мы делаем из мухи слона. Ведь можно возразить, что это очень даже забавно -
дразнить фантазию публики книгами о цивилизации пчёл на Марсе. Ведь ими не
обманешь ни ученых, ни сведущих в науке читателей. Если публика охотно
выкладывает наличные за такой вздор, то какое нам дело? Ответ таков, что это
вовсе не забавно, когда людей охмуряют "научной" бредятиной. Тысячи
невротиков, остро нуждающихся в квалифицированной психиатрической помощи,
всерьёз отказываются от терапии, попав на крючок мошеннических культов. Уже зарегистрировано
ужасно большое число случаев самоубийств и психических кризисов среди пациентов
этих сомнительных методов лечения. Ни один дорожащий репутацией издатель и не подумает
выпустить книгу, описывающую лечение рака, если её написал "доктор", которого
все коллеги считают шарлатаном. Однако разница между такой книгой и "Дианетикой"
не столь уж и велика.
Что
можно сказать о долгосрочных последствиях книг, не имеющих отношения к медицине,
таких как опус Великовского и трактаты о летающих тарелках? Трудно представить
себе какие-то иные последствия кроме вредных. Кто может оценить количество
ортодоксальных христиан и евреев, прочитавших "Миры в столкновении" -
"Worlds in Collision" и ставших примитивными ретроградами - библейскими
начётчиками оттого, что их уверили в том, что наука подтвердила чудеса Ветхого
Завета?
Менкен
как-то написал, что если бросить наугад яйцо из окна пульмановского вагона в
любой точке США, то есть большая вероятность того, что попадешь в религиозного
фундаменталиста. Это было двадцать пять лет назад, и времена изменились, но
слишком быстро забывают, что борьба против религиозных предрассудков ещё далека
от победы.
Слишком
легко забылось, что тысячи школьных учителей биологии во многих южных штатах до
сих пор боятся преподавать теорию эволюции из-за страха потерять свои рабочие
места. Несомненно, что цивилизованное и просвещенное христианство, как
католическое, так и протестантское, потерпело серьезный урон от того, что в
журнале "Reader's Digest" покойный Фултон Орслер с энтузиазмом восхвалял книгу
Великовского как научное подтверждение самого нелепого истолкования Библии.
Летающие
тарелки? Я слышал, что многие читатели книг о "НЛО" упрекают
правительство в резких выражениях за его упорное нежелание опубликовать
"правду" о неуловимых тарелках. Они с негодованием уверяют, что это -
правительственная "политика замалчивания" и считают её доказательством
того, что военные и политические лидеры США потеряли всякую веру в мудрость
американского народа.
Еще
более прискорбным результатом публикации "научных" выдумок является
путаница, которую они сеют в умах доверчивых читателей относительно того, что является
и что не является научным знанием. И чем более охмуряется публика, тем легче
она становится жертвой доктрин лженауки, которые могут в один прекрасный день в
будущем получить поддержку политически влиятельных групп. Как мы увидим в
последующих главах, возрождение псевдонаук в Германии шло параллельно с
приходом Гитлера к власти. Если бы немецкий народ был лучше образован, чтобы
отличать истинную науку от ложной, то поверил ли бы он так легко в безумные
расовые теории антропологов-нацистов?
В
конечном счете, лучшее средство борьбы с распространением псевдо-науки - это
просвещенная публика, умеющая отличать работу авторитетного исследователя от
трудов людей некомпетентных и страдающих самообманом. Достичь этого не столь уж
трудно, как это кажется. Конечно, возможны граничные случаи, которые трудно
классифицировать, но тот факт, что черный цвет переходит в белый через
множество оттенков серого, не означает, что трудно отличить черное от белого.
На
самом деле тут надо учитывать два разных "континуума". Один - это
шкала, показывающая, насколько теория подтверждается фактическими данными. На
одном конце этой шкалы - теории, почти заведомо ложные, такие как постулат
"дианетики" о том, что однодневный эмбрион может регистрировать разговоры
матери как звукозапись. Ближе к середине этой шкалы находятся теории,
выдвигаемые в качестве рабочих гипотез, но очень спорные из-за отсутствия
достаточных данных - например, теории о том, что Вселенная расширяется.
Наконец, на другом конце шкалы находятся теории, почти наверняка верные, такие,
как утверждения, что земля круглая или что люди и животные являются дальними
родственниками.
Проблема,
как определить степень подтверждения теории, является чрезвычайно сложной и
технической, и на самом деле нет никаких общеизвестных методов для установления
точных "значений вероятности" конкретных гипотез. Эта проблема,
однако, не должна нас особо беспокоить. Мы - за исключением нескольких случаев
- будем рассматривать только теории, столь близко лежащие к отметке "почти
наверняка вздор", что нет оснований сомневаться в их бесполезности.
Второй
континуум - это шкала научной компетентности. Она также имеет крайние точки: от
заведомо заслуженных ученых до людей столь же очевидной некомпетентности. Тот
факт, что есть люди, статус которых на этой шкале спорен, чьи теории
балансируют на грани безумия, люди, компетентные в одной области, но не в
других, люди компетентные в один период своей жизни, а не в другой, и так далее
- всё это не должно отвлекать нас от очевидного факта, что есть тип ученых-самозванцев,
которых вполне обоснованно можно назвать "эксцентричными чудаками". Основанием
для того, чтобы их так называть, являются не новизна их взглядов или
невротические мотивы их трудов. Основанием являются технические критерии оценки
теорий. Если человек упорствует в отстаивании мнений, которые противоречат всем
имеющимся фактическим данным, и не выдвигает разумных оснований для того, чтобы
к нему относились серьезно, то коллеги будут совершенно справедливо называть
его чудаком.
У
чудаков в широких пределах варьируют как знания, так и интеллект. Некоторые из
них - глупые, невежественные, почти неграмотные люди, деятельность которых
ограничивается рассылкой писем со "сверхценными идеями" известным
ученым. Некоторые пишут халтурные брошюры, как правило, публикуемые за счёт
автора, с длинными названиями и фотографией автора на обложке. Третьи блестяще
мыслят и хорошо образованны, часто с отличным пониманием той отрасли науки,
которую они хотят "революционизировать" своими умозрениями. Их книги
могут быть очень искусной имитацией подлинной науки, будучи хорошо написаны и
впечатляя эрудицией. Но несмотря на все эти значительные различия, большинство
псевдо-ученых имеет ряд общих характерных черт.
Первой
и самой важной из этих черт является то, что чудаки работают почти в полной
изоляции от своих коллег. Это изоляция не в географическом смысле, а в смысле
отсутствия плодотворных контактов с другими исследователями. В эпоху
Возрождения такая изоляция не обязательно была признаком чудачества. Наука была
плохо организована. Не было ни научных журналов, ни обществ. Общение между
исследователями в одной и той же области часто было затруднительно. Более того,
часто существовали явные официальные репрессии, препятствовавшие такому
общению. В классическом случае Галилея инквизиция вынудила его к изоляции,
потому что католическая церковь считала, что его взгляды подрывают религиозную
веру.
Даже
намного позднее, во времена Дарвина, влияние религиозного консерватизма было настолько
сильно, что Дарвин и горстка его последователей были практически в одиночестве,
выступая против взглядов более респектабельных биологов."
Комментариев нет:
Отправить комментарий