понедельник, 29 июля 2019 г.

КАК СЕБЯ ПЕРЕКОВАТЬ


Я уже несколько раз писал на этом блоге на похожие темы, но вот и теперь комментарии LuchKz под записью https:// behaviorist-socialist-ru.blogspot.com/2019/07/behaviorist-socialism-vs-fascist.html понукают меня высказаться опять. Всё то, что я тут пишу, не имеет отношения к LuchKz лично, а представляет собой общие соображения, которые не следует превратно истолковывать как мою мнимую попытку выступить в роли "гуру" или психотерапевта. Для первой роли я не имею ни малейшей склонности, а для второй - официального свидетельства, разрешающего практиковать психотерапию.

Итак, давайте просто поболтаем на тему недовольства собой и неудовлетворенности своей жизнью. С бихевиористской точки зрения совершенно ясно, что это состояние - лишь частный случай того, о чем говорится в следующем афоризме Козьмы Пруткова: "Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе". Вся проблема состоит в том, чтобы сменить эту начинку - на более приятную и полезную.

С точки зрения буржуазного индивидуализма (который представляет собой по умолчанию идеологию любого "гуру" и психотерапевта), отрицающей тот факт, что личность любого человека формируется обществом путём непрерывного оперантного кондиционирования, отбивающего у человека острые углы, а затем шлифующего его до зеркального блеска, чтобы он был максимально адаптирован к исполнению той или иной социальной роли, изменить личность якобы проще простого: если ты недоволен жизнью и собой - улыбайся, то есть надень маску счастливого человека (и продолжай играть опротивевшую тебе роль):
-


Это - рецепт "американского образа жизни", который под фальшивой улыбочкой ежегодно штампует невиданные доселе в истории количества алкоголиков, наркоманов, преступников, психопатов и самоубийц. Это - издевательский и циничный рецепт, потому что в буржуазном обществе "reinvent", то есть "выдумать наново" себя реально, практически и совершенно произвольно могут лишь те, кто действительно свободны от эксплуатации и угнетения - то есть представители привилегированного господствующего класса - буржуи. Однако им вовсе незачем "reinvent" себя, потому что владение капиталом даёт не только комфорт и беззаботное существование, но и власть и самодовольное ощущение своего несравненного превосходства над "быдлом", "нищебродами", "ватниками" и "совками" - то есть народными массами. Но, конечно, буржуй при желании вполне может беситься от жира, сколько ему угодно.

Поэтому для трудового народа есть лишь одна возможность себя "reinvent", то есть "перековать" - это радикально изменить повседневный образ жизни всего общества в целом социалистической революцией. Ведь именно общество ставит поведение каждого в более или менее жесткие рамки, формирует личность и подчиняет её общеобязательной системе общественных отношений (то есть шаблонов и норм поведения).

Целью любого достойного здравомыслящего человека должно быть создание гуманного, гармоничного общества равных - бесклассового коммунистического общества. А буржуазному антиобществу - антигуманному, людоедскому, классовому и антагонистическому - внутренне присуща Гоббсова "война каждого против каждого", в которой побеждают лишь богатые и могущественные, а все остальные - лузеры. Классовая диктатура буржуазии заточена на разбой, угнетение и эксплуатацию, и поэтому все попытки простых людей пассивно приспособиться к ней, "вытерпеть", "переждать" и "кое-как жить помаленьку" - это явно проигрышная линия поведения. В буржуйском антиобществе принципиально невозможны "социальный мир" и гармоничные человеческие взаимоотношения. Поэтому в нём психически здоровы только те, кто не приемлют его людоедские "порядки", ненавидят эксплуататоров и угнетателей (буржуев и бюрократов) и борются против них доступными методами. Только такая борьба даёт смысл жизни и положительное подкрепление (удовлетворение) даже от малейших результатов.

Конечно, намного спокойнее (но и безнадёжнее) стать конформистом, пытаться пассивно уходить от конфликтов и тем уподобиться барону Мюнхаузену, когда его проглотила рыбина. Но ведь это - неживое существование зомби, ходячего мертвеца. И вот когда рыбину капитализма поймают и вскроют, тогда такой зомби на своём диване будет иметь не нахально горделивый вид, как у Мюнхаузена на этой картинке,
-


а очень даже бледный, когда его спросят: "Ваня, что же ты тут отсиживался, пока мы боролись против буржуйской нечисти?!"

Но где взять силы и мужество не только для жизни в хроническом противоречии с повседневной реальностью капитализма, но и для борьбы за светлое коммунистическое будущее? - Только в себе самом, практическим применением к себе самому бихевиористских принципов управления поведением. Уже само по себе такое целевое самостоятельное управление своим поведением даёт положительное подкрепление от осознания освобождения от манипуляции буржуйской пропагандой и рекламой. И для этого прежде всего надо полностью отказаться от потребления продукции средств массовой (дез)информации и идиотской развлекальщины, от погружения своего интеллекта в фальшивый мир медиальной виртуальщины. Надо общаться с живыми людьми и интересоваться всем разнообразием неконформистских точек зрения и источников информации в "Интернете". Только так можно докопаться до истины через наслоения лживой пропаганды.

Параллельно с улучшением ориентации в реальности и освобождением от масс-медиальных миражей можно и нужно перековывать себя - свой характер и свои привычки, то есть выражаясь по-бихевиористски - выдрессированную с детства личную систему шаблонов оперантного поведения. Для этого есть два довольно старых, отлично зарекомендовавших себя практических метода: метод самовнушения Эмиля Куэ (Émile Coué) и метод аутогенной тренировки Иоганна Шульца (Johannes H. Schultz). Так как книги обоих авторов были переведены на русский и есть в Интернете (например, здесь https:// royallib.com/book/emil_kue/soznatelnoe_samovnushenie.html ), а также ещё в советское время было опубликовано много хороших руководств по аутогенной тренировке разных авторов, то я не буду их пересказывать. Я лишь отмечу, что оба эти метода в сущности являются грамотным применением оперантного самокондиционирования для выработки желательных актов поведения и/или реакций вегетативной нервной системы при помощи речевых оперантов.

А так называемое "нейролингвистическое программирование"(НЛП) - это на самом деле извращение и усложнение методов Куэ и Шульца накручиванием на них когнитивистской мистики, ради запудривания мозгов наивной публики высокопарной менталистско-когнитивистской брехнёй о "сознании", "подсознании" и "самосознании", чтобы убедить публику в том, что в отличие от методов Куэ и Шульца она не сможет ничего достичь самостоятельно и должна платить за "руководство" мошенникам, объявившим себя "консультантами" и "специалистами".

В этом деле радикальный бихевиоризм Скиннера (B.F. Skinner) оказывается тем инструментом, который поможет отделить полезное зерно от пустой шелухи. Ведь по Скиннеру "мышление" - это просто не произносимая вслух речь (или "внутренняя речь"), и будучи результатом общественной природы человека (а вовсе не "индивидуального духовного развития", как это лживо твердит идеология буржуазного индивидуализма) представляет собой набор и порой даже целый поток речевых оперантов, которые усиливаются уже одним своим "мысленным" повторением - вот тогда мы имеем дело с самовнушением. "Подсознание" - это не нечто таинственное, а просто "застарелые", даже младенческие операнты, которые направляют "спонтанное" поведение, но при этом из-за своей привычности вообще не осознаются, если только кто-то со стороны не привлечёт внимание к возможной неадекватности такого поведения. "Самосознание" - это ситуация конфликта в "мышлении" между двумя оперантами (старого с новым), когда "сознанию" приходится взвешивать альтернативы поведения, анализировать конкретную реальность и подбирать прецеденты успешного поведения в сходных ситуациях.

При этом речь для людей является инструментом взаимного обмена оперантными сигналами и подкрепителями (как положительными, так и отрицательными), то есть тем же, чем являются команды для дрессированной собаки. Благодаря речевому общению (включая чтение, учёбу и т.д.) человек способен очень быстро усваивать громадный объём "знаний", то есть опыта оперантных взаимодействий с окружающим миром. Напротив, собака - это бессловесное животное и поэтому не только "учится" лишь на своём собственном опыте конкретно пережитых ситуаций, и к тому же способна лишь реагировать на команды, но не может красноречиво ответить и тем достойно постоять за себя перед хозяином. Она может вместо этого лишь униженно вилять хвостом или агрессивно гавкать, то есть использовать примитивный "язык жестов". Однако оперантный принцип поведения один и тот же для всех - человека, собаки, голубя и крысы.

Этого не желают понимать пустобрёхи-когнитивисты, вроде "гения лингвистики" Хомского-Чомского с его бредовой (Де-)"генеративной грамматикой", который в юном возрасте нагло и невежественно облаял Скиннера. Наверно, даже теперь, в старческом возрасте, Хомский-Чомский не знает, что есть языки с полным отсутствием грамматики, которые Хомский-Чомский принципиально не может "генеративно" вывернуть шиворот на выворот, например китайский язык. В чём же источник живучести когнитивистского бреда? - В религии - языковом мистицизме иудаистской кабалы и святошестве кантианства, суть которых кратко выражена в вот этой белиберде:
"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него нáчало быть, и без Него ничто не нáчало быть, что нáчало быть". (От Иоанна, 1, 1-3).

А на самом-то деле речевое общение (в том числе и "мыслительное" с самим собой) - очень простая вещь. И высказывание, и не высказываемая "мысль" могут служить в качестве любого из трёх компонентов (речевого) операнта: 1) сигнала, 2) акта поведения и 3) подкрепления. Когда они крутятся в мозгу чередой 1-2-3-1-2-3... непроизвольно, то они усиливают выраженное ими привычное поведение (как полезные, так и вредные привычки), а если они крутятся в мозгу как компонент методики Куэ или Шульца, то с их помощью целенаправленно искусственно вырабатываются новые шаблоны поведения. В этом и состоит вся "магия слова", если её использовать для перековки характера и замены вредных привычек на полезные. Благодаря ей любой может вытащить себя из болота вредных привычек и осточертевшей рутины, подобно барону Мюнхаузену, вытянувшему из болота себя вместе с конём... за собственную косичку!
-


Конечно, такое "индивидуальное самоусовершенствование" плодотворно лишь в том случае, если будет направлено на благо народа, на борьбу против капитализма за коммунизм. Суть коммунизма в том, что вместо того, чтобы взаимно унижать и топить друг друга, люди будут взаимно поощрять и помогать друг другу, и тогда благотворная "магия слова" будет функционировать не искусственно, в изоляции, а в реальной системе общественных и межличностных отношений. В самом деле, неужели что-то по большому счёту изменится к лучшему, если какой-нибудь обуянный пиндосскими идеалами алчности и людоедства голодранец "перекуёт" себя методами Куэ и Шульца в ловкого чинушу - карьериста и коррупционера или даже в олигарха-миллиардера? Ну неужели России и народу станет лучше, если какой-нибудь мерзавец хитро пролезет из грязи в князи и подобно Иудушке Путину объявит себя "незаменимым лидером"? Поэтому берите пример не с него, а с Ленина и Троцкого.

Ну а как конкретно - это личное дело каждого. Вот посмотрите на очень нужную и воистину творческую деятельность совсем молодого человека - Евгения Баженова (канал Bad Comedian, например здесь: https:// youtu.be/6c2cErPF-IM ). Но полезна и совсем скромная деятельность - участие в демонстрациях, роспись стен домов антикапиталистическими графити и даже самый примитивный и мелкий саботаж - царапание бортов припаркованных дорогих лимузинов, перекладывание в супермаркетах замороженных продуктов на обычные полки и т.д. и т.п. Самое главное - чтобы антибуржуйская деятельность приносила удовлетворение (по-бихевиористски - положительное подкрепление).
.

Комментариев нет:

Отправить комментарий