Я выкладываю этот коротенький шедевр Чехова прежде всего для
нынешней молодёжи, которая скорее всего Чехова вообще не читала. А для меня
этот рассказ, который я прочёл ещё в моей советской юности, имеет значение
пророчества о нынешней России, где произошла реставрация всех гнусностей
капитализма. Он важен для понимания того печального факта, что все
"низы", все загнанные в нищету и бесправие "терпилы" и в
наши позорные дни не имеют ни малейшего намерения восстать, чтобы снова
освободиться, чтобы как и в 1917 году, словами "Интернационала":
"... Кто был ничем, тот станет всем!"
Как я написал в предыдущей заметке, марксистский тезис о том,
что движущей силой социалистической революции является классовое сознание пролетариата,
сознающего экономическую и социальную несправедливость, был опровергнут всем
ходом истории. Почти все выдающиеся революционеры были выходцами из привилегированных
классов, например Радищев, "Декабристы", Бакунин и его соперники по
влиянию в 1-м Интернационале Маркс и Энгельс, Лавров, Чернышевский, Кропоткин, Перовская,
Степняк-Кравчинский, Плеханов, Ленин, Троцкий, Дзержинский, Савинков,
Спиридонова, Бухарин (привожу лишь тех, чьи имена должны знать интеллигентные
русские люди).
Это, казалось бы,
удивительно: все эти революционеры были в большей или меньшей степени, но выражаясь
словами Ленина, "страшно далеки от народа". Однако они боролись не за
свои привилегии, а за социальную справедливость. В этом гениальность
ленинизма - не полагаться на стихийный (или манипулируемый агентами Запада) бунт
масс, а создать революционную коммунистическую партию из профессиональных
революционеров как организующую и направляющую силу социалистической революции.
Тем, кому чуждо бихевиористское понимание поведения, может
показаться ещё более удивительным то, что контрреволюционеры и реакционеры - это
очень часто буквально "подлые" по происхождению, "чернь",
выходцы из низов. За примерами не надо далеко ходить. Путин - самый что ни на
есть пролетарий по происхождению - упрочил нынешний антинародный компрадорский
олигархо-бюрократический режим, а сын служанки, забеременевшей от хозяев -
грузинских князей - и вследствие этого "для сокрытия греха" поспешно выданной
с приданым за нищего сапожника - старика и алкоголика Джугашвили - печально
известный "товарищ" антикоммунистический диктатор сталин стал
предателем дела Октябрьской Революции, вырезавшим всех большевиков-ленинцев и
реставрировавшим зверские порядки государственного феодализма и царизма под
фальшивой вывеской "советской власти"...
Всё это, конечно, парадоксально, и прямолинейно мыслящие
люди просто отказываются это понимать. Соответственно, партийные комитеты в
СССР обращали первейшее внимание на "социальное происхождение" при
выборе тех, кто "достойны" стать членами КПСС, и особо старались
залучить в партию пролетариев. Однако самим пролетариям эта "партия"
была ни на хрен не нужна, и в неё вступали только самые недостойные карьеристы
и приспособленцы...
Короче: этот классовый "парадокс", легко
объяснимый с точки зрения бихевиоризма, должны учитывать все, кто желает нашей
Родине светлого коммунистического будущего. Поведение людей определяется вовсе
не классовым происхождением, а усвоенными (или вколоченными) с детства
шаблонами и нормами поведения. Именно об этом и повествует нижеследующий очень
бихевиористский по духу рассказ.
*
* *
-
Антон Павлович Чехов:
"РАЗМАЗНЯ
На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей,
Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться.
— Садитесь, Юлия Васильевна! — сказал я ей. — Давайте
посчитаемся. Вам наверное нужны деньги, а вы такая церемонная, что сами не
спросите... Ну-с... Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц...
— По сорока...
— Нет, по тридцати... У меня записано... Я всегда платил
гувернанткам по тридцати. Ну-с, прожили вы два месяца...
— Два месяца и пять дней...
— Ровно два месяца... У меня так записано. Следует вам,
значит, шестьдесят рублей... Вычесть девять воскресений... вы ведь не
занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только... да три праздника...
Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но... ни
слова!..
— Три праздника... Долой, следовательно, двенадцать
рублей... Четыре дня Коля был болен и не было занятий... Вы занимались с одной
только Варей... Три дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не
заниматься после обеда... Двенадцать и семь — девятнадцать. Вычесть...
останется... гм... сорок один рубль... Верно?
Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой.
Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова!..
— Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. Долой
два рубля... Чашка стоит дороже, она фамильная, но... бог с вами! Где наше не
пропадало? Потом-с, по вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе
сюртучок... Долой десять... Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари
ботинки. Вы должны за всем смотреть. Вы жалованье получаете. Итак, значит,
долой еще пять... Десятого января вы взяли у меня десять рублей...
— Я не брала, — шепнула Юлия Васильевна.
— Но у меня записано!
— Ну, пусть... хорошо.
— Из сорока одного вычесть двадцать семь — останется
четырнадцать...
Оба глаза наполнились слезами... На длинном хорошеньком
носике выступил пот. Бедная девочка!
— Я раз только брала, — сказала она дрожащим голосом. — Я у
вашей супруги взяла три рубля... Больше не брала...
— Да? Ишь ведь, а у меня и не записано! Долой из
четырнадцати три, останется одиннадцать... Вот вам ваши деньги, милейшая!
Три... три, три... один и один... Получите-с!
И я подал ей одиннадцать рублей... Она взяла и дрожащими
пальчиками сунула их в карман.
— Merci, — прошептала она.
Я вскочил и заходил по комнате. Меня охватила злость.
— За что же merci? — спросил я.
— За деньги...
— Но ведь я же вас обобрал, чёрт возьми, ограбил! Ведь я
украл у вас! За что же merci?
— В других местах мне и вовсе не давали...
— Не давали? И не мудрено! Я пошутил над вами, жестокий урок
дал вам... Я отдам вам все ваши восемьдесят! Вон они в конверте для вас
приготовлены! Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете?
Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть
такой размазней?
Она кисло улыбнулась, и я прочел на ее лице: «Можно!» Я
попросил у нее прощение за жестокий урок и отдал ей, к великому ее удивлению,
все восемьдесят. Она робко замерсикала и вышла... Я поглядел ей вслед и
подумал: легко на этом свете быть сильным!"
*
* *
Позвольте в заключение сформулировать мораль этого рассказа.
Социалистическая революция - прогрессивное, гуманное и солидарное
преобразование общества - это дело сильных духом, дело интеллигентов. Но об
этом - в следующий раз.
.
Комментариев нет:
Отправить комментарий