Даниэль Вегнер:
"Глава 8 - Гипноз и воля.
В состоянии гипноза человек теряет сознательную волю. Эта утрата сопровождается очевидной передачей управления кому-то другому, наряду с возникновением некоторых исключительных форм управления человеком. Главным условием возникновения гипнотического состояния является сильная идея пассивной отдачи своей воли другому лицу, способному воздействовать на субъекта управления словами, действиями или жестами. Вильгельм Вундт, «Лекции по психологии человека и животных» (1912 г.)
Как это проиходит? Например, вас позвали в гости на обед, и при этом вы поддались серьезному обжорству. Вы откидываетесь назад, ощущая, что чрезмерно объелись. Но хозяин не отстаёт от вас и продолжает вас потчевать. Но вы отказываетесь от добавки с улыбкой и взмахом руки. С меня вполне достаточно, думаете вы про себя. Но хозяин говорит: «А вы уверены? Ну хоть чуток ещё? В противном случае еда пропадет». Вы качаете головой и растерянно смотрите в другую сторону, но хозяин продолжает: «Право, ну еще одну маленькую ложечку — вы же так быстро съели свою порцию! Вам, конечно, она понравилась. Съешьте еще немного, ну ради меня. Давайте, ну совсем немножко». Чувствуя, что можете нагрубить, вы уступаете, съедаете добавку, и инцидент исчерпан. Вы поддались социальному нажиму.
Если вы - человек вроде меня, то вы уходите из гостей с ощущением принуждения. Вы не хотели добавку, а потом все равно ее получили. Определенная мера социального нажима вызывает это чувство поражения, побуждая внутренний монолог о том, чего вы хотели, чего хотел хозяин, и о том, как он получил то, что хотел, а вы не получили того, чего хотели. Гипноз — это форма социального влияния, которая значительно понижает уровень такого рода рефлексивного недовольства. Вместо него преобладают чувства сотрудничества и непроизвольности — передача управления поведением гипнотизеру. Когда это происходит, люди могут в конечном итоге совершать действия, которые они, возможно, не ожидали заранее, или действия, которые зрители могут счесть необычными и смущающими. Вместо того, чтобы съесть кусок добавки, загипнотизированный человек лает, как собака, или ведет себя так, как будто не может встать со стула.
Стандартный трюк циркового гипнотизера (например, McGill 1947), например, может заключаться в том, чтобы сказать загипнотизированному человеку, что «пока я не скажу вам иного, вы будете прикованы к своему стулу и не сможете встать со своего места... Во всем остальном вы будете чувствовать себя прекрасно и совершенно нормально, за исключением того, что вы будете как будто приклеены к своему стулу... и чем больше вы будете стараться встать, тем крепче вы прилипнете к сиденью... Как бы вы ни старались, вы не сможете встать со стула». Конечно, если бы кто-то сказал вам это на вечеринке, вы, вероятно, резво встали бы со стула, демонстративно покрутили бедрами, а затем снова уселись бы. Однако загипнотизированный человек не способен на такую реакцию и вместо этого беспомощно извивается и выглядит растерянным, поскольку он действительно застрял в свом кресле - пока гипнотизер не разрешит встать. Это не мошенничество в том смысле, что цирковой гипнотизер платит людям за сотрудничество в представлении; это одно из подлинных явлений гипноза.
Ясно, что при гипнозе происходит значительный отход от повседневного опыта в осуществлении сознательной воли. Загипнотизированный человек необычным образом переживает причинность своих действий, поскольку она создается не столько им самим, сколько гипнотизером. Это не только ощущение, но и фактическая передача управления поведением от самого человека к гипнотизеру.
Что не менее странно, так это то, что диапазон того, что поддаётся такому управлению, меняется во время гипноза. Люди обнаруживают, что они способны управлять ощущением боли или воспроизведением воспоминаний, причём способами, недоступными им, когда они не находятся под гипнозом. В этом смысле, хотя гипноз может подавить ощущение воли, он парадоксальным образом расширяет и изменяет силу воли. Вот почему гипноз был замешан во многих странных проявлениях воли, которые мы обсуждали, включая одержимость бесами, раздвоение личности и автоматизмы. Один из способов объяснить, что происходит, когда люди подвергаются отклонениям от нормальной сознательной воли, — это утверждение, что их подвергли какому-то особому процессу или состоянию. Возможно, они загипнотизированы.
Но так что же такое гипноз? В этой главе обсуждается то, что современной научной психологии известно о гипнозе. Во-первых, обратим внимание на индукцию — то, как люди попадают под гипноз и кто наиболее восприимчив. Во-вторых, мы рассмотрим основные явления гипноза, черты, отличающие психологию загипнотизированного человека от психологии человека в нормальном бодрствующем состоянии. Третья проблема заключается в том, чтобы выяснить, что вызывает гипноз. В этой главе рассматриваются основные теории и исследуется, как некоторые эффекты гипноза можно объяснить с точки зрения теории кажущейся психической причинности. В ней делается вывод, что гипноз действительно имеет смысл только тогда, когда мы признаем, что на ощущение сознательной воли могут влиять факторы, независимые от факторов, вызывающих человеческие действия.
Индукция гипноза
Индукция гипноза в принципе ничем не отличается от любой попытки прямого социального воздействия. Подобно хозяину, который многократно умоляет вас съесть одну-единственную ложку добавки, современная индукция гипноза состоит в неоднократных просьбах к человеку повиноваться просьбам. Однако в некотором смысле прямое влияние касается лишь одного единственного требуемого целевого поведения (съесть добавку), тогда как гипноз представляет себой последовательность просьб, нарастающих от очень незначительных внушений до более серьезных. Индукция гипноза - это процесс социального воздействия, в котором один человек начинает оказывать влияние на другого, но при этом другой не ощущает себя под сильным принуждением. Основной процесс - это следствие из того простого факта, что люди могут следовать указаниям, данным им другими.
Сущность индукции
Демонстрация чего-то вроде гипнотической индукции была проведена Франком (Frank, 1944b). Он просил людей есть один за другим пресные крекеры, пока им не расхочется их есть. Затем, как нахрапистый хозяин, он просил их съесть еще. Некоторые люди так и поступали, другие отказывались, и в конце концов дело доходило до того, что все они больше не хотели. Затем он изменил тактику. Он спросил, не возьмут ли они в руку один крекер. Они это делали. Тогда не прикоснутся ли они к крекеру губами? Они это делали. Положат ли они крекер между губами? Они делали это. Между зубами? И это тоже. Затем он попросил их откусить кусочек, и несколько человек согласились и сделали это. Потом, когда он попросил их проглотить, они тоже это сделали. Несмотря на их переедание и протесты, их заставили выполнить такое поведение, казалось бы, против их воли.
Был ли это гипноз? Вероятно, это не было гипнозом, в том смысле, что Франк не вызывал у этих людей общей тенденции выполнять его просьбы в других направлениях. Но у этой индукции поедания ещё одного крекера есть ключевая черта, общая с индукцией гипноза, которая, по-видимому, возникает во многих других случаях социального нажима: процесс последовательного получения согласий. Человек, на которого оказывается нажим, соглашается с одной или несколькими незначительными явными просьбами или неявными жестами просьбы со стороны влиятельного лица. Человека заманивают, втягивая во взаимодействие, состоящее в незначительном согласии с некоторыми, казалось бы, несущественными попытками первоначального влияния. Затем это внушение может включать в себя длинную череду воздействий, все из которых кажутся детскими шажками, но «ребенок» продолжает шагать и в конечном итоге выполняет целевые действия, которые он вряд ли сделал бы, если бы об этом попросили в самом начале.
Последовательные процессы согласия хорошо известны исследователям социального влияния. Один из таких процессов, например, известен как процедура «нога в двери». Часто невозможно заставить людей выполнить большую просьбу, на которую они отвечают отказом, однако их могут склонить к её выполнению, если они ранее исполнили меньшую просьбу. Фридман и Фрейзер (Freedman and Fraser, 1966) проверили эту идею, ходя от двери к двери и прося людей вывесить перед домом большой знак «Соблюдайте правила движения». Обычно большинство людей не соглашалось. Однако до того, как это произошло, экспериментатор попросил некоторых из них вывесить небольшой знак «Будьте осторожны за рулем», на что большинство из них согласилось. Люди, которых побудили сделать этот небольшой жест, с гораздо большей вероятностью соглашались с последующей просьбой и позволяли установить большой знак. Аналогичным образом, индукция гипноза - это процесс постепенного втягивания кого-либо под влияние и требования гипнотизера, пока исполнение даже серьезных требований не станет в конце концов обязательным.
Этот последовательный процесс, по-видимому, является одним из нескольких способов создания ключевого компонента индукции гипноза - согласия человека на покорность.
Я уверен, что во многих случаях вы соглашались поддаться влиянию. Когда кто-то говорит: «Не могли бы вы сделать мне одолжение?» не говоря вам, какое конкретно, то например, вы можете сказать «Конечно. Что вы хотите?" При этом вы дали предварительное согласие поддаться влиянию. Вы отказались от права возражать или отказываться от любого действия, о котором вас затем попросят - конечно, в пределах разумного и характера взаимоотношений.
Он может попросить вас сбегать в магазин за упаковкой из шести банок пива или почесать ему спину, и вы по сути уже влипли, потому что уже согласились. Этот вид метавлияния (влияние на человека, подлежащего воздействию) является начальным шагом в большинстве случаев индукции гипноза, а также во многих формах прямого социального внушения. Франк (1994a, 23) прокомментировал свои исследования с пресными крекерами именно такими словами: «Сопротивление требованию сильно подавляется, если окажется, что [требуемое] подразумевалось предыдущим соглашением». Согласие поддаться влиянию иногда коварно используется продавцами под названием метода "мягко стелешь" (lowball technique) для побуждения к уступчивости. Эта хитрость чаще всего используется в автомобильных салонах, когда продавец согласовывает все детали вашей желаемой покупки автомобиля, записывает все это на бумаге, а затем идет к хозяину, чтобы якобы узнать, сможет ли он принять ваши "условия". Конечно, выясняется, что хозяин не может продать машину за эту сумму из-за X (вставьте здесь соответствующее дорогостоящее оправдание), и вы обнаружите, что вам придется приплатить еще 500 долларов.
Однако, зайдя уже так далеко, вы больше не хотите отказываться от всего, поэтому вы соглашаетесь и приплачиваете лишнее. Вам "мягко постелили".
Однако не делайте вывод, что вы дурачок, потому что это случается со многими людьми. Cialdini et al. (1978), например, приглашали людей принять участие в психологическом эксперименте, который был назначен на 7 часов утра, и очень немногие соглашались на это. Однако если их сначала спрашивали, будут ли они участвовать в эксперименте, и они соглашались на это, а уже затем сообщали, что единственное возможное время - 7 часов утра, они с гораздо большей вероятностью соглашались и даже приходили. Первоначальное обязательство участвовать в эксперименте равнозначно согласию поддаться влиянию.
Обычная индукция гипноза начинается с того, что люди соглашаются подвергнуться влиянию. Людям говорят, например, что гипноз не опасен, что под гипнозом их не будут склонять делать что-либо аморальное, что они могут обрести редкую способность следовать гипнотическим внушениям и так далее. Эти первоначальные заверения побуждают людей принять первоначальное решение согласиться. В этот момент им внушается достаточное доверие к гипнотизеру, чтобы "подписать карт-бланш", позволяющую беспрепятственно подвергать их дальнейшему внушению. Как только эта часть процедуры завершена, индукция гипнотиза становится совместным действием гипнотизёра и гипнотизируемого. Если гипноз идёт по плану, то его проведение можно продолжить как процесс последовательного согласования действий.
Первые несколько просьб гипнотизера часто побуждают испытуемых сделать что-то, что они уже делают, или что-то, что они уже не могут понять, делают они или не делают. Гипнотизер может сказать: «Пожалуйста, усядьтесь поудобнее на стуле», как будто в противном случае люди могут принять какую-то неудобную позу, в которой легко упасть и удариться головой. Гипнотизер может сказать: «Расслабьте шею, напрягая и расслабляя ее, а теперь руки, ноги, спину». Это кажется достаточно безобидным, поэтому люди соглашаются и делают эти вещи. Возможно, они уже расслаблены и им незачем это делать, но они не замечают этого тонкого момента. Но расслабление само по себе - вовсе не обязательная часть индукции гипноза.
В одном исследовании, например, людям индуцировали гипноз во время езды на велотренажере, но тем не менее у них наблюдались сопоставимые уровни гипнотического поведения (Banyai and Hilgard, 1976). Однако методы расслабления многое заимствуют у индукции гипноза, и часто легче вызвать гипноз с помощью сопутствующего сценария расслабления, возможно, потому, что он дает субъекту какое-то занятие (Edmonston, 1981).
Затем гипнотизер может попросить гипнотизируемого сконцентрироваться на чем-то: «Теперь найдите точку на своей руке и зафиксируйте на ней свой взгляд. Смотрите на неё постоянно». Это может быть первая важная просьба, в которой человек может отказать, но к данному моменту большинство людей соглашаются и с этим. Затем продолжается индукция, часто просят людей ещё больше расслабиться, хотя большинству гипнотизеров хватает ума избегать клише: «Вы становитесь сонным, очень сонным». Количество повторений в индукции гипноза весьма примечательно для любого, кто не слышал этого раньше — явно даже больше, чем все эти просьбы пичкающего добавкой хозяина.
Следующие шаги индукции состоят в контрольных тестах и демонстрации утраты произвольности движений. Гипнотизер может охмурять так: «Теперь ваши глаза становятся немного сухими, веки - несколько тяжелыми. Такое ощущение, что они давно открыты. Было бы приятно закрыть их, позволить им захлопнуться. Вот сейчас они уже немного опадают, еще немного, и все это время они чувствуют себя тяжелее. Глаза такие сухие, так устали быть открытыми. Сейчас они закрываются, закрываются, закрываются. Веки все тяжелее и тяжелее, они падают, закрываются». Гипнотизер может повторять это несколько раз по-разному, и, подобно добросовестному гостю - поедателю добавки, многие люди добровольно упреждают в этом гипнотизера, послушно закрывая глаза. Возможно, вы уже сами чувствуете желание сделать это, но тогда вам придется прекратить чтение и пропустить оставшуюся часть главы. Очнитесь, пожалуйста.*
Последующие тесты и демонстрации становятся всё более сложными. Например, гипнотизер может попросить людей держать руки перед собой, ладони вместе, пальцы врозь, а затем свести их вместе, сжать их и позволить им легко упасть на колени. Гипнотизер просит их очень крепко сцепить руки вместе, повторяя эту просьбу несколько раз, а затем просит их заметить, что их руки оказались настолько крепко сжатыми, что их невозможно расцепить. Это странная просьба — "пожалуйста, сцепите руки, но обратите внимание, что если вы попытаетесь их разъединить, это будет очень трудно", — приводит к тому, что человек ощущает некоторую потерю произвольного владения руками, ощущение, что руки не повинуются произвольно. Гипнотизируемые действительно чувствуют себя в какой-то ловушке; на мгновение кажется вполне возможным игнорировать тот факт, что вы все время сами держите их вместе. Попытка разъединить их, возможно, не удалась, или она удаётся медленно, и это служит еще одной демонстрацией квласти гипнотизера и отсутствия вашего управления собственным телом. Индукция гипноза может проводить человека через ряд таких тестов — непроизвольная тяжесть руки (когда вы держите руку перед собой, она кажется тяжелой и сама падает вниз), кивание головой (ваша голова падает вперед) или тому подобное...
Во время этих тестов гипнотизер часто далдонит что-то, чтобы поддержать веру человека в то, что гипноз действительно происходит. Например: «По мере того, как ваша рука становится все тяжелее и тяжелее, вы чувствуете, что ее тянет вниз какой-то тяжелый груз. И по мере того, как он падает, падает, падает, вы обнаруживаете, что все глубже и глубже погружаетесь в гипноз». Процедуры индукции, конечно, сильно различаются, и некоторые из них более успешны, чем другие. Никто точно не знает, как действовать оптимально, и в истории индукции гипноза обнаруживается великое множество методик.
Многие гипнотизеры делают свою речь во время индукции повторяющейся нараспев, с навязчиво монотонным ритмом. Неясно, имеет ли это какое-либо реальное значение, как это следовало бы из гипотезы ритмического движения к одержимости духами, или это просто мода. Браун (Brown, 1991) пишет о ритмах гипноза.
В конце концов, однако, всё это действует, по меньшей мере на некоторых людей и на некоторое время. Затем людей обычно нужно вывести из гипноза точно так же, как их уговорили погрузиться в него. Внушение для пробуждения дается так: «Когда я досчитаю до трех и скажу: «Проснулся», вы проснетесь бодрым и отдохнувшим. Вы откроете глаза, вытянете руки и будете чувствовать себя великолепно. Итак, начали... Раз... Два... Три... Проснулся!" (Продолжение следует)
---
* Примечательно, что этот буржуйский профессор кислых щей, пытаясь "доказать" свой абсурдный тезис о "иллюзорности разумной воли", нарочно пишет лишь о методиках воздействия на людей извне, когда они - пассивные безвольные жертвы внушения, но замалчивает целый ряд очень полезных методик, когда сам человек самостоятельно и активно формирует самовнушением свои шаблоны поведения (привычки) и даже излечивает физические (психосоматические) болезни. Как эффективные и полезнейшие примеры таких методик следует упомянуть метод волевого самовнушения по Эмилю Куэ (Emile Coué) и метод автогенной тренировки по Иоганнесу Шультцу (Johannes H. Schultz). Оба метода имеют многочисленных последователей и по ним опубликована масса литературы, в том числе и на русском языке. (Примечание behaviorist-socialist)
.
Комментариев нет:
Отправить комментарий