5 марта - годовщина смерти Анны Андреевны Ахматовой. Память о ней должна быть жива в сердце каждого. Причины для этого воистину громадные.
Ведь по мощи поэтического дарования рядом с ней в русской поэзии можно поставить только А.С. Пушкина. Они - мастера русской поэзии. И больше никто. Конечно, у Лермонтова, Тютчева, Блока, Анненского, Маяковского, Мандельштама и Арсения Тарковского есть сильные, чистейшего звучания стихи, но в целом их творчество блекнет по сравнению с творчеством этих двух мастеров.
Но ещё важнее то, что послереволюционное творчество Ахматовой уникально как страстный протест и проклятие гнуснейшей традиции в России - традиции произвола и бесчеловечности государственной власти. Тут рядом с ней поставить вообще некого. Эта тема в поэзии Ахматовой - необходимый каждому компас, показывающий верный путь гражданственности и гуманизма, борьбы против деспотии, лицемерия, угнетения и лжи.
Но этот аспект творчества Ахматовой нельзя интерпретировать узко, как осуждение одной лишь сталинщины. Его значение для борьбы за права человека непреходяще. Сейчас уже совершенно очевиден ускоренный демонтаж демократии и гражданских свобод во всем мире, в особенности на якобы "демократическом" буржуйском Западе, где тенденция тоталитаризма вызвана глубочайшим, а возможно даже финальным кризисом капитализма как системы вследствие дефицита прибыльности сверхаккумулированных гигантских капиталов. Результатом политэкономического закона падения нормы прибыли за последние десятилетия стало нарастание самых зловещих фашистских тенденций - перерождение лицемерной буржуазной демократии в смехотворный кукольный театр марионеток - ставленников олигархии мультимиллиардеров и превращение "демократий" в полицейско-фашистские государства, что совершенно явно проявилось в глобальной афере фейковой "пандемии ковид", как в России, так и на Западе.
Я уже полностью уверен в том, что проклятый западный империализм, десятилетиями вскармливавший на Украине пещерный бандерофашизм, использует нынешний конфликт как предлог для раздувания новой Мировой войны в Европе, конечно же, по примеру гитлеровского нацизма, "ради защиты западной цивилизации от варварских русских недочеловеков".
Поэзия Ахматовой как предостережение против тоталитарного капитализма становится актуальнее и острее от года к году и даже от месяца к месяцу. Позвольте процитировать несколько отрывков из поэзии Ахматовой, которые как остро отточенная рапира пронзают самое мрачное средоточие жуткого сатанинского наваждения - циничного, уверенного в своей безнаказанности произвола и глумления "верхов" над "низами".
Из поэмы "Реквием":
"Это
было, когда улыбался
Только мертвый,
спокойствию рад.
И ненужным привеском
качался
Возле тюрем своих Ленинград.
И
когда, обезумев от муки,
Шли уже
осужденных полки,
И короткую песню
разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды
смерти стояли над нами,
И безвинная
корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И
под шинами черных марусь.
(...)
Уже безумие крылом
Души накрыло
половину,
И поит огненным вином
И
манит в черную долину.
И поняла я, что ему
Должна я уступить
победу,
Прислушиваясь к своему
Уже
как бы чужому бреду.
(...)
Узнала
я, как опадают лица,
Как из-под век
выглядывает страх,
Как клинописи
жесткие страницы
Страдание выводит
на щеках,
Как локоны из пепельных и
черных
Серебряными делаются
вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И
в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я
молюсь не о себе одной,
А обо всех,
кто там стоял со мною,
И в лютый холод,
и в июльский зной
Под красною ослепшею
стеною*."
Из "Поэмы без героя":
"Я
забыла ваши уроки,
Краснобаи и
лжепророки! -
Но меня не забыли вы.
Как
в прошедшем грядущее зреет,
Так в
грядущем прошлое тлеет
-
Страшный праздник мертвой
листвы.
Только... ряженых ведь я
боялась.
Мне всегда почему-то
казалось,
Что какая-то лишняя тень
Среди
них "без лица и названья"
Затесалась...
Откроем собранье
В новогодний
торжественный день.
(...)
Все
в порядке; лежит поэма
И, как свойственно
ей, молчит.
Ну, а вдруг как
вырвется тема,
Кулаком в окно застучит,
-
И откликнется издалека
На призыв
этот страшный звук -
Клокотание, стон
и клекот...
И виденье скрещенных рук.
(...)
Карнавальной
полночью римской
И не пахнет. Напев
Херувимской
У закрытых церквей
дрожит.
В дверь мою никто не
стучится,
Только
зеркало зеркалу снится,
Тишина тишину
сторожит.
А со мною моя "Седьмая",
Полумертвая
и немая,
Рот её сведен и открыт,
Словно
рот трагической маски,
Но он черной
замазан краской
И сухою землей набит.
(...)
Ты спроси у моих современниц,
Каторжанок,
"стопятниц", пленниц,
И тебе
порасскажем мы,
Как в беспамятном
жили страхе,
Как растили детей для
плахи,
Для застенка и для тюрьмы."
Из стихотворений:
"Я пью за разоренный дом,
За злую
жизнь мою,
За одиночество вдвоём,
И
за тебя я пью,-
За ложь меня предавших
губ,
За мертвый холод глаз,
За то,
что мир жесток и груб,
За то, что бог
не спас."
* * *
"Меня,
как реку,
Суровая эпоха повернула.
Мне
подменили жизнь. В другое русло,
Мимо
другого потекла она,
И я своих не
помню берегов."
* * *
"А вы, мои друзья последнего призыва!
Чтоб
вас оплакивать, мне жизнь сохранена.
Над
вашей памятью не стыть плакучей ивой,
А
крикнуть на весь мир все ваши имена!
Да
что там имена!
Ведь всё равно - вы с
нами!..
Все на колени, все!
Багряный
хлынул свет!
И ленинградцы вновь идут
сквозь дым рядами -
Живые с мертвыми:
для славы мертвых нет."
* * *
"Ржавеет золото, и истлевает
сталь,
Крошится мрамор. К смерти все
готово,
Всего прочнее на земле -
печаль
И долговечней - царственное
слово."
Читайте Ахматову и помните её.
--
* Стена тюрьмы "Кресты" в Ленинграде (примечание behaviorist-socialist).
.
Комментариев нет:
Отправить комментарий