пятница, 16 декабря 2016 г.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА НАУЧНОЙ ОСНОВЕ БИХЕВИОРИЗМА

Я выложил этот текст Гатто вовсе не потому, что он якобы "гениален". Гатто как американца совершенно не интересуют проблемы социальной справедливости и тлетворного влияния диктатуры буржуев на жизнь общества. Гатто стоит полностью на идеалистических позициях буржуйского индивидуализма с его преклонением перед иллюзией "свободы личности". Гатто ничего не знает о бихевиоризме и поэтому везде, где пытается говорить о реальности оперантного подкрепления поведения, он прибегает к туманным выражениям вроде " emotional reward" или "emotional payoff", которые мне поневоле, чтобы не искажать текст, пришлось переводить как  "эмоциональное удовлетворение".

Нет, текст Гатто важен потому, что в нём чётко выражены два очень важных обстоятельства:
- во-первых то, что нынешняя система массового образования целенаправленно оболванивает детей, что её цель - не эффективно учить, а эффективно дрессировать "массу" на пассивное послушание и покорность начальству и хозяевам;
- во-вторых то, что и нынешняя система массового образования, и сам Гатто страшно далеки от научного, бихевиористского понимания поведения, исходя из которого Скиннер сделал попытку повысить эффективность обучения в школе при помощи обучающих машин и программированного обучения, которая описана на моём блоге в тексте "СКИННЕР: ШКОЛА БУДУЩЕГО" здесь http://behaviorist-socialist-ru.blogspot.de/2014/09/1_17.html и здесь http://behaviorist-socialist-ru.blogspot.de/2014/09/2_17.html и показана на YouTube в коротеньком ролике "B.F. Skinner. Teaching machine and programmed learning" здесь: https://www.youtube.com/watch?v=jTH3ob1IRFo .
-

Если сопоставить эти два текста (Гатто и Скиннера), то становится очевидной та ужасающая пропасть между наукой о поведении и практикой образования, которую Скиннер не смог преодолеть вопреки всем стараниям. Он исходил из того иллюзорного представления, что школа нуждается в более эффективном обучении, тогда как на самом деле главная задача школы - эффективная оболванивающая дрессировка детей. Очевидно, что обучающие машины и программированное обучение очень мешали выполнению этой главной задачи и именно поэтому были решительно отвергнуты школьной системой.

С другой стороны, Скиннер питал иллюзии относительно школьной системы, которые полностью утратил Гатто. Скиннер в упомянутом выше тексте писал (цитирую):
"Ученики будут проводить в школе больше времени. Они начнут учиться в более раннем возрасте, отчасти из-за того, что дома за ними будет меньше ухода, так как матери будут работать по найму. И ученики будут оставаться в школе дольше, если даже не принципиально, то фактически, потому что будет меньше тех, кто бросает школу, не окончив её. Школы будут преподавать более широкий круг предметов. Им придётся это делать, если они будут давать вдвое больше материала в единицу времени, чем сейчас. Если то, что сейчас ученики проходят за 12 лет, будет преподаваться за 6 лет, то образование обгонит процесс взросления, а возможности трудоустройства очень юных рабочих проблематичны. Вместо того, чтобы заканчивать школу раньше, ученики будут дополнительно обучаться массе других предметов."

Короче, представления обоих авторов о том, какой должна быть школа, диаметрально противоположны. Скиннер требует больше школы, а Гатто - меньше. Скиннер зовёт в будущее и хочет поставить существующую школу на фундамент бихевиористской науки о поведении с использованием обучающих машин и программированного обучения, а Гатто зовёт в буколически идеализуемое им доиндустриальное прошлое и проклинает как систему принудительной школы, так и оперантный принцип "кнута и пряника".

Но каким же должно быть социалистическое образование? - Оно, безусловно, должно быть основано на совершенно новых принципах - принципах бихевиористского социализма. Замечу, что новое всегда гибнет именно в том случае, если оно недостаточно радикально и отягощено целыми кусками мёртвого, отжившего своё прошлого, присосавшегося к новому. А нынешнее развитие компьютерной техники как раз позволяет радикально преобразовать образование, полностью ликвидировав школьную систему как тоталитарную организацию и вернув образование в домашнюю семейную обстановку. Разумеется, курс обучения, который дети смогут загружать как игру из "Интернета", должен быть тщательно разработан опытными педагогами как единое целое (а не разбит искусственно на "предметы" и "уроки"). Этот курс должен быть насыщен подобно компьютерной игре положительным подкреплением от успешного решения задач. Школьные курсы по ныне существующим отдельным "предметам" должны быть гармонично увязаны друг с другом: например, понимание всей технологии, основанной на переменном токе, невозможно без знания не только явления электромагнитной индукции, но и тригонометрии, а элементарную школьную физиологию и биохимию невозможно понять, не освоив прежде основ органической химии. Именно так в социалистическом обществе удастся соединить воедино в нечто абсолютно новое и прогрессивное как требование Гатто уничтожить школу как уродующую детей организацию, так и стремление Скиннера сделать обучение воистину индустриально эффективным.


Но перед этим, разумеется, надо будет уничтожить другую, гораздо более зловредную и реакционную организацию - нынешнюю прозападную буржуйскую власть чиновников и олигархов над народом России, ведь только избавление от бремени прозападной путинской мафиозной шайки воров и предателей и возрождение истинно народной советской государственной власти даст возможность социалистического всестороннего прогрессивного развития России, в том числе и в сфере народного образования.

Комментариев нет:

Отправить комментарий