понедельник, 11 декабря 2017 г.

БИХЕВИОРИСТСКИЙ ВЗГЛЯД НА МАРКСИЗМ ДЛЯ СТАРЫХ И МОЛОДЫХ



Как хорошо быть молодым! К сожалению, многие преимущества молодости становятся очевидными для нас лишь тогда, когда мы уже не можем ими пользоваться - в старости. Как гласит пословица, "Молодость не знает, а старость не может". Поэтому могу молодёжи настоятельно посоветовать сызмала набираться мудрости и не губить здоровье дурными привычками - прежде всего алкоголем, курением и готовностью рисковать по пустякам.

Очень печально, что в нынешнем массовом буржуазном обществе почти вся молодёжь лишена возможности перенимать жизненный опыт старших - отцов и дедов. Содержательное общение поколений в семье теперь полностью удушено лживой масс-медиальной буржуйской пропагандой и рекламой, и молодёжь приучена именно масс-медиями к очень вредному для неё самой пренебрежительному отношению к старикам. Как предостережение от этого общественного зла, вредящего "и старым, и малым", я решил сегодня написать о двух случаях из моей жизни - одном из моей молодости и другом, случившемся буквально на днях.

В самом начале 1980-х годов я переехал из СССР в ГДР на постоянное жительство, и помимо заработка в ГДР техническими переводами во всякую поездку в СССР я возил туда и сюда ширпотреб на спекулятивную продажу. Из СССР я возил в ГДР латунные "барочные" люстры и масляные радиаторы и другие электроотопительные приборы, которые в ГДР были труднодоступны для населения (их можно было купить лишь в магазинах "Генекс" на западную валюту, потому что власть в ГДР справедливо считала, что такие приборы растранжиривают электроэнергию, и тем, у кого дом не был подключен к сети централизованного теплоснабжения, приходилось топить печки брикетами бурого угля). Всё это я продавал в ГДР как через частные комиссионные магазины, так и по газетным объявлениям.

А из ГДР я вёз так называемый "дефицит": дамскую обувь, кроликовые шубки, фарфоровые фигурки и сервизы "Romantika", которые в СССР почему-то назывались "Мадонна". Мои родители, бывшие доцентами в МГУ, не имели деловой хватки, и быстро сбыть ГДРовский товар в СССР я мог только благодаря сотрудничеству с одной дальней родственницей, о существовании которой я ранее вообще не догадывался. Ей было тогда уже около 80 лет, но это была вовсе не "старушка", а "старушища" высокого роста с железными волей и здоровьем. Деньги (рубли) у неё всегда были, она забирала привезенный мною товар и сразу расплачивалась по справедливости.

Она родилась до революции в богатой казачьей семье, которая пережила революцию и коллективизацию по-приспособленчески, почти поголовно вступив в партию большевиков и организовав свой "колхоз". Её муж погиб в Отечественную войну, но она сама пережила немецкую оккупацию. Я тогда, как и очень многие юнцы в СССР, был антикоммунистом и антисоветчиком, слушал западные "голоса" и до выезда в ГДР зачитывался в Фундаментальной библиотеке МГУ дореволюционными книгами. Над моими книголюбием и книгочейством "старушища" насмехалась, говоря, что "От этих листов (книг) никакого проку нет; вот ты эти листы всё листаешь, а их надо повесить на гвоздь в сортир. Там самое подходящее для них место". Но что интересно и до сих пор мне не понятно, так это то, что она несколько раз после таких высказываний продолжала примерно так:

- Но есть настоящая книга. Там всё, что будет - написано. Скоро - вот увидишь! - СССР не будет.
Я ей в ответ:
- А что же будет? Куда страна денется? Её что, Запад атомными бомбами уничтожит?
- Нет, войны не будет. И все эти болиголовки (боеголовки) тут ни при чём. СССР не будет, а будет Россия.
- Так значит и КПСС не будет?
- И КПСС не будет, но это не важно, потому что нами уже правят не большевики, а Церу-у (ЦРУ)!
О Горбачёве "старушища" высказывалась так:
- Да он ведь Иванушка-дурачок. Он делает всё так, как ему из Церу-у велят. Вот он всех и распустил. А страну надо крепко держать, вот так! (И показывала свой крепко сжатый большой крестьянский кулак).



Добавление 6 января 2018 года: Забыл одну важную деталь: это от неё я тогда впервые услышал (цитирую дословно): "Горбачёв - это Мишка Меченый; он потому меченый, что будет последним (генсеком КПСС), а после него генсеков уже больше не будет. И СССР больше не будет, а будет Россия".

Подчеркиваю тот факт, что все эти разговоры состоялись в период краткого правления Андропова и Черненко, плюс в самом начале правления Горбачёва, который тогда лишь начал свою "катастройку" введением "сухого закона", когда народ стал повсеместно гнать самогон из сахара. И это он делал после того, как Лёня Брежнев двадцать лет кряду спаивал всю страну! Я слушал эти её пророчества, не скрывая своего недоверия и посмеиваясь. На это "старушища" лишь отвечала:
- Ну смейся, смейся...

А через несколько лет всё вышло именно так, как она предсказывала. Может, у неё действительно была какая-то книга, хотя вряд ли. Я просил показать мне эту книгу, но она её так и не показала. У неё в квартире из книг были только Евангелие, псалтирь и молитвенники, плюс иконы. И ещё она выписывала газету "Правда". Может быть, она видела вещие сны, но скорее всего, её знание людей и богатый жизненный опыт (революции 1917 года и Отечественной войны) подсказали ей неминуемость краха власти, которая перестала верить в свою идеологию и втайне уверовала в идеологию врага - буржуйского Запада. Я сам с седьмого класса и вплоть до выезда в ГДР видел нарастание всеобщего пофигизма и воровства, и смутно чуял страх оттого, что надвигается что-то очень нехорошее, но не смог бы рационально это объяснить, потому что советская власть казалась незыблемой твердыней...

Ну а теперь я сам приближаюсь к тому возрасту, когда меня будут считать старым чудаком и не принимать всерьёз. Такое отношение ко мне уже проявляет мой глупый 16-летний сын, уродливо "воспитанный" своей матерью, которая после того, как получила от меня всё, что ей было нужно, сбросила маску добропорядочности и оказалась редчайшей по подлости и бессовестности стервой. Однако недавно произошел случай, который показал мне, что среди молодёжи есть умные люди, способные меня понять. Дело было так:

Германия, как известно, после "воссоединения" так и осталась страной, оккупированной пиндосскими войсками, и политика её марионеточного правительства (мадам Меркель & Co) продиктована транснациональными корпорациями, главным образом банками, а потому не только антинародна, но и антинациональна. Всё это - в соответствии с официальной идеологией либерализма, предписывающей (как и в России) минимум государственных затрат на социальные нужды населения. В результате этого в Германии сейчас масса молодёжи не учится и не работает, а живёт на пособие, зная, что имеет перспективу лишь так называемых "тупиковых рабочих мест" (dead-end jobs) без малейших шансов профессионального или карьерного роста.

Однако на локальном уровне государство финансирует небольшое количество "общественных организаций", которые призваны немного опекать эту неприкаянную молодёжь, чтобы она не одичала вконец. Мне сейчас, несмотря на мою политическую неблагонадёжность, дали немного подработать в такой организации. Естественно, что всё руководство и все педагоги там чётко следуют генеральной линии либерализма и впаривают её в мозги "опекаемой" молодёжи. Понятно, что для того, чтобы молодёжь не отпугнуть, там создаётся непринужденная, хоть и иллюзорная атмосфера "всепонимания" и "стремления помочь".

И вот недавно я стал свидетелем спора между одним довольно тупым "педагогом" и несколькими молодыми людьми лет шестнадцати от роду, среди которых тон задавала девочка, которую родители привезли с собой из России. Девочка оказалась марксисткой и во все корки чехвостила капитализм, на что "педагог" тупо отвечал стандартной либерастской демагогией о том, что социализм - это диктатура, что ГДР была "Unrechtsstaat" (государством произвола), и что теперь все могут жить свободно и демократически. Девочка ему возражала, что вся эта "свобода" и "демократия" - только для богатых, что всё это - продажное и липовое.

Моя работа там - не педагогическая, а подсобная: делать и ремонтировать наглядные пособия, инсталлировать учебные программы на компьютеры, копировать учебный материал на флешки, заряжать аккумуляторы и т.п., поэтому я обычно не вмешиваюсь в такие разговоры. Но теперь мне осталось по контракту работать лишь полтора месяца, я знаю, что контракт не продлят, и поэтому деликатно вмешался на стороне девочки, начав с того, что было ещё и "либертарное", то есть анархистское направление в социализме, и что его зачинатель - Бакунин - вёл непрерывную дискуссию против Маркса именно по вопросу свободы (и анархии как безвластия). "Педагог", устав от спора, уже не вмешивался в разговор, а попозже и совсем встал из-за стола, за которым молодёжь пила чай, и ушёл.

Далее я излагаю то, как пропагандировал им суть бихевиористского социализма, которая, надеюсь, была ими понята, так как не встретила явных возражений.

Сперва я сказал, что в буржуазном обществе, конечно, нет свободы действий в повседневной реальной жизни, и именно из-за этого в нём ведутся бесконечные дискуссии о ней, и более того, отсутствие свободы в нём вызывает бегство людей в иллюзорное "освобождение" - в религию и "медитацию", в особенности в буддизм с его проповедью "освобождения" как якобы полного отказа от желаний. Соответственно, сконцентрированность на таком иллюзорном "освобождении" стала причиной не только популярности и официального признания мнимой "научности" идеалистической псевдонауки - когнитивистско-менталистской психологии, но и ошельмования на Западе бихевиористского анализа поведения как "инструмента тоталитаризма" и официального прекращения государственного финансирования бихевиористских исследований.

Потом я напомнил не известную этим молодым людям формулировку марксизма: "Свобода - это осознанная необходимость". Стало быть, если мы с ней соглашаемся, то нам надо знать, что именно диктует эту необходимость и что может стоять на пути её осознания. Далее я сказал, что этот подход был заимствован Марксом у объективного идеалиста Гегеля, считавшего историю прогрессивным процессом воплощения "мирового духа" или "мировой идеи" в человеческом обществе, а свободу - осознанной необходимостью человека содействовать, а не противодействовать этому процессу.

Маркс, став материалистом, начал искать замену этой "мировой идее", и в качестве движителя истории выдвинул процесс прогрессивных изменений производительных (т.е. чисто материальных) сил общества, а в качестве науки об этом процессе выдвинул политическую экономию, в которой уже до него был установлен факт эксплуатации труда как источника материальных (товарных) благ и прибылей эксплуататоров. Маркс объединил политэкономический анализ капитализма с учением о классовой борьбе, которая-то и является движителем истории, и сделал из этого вывод, что капитал породил своего собственного могильщика - рабочий класс, или пролетариат.

Согласно Марксу, совокупность общественных отношений разделяется на материальный "базис" и на идейную "надстройку". В силу такой своей различной природы базис и надстройка, согласно Марксу, в ходе исторического развития периодически вступают в конфликт по мере накопления так называемых диалектических противоречий между ними. При этом "базис" обычно определяет поступательное движение истории, а "надстройка" имеет охранительные (консервативные) функции или даже выступает как реакционная сила, противодействующая прогрессу. Вследствие этого историческое развитие не идет "ровно и гладко", а имеет революционный характер. Этим же различием между "базисом" и надстройкой" обусловлена и проблематичность "свободы как осознания объективной необходимости", потому что надстройка вырабатывает и распространяет в обществе "ложное сознание", игнорирующее реальное прогрессивное развитие базиса:
-

Марксистская политэкономия совершенно правильно описывает капиталистический способ производства (в частности, неизбежность кризисов "перепроизводства", т.е. долговой дефляции), и так никем до сих пор не опровергнута, несмотря на многочисленные попытки апологетов капитализма опровергнуть её. Однако в конце прошлого века СССР (ныне его осколки) и большинство социалистических стран сделали резкий поворот вспять, в направлении реставрации капитализма. Чем же обусловлен этот поворот? Чем объясняется победа буржуйской идеологии в умах советских людей, или, выражаясь по-марксистски, победа "ложного сознания"?

По моему мнению, объяснение в том, что схема воззрений Маркса на человеческое общество оказалась неполной, не учитывала важные факторы, отчасти вследствие борьбы против анархизма, и отчасти вследствие того, что тогдашняя (середины 19 века) наука об обществе была в зачаточном состоянии и просто "не осознавала" их, потому что они были открыты и научно описаны значительно позднее.

Говоря конкретно, тогда отсутствовал естественнонаучный подход к пониманию человеческих отношений - бихевиористский анализ оперантного поведения. Именно он может обеспечить движение общества к социализму, благодаря своему научному инструментарию, используемому бихевиористской технологией социальной инженерии. Если в условиях капитализма этот инструментарий используется в реакционных целях манипуляции поведения и создания рекламой и пропагандой шаблонов поведения народных масс, удерживающих их в рамках образа жизни буржуазного общества и тем самым предотвращающих "осознание" ими гнёта капитала и социалистических, истинно свободных альтернатив ему, то в условиях социализма эта технология является инструментом культурной революции, то есть целенаправленного создания новых шаблонов массового поведения, в соответствии с принципами социальной справедливости, равенства и гуманизма.

Это стало теперь возможным потому, что бихевиоризм (смотри труды проф. Б.Ф. Скиннера - B.F. Skinner) даёт адекватное научное описание любого оперантного поведения как людей, так и животных. В случае поведения людей бихевиористский социализм не делает принципиального различия между межличностным и общественным поведением, между отношениями власти (доминирования), экономической эксплуатации, сотрудничества и т.д. Он охватывает их все без исключения, не умалчивая (по лицемерию) и не игнорируя (из-за незначительности или нетипичности) ничего. Все они (как показано в нижней части рисунка) образуют действительный базис общественных отношений, в который бихевиористский социализм включает не только экономические, но вообще все общественные отношения, то есть реально наблюдаемое поведение людей, в особенности - типичное, общественно значимое. В этом - его сила:
- Во-первых, этим бихевиористский социализм произвёл переучёт расстановки сил в классовой борьбе, сделав её адекватной нынешней общественной реальности: если марксизм по-прежнему настаивает на том, что основными силами в этой борьбе являются пролетариат и буржуазия, то бихевиористский социализм считает, что теперь, в массовом капиталистическом антиобществе, скатывающемся в неофеодализм, антагонистами в классовой борьбе являются весь трудовой народ  с одной стороны, и малочисленная паразитическая олигархо-чиновничья мафия с другой.
- Во-вторых, только бихевиористская социальная инженерия даёт возможность постоянно прогрессивно изменять надстройку (то есть государственные и общественные институты и "идеи", которыми они руководствуются в своей деятельности) и тем самым не допускать исторического регресса, например, реставрации капитализма. Этот процесс утраты надстройкой самодовлеющего характера - не что иное, как провозглашенное марксизмом, но так ещё нигде и не достигнутое отмирание государства при социализме.

Ну а с привычной в буржуазном обществе точки зрения индивидуализма уже овладение азами бихевиоризма даёт личности реальную свободу (свободу выбора актов поведения) тем, что даёт понимание причины её желаний - оперантной обусловленности её поведения, возникшей в результате как её предшествующего жизненного опыта, так и искусственного внушения желаний (и страхов) рекламой и пропагандой (подражательным оперантным кондиционированием при помощи повторяющейся демонстрации "наглядного примера").

Комментариев нет:

Отправить комментарий