Я уже несколько
раз писал на этом блоге на похожие темы, но вот и теперь комментарии LuchKz под записью https:// behaviorist-socialist-ru.blogspot.com/2019/07/behaviorist-socialism-vs-fascist.html
понукают меня высказаться опять. Всё то, что я тут пишу, не имеет отношения к LuchKz лично, а представляет собой общие
соображения, которые не следует превратно истолковывать как мою мнимую попытку
выступить в роли "гуру" или психотерапевта. Для первой роли я не имею
ни малейшей склонности, а для второй - официального свидетельства, разрешающего
практиковать психотерапию.
Итак, давайте
просто поболтаем на тему недовольства собой и неудовлетворенности своей жизнью.
С бихевиористской точки зрения совершенно ясно, что это состояние - лишь
частный случай того, о чем говорится в следующем афоризме Козьмы Пруткова:
"Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе".
Вся проблема состоит в том, чтобы сменить эту начинку - на более приятную и
полезную.
С точки зрения
буржуазного индивидуализма (который представляет собой по умолчанию идеологию
любого "гуру" и психотерапевта), отрицающей тот факт, что личность
любого человека формируется обществом путём непрерывного оперантного
кондиционирования, отбивающего у человека острые углы, а затем шлифующего его
до зеркального блеска, чтобы он был максимально адаптирован к исполнению той
или иной социальной роли, изменить личность якобы проще простого: если ты
недоволен жизнью и собой - улыбайся, то есть надень маску счастливого человека
(и продолжай играть опротивевшую тебе роль):
-
Это - рецепт
"американского образа жизни", который под фальшивой улыбочкой
ежегодно штампует невиданные доселе в истории количества алкоголиков,
наркоманов, преступников, психопатов и самоубийц. Это - издевательский и
циничный рецепт, потому что в буржуазном обществе "reinvent", то есть "выдумать наново" себя
реально, практически и совершенно произвольно могут лишь те, кто действительно
свободны от эксплуатации и угнетения - то есть представители привилегированного
господствующего класса - буржуи. Однако им вовсе незачем "reinvent" себя, потому что владение капиталом даёт не
только комфорт и беззаботное существование, но и власть и самодовольное
ощущение своего несравненного превосходства над "быдлом", "нищебродами",
"ватниками" и "совками" - то есть народными массами. Но,
конечно, буржуй при желании вполне может беситься от жира, сколько ему угодно.
Поэтому для трудового
народа есть лишь одна возможность себя "reinvent", то есть "перековать" - это радикально
изменить повседневный образ жизни всего общества в целом социалистической
революцией. Ведь именно
общество ставит поведение каждого в более или менее жесткие рамки, формирует личность
и подчиняет её общеобязательной системе общественных отношений (то есть
шаблонов и норм поведения).
Целью любого
достойного здравомыслящего человека должно быть создание гуманного,
гармоничного общества равных - бесклассового коммунистического общества. А буржуазному антиобществу -
антигуманному, людоедскому, классовому и антагонистическому - внутренне присуща
Гоббсова "война каждого против каждого", в которой побеждают лишь
богатые и могущественные, а все остальные - лузеры. Классовая диктатура
буржуазии заточена на разбой, угнетение и эксплуатацию, и поэтому все попытки простых
людей пассивно приспособиться к ней, "вытерпеть",
"переждать" и "кое-как жить помаленьку" - это явно
проигрышная линия поведения. В буржуйском антиобществе принципиально невозможны
"социальный мир" и гармоничные человеческие взаимоотношения. Поэтому
в нём психически здоровы только те, кто не приемлют его людоедские
"порядки", ненавидят эксплуататоров и угнетателей (буржуев и
бюрократов) и борются против них доступными методами. Только такая борьба даёт
смысл жизни и положительное подкрепление (удовлетворение) даже от малейших
результатов.
Конечно, намного
спокойнее (но и безнадёжнее) стать конформистом, пытаться пассивно уходить от
конфликтов и тем уподобиться барону Мюнхаузену, когда его проглотила рыбина. Но
ведь это - неживое существование зомби, ходячего мертвеца. И вот когда рыбину
капитализма поймают и вскроют, тогда такой зомби на своём диване будет иметь не
нахально горделивый вид, как у Мюнхаузена на этой картинке,
-
а очень даже
бледный, когда его спросят: "Ваня, что же ты тут отсиживался, пока мы
боролись против буржуйской нечисти?!"
Но где взять силы
и мужество не только для жизни в хроническом противоречии с повседневной
реальностью капитализма, но и для борьбы за светлое коммунистическое будущее? -
Только в себе самом, практическим применением к себе самому бихевиористских
принципов управления поведением. Уже само по себе такое целевое самостоятельное
управление своим поведением даёт положительное подкрепление от осознания
освобождения от манипуляции буржуйской пропагандой и рекламой. И для этого
прежде всего надо полностью отказаться от потребления продукции средств
массовой (дез)информации и идиотской развлекальщины, от погружения своего
интеллекта в фальшивый мир медиальной виртуальщины. Надо общаться с живыми
людьми и интересоваться всем разнообразием неконформистских точек зрения и
источников информации в "Интернете". Только так можно докопаться до
истины через наслоения лживой пропаганды.
Параллельно с
улучшением ориентации в реальности и освобождением от масс-медиальных миражей
можно и нужно перековывать себя - свой характер и свои привычки, то есть выражаясь
по-бихевиористски - выдрессированную с детства личную систему шаблонов оперантного
поведения. Для этого есть два довольно старых, отлично зарекомендовавших себя
практических метода: метод самовнушения Эмиля Куэ (Émile Coué) и метод аутогенной тренировки Иоганна Шульца (Johannes H. Schultz). Так как книги
обоих авторов были переведены на русский и есть в Интернете (например, здесь https:// royallib.com/book/emil_kue/soznatelnoe_samovnushenie.html ), а также ещё в советское время было
опубликовано много хороших руководств по аутогенной тренировке разных авторов,
то я не буду их пересказывать. Я лишь отмечу, что оба эти метода в сущности
являются грамотным применением оперантного самокондиционирования для выработки
желательных актов поведения и/или реакций вегетативной нервной системы при
помощи речевых оперантов.
А так называемое
"нейролингвистическое программирование"(НЛП) - это на самом деле
извращение и усложнение методов Куэ и Шульца накручиванием на них
когнитивистской мистики, ради запудривания мозгов наивной публики высокопарной
менталистско-когнитивистской брехнёй о "сознании",
"подсознании" и "самосознании", чтобы убедить публику в
том, что в отличие от методов Куэ и Шульца она не сможет ничего достичь
самостоятельно и должна платить за "руководство" мошенникам,
объявившим себя "консультантами" и "специалистами".
В этом деле
радикальный бихевиоризм Скиннера (B.F. Skinner) оказывается
тем инструментом, который поможет отделить полезное зерно от пустой шелухи.
Ведь по Скиннеру "мышление" - это просто не произносимая вслух речь
(или "внутренняя речь"), и будучи результатом общественной природы
человека (а вовсе не "индивидуального духовного развития", как это
лживо твердит идеология буржуазного индивидуализма) представляет собой набор и
порой даже целый поток речевых оперантов, которые усиливаются уже одним своим
"мысленным" повторением - вот тогда мы имеем дело с самовнушением.
"Подсознание" - это не нечто таинственное, а просто "застарелые",
даже младенческие операнты, которые направляют "спонтанное"
поведение, но при этом из-за своей привычности вообще не осознаются, если
только кто-то со стороны не привлечёт внимание к возможной неадекватности
такого поведения. "Самосознание" - это ситуация конфликта в
"мышлении" между двумя оперантами (старого с новым), когда
"сознанию" приходится взвешивать альтернативы поведения,
анализировать конкретную реальность и подбирать прецеденты успешного поведения
в сходных ситуациях.
При этом речь для
людей является инструментом взаимного обмена оперантными сигналами и
подкрепителями (как положительными, так и отрицательными), то есть тем же, чем
являются команды для дрессированной собаки. Благодаря речевому общению (включая
чтение, учёбу и т.д.) человек способен очень быстро усваивать громадный объём
"знаний", то есть опыта оперантных взаимодействий с окружающим миром.
Напротив, собака - это бессловесное животное и поэтому не только
"учится" лишь на своём собственном опыте конкретно пережитых
ситуаций, и к тому же способна лишь реагировать на команды, но не может красноречиво
ответить и тем достойно постоять за себя перед хозяином. Она может вместо этого
лишь униженно вилять хвостом или агрессивно гавкать, то есть использовать
примитивный "язык жестов". Однако оперантный принцип поведения один и
тот же для всех - человека, собаки, голубя и крысы.
Этого не желают
понимать пустобрёхи-когнитивисты, вроде "гения лингвистики"
Хомского-Чомского с его бредовой (Де-)"генеративной грамматикой",
который в юном возрасте нагло и невежественно облаял Скиннера. Наверно, даже
теперь, в старческом возрасте, Хомский-Чомский не знает, что есть языки с
полным отсутствием грамматики, которые Хомский-Чомский принципиально не может "генеративно"
вывернуть шиворот на выворот, например китайский язык. В чём же источник
живучести когнитивистского бреда? - В религии - языковом мистицизме иудаистской
кабалы и святошестве кантианства, суть которых кратко выражена в вот этой
белиберде:
"В начале
было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога.
Все чрез Него нáчало быть, и без Него ничто не нáчало быть, что нáчало
быть". (От Иоанна, 1, 1-3).
А на самом-то
деле речевое общение (в том числе и "мыслительное" с самим собой) -
очень простая вещь. И высказывание, и не высказываемая "мысль" могут
служить в качестве любого из трёх компонентов (речевого) операнта: 1) сигнала,
2) акта поведения и 3) подкрепления. Когда они крутятся в мозгу чередой
1-2-3-1-2-3... непроизвольно, то они усиливают выраженное ими привычное
поведение (как полезные, так и вредные привычки), а если они крутятся в мозгу
как компонент методики Куэ или Шульца, то с их помощью целенаправленно искусственно
вырабатываются новые шаблоны поведения. В этом и состоит вся "магия
слова", если её использовать для перековки характера и замены вредных
привычек на полезные. Благодаря ей любой может вытащить себя из болота вредных
привычек и осточертевшей рутины, подобно барону Мюнхаузену, вытянувшему из
болота себя вместе с конём... за собственную косичку!
-
Конечно, такое
"индивидуальное самоусовершенствование" плодотворно лишь в том
случае, если будет направлено на благо народа, на борьбу против капитализма за
коммунизм. Суть коммунизма в том, что вместо того, чтобы взаимно унижать и
топить друг друга, люди будут взаимно поощрять и помогать друг другу, и тогда
благотворная "магия слова" будет функционировать не искусственно, в
изоляции, а в реальной системе общественных и межличностных отношений. В самом
деле, неужели что-то по большому счёту изменится к лучшему, если какой-нибудь
обуянный пиндосскими идеалами алчности и людоедства голодранец
"перекуёт" себя методами Куэ и Шульца в ловкого чинушу - карьериста и
коррупционера или даже в олигарха-миллиардера? Ну неужели России и народу
станет лучше, если какой-нибудь мерзавец хитро пролезет из грязи в князи и
подобно Иудушке Путину объявит себя "незаменимым лидером"? Поэтому
берите пример не с него, а с Ленина и Троцкого.
Ну а как
конкретно - это личное дело каждого. Вот посмотрите на очень нужную и воистину
творческую деятельность совсем молодого человека - Евгения Баженова (канал Bad Comedian, например
здесь: https:// youtu.be/6c2cErPF-IM ). Но полезна и совсем скромная деятельность - участие в демонстрациях,
роспись стен домов антикапиталистическими графити и даже самый примитивный и
мелкий саботаж - царапание бортов припаркованных дорогих лимузинов,
перекладывание в супермаркетах замороженных продуктов на обычные полки и т.д. и
т.п. Самое главное - чтобы антибуржуйская деятельность приносила удовлетворение
(по-бихевиористски - положительное подкрепление).
.
Комментариев нет:
Отправить комментарий