понедельник, 25 января 2016 г.

ОТЧЕГО ЛЮДИ НЕСЧАСТНЫ?



На этот вопрос вразумительный ответ даёт только бихевиоризм. Человек счастлив, когда он получает положительное подкрепление своих действий, и чувствует себя несчастным, когда подвергается действию отрицательного подкрепления, которое в повседневной жизни разделяется по происхождению на "объективное", называемое "неудача", и предумышленное, называемое "наказание".

Наказания - это традиционный, причём и поныне главный инструмент власти и господства. В межличностных отношениях оно всегда выражается в насилии, а в общественных - в классовом господстве, насилие которого часто скрывается под покровом законов и религиозных заповедей.

Отец радикального бихевиоризма Б.Ф. Скиннер, исследуя оперантое поведение, громадным количеством опытов однозначно доказал неэффективность управления поведением при помощи наказаний. Напротив, наиболее эффективно управление поведением при помощи положительного подкрепления - вознаграждения, поощрения, похвалы и т.п. Проще говоря, пряник намного более эффективен, чем кнут, когда вы хотите, чтобы люди поступали так, как вам хочется. В человеческом обществе вне рамок семейных отношений управление при помощи положительного подкрепления является основой экономических отношений, в том числе отношений капиталистической эксплуатации наёмного труда.

Надо признать, что именно благодаря применению "пряника" капитализм означает громадный шаг вперед в прогрессивном развитии человечества по сравнению с феодализмом, при котором классовое господство зиждится на голом внеэкономическом насилии. Капитализм, при всей несправедливости и коварстве применяемых им схем положительного подкрепления, в отсутствие кризиса должен оплачивать труд эксплуатируемого народа определенной долей материальных благ, что и является основой господства капитала над человечеством. Обычной ныне формой оплаты материальных благ, их абстрактным эквивалентом являются деньги.

Но ценность денег и их извечная "дефицитность", стремление их зарабатывать и копить объясняются вовсе не тем, что они с точки зрения "низов" являются эквивалентом материальных благ, дающим возможность их потребления, а тем, что с точки зрения "верхов" деньги как универсальный положительный подкрепитель являются орудием власти над "низами", т.е. народом. Именно с этой точки зрения надо рассматривать долговую кабалу как полный перенос положительного подкрепления за труд должника ростовщику - неизбежный конечный результат капиталистической экономической деятельности, когда поляризация общества на богачей-ростовщиков и на неимущих-должников выливается в долговую дефляцию - причину экономических кризисов капитализма.

Тут надо заметить, что если марксизм научно рассматривает капитал с экономической точки зрения, то бихевиористский социализм рассматривает капитал с более широкой, воистину универсальной точки зрения - поведенческой. Эти точки зрения взаимно дополняют друг друга, но бихевиористская точка зрения особо необходима в периоды экономических кризисов, когда механизмы экономического господства капитала ломаются и верхи во всё более широких масштабах прибегают к мерам неэкономического насилия, характерным для предшествовавших капитализму формаций - феодальной и рабовладельческой. Вот и теперь практически во всем мире глобальный кризис объективно создаёт революционную ситуацию, которая при наличии "субъективных" (по Ленину) революционных факторов может вылиться в социальную революцию, при которой ответное насилие против эксплуататоров неизбежно.

Бихевиористская точка зрения столь же незаменима и после победы социальной революции, так как только она даёт возможность научного построения принципиально нового общества социальной справедливости, в котором будет отсутствовать как экономическая эксплуатация, так и внеэкономическое принуждение. Не обладая научной базой бихевиоризма, который один может методами оперантной социальной инженерии решить эту задачу (которая в марксистской литературе называется "культурной революцией"), социалистические начинания 20-го века (в России-СССР, Китае, Восточной Европе, на Кубе и некоторых других странах) так и не смогли полностью преодолеть ни политическое угнетение, ни экономическую эксплуатацию народа, хотя и угнетение, и эксплуатация народа партийно-бюрократической номенклатурой в "социалистических" государствах были намного мягче, чем буржуями в мире капитала. Однако социалистическое общество так и не было построено ни в одной из них.

Все вышеизложенное на мой взгляд очевидно, и служит достаточным доказательством того, что в классовом обществе подавляющее большинство людей обречено быть несчастными. Куда менее очевидна неспособность марксизма (в одиночку, без бихевиоризма) построить социалистическое общество, дающее всем и каждому возможность жить счастливо.

Эта неспособность имеет две причины. Во-первых, марксистская политэкономия является лишь критикой капиталистического способа производства и распределения, но не содержит проекта социалистической экономики. Во-вторых, общественное поведение намного шире, чем экономические отношения, и именно внеэкономические отношения взаимопомощи и солидарности, не имеющие ничего общего с политэкономией капитализма, являются основными для социалистического образа жизни.

В отличие от капиталистической манипуляции поведения рекламой и пропагандой управление поведением при социализме должно быть взаимным и потому не может быть централизованным. Поэтому оно нуждается в освоении практически всеми хотя бы азов бихевиористской теории и практики оперантного кондиционирования и должно практиковаться на уровне межличностных отношений, чтобы каждый на практике убеждался по принципу "как аукнется, так и откликнется" в благотворности солидарного, а не конкурентного поведения. Социалистическое общество должно иметь крепкую микроструктуру оперантных взаимозависимостей индивидов и не может быть массовым, как капиталистическое, которое построено не только на классовом господстве буржуазии, но и на на взаимном отчуждении людей, формализации и анонимности их взаимоотношений.

В этом направлении хороший опыт можно извлечь не только из опыта Белоруссии по развитию сельской общественной инфраструктуры, но и из угробленных брежневщиной начинаний Хрущева: организации "общинной" общественной микроструктуры созданием так называемых микрорайонов, местных комитетов, товарищеских судов, касс взаимопомощи на предприятиях, а также бюро проката бытовой техники как альтернативы торговле. Эти начинания были направлены на развитие инициативы на местах и поэтому были встречены в штыки партийной бюрократией. Централизованное управление "сверху" удушает социализм, если не уравновешивается свободой инициативы "снизу".

Но более всего созданию социалистических общественных отношений препятствует тяжелое наследие так называемых "культурных", и прежде всего религиозных традиций, так как они заведомо противодействуют стремлению людей к счастью. Любая религия - это идеологическая опора угнетения и эксплуатации, что ясно показывает эта картинка, изображающая Моисея (властителя), несущего своему подвластному народу "скрижали завета", якобы данные ему богом, в сторону которого он указывает пальцем:
--

В чём же суть этого "завета"? - Цитирую библейскую книгу "Исход", гл. 20, где он вкратце изложен:
"... Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; мне поклоняйся им и не служи им, ибо я господь бог твой, бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих меня, и творящий милость до тысячи родов любящим меня и соблюдающим заповеди мои.
Не произноси имени господа, бога твоего, напрасно, ибо господь не оставит без наказания того, кто произносит имя его напрасно.
Помни день субботний, чтобы святить его (...); ибо в шесть дней создал господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил господь день субботний и освятил его.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую господь, бог твой, даёт тебе.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнеого твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, но осла его, ничего, что у ближнего твоего."

Как видите, это одни сплошные запреты, т.е., говоря по-бихевиористски, угрозы наказаний и отрицательного подкрепления. Тут о счастье и речи быть не может. И в этом - суть всех "культурных" традиций, этого тяжкого наследия мрачного прошлого. А вот и раввины, паразитирующие на этих традициях ветхозаветного (талмудического) мракобесия:
--


Ну а новозаветный аналог - "нагорная проповедь" (смотри, например, евангелие от Луки, гл. 6 ст. 17-49) - это просто мазохистский бред, за исключением двух совершенно бесспорных тезисов, которые за сотни лет до того уже были пословицей в античном мире, а в Китае были приблизительно так же сформулированы у Конфуция:
"И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними" и
"... какою мерою мерите, такою же отмерится и вам." Однако эта истина полностью перечеркивается в "нагорной проповеди" безумной рекомендацией подставлять и вторую щеку под удар...

В нынешней кризисной обстановке мракобесие, особенно исламское, диктует порой совершенно абсурдные запреты, например игры в шахматы (цитирую по http://colonelcassad.livejournal.com/2579459.html ):

"Верховный муфтий Саудовской Аравии постановил, что шахматы противоречат принципам ислама.

Об этом сообщает The Guardian в четверг, 21 января. Абдуль-Азиз ибн Абдуллах Аль аш-Шейх отвечал на вопросы зрителей в рамках телешоу, которое обычно используется им для распространения новых фетв. Среди прочего он объяснил позицию по отношению к шахматам, заявив, что они «также являются азартной игрой» и «пустой тратой времени и денег, провоцируют ненависть и вражду между игроками», а, значит, запрещены традициями ислама.
Муфтий обосновал новую фетву стихом из корана, запрещающим «алкоголь, азартные игры, идолопоклонничество и ворожбу».
Британское издание отмечает, что шахматы вряд ли окажутся под полным запретом, но, скорее всего, получат статус «незначительных пороков», таких, как музыка.
После Исламской революции 1979 года игра в шахматы на публике была запрещена в Иране и объявлена грехом. Но в 1988 году запрет был снят, было разрешено играть без ставок.
Шахматы также запрещены в Ираке фетвой духовного вождя шиитов, Великого аятоллы Али аль-Систани." (конец цитирования).

Очень жаль, что шахматист-либераст Каспаров не переселился в Саудовскую Аравию. Там его за попытку протестовать против этой "фетвы" наперво отстегали бы кнутом, при повторном непослушании отрубили бы руки, чтобы не мог передвигать фигуры по доске, ну а если бы он закоснел в своём демократическом упрямстве - то и голову...

А как запреты, навязываемые такими зверскими методами, "укрепляют" мораль и нравственность, свидетельствуют и осатанелость ваххабитов-террористов в Сирии и Ираке, и изнасилования и ограбления женщин проклятыми "беженцами" в Европе на прошедшие новогодние праздники, и следующий факт, которому я сам был очевидцем:

Мусульмане-иммигранты не хотят работать в Европе по найму, потому что это по их понятиям "недостойное занятие", а стремятся открыть какую-нибудь лавчонку, потому что статус торгаша-"базари" является весьма почтенным в исламской традиции. И вот они торгуют, копя деньги на невесту, которую они намереваются дёшево купить на своей мусульманской родине, как рабыню, и импортировать в Европу. Это - общераспространенная исламская традиция "калыма".
При этом они торгуют не только кебабом или дешевыми китайскими шмотками, но и барахлом, остающимся после смерти немцев, которые, как известно, вымирают. Я довольно часто захожу в такие лавочки-барахолки, потому что порой там можно купить за бесценок довольно дорогие редкости, так как мусульманские лавочники в этих делах крайне невежественны.
Так вот, недалеко от меня есть такая лавочка-барахолка, куда я захожу регулярно. В ней сидит жирный, похожий на чёрного мохнатого паука, суннит-иракец, эмигрировавший в Германию после агрессии США против Ирака, причем жгуче ненавидящий отнюдь не США, а своих соотечественников-шиитов. Он сидит там день-деньской в дальнем углу, уставясь остекленелыми глазами в экран компьютера, повернутый к посетителям лавочки тыльной стороной.
И вот однажды, когда я разговаривал с ним, другой посетитель позвал его ближе к выходу, чтобы спросить цену на какую-то вещь. Он выбрался из своего угла, и мне удалось украдкой глянуть на экран его компьютера. На нём проигрывалось порнографическое видео...

Честно говоря, трудно сказать, что более омерзительно и жалко - такие вот идиоты-святоши или разнузданные девки из "пусси-райот". Скорее всего - святоши, потому что "пусси-райот" - это редкое явление, а свихнувшихся от похоти святош хоть пруд пруди. Но печальнее всего то, что причина обеих этих столь различных извращений - религиозная идеология, объявившая половые отношения между мужчиной и женщиной "грехом" и "непотребством" именно потому, что они приносят радость и (пока что намного реже) счастье.

Короче: для того, чтобы люди жили счастливо, надо уничтожить не только угнетение и эксплуатацию, но и религиозный охмуреж. Особенно омерзителен монотеизм, прежде всего - иудаизм и ислам, требующие абсолютного подчинения людей "воле божьей". Христианство - тоже носитель этой заразы, хотя в нём остались ещё сокровенные крупицы политеизма ("троица") и гностического отказа поклоняться мифическому "творцу". В "новом завете", являющемся результатом покорения политеистичного античного мира воистину дьявольской иудейской доктриной монотеизма, есть много мест явно гностического происхождения. Наиболее явные из них - это заявление Иисуса о том, что (цитирую) "царствие мое несть от мира сего", и его отказ поклониться дьяволу (творцу и князю "мира сего"), по-хозяйски обещавшему ему все "царства земные".

Я сообщаю вкратце о гностицизме, конечно, не для атеистов, а для верующих, которым без знания религиозных альтернатив трудно избавиться от иллюзии "хранимости богом" (иеговой или аллахом). Этот персонаж в мифологии гностиков является зверомордым демиургом (творцом и властителем материального мира), то есть демоном-халтурщиком, демоном-кустарем, именуемым как Ялдаваоф или Саклас (бог-дурак):
--


Этот духовно слепой бог-дурак или дьявол, согласно учениям гностиков, был порожден по произволу самого младшего из эонов - Пистис Софии -, и создал материальный мир по недосмотру состоящей из эонов "плеромы" (трансцендентного духовного мира в античной традиции синкретического политеизма - платонико-египетского). Гностицизм - весьма забавная и, при всем разнообразии её вариантов, изложенных в разных текстах, внутренне непротиворечивая религия. Прочесть воистину чудом дошедшие до нас тексты советую в хороших переводах на английский язык, выложенных здесь http://www.gnosis.org/naghamm/ или здесь http://www.sacred-texts.com/chr/ps/ . А вот переводы на русский язык, выложенные здесь http://apokrif.fullweb.ru/nag_hammadi/ , не только неудобочитаемы, но и сопровождаются комментариями, которые перевирают их смысл в стиле ортодоксального (дьявольского) христианства, являющегося плодом так называемых "вселенских соборов", цель которых состояла в подчинении верующих тиранической власти императора и феодалов-епископов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий