суббота, 8 июня 2024 г.

МИЛОШ - ПОРАБОЩЕННЫЙ РАЗУМ

 Выкладываю мой перевод интересного отрывка из сборника эссе польского поэта Чеслава Милоша "Порабощенный разум" - "Zniewolony umysl" Czeslawa Milosza. Мой комментарий - после перевода.

*  *  *

Чеслав Милош:

"ПОРАБОЩЕННЫЙ РАЗУМ

Запад глазами Востока

Человек имеет склонность считать порядок, в котором он живёт, естественным. К домам, которые он видит по дороге на работу, он относится скорее как к скалам, порожденным природой, чем к творениям человеческого ума и рук. Он считает, что его работа на заводе или в офисе нужна и важна для гармоничного функционирования мироздания. В его глазах его одежда и окружающие вещи - такие, какими они должны быть, и мысль о том, что он или его знакомые с таким же успехом могли бы носить римские тоги или средневековые доспехи, покажется ему смехотворной. Он не верит в то, что на столь хорошо знакомой ему улице, где дремлют кошки и играют дети, может внезапно появиться всадник с арканом, чтобы ловить прохожих и волочить их за собой, чтобы сразу же убить или развесить на крючьях.

И ещё он привык удовлетворять свои физические потребности, называемые интимными, как можно более неприметно и скрытно от глаз людей. Он не особо задумывается об этом обычае, свойственном далеко не всем человеческим обществам. Словом, он ведет себя примерно так, как Чарли Чаплин в фильме «Золотая лихорадка», суетившийся в своей хижине, не сознавая того, что она висит на краю пропасти.

Однако первая же прогулка по городу после налета авиации, когда тротуары покрыты толстым слоем битого стекла и ветер играет бумагами, вылетевшими из спешно эвакуированных учреждений, эта прогулка подрывает его веру в естественность его прежнего образа жизни. Гляньте, как ветер листает папки с бумагами, сплошь покрытыми надпечатками «Конфиденциально!» и «Совершенно секретно!» Это вызывает в памяти образы сейфов, ключей, директоров с двойными подбородками, конференций, вахтёров, сигар и усердно печатающих машинисток!

А теперь ветер гоняет эти важные документы по мостовой. Любой желающий может поднять их и прочитать. Но никому этого не хочется, есть вещи поважнее, например килограммовая буханка хлеба. И ничего особенного больше не происходит, мир продолжает существовать. Как это странно! Вы идёте дальше и останавливаетесь перед домом, половина которого уничтожена прямым попаданием бомбы. Интимность человеческого жилья, запах домашнего уюта, тепло, как от пчелиного улья, мебель - все вещи, бывшие свидетелями скрытных ненависти и любви - всё это вышвырнуто наружу. Дом обнаруживает свою суть: это не скала, возникшая в доисторические времена, а всего лишь слой краски на штукатурке и кирпичи с известковым раствором, а с третьего этажа одиноко свисает белая ванна, которой смогут пользоваться разве что ангелы и с которой дождь смывает последние воспоминания о прежних владельцах.

Люди, которые ещё недавно обладали властью и вызывали зависть, потеряли все. Они ходят по деревням и клянчат у крестьян пригоршню картошек. Ценность денег падает с каждым днем. Банкноты стали клочками печатной бумаги, утратившими всякое значение. Маленький мальчик сидит на дымящейся куче развалин и ворошит её куском проволоки. Он напевает песню о великом лидере, о могущественном полководце, который гонит врагов прочь от границ страны. Песня осталась, а лидер за несколько дней канул в прошлое.

К новой обстановке надо приспосабливаться. Раньше, обнаружив труп на тротуаре, граждане бросились бы к ближайшей телефонной будке; собрались бы зеваки и долго обсуждали бы происшествие. А теперь все знают, что надо побыстрее пройти мимо этого манекена, лежащего в темной луже крови, не задавая ненужных вопросов. Тот, кто его застрелил, наверняка имел для этого причины. Подпольные суды обычно выносят приговоры без допросов. Обычно в европейских городах никому не приказывают изучить план города и выяснить, живёт ли он в надлежащем районе. А теперь всё стало иначе. Район А предназначен для одной расы, район В - для другой, а район С - для третьей расы. Дата переселения тоже указана. И вот улицы заполняются длинными вереницами грузовиков, ручных тележек, тачек и людей, тащащих узлы, кровати, шкафы, горшки и клетки с канарейками. В итоге все живут в надлежащих районах, и не имеет значения то, что дом, в котором раньше жили двести человек, теперь должен вместить тысячу. Затем вокруг района С строят высокую стену, ворота закрывают, и месяц за месяцем из него ежедневно вывозят определенное количество мужчин, женщин и детей, загоняя в вагоны для перевозки скота. Их привозят в специально построенную для этого фабрику, и там этот груз отравляют научным способом и сжигают в огромных крематориях.

Гляньте, а вот и всадник с арканом! На углу улицы стоит крытый грузовик. Любой, кто беспечно пройдет мимо этого угла, вдруг увидит направленный на него ствол оружия. Он поднимает руки вверх, и его заталкивают в грузовик. Теперь он безвозвратно потерян для своих родственников. Его отвозят в концлагерь или ставят к стенке; ему заклеивают пластырем рот, чтобы он не смог ругаться на государство, а затем его расстреливают. Его смерть была нужна, чтобы образумить население города и заставить его повиноваться. Чтобы избежать такой участи, людям лучше вообще не выходить из дома. Но отец семейства так не может, потому что он должен раздобыть хлеба для жены и детей. Каждый вечер семья ждет в страхе: вернётся он домой или нет? Это продолжается годами, и постепенно все привыкают видеть город как джунгли, а существование современных людей становится жизнью их пещерных пращуров, живших в мире, населенном чудовищами, которые сильнее, чем они сами.

Прежде считалось само собой разумеющимся, что человек всю жизнь имел одно и то же имя и фамилию. А теперь оказывается, что по многим причинам лучше сменить фамилию и твёрдо выучить новую биографию. Но человек к этому привыкает, из его памяти исчезает его собственное имя, и он становится другим человеком.

Если жены остаются без мужей и даже не знают, что с ними стало, если мужи останутся без жен, если люди носят другие фамилии, чем до войны, то ЗАГС с его регистрацией актов гражданского состояния становится сомнительным учреждением. Люди вступают в брак, просто поселившись в одной квартире, и эта форма брака, которую раньше презирали, теперь получила общественное признание.

Налёты бандитов раньше считались преступлением. Но теперь тех, кто ограбил банк, называют героями, потому что награбленные ими деньги получает подпольное движение сопротивления. Эти налёты совершают юноши, выглядящие маменькиными сынками. Для них убить человека - отнюдь не тяжелая моральная проблема.

Постоянная близость смерти стирает ограничения стыдливости. Мужчины и женщины, знающие, что дата их смерти уже занесена в записную книжку некоего хорошо откормленного господина с кнутом и пистолетом в руках, открыто сношаются на маленькой, обнесенной колючей проволокой площади, которая стала их последним жилищем на этой земле. Восемнадцатилетние юноши и девушки, готовящиеся встать на баррикады, чтобы с пистолетами и бутылками с бензином сражаться против танков: они хотят еще насладиться молодостью, потому что их жизнь, вероятно, скоро закончится. Поэтому они мало заботятся о приличиях, которые существуют в другом измерении, совершенно чуждом их времени.

Какой же мир является «естественным»? Тот, что был до войны, или тот, что во время войны? Очевидно, что оба они естественны для человека, пережившего и то, и другое. Не существует ни одного закона, обычая или привычки, которые нельзя было бы изменить. Все они являются лишь порождениями той исторической формации, в которой он сейчас живет. Превратности судьбы и постоянные изменения - это характерные свойства явлений, а человек - это существо пластичное: нетрудно представить себе, что каждый уважающий себя человек вероятно сможет ходить на четвереньках и носить на заднице своеобразную башенку, украшенную разноцветными перьями.

В глазах жителей восточной Европы люди Запада, особенно американцы, наивны и их нельзя воспринимать всерьез именно потому, что поучительный опыт не убедил их в относительности их суждений и образа мышления. А отсутствие у них воображения просто ужасает. Поскольку волей случая они родились и выросли в определенной общественной системе, с определенной системой ценностей, то они считают, что другие общества, другие системы «неестественны» и нежизнеспособны, потому что противоречат человеческой природе.

И все же в один прекрасный день к ним тоже могут нагрянуть огонь, голод и война (чего им надо пожелать ради справедливости, то есть равного распределения страданий). Вероятно, так это и будет, ведь в жизни человечества действует закон сообщающихся сосудов.

Было бы абсурдно, если бы одно полушарие подвергалось чудовищным катастрофам, а другое продолжало бы и далее вести образ жизни XIX века и узнавать о страданиях находящихся вдали людей только из газет или кино. Опыт показывает, что дело обстоит иначе: жители Варшавы и Будапешта сперва увидели в кино бомбардировки Испании или горящий Шанхай, а вскоре после этого своими глазами увидели эти и подобные им фейерверки." (Конец перевода)

*  *  *

Мне очень хотелось, чтобы русскоязычный читатель прочёл этот отрывок непредвзято, поэтому помещаю мой комментарий после него. Пан Милош описывает в этом отрывке то, как с началом 2-й мировой войны изменилась жизнь в столице Польши - Варшаве, которая в 1939 году подверглась сильным бомбардировкам с воздуха немецко-фашистской армией, а позже была почти полностью превращена в руины при подавлении гитлеровцами восстаний:
- сперва евреев в ликвидируемом гитлеровцами гетто в апреле-мае 1943, которому польское движение сопротивления - "АК", верное буржуазной идеологии национализма и расизма, не помогло ничем,
- а затем самих поляков в августе-сентябре 1944 года.

В упомянутой Милошем песне "лидер и полководец" - это польский диктатор-националист Юзеф Пилсудский, а "враги", которых он "гонит прочь" - это большевики.

Столица Венгрии Будапешт пострадала при освобождении Советской Армией от гитлеровцев в феврале 1945 года, хотя и не так сильно. "Бомбардировки Испании" - это события Гражданской войны 1936-1939 годов, развязанной фашистским путчистом Франко, а "горящий Шанхай" - при захвате южного Китая японской армией в 1937-1938 годах. "Городской район C" - это еврейское гетто Варшавы. "Городские районы A и B" - это выдумка Милоша, потому что в Варшаве не было "района" специально для немцев-"арийцев", отдельно от поляков.

Что касается желания Милоша увидеть и США в руинах после следующей мировой войны, то хотя он не дожил до этого, но теперь это стало реальной возможностью. Напомню, что вся гнусная миллиардерская сволочь (Цукерберг, Финк, Гейтс, Брин, Маск и прочие) сейчас спешно строит себе бункера-бомбоубежища на Гавайских островах.

*  *  *

Я перевёл этот весьма мрачный отрывок потому, что он очень бихевиористский по своему духу, чего сам Милош очевидно не осознал. Он нигде ни словом не упомянул отца радикального бихевиоризма - профессора Б.Ф. Скиннера, который на основании множества экспериментов научно доказал, что поведение, привычки и характер человека формирует окружающая действительность, в которой его акты поведения получают оперантное подкрепление: одни - положительное (вознаграждение, поощрение), а другие - отрицательное (наказание, противодействие).

Это значит, что оперантное (добровольное преднамеренное) поведение психически адекватного человека приспосабливается к изменениям окружающей действительности и его положения в ней. Пан Милош благоразумно умалчивает о том, что благодаря своему положению господствующий класс может всегда совершать преступления, его безнаказанность - это его самая ценная привилегия. Преступления господствующего класса - это не только банальная уголовщина, но и обогащающие его гигантские аферы, такие как разжигание и ведение войн, биржевых паник, мнимых "климатических катастроф", "пандемий" и т.д. и т.п...

И если пан Милош описывает то, как "цивилизованные" люди в обстановке войны и лишений или гибнут, или становятся варварами и преступниками, то социалистическое общество столь же эффективно "перекуёт" эгоистов, приспособленных к жизни в буржуазном антиобществе, в коллективистов, если целенаправленно созданная система реально социалистических общественных отношений будет давать положительное подкрепление коллективистскому поведению, а отрицательное - эгоистическому. В этом - настоятельная необходимость уничтожения гадюшника капитализма и создания социалистического общества.

*  *  *

Но кем был этот пан Милош? Это был польский поэт (эмигрировавший в США в 1956 году) и типично польский русофоб, антисоветчик и антикоммунист, за что он и получил Нобелевскую премию по литературе. Для многих поляков русские и вообще советские люди (включая украинцев, причём даже западэньцев-униатов) - это "схизматики" и, соответственно, "атеисты", потому что полякам ненависть к ним уже много веков подряд внушает католическая церковь.

Польша на протяжении шести столетий неизменно была воротами агрессии проклятого Запада против России, и поляки всякий раз получали взбучку от обеих сторон. Однако они до сих пор не извлекли должного урока из истории. Как свидетельствует переведённый мною отрывок, пан Милош был весьма умным и интеллигентным человеком, бывшим в этом отношении на две головы выше нынешнего польского политиканства. Я понимаю, что не в силах вправить мозги массе поляков, но считаю своим долгом их предостеречь, потому что Запад опять разжигает войну между Европой и Россией, которая неизбежно будет намного более разрушительной и кровавой, чем все предыдущие.

За это человечество должно быть "благодарно" не только сатанинскому Западу, но и подонкам-номенклатурщикам (горбачёву, ельцину и иже с ними), разодравшим в клочья мировую систему социализма и сам СССР, тем самым развязав руки чудовищу западного империализма, и их последышу путину с его блатными "дорогими друзьями", хозяйничавшим 25 лет в России, но не сделавшим ничего для воссоединения СССР и возрождения сообщества социалистических стран и вместо этого своим "партнерством" пресмыкавшимся перед буржуйским Западом.

Особенно жутко то, что теперь глобалисты устраивают не только в Европе, но и во всём мире "креативный хаос" своей катастройки под названием "Great Reset", которая помимо поголовной цифровизации и варваризации предусматривает сокращение численности человечества в несколько раз, что уже было заявлено и "Римским клубом", и "WEF" хера Шваба, и было высечено на гранитных плитах монумента "Georgia Guidestones - Путеводные Камни Джорджии" в штате Джорджия, США, который глобалисты-миллиардеры несколько лет назад убрали, чтобы не пугать наивную публику своим злодейским намерением сократить число людей на Земле до "менее 500 000 000":

Это намерение - давнее и серьёзное, так что глобалистов следует считать главными зачинщиками новой мировой войны в Европе. Кроме того, глобалисты наводняют страны Европы массами этнически и культурно чуждых мигрантов, а коренное население разобщают и отчуждают, назойливо побуждая по много часов в день пялиться в свои "смартфоны", игнорируя окружающую реальность, и прежде всего - людей. Население Запада уже страшно одичало, отучилось от живого общения друг с другом, и поэтому я уверен, что когда глобалисты "ради спасения экологии" отключат электричество от сети "смартфонной" связи и устроят массовый голод в Европе, наводнённой чужаками-мигрантами, то люди прибегнут к массовому людоедству, повседневному поеданию друг друга, как это уже бывало в Европе на закате Древнего Рима и в эпоху мрачного Средневековья.

Население Запада пока что загипнотизировано "смартфонами" и не видит уже далеко зашедшего разрушения привычного ему образа жизни, да и вообще не хочет этого видеть, потому что по своей мещанской узколобости, как писал Милош, считает его "естественным" и единственно возможным.

.

Комментариев нет:

Отправить комментарий