В последнее время я решил наверстать упущенное в молодости - почитать Маркса и Энгельса. Не буду скрывать того позорного факта, что тогда, в последние годы брежневского застоя, я разделял глупое презрительное отношение моего поколения к классикам социализма.
Сейчас, имея перед глазами одну лишь беспощадно человеконенавистническую сатанинскую реальность капитализма, трудно себе представить то, что большинство живших в СССР и странах Восточной Европы считало марксизм лицемерием и глупостью. Причина этого - дискредитация социализма сталинско-брежневскими "коммунистическими" партиями, которые в результате бюрократической деградации превратились в кормушки для циничных лицемерных карьеристов - тех самых мерзавцев, которые сперва втихаря насмехались над самой возможностью создания социалистического общества, а позже открыто предали дело социализма, снюхались с западным империализмом, реставрировали капитализм на территории всех более или менее "реально социалистических" стран и поработили трудящиеся народы.
Среди прочего я недавно прочёл письмо Энгельса к Блоху от 21/22 сентября 1890 г. Перепостирую его по тексту здесь: https://revarchiv.narod.ru/marxeng/tom37/eng_bloch.html , сверив с оригиналом текста на немецком, а затем прокомментирую его с позиций марксистско-бихевиористского социализма.
* * *
ПИСЬМО ФРИДРИХА ЭНГЕЛЬСА ЙОЗЕФУ БЛОХУ
21-22 сентября 1890 г.
"(...) Я определяю Ваше первое основное положение так: согласно материалистическому пониманию истории в историческом процессе определяющим моментом в конечном счете является производство и воспроизводство действительной жизни. Ни я, ни Маркс большего никогда не утверждали. Если же кто-нибудь искажает это положение в том смысле, что экономический момент является будто единственно определяющим моментом, то он превращает это утверждение в ничего не говорящую, абстрактную, бессмысленную фразу. Экономическое положение - это базис, но на ход исторической борьбы также оказывают влияние и во многих случаях определяют преимущественно форму ее различные моменты надстройки: политические формы классовой борьбы и ее результаты - государственный строй, установленный победившим классом после выигранного сражения, и т. п., правовые формы и даже отражение всех этих действительных битв в мозгу участников, политические, юридические, философские теории, религиозные воззрения и их дальнейшее развитие в систему догм. Существует взаимодействие всех этих моментов, в котором экономическое движение как необходимое в конечном счете прокладывает себе дорогу сквозь бесконечное множество случайностей (то есть вещей и событий, внутренняя связь которых настолько отдалена или настолько трудно доказуема, что мы можем пренебречь ею, считать, что ее не существует). В противном случае применять теорию к любому историческому периоду было бы легче, чем решать простое уравнение первой степени.
Мы делаем нашу историю сами, но, во-первых, мы делаем ее при весьма определенных предпосылках и условиях. Среди них экономические являются в конечном счете решающими. Но и политические и т. п. условия, даже традиции, живущие в головах людей, играют известную роль, хотя и не решающую. (...)
Во-вторых, история делается таким образом, что конечный результат всегда получается от столкновения множества отдельных воль, причем каждая из этих воль становится тем, что она есть, опять-таки благодаря массе особых жизненных обстоятельств. Таким образом, имеется бесконечное количество перекрещивающихся сил, бесконечная группа параллелограммов сил, и из этого перекрещивания выходит одна равнодействующая - историческое событие. Этот результат можно опять-таки рассматривать как продукт одной силы, действующей как целое, бессознательно и безвольно. Ведь то, чего хочет один, встречает противодействие со стороны всякого другого, и в конечном результате появляется нечто такое, чего никто не хотел. Таким образом, история, как она шла до сих пор, протекает подобно природному процессу и подчинена, в сущности, тем же самым законам движения. Но из того обстоятельства, что воли отдельных людей, каждый из которых хочет того, к чему его влечет физическая конституция и внешние, в конечном счете экономические, обстоятельства (или его собственные, личные, или общесоциальные), что эти воли достигают не того, чего они хотят, но сливаются в нечто среднее, в одну общую равнодействующую, - из этого все же не следует заключать, что эти воли равны нулю. Наоборот, каждая воля участвует в равнодействующей и постольку включена в нее.
Далее, я прошу Вас изучать эту теорию по первоисточникам, а не из вторых рук, - право же, это гораздо легче. Маркс не написал ничего, в чем бы эта теория не играла роли. В особенности великолепным образцом ее применения является "18 брюмера Луи Бонапарта" - http://www.1917.com/Marxism/Marx/18-Brumera/index.html ).Точно так же множество указаний есть и в "Капитале". Затем я вправе, пожалуй, указать на мои сочинения: "Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом" и "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии - https://revarchiv.narod.ru/marxeng/tom21/ludfeier.html , в которых я дал самое подробное, насколько мне известно, изложение исторического материализма из всех существующих.
Маркс и я отчасти сами виноваты в том, что молодежь иногда придает больше значения экономической стороне, чем это следует. Нам приходилось, возражая нашим противникам, подчеркивать главный принцип, который они отвергали, и не всегда находилось время, место и возможность отдавать должное остальным моментам, участвующим во взаимодействии. Но как только дело доходило до анализа какого-либо исторического периода, то есть до практического применения, дело менялось, и тут уже не могло быть никакой ошибки. К сожалению, сплошь и рядом полагают, что новую теорию вполне поняли и могут ее применять сейчас же, как только усвоены основные положения, да и то не всегда правильно. И в этом я могу упрекнуть многих из новых “марксистов”; ведь благодаря этому также возникала удивительная путаница." (Конец цитирования).
* * *
В начале и конце цитируемого текста я выделил красным цветом два места, описывающих "материалистическое понимание истории" Марксом и Энгельсом. Эти места особенно важны для понимания того, что бихевиористский социализм - это не ревизионизм, а необходимое творческое развитие марксизма-ленинизма.
Напротив, ревизионизмом является пренебрежение сталинистской псевдонаучной гипотезой о "кризисах перепроизводства" центрального положения марксистской политэкономии о том, что цель капитализма - вовсе не производство материальных благ, а денежная прибыль (товарно-денежный фетишизм). Это привело при сталине к непониманию факта тупиковости капитализма как следствия падения нормы прибыли, к вреднейшему националистическому ревизионистскому тезису "социализма в одной стране" и затем (после Брежнева) как следствие - к реставрации капитализма на обломках СССР и остальных государств так называемого "реального социализма".
А ведь марксистская
политэкономия - научное доказательство того, что капитализм - это не только
паразитическая, но ещё и исторически бесперспективная общественно-экономическая
система. Бесперспективность капитализма обусловлена законом падения прибыли от
капиталистического производства, на что указывал Маркс и что было строго
доказано Генриком Гроссманом. Подробности на блоге здесь:
https://behaviorist-socialist-ru.blogspot.com/2020/10/henryk-grossman-on-breakdown-of.html
https://behaviorist-socialist-ru.blogspot.com/2020/11/grossman-law-of-accumulation-and.html
и далее в поисковиках по: behaviorist-socialist-ru, Гроссман, Grossman.
Бесперспективность капитализма является причиной его растущего паразитизма (увеличения доли доходов господствующего класса буржуев от экономической ренты -монопольной, природной и земельной; грабежа - войнами и корорупционным выдаиванием государственных бюджетов; спекулянтства и ростовщичества) и его реакционности (тенденции к тоталитаризму и реставрации рабовладельческо-феодального владения трудящимися как собственностью). Это становится с каждым годом и даже каждым месяцем всё очевиднее, достаточно взглянуть на следующие графики официальных данных:
Как минимум с 2008 года глобальный капитализм безвыходно лежит в реанимации. Поэтому недавно высказанное г-ном Катасоновым мнение (https://svpressa.ru/economy/article/407399/), что доллар США по-прежнему незыблемо "твердая валюта", неверно. "Дедолларизация" не идёт потому, что расейские и прочие "БРИКС"-буржуи прячут доходы на Западе, вывозя их из своих стран, что однако не спасёт ни их капиталы, ни всю глобальную долларовую финансовую систему от краха. Поэтому необходима экспроприация буржуазии, как антинародного паразитического класса. Естественно, что призывы мистера Майкла Хадсона "аннулировать долги", будучи абстрактно резонными, никогда не будут услышаны господствующим классом, потому что вся чудовищная масса долгов госбюджетов и граждан - это изнанка громадных мёртвых капиталов миллиардеров, и аннулирование долгов мгновенно вызвало бы банкротство всех банков и инвестиционных фондов, т.е. крушение всей финансовой вавилонской башни глобалистского господства над человечеством:
А это означает правильность позиции Ленина, Троцкого и всех прочих коммунистов-интернационалистов, настаивавших на необходимости мировой социалистической революции и создавших Коминтерн как боевой штаб этой революции. Коминтерн, как известно, был ликвидирован в 1943 году антикоммунистическим восточным деспотом Джугашвили-сталиным, якшавшимся с западным империализмом и реставрировавшим в СССР бюрократию, крепостничество и самодержавие (подробности смотрите в работах Л.Д. Троцкого).
Капитализм - злокачественная раковая опухоль или громадная глиста, истощающая и отравляющая организм человечества. Причина этого - товарно-денежный фетишизм класса буржуазии, то есть того, что цель капиталистического производства - денежная прибыль от эксплуатации наёмного труда, а не производство материальных благ, нужных людям. Марксистская политэкономия - трезвое видение капитализма как системы общественных и межличностных отношений, основанной на эксплуатации наёмного труда, частной собственности и погоне за прибылью. Но марксизм, чтобы быть действительно научным социализмом, должен быть дополнен радикальным бихевиоризмом. Дело в том, что марксистская политэкономия разоблачает капитализм как исторически тупиковую систему общественных и межличностных отношений, но не даёт научного инструментария для создания принципиально иного общества, более прогрессивного во всех отношениях - социалистического.
Во времена Маркса (в середине 19-го века) не было даже намёка ни на научное понимание поведения организмов как адаптации к условиям окружающей действительности, ни тем паче - в его приложении к социальному бытию человеческого рода - на научное понимание общественных отношений (всей их совокупности в реальной повседневной жизни, включая - словами Энгельса - и "экономическую сторону", и все "остальные моменты"). Это научное достижение появилось лишь в середине 20-го века как результат исследований отца радикального бихевиоризма - гарвардского профессора Б.Ф. Скиннера.
Радикальный бихевиоризм Б.Ф. Скиннера, будучи научным анализом оперантного (то есть "целенаправленного", добровольного, "разумного", преднамеренного) поведения, даёт научное объяснение общественного поведения и практический инструментарий управления им - бихевиористскую оперантную социальную инженерию. Он рассматривает всю совокупность актов поведения как систему оперантных взаимозависимостей между членами конкретного общества, для которой в капиталистическом антиобществе, по выражению Энгельса, "определяющим моментом в конечном счете" является капиталистическая погоня за прибылью. Эта абсолютная тираническая власть капитала над обществом основана на эксплуатации наёмного труда - экономическом принуждении народа к интенсивному труду за средства к существованию, пришедшем на смену внеэкономическому (насильственному) и гораздо менее эффективному принуждению к труду рабов и крепостных.
Уничтожение капитализма в России Октябрьской революцией 1917 года привело к уничтожению экономического принуждения к труду и вследствие этого к падению его интенсивности и производительности. После закончившихся провалом экспериментов "правых" большевиков (Бухарина и сталина) с реставрацией капитализма в виде "НЭП"а, невежественный восточный деспот сталин и его мещанские прихвостни не придумали ничего лучше, чем репрессировать всех большевиков, верных делу социализма, и реставрировать ещё более реакционные порядки самодержавного бюрократического феодализма ради введения внеэкономического насильственного принуждения к труду (как миллионов узников "ГУЛаг"а, так и всех оставшихся на "свободе", запуганных массовыми арестами).
Созданная сталиным тупая косная машина номенклатурной бюрократии, как говорится, даже и близко не лежала с социализмом. Разоблачение Н.С. Хрущевым антикоммунистической реакционной сути культа личности сталина угрожало её комфортному привилегированному существованию за счёт подневольного труда народа. Именно поэтому Н.С. Хрущев и был свергнут. Однако номенклатурная бюрократия за все 20 лет "брежневского периода застоя" так и не решилась вернуться к зверским крепостническим порядкам сталинщины. А производительность и интенсивность труда народа тем временем постоянно падала. Поэтому после смерти Брежнева номенклатура в конечном счёте (в виде "катастройки" и "прихватизации") открыто расплевалась с социализмом и развернулась чуточку "вперёд" - к капитализму с его более эффективным экономическим принуждением народа к труду. В этом - цель и смысл людоедской гайдаро-чубайсовской "шоковой терапии".
За сухими процитированными выше строчками письма Энгельса скрывается суть классового общества с древности и поныне: эксплуатация трудового народа господствующим привилегированным классом, держащим народ репрессиями и войнами в нищете и повиновении. В "Илиаде" Гомера нет ни слова о том, что произошло с населением захваченной хитростью Трои: его поголовно продали в рабство. Такова была цель троянской войны, а вовсе не возвращение мужу вздорной бабёшки Елены. В древнем мире продать в рабство могли любого. О такой судьбе иносказательно повествует занимательный роман Апулея "Золотой осёл". А в наше время вся политика проклятого западного империализма направлена на то, чтобы с помощью войн, "цветных революций", "пандемий" и долгового закабаления целых стран эксплуатировать ради доходов шайки миллиардеров всё человечество, держа его в повиновении, нищете и позорном невежестве.
Бихевиористский
социализм, имея в руках научный инструментарий анализа общественных отношении и
управления ими, даст человечеству, когда оно вырвется из заколдованного круга исподляющего и растлевающего
образа жизни в буржуазном антиобществе, неумолимо управляемого деньгами как
универсальным оперантным подкрепителем специфически буржуазных - эгоистических
и бесчеловечных - шаблонов поведения, возможность создать бихевиористской
оперантной социальной инженерией истинно альтернативное социалистическое
общество, используя вместо денег весь спектр реальных материальных и духовных ценностей как
оперантных подкрепителей совершенно иных - солидарных и гуманных - социалистических
общественных и межличностных отношений. Подробности на блоге здесь:
http://behaviorist-socialist-ru.blogspot.de/2011/07/blog-post_29.html
http://behaviorist-socialist-ru.blogspot.de/2012/11/blog-post_22.html
http://behaviorist-socialist-ru.blogspot.de/2013/01/blog-post.html
http://behaviorist-socialist-ru.blogspot.de/2014/06/1_6399.html
http://behaviorist-socialist-ru.blogspot.de/2014/08/1.html
http://behaviorist-socialist-ru.blogspot.de/2014/09/1.html
http://behaviorist-socialist-ru.blogspot.de/2014/09/1_17.html
и далее в поисковиках по: behaviorist-socialist-ru, бихевиоризм, Скиннер, behaviorism, Skinner.
Короче говоря, тезис холуйствующего апологета капитализма Френсиса Фукуямы о "конце истории" будет правилен, если радикально изменить вкладываемый в него смысл. Конец истории, который все сейчас с изумлением наблюдают, но лишь немногие понимают - это не иллюзорная и несбыточная идиллия господства буржуазии, а нынешняя безобразная агония капитализма, которой надо положить конец мировой социалистической революцией и созданием на всей Земле социализма научной технологией бихевиористской оперантной социальной инженерии.
.
Комментариев нет:
Отправить комментарий