понедельник, 12 декабря 2016 г.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: "НАСИЛЬНО МИЛ НЕ БУДЕШЬ"

--
Кубинские пионеры на линейке перед яхтой "Гранма".
Кто знает, может быть среди них - будущие кубинские предатели революции - Горбачевы, Ельцины, Гайдары, Чубайсы, Кудрины, Грефы и Набиуллины?

Эта заметка является продолжением заметок, посвященных Фиделю Кастро - http://behaviorist-socialist-ru.blogspot.de/2016/12/blog-post_5.html и http://behaviorist-socialist-ru.blogspot.de/2016/11/blog-post_28.html . Общая тема: как, почему и зачем из детей воспитываются жалкие ничтожества, и незаурядные творческие личности в результате этого становятся величайшей редкостью. Я рассматриваю эту тему с чисто бихевиористской точки зрения.

В качестве квалифицированного свидетеля я привлекаю американского заслуженного учителя Джона Т. Гатто (John Taylor Gatto). Я очень обрадовался, обнаружив в Интернете (здесь: http://www.koob.ru/gatto/ ) перевод на русский его тоненькой книжки "Dumbing Us Down. The hidden Curriculum of Compulsory Schooling". Однако моя радость была преждевременной. Этот "перевод" во многом извратил и переврал то, что хотел сообщить читатателю сам Гатто. Это касается не только совершенно абсурдного заглавия этого "перевода" - "Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя" вместо адекватного перевода заглавия оригинала - "Как нас оболванивают. Тайные цели принудительной школы", но и самого содержания книги, искаженного в этом "переводе" на русский самым бессовестным образом.

От русскоязычного читателя утаили, что эта книжка является сборником отдельных выступлений и эссе Гатто, объединенных лишь темой, но не единым планом; в "переводе" совершенно утрачена язвительная ирония Гатто, которой буквально дышит вся 1-я глава; а в целом цензура "перевода" крайне тенденциозная, либерастская, затушевывающая ценные критические высказывания Гатто о школьной системе США ("Ну как же можно так ругать эту божественную Америку!"), и оставляющая без критического комментария те ретроградные иллюзии мелкой буржуазии, которые Гатто, будучи человеком, выросшим в условиях буржуйской действительности США, выдаёт совершенно автоматически, принимая их за очевидные истины - например, его бесспорный мелкобуржуазный анархизм и рецепт приватизации школ. Поэтому перед тем, как выложить на блоге очень интересную 4-ю главу этой книжки, мне пришлось наново перевести её на русский. При этом предупреждаю, что о Гатто невозможно правильно судить, не прочитав его главный труд - толстенную книгу "An Underground History of American Education" - "Подпольная история образования в США".

Повторяю, что я - не сторонник ни Гатто, ни Ивана Иллича (Ivan Illich) - перешедшего в католицизм еврея с ярко выраженной невротической ненавистью к школе, ни прочих экзальтированных мелкобуржуазных борцов против школьного образования. Я - сторонник Антона Макаренко и отчасти Януша Корчака. У Гатто ценно то, что он очень ясно видел обратную сторону общепринудительной школы как инструмента дрессировки детей в массу послушных подчинённых.

В деятельности школы как государственного учреждения надо различать две стороны - открыто декларируемую и рекламируемую - "образования", то есть вдалбливания в головы учеников стандартного набора "знаний", и другую, скрытную - дрессировки шаблонов поведения подчинённости, несамостоятельности, пассивности и асоциальности. Гатто в книге "Подпольная история образования в США" детально разъясняет эту другую сторону деятельности школы и её историческую обусловленность потребностями капиталистической индустриализации. Забавно, что это американец, имеющий в лучшем случае лишь смутные представления о марксизме и социализме (что, наверно, побудило его удариться в анархизм) в рамках этой темы блестяще и многосторонне обосновывает марксистский тезис о том, что "общественное бытие определяет общественное сознание"!

Однако мы должны идти дальше "диалектического и исторического материализма", к истинно научному, бихевиористскому пониманию поведения. Именно школа даёт нам чёткий пример выработки у школьников принуждением к зубрёжке "чистых" речевых оперантов, не запятнанных какими-либо связями с окружающей общественной практикой. Школьное преподавание "знаний" ученикам в классе по сути ничем не отличается от дрессировки попугая произносить фразы вроде "Попка - дурак!" В школе учитель (а правильнее - дрессировщик) следит за "правильностью" ответа ученика и даёт ему подкрепление по определённой схеме - точь-в-точь как в опытах Скиннера над голубями, когда тот дрессировал их различать малейшие различия в стимулах, например, между очень близкими оттенками цвета показываемых голубю кружков картона...

Тем, кто привык к когнитивистско-менталистскому благоговению перед так называемым "мышлением", такое понимание "просвещения" очень даже не понравится. Но тогда я попрошу их вспомнить то, как они "плавали" на экзаменах в школе или институте. Например, когда я учился на биологическом факультете МГУ, нас всех принуждали сдавать экзамены по "высшей математике" с её заумными теоремами. Проверка "знаний" состояла в проверке дословного, воистину "попугайского" воспроизведения студентом по памяти схоластических формулировок " доказательств математических теорем". Разумеется, негатива добавляло ещё и то обстоятельство, что преподавать математику биологам было предоставлено тем, кто проявил себя как последние бездари в среде самих математиков. В результате вся "высшая математика" для нас, биологов 1-го и 2-го курса, представляла собой садистское изнасилование памяти схоластикой. Одно название "теорема Коши-Буняковского" и поныне вызывает во мне сильнейшее чувство отчаяния, отвращения и ненависти. Только не подумайте, что я - тупой ненавистник математики. Позже, ещё до окончания университита, я с удовольствием прочёл интереснейшие книги Джорджа (Дьёрдя) Пойа (George Polya) "Математическое открытие" и "Математика и правдоподобные рассуждения", которые были изданы в СССР. Нет, именно преподавание "высшей математики" для биологов в МГУ было совершенно неадекватным. И самое печальное - это то, что по математике нас не учили таким несомненно нужным для биологов разделам математики, как статистика, теория вероятностей, топология и программирование ЭВМ.

Что же касается "мышления", то вот вам простейшее доказательство того, что оно является всего лишь субъективным переживанием речевого поведения: попробуйте "мыслить" без слов! Это принципиально невозможно. Всё "мышление" состоит в подборке наиболее подходящих слов для того, чтобы сформулировать письменно или устно некое сообщение, которое, исходя из опыта "мыслящего", должно побудить адресата дать "мыслящему" некое положительное подкрепление в данной ситуации (определяемой совокупностью факторов подкрепления, учитываемых "мыслящим" индивидом). "Мышление" невозможно без речевого общения - диалога если не с человеком, то хотя бы с книгой. Именно так, причём без диалектической мути, "бытие определяет сознание" - оперантным обусловливанием, и ничем, абсолютно ничем иным! И уже из обмена речевыми оперантами в диалоге вырастает всё "интеллектуальное богатство" диалектики, метафизики, логики, правосудия и прочая, прочая, прочая...

Но возможно ли общение без слов? Конечно, да - это будет так называемое эмоциональное общение - например, с собакой. Конечно, собак дрессируют (при помощи опять-таки оперантного подкрепления) выполнять определённый набор словесных команд, но сами собаки ведут себя воистину как "твари бессловесные". Например, собака чувствует, когда кто-то её боится (по его малозаметным непроизвольным движениям и мимике), и если она плохо выдрессирована хозяином, то может забавляться, пугая людей (получая от этого удовольствие, т.е. положительное подкрепление). Подобные враждебные отношения между учителями и учениками в школе, поневоле скрытные и бессловесные, вызваны именно той упомянутой выше дрессировочной обратной стороной деятельности школы.

Возвращаясь к выкладываемому ниже переводу текста Гатто, надо отметить его прагматический подход к проблемам, которые создаёт для людей (то есть для всех нас) школа, пытаясь решить проблемы, поставленные перед нею правящим классом буржуазии. Отмечу, что школа изменяется в зависимости от требований, выдвигаемых правящим классом. Если школа в 20-м веке как на Западе, так и в СССР была нацелена на штамповку рабочего персонала для индустриального общества и поэтому давала довольно солидные знания по естественным наукам, то в конце 20-го века произошла примитивизация школы - её адаптация к так называемому "постиндустриальному обществу" паразитизма на 1) низкооплачиваемом труде населения стран Азии - Китая, Индонезии, Бангладеш и т.п. и 2) хищнической эксплуатации природных богатств.

Соответственно, уровень преподавания практически всех предметов за последние 20 - 30 лет катастрофически снизился - ведь деиндустриализованным государствам Запада и России не нужны квалифицированные инженеры и рабочие промышленности и сельского хозяйства, а нужны лишь продавцы, складские рабочие и шофёры. Однако - и это подчёркивает Гатто - число лет, проводимых детьми и молодёжью в школах, не уменьшилось, а даже возросло. Несомненно, что причина этого - необходимость ещё более усиленной дрессировки подчиненного пассивного поведения для выполнения бесперспективной отупляющей работы, например, в торговле. Если я ненавидел (причём заслуженно) советскую школу, то мой сын (теперь ему 15 лет) имеет основания куда более сильно ненавидеть нынешнюю немецкую школу. Особенно омерзительна обстановка в так называемых "гимназиях", куда введённые в заблуждение родители стараются поместить своих детей, в надежде на то, что они продолжат образование в институтах. В немецких гимназиях царит воистину людоедская обстановка жестокой конкуренции за хорошие оценки (которые получают, как правило, дети буржуев, перед которыми пресмыкаются сами учителя), "моббинга", доносительства и подлейшего приспособленчества.

А что преподаётся детям в немецких школах? - Бесконечное повторение и пережёвывание одного и того же материала. Одни и те же задачки по математике "проходят" в пятом, затем в седьмом, а потом ещё и в девятом (!!!) классе. Цель ясная - превратить детей в дубоголовую тягловую скотину, "подготовленную" к постылым рабочим местам, не дающим никаких карьерных перспектив. И деваться некуда: если я частенько с удовольствием прогуливал советскую школу целыми днями, то в Германии прогульщик считается чем-то вроде уголовного преступника. Его может арестовать на улице полиция, а если прогульщику "потворствуют" родители, то против них школой, "югендамтом" и прокурором возбуждается судебное преследование. Такова западная "демократия", то есть чистейший глобалистский фашизм. В результате в Германии царит повальный алкоголизм, а частота "психических заболеваний" буквально зашкаливает.

И тут надо отметить реакционную утопичность Гатто, Иллича и всех прочих мелкобуржуазных "реформаторов" школы на Западе. Они её критикуют, но умалчивают ту фундаментальную истину, что пороки буржуазной школы (теперь, конечно, насажденной и в России) - не какие-то случайные уродства, а закономерное выполнение заказа господствующего класса на оболванивание народа. Школа, как и все прочие учреждения, в условиях диктатуры капитала (подобно масс-медиям, полиции и т.д.) выполняет задачи, поставленные перед ней не народом, а господствующим классом. Поэтому невозможно "реформировать" буржуазную школу, не уничтожив капитализм как общественный строй. Но об этом Гатто не смеет и пикнуть, и как "решение" проблемы бесчеловечности буржуазной школы предлагает утопический рецепт возврата к самодеятельному образованию, существовавшему в доиндустриальной раннекапиталистической сельской общине, доминировавшей в США до роста городов в середине 19-го века. Истинное решение - это уничтожение капитализма и построение социализма, причем не бюрократического государственного псевдосоциализма, потерпевшего крах вместе с СССР, а истинного, гуманного, общинного.

Какова же должна быть социалистическая школа? - Тут прежде всего надо вспомнить совершенно правильный тезис марксизма о том, что социализм - это отмирание государства. И действительно, в силу того, что (повторяю ещё одну забытую марксистскую истину) государство - это организованное насилие эксплуататоров над эксплуатируемыми, то есть привилегированных классов над угнетёнными классами, то говорить о каком-то социализме до уничтожения государственной власти совершенно неправильно, лживо и лицемерно. Нынешняя преступная прозападная паразитическая олигархочиновничья диктатура в России - это плоть от плоти и кровь от крови привилегированного класса СССР - партийной номенклатуры. И, соответственно, социалистическая школа не должна копировать ни советскую школу, ни тем более буржуазную.

Социализм может быть построен только на основе естественной общности людей - семейной, родовой и общинной. Искусственная "общность" людей в отдельных организациях и государстве в целом - фальшивая и принципиально антисоциалистическая, основанная на насилии и власти - т.е. на взаимном отчуждении и эгоизме. Не случайно государственная власть неутомимо занимается разрушением семьи, превращением людей в толпу чуждых друг другу одиночек. Государство сеет раздоры между людьми и тем обретает власть над ними. В этом нет ничего нового, об этом писали и Михайловский, и Кропоткин. Как раз непонимание и замалчивание этого и привело к краху советский проект. При социализме вовсе ни к чему "руководящая роль коммунистической партии".

Социализм должен не кромсать общество по живому ради создания крупных промышленных предприятий (в ходе сталинской индустриализации) , а адаптировать экономику к семейному, родовому и общинному образу жизни. Только так предприятия могут стать истинно народными, а не "ничьими", которые разворовывались в СССР и в конечном счёте стали жертвой воровской прихватизации.


В этом нет ничего утопического. Просто шаблоны семейного и общинного (то есть родственного и солидарного) поведения абсолютно противоположны шаблонам властного и частнособственнического поведения. Власть имущими и собственниками первые истребляются, а вторые - насаждаются. И задача социализма (так называемой культурной революции) состоит в обратном - искоренять вторые и насаждать первые. Главное - необходимо защищать и укреплять семью, прежде всего - полным освобождением женщин-матерей от работы по найму. Только на этом фундаменте примата семейных отношений можно строить социалистическое воспитание, не отдав его на поругание школе - государственному учреждению, а возродив одну из естественных функций семьи и общины - воспитание детей родственниками и обучение их близкими практически нужным для взрослого человека знаниям и навыкам. И эту громадную новаторскую задачу можно решить лишь методами бихевиористской социальной инженерии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий