понедельник, 24 апреля 2023 г.

КАНЕТТИ - МАССЫ И ВЛАСТЬ - 4

Элиас Канетти:

"ДЕЛИЙСКИЙ СУЛТАН МУХАММЕД БИН ТУГЛАК (МБТ) - окончание

Под властью МБТ Делийский султанат достиг своих максимальных размеров. Но лишь через двести лет — уже под властью Акбара — столь же большой кусок Индии вновь оказался под властью одного деспота. Однако МБТ вовсе не был удовлетворен подвластными ему двадцатью провинциями. Он мечтал объединить под своей властью весь обитаемый мир и вынашивал всяческие грандиозные планы осуществления этой мечты. Никого из советников или друзей он не посвящал в эти тайные намерения. Он, выдумывая их в одиночестве,  так и держал их в тайне. Ему очень нравилось всё, что бы он ни выдумывал. Он нисколько не сомневался в себе и своих затеях, которые ему всгда казались само собой разумеющимися, а средства, которые он использовал для их осуществления, — единственно верными.

Самыми честолюбивыми из его планов были завоевание Хорасана и Ирака, да ещё Китая. Для первого из них он собрал армию в 370 000 всадников. Наместники в городах, которые он предполагал захватить, получили гигантские взятки. Однако поход не состоялся или потерпел неудачу в самом начале, а его армия рассеялась. Масса денег, которая была колоссальной даже для МБТ, оказалась растраченной впустую. Другую затею - завоевание Китая - он хотел осуществить, перейдя через Гималаи. Он послал 100 000 всадников, чтобы захватить эти высочайшие горы мира, покорить их полудиких обитателей и таким образом обезопасить перевалы на пути в Китай. Вся эта армия погибла, за исключением десяти человек. Эти десятеро возвратились в Дели, где их казнил раздосадованный неудачей султан.

Завоевание вселенной требовало колоссальных армий, а те требовали всё больше и больше денег. Впрочем, доходы  МБТ были огромны. Он повсюду собирал дань с покоренных индусских раджей. А от своего отца он, помимо прочего, унаследовал целый бассейн, наполненный отвердевшим расплавленным золотом. Но он быстро промотал всё это и по своему обыкновению стал искать способы того, как получить нужные средства одним махом. Он знал про то, что в Китае ходят бумажные деньги, и решил сделать что-то подобное, но на основе меди. Он приказал начеканить огромное количество медных монет, номинал которых был произвольно приравнен к стоимости серебряных. Он приказал использовать их вместо золотых и серебряных монет; чтобы отныне все покупалось и продавалось на медь.

Следствием этого указа стало то, что дом каждого индуса превратился в частный монетный двор. В каждой провинции они начеканили многие миллионы медных монет. Ими они платили дань и на них покупали лошадей и вообще все ценные вещи. Феодалы, сельские старосты и землевладельцы обогащались на этих медяках, а государство нищало. Скоро цена новых денег резко упала, а старые монеты, ставшие очень редкими, ходили по цене в четыре-пять раз больше их прежней стоимости.* В конце концов медяки стали ходить по цене гальки. Купцы придерживали товары, торговля повсюду замерла. Увидев последствия своего указа, султан в страшном гневе отменил его и объявил, что все, кто имеет медные монеты, должны сдать их в казну в обмен на старые. Люди доставали медяки из всех углов, куда они с презрением выбросили их, как мусор. Они шли тысячами в казну, где получали за медяки золото и серебро. В Туглакабаде выросли горы медных монет. Казначейство лишилось огромных сумм и наступило острое безденежье. Когда султан понял, во что ему обошлось введение медных денег, он еще сильнее разозлился на своих подданных.

Другим средством добывания денег были налоги. Уже при его предшественниках они были чрезвычайно высоки. Теперь их подняли еще выше и собирали с беспощадной жестокостью. Крестьяне превратились в нищих. Те индусы, которые владели землёй, бросали её и уходили в джунгли к мятежникам, мелкие и большие банды которых появились повсюду. Земля не обрабатывалась и производство зерна падало. В центральных провинциях начался голод, который после особо долгой засухи распространился по всему султанату. Он продолжался несколько лет. Семьи разрывались, голодали целые города и тысячи людей умирали с голоду.

Вероятно именно этот голод вызвал резкий упадок султаната. Восстания участились и провинции одна за другой стали отпадать от Дели.  МБТ все время проводил в карательных экспедициях, усмиряя восстания. Свирепость его росла. Он опустошал целые области. Он приказывал окружить сплошной цепью войск джунгли и убивать всех пойманных там, будь то мужчина, женщина или ребенок. Ужас перед ним был так велик, что, где бы он ни появлялся, люди падали ниц, если не успевали заблаговременно убежать.

Но как только он усмирял или опустошал в одном месте, как восстание вспыхивало в другой части страны. С наместников отпавших от него провинций он приказывал живьем сдирать кожу. Их набивали соломой, и он возил эти ужасные чучела повсюду для всеобщего устрашения.

МБТ не испытывал угрызений совести из-за своей жестокости. Он был твердо убежден в правильности своих методов. Разговоры, которые он вел по этому поводу с историком Зия Барани, настолько поучительны, что стоит процитировать кое-что из них.

«Ты же видишь, — говорил МБТ Барани, — сколько происходит восстаний. Это мне совсем не нравится, хотя люди скажут, что я их сам вызвал своей излишней строгостью. Но я не откажусь от смертной казни ни из-за молвы, ни из-за восстаний. Ты читал много историй. Ты ведь знаешь, что властители в определенных обстоятельствах прибегают к смертной казни.»

Барани в ответ процитировал высшие авторитеты ислама, считавшие, что смертная казнь возможна в семи случаях. Иначе она вызывает возмущение, беспорядки и восстания, причиняя вред стране. Вот эти семь случаев:

Отступничество от истинной религии (ислама). Преднамеренное убийство. Прелюбодеяние женатого мужчины с чужой женой. Заговор против властителя. Возглавление восстания. Сговор с врагами властителя и передача им информации. Неподчинение, наносящее вред государству, но никакое иное неподчинение. Сам пророк (Мухаммед)  осудил три из этих преступлений: вероотступничество, убийство мусульманина и прелюбодеяние с замужней женщиной. Наказание за четыре остальных преступления — это скорее вопрос политики и правильного управления. Но авторитеты, сказал Барани, также подчеркивали тот факт, что властители назначают визирей, возвышают их и передают им управление своими царствами, чтобы они формулировали указы и содержали страну в надлежащем порядке, чтобы властителю не приходилось обагрять свои руки человеческой кровью.

На это МБТ возразил: «Наказания, которые были установлены тогда, соответствовали более ранним временам, но сейчас стало больше бунтарей и негодяев. Я подвергаю их телесным наказаниям по подозрению или предположению об их мятежных или изменнических намерениях, а самые незначительные акты неповиновения караю смертью. И я буду это делать, пока не умру или пока люди не станут вести себя честно и прекратят бунтовать и сопротивляться. У меня нет такого визиря, который сочинил бы указы, делающие пролитие крови излишним. Я караю людей, потому что они все сразу стали моими противниками и врагами. Я раздал им огромные богатства, но они все равно не стали лояльнее и дружелюбнее. Их настроения мне хорошо известны, и я вижу, что они недовольны и враждебны по отношению ко мне».

В одном из более поздних разговоров он сожалел, что своевременно не убил еще раньше всех тех, кто потом доставили ему столько хлопот своими восстаниями. В другой раз - он в то время потерял власть над одним из своих важнейших городов - тем самым, куда были изгнаны жители Дели, - МБТ послал за Барани и спросил его, какие средства применяли в таких случаях властители прежних времен. Его царство поражено болезнью, и никакие средства не помогли. Барани ответил: «Некоторые властители, когда чувствовали, что утратили доверие народа и стали объектом всеобщей неприязни, отрекались от власти и передавали её самому достойному из своих сыновей. Другие предавались увлечению охотой, пьянству и наслаждениям, а государственные дела поручали визирям и чиновникам. Если народ это устраивало, а властитель ему не мстил, то эту болезнь можно было излечить таким способом. Изо всех политических зол крупнейшее и ужаснейшее — это всеобщее чувство отвращения и недоверия (к властителю) у всех слоёв населения».

Однако даже этот смелый и почти не завуалированный совет Барани не возымел действия на МБТ. Он ответил, что если бы ему удалось уладить дела в султанате так, как ему хочется, то только тогда он передал бы правление трём доверенным, а сам отправился бы паломником в Мекку. Но сейчас я в гневе на моих подданных, а они злы на меня. Им известны мои чувства, а мне известны их нищета и бедствия; но какие бы средства я ни применил, все они бесполезны. Моё средство против бунтовщиков, мятежников, противников и недовольных - меч. Я караю и применяю меч, чтобы исправить их страданием. Чем больше народ сопротивляется, тем больше я его наказываю».

Но число восстаний и всеобщего недовольства повсюду в султанате все же оказали некоторое воздействие на умонастроение МБТ. У него возникли сомнения, но не в правильности нагромождения трупов перед дворцом, а также в городах и провинциях, где он бывал, а в легитимности своей власти. Он был, как теперь уже ясно, святошей и моралистом, а потому хотел, чтобы его власть была освящена высшей религиозной инстанцией в исламе. Прежде столетиями таковой считались халифы династии Аббасидов, властвовавшие в Багдаде. Но их халифат больше не существовал. В 1258 г. Багдад был захвачен монголами, а последний халиф был убит.  Для МБТ, который сел на трон в 1325 г., а сомневаться стал в 1340 г., когда стал терять провинции одну за другой, было вовсе не легко выяснить, кому теперь принадлежит право инвеституры.

Он прилежно занялся изысканиями. Все путешественники, прибывавшие к его двору из западных стран ислама, подвергались тщательным расспросам, пока наконец МБТ не пришел к выводу, что теперь таким «папой» ислама является халиф Египта. Он вступил с ним в переговоры, и между ними засновали посланники. В письмах к халифу МБТ дошел до лести столь чрезмерной, что даже историк Барани, привычный ко многому, не осмелился ее воспроизвести. МБТ со своими придворными и богословами встречал посланника халифа у ворот города и довольно длинный путь шел перед ним босиком. Он велел убрать со всех монет свое имя, поместив взамен имя этого халифа, которого он считал верховным правителем мусульман. В пятничных молитвах упоминалось имя халифа, но этого было мало для МБТ. Все предшественники МБТ, не санкционированные халифом, более не упоминались в этих молитвах, а их правление задним числом было объявлено неправомочным. Имя халифа было написано на самых высоких зданиях, и ничье имя не должно было стоять рядом. После переписки, продолжавшейся несколько лет, из Египта прибыла напыщенная грамота, в которой МБТ был формально объявлен наместником халифа в Индии. Эта грамота так обрадовала султана, что он повелел придворным поэтам переложить ее в стихи.

Во всем остальном он до самого конца остался тем же, кем и был. Свирепость его увеличивалась соответственно неудачам. Но он не погиб от руки убийцы, а умер после 26 лет правления от лихорадки, которой заразился во время одной из карательных экспедиций.

 МБТ - это чистейший случай деспота-параноика. Его образ жизни странен и непривычен для европейцев. Все в нем резко выражено, поэтому его куда проще видеть в целом. Цельность его натуры очевидна.

В его сознании доминировали массы четырех видов: его войско, его богатства, его трупы, его двор (и вместе с ним его столица). Он постоянно жонглировал этими массами, но ему удавалось увеличить одну из них только за счёт другой. Он набирает громадные армии, но, делая это, он опустошает свою казну. Он изгоняет всё население столицы и неожиданно обнаруживает, что остался в одиночества в обширном городе. Его гнев утихает, когда он обозревает пустую метрополию с крыши своего дворца и во всей полноте наслаждается торжеством единственного, кто остался в живых.

Что бы он ни делал, одной из этих масс (, подвластных ему,) он никогда не давал иссякнуть. Ни при каких обстоятельствах он не прекращал убийства. Всех пленников каждый день выводили ему на показ; они были его самым ценным достоянием как кандидаты на казнь. В течение всех 26 лет его властвования во всех провинциях султаната не иссякали горы трупов, с существенным вкладом в них голода и эпидемий. Конечно, его раздражала вызванная этим убыль в собираемых налогах, но пока число жертв увеличивалось, ничто не могло всерьез поколебать его самоуверенности.

Чтобы поддержать на высочайшем уровне силу своих приказов, которые были не чем иным, как смертными приговорами, он захотел, чтобы его власть была подтверждена высочайшей инстанцией. Бог, в которого он верил как набожный магометанин, был недостаточен для этого. Он дополнительно желал её подтверждения наместником бога на Земле.

Современные индийские историки защищают МБТ. Власть никогда не испытывала недостатка в восхвалителях, и историки, которые занимаются этим профессионально, могут оправдать всё, что угодно, либо эпохой (маскируя низкопоклонство схоластикой), либо необходимостью, которая в их руках принимает какую угодно форму.

Резонно ожидать таких же оправданий и в случае властителей, которые ближе к нам, чем МБТ. Поэтому в качестве превентивной меры полезно разоблачить внутренние (психические) процессы власти на примере человека, который, к счастью для всего мира, обладал ею лишь в сумасшествии." (Конец перевода, книга далее повествует о психопате-шизофренике).

---

* Да, нет ничего нового под Луной. Достаточно вспомнить многочисленные "медные бунты" в средневековой России. При этом надо подчеркнуть, что стоимость имеют лишь полноценные деньги (full-bodied money) из драгоценных металлов - золота или серебра. Их стоимость равна стоимости содержащегося в них драгметалла. В противоположность им, неразменные и реально не обеспеченные резервами драгметаллов деньги (fiat или fiduciary money), особенно нынешние "деньги", являющиеся долговыми обязательствами эмиссионных (центральных) банков, никакой стоимости не имеют, а имеют лишь цену, основанную на доверии публики к этим банкам.

Преступления делийского султана МБТ теперь повторяют глобалисты-мультимиллиардеры. Это - бесконечные войны с целью разорения целых стран с целью их политического подчинения Западу и экономического долгового порабощения, для чего сейчас началась новейшая мошенническая затея МВФ с "дигитальной глобальной валютой" - "Universal Monetary Unit", названной "Unicoin":

Дигитальные "деньги" - это вопиющее надувательство. Если бумажные деньги при всей очевидной фиктивности их "стоимости", неминуемо подверженной инфляции из-за того, что "бумага всё стерпит", всё же являются материальными объектами - долговыми расписками эмиттировавшего их центрального банка, то все дигитальные "деньги" - это уже нематериальная фикция, не имеющая ни малейшей ценности и эфемерно "существующая" лишь в виртуальной компьютерной анти-реальности. Дигитальные "валюты" позволяют любые грандиознейшие аферы банкиров, не оставляя никаких материальных улик. Это - воистину сатанинское наваждение, которое возникает из ничего и исчезает бесследно - нажатием где-то кем-то на клавишу "Enter"... (Примечание behaviorist-socialist)

*  *  *

Тема власти чрезвычайно интересна и обширна, и её можно обсуждать бесконечно. Но я в этом комментарии постараюсь ограничиться лишь самым важным и тем, что имеет прямое отношение к опусу Канетти. Начнем с последнего.

Канетти и прочие буржуазные интеллектуалы, принадлежа к господствующему классу или служа ему, не могут признать того, что все преступления власти, включая войны и массовые убийства, представляют собой классовую борьбу, подавление и угнетение господствующим классом буржуазии трудового народа, попрание его элементарных гражданских и человеческих прав. Поэтому они приписывают всё это мнимой "исконно зверской и психопатической натуре человека", рассусоливая псевдонаучные разглагольствования в духе шарлатанов-"психоаналитиков" - Фрейда, Юнга, Фромма и иже с ними. Конечно, нельзя забывать и того, что с другой стороны, кровавый выродок Джугашвили-сталин замаскировал произведенный им в 1937 году захват диктаторской власти, установление лживого и лицемерного культа своей гнусной личности и истребление всех настоящих большевиков-ленинцев фантастической антикоммунистической выдумкой об "обострении классовой борьбы при социализме".

А самым важным по моему мнению является то, что в наше время государственная власть как инструмент господства привилегированного меньшинства над обездоленным большинством человечества стала не только чрезвычайно сильной и неуязвимой, но и небывало замаскированной под "благодетелей народа". В самом деле, если вспомнить то, какой была на деле даже несовершенная демократия древнегреческих полисов с её прямым участием всех граждан (не рабов!) в управлении делами общества (что по латыни называется "res publica" - республика), то в сравнении с ней все нынешние "демократии" и "республики" являются гнусными олигархическими диктатурами, полностью лишившими народ его исконного права управлять своей жизнью. Ну а политиканская и миллиардерская мразь, увидя демократию, реально действующую наподобие древнегреческой, мгновенно заклеймила бы её как "хаос и безумие анархии".

Эта диктатура сильна и неуязвима только благодаря своей маскировке. Она прячется за фикцией, за кулисой фальшивой "представительной демократии", при которой многопартийная система полностью подкуплена закулисной олигархией миллиардеров и функционирует как кукольный театр и якобы "по незнанию и неумению", но полностью подчиняясь указаниям столь же продажных "экспертов", исполняет волю не народа, а господствующей закулисы миллиардеров.

В классовых антиобществах научно-технический прогресс никогда не приводит к прогрессу социальному, так как направляется господствующим классом буржуазии. Если двадцать лет назад произошел прорыв реальной свободы слова через кордоны продажных буржуазных масс-медий благодаря массовому пользованию интернетом, то ныне повсюду идёт удушение свободы слова введением цензуры в интернете и политическими репрессиями, наиболее одиозной из которых является многолетнее преследование и заточение узника совести Джулиана Ассанжа.

Начатая два года назад гнусная афера и фантасмагория мнимой "пандемии ковид" наглядно показала тем, кто не закрывает на это глаза, что человечество в целом является беззащитной жертвой глобалистской диктатуры мультимиллиардеров, которая безнаказанно устроила массовое убийство и калечение "вакцинами" людей, запуганных жупелом "вируса ковид", которое продолжается и поныне, в том числе и в России благодаря тщанию псевдоученого гамалейщика Гинцбурга и алчных бужуек-бюрократок Голиковой и Поповой, наживающихся на губительных для здоровья и жизни ген-модифицирующих "вакцинах":

Причина другого продолжающегося уже многие годы преступления против человечества - антинаучной аферы мнимой "глобальной климатической катастрофы" - это тупик, в который зашло капиталистическое производство из-за падения нормы прибыли, вызванного сверхаккумуляцией капиталов миллиардеров. Буржуйские масс-медии раздувают этот человеконенавистнический "зелёный" культ смерти, чтобы без сопротивления уничтожить массовое производство потребительских товаров и продуктов питания, для которого необходима мощная энергетика, использующая ископаемые энергоносители. Буржуи загоняют человечество в нищету, голод и смерть от замерзания (это всё якобы необходимо, чтобы спасти белых медведей, плавающих в Арктике на льдинах, хотя они отлично плавают и охотятся на тюленей!!!).

Короче, сатанинская политико-бюрократическая государственная и надгосударственная машина буржуйской "демократии", используемая закулисой глобалистов для оболванивания, порабощения и истребления человечества, работает без помех и перебоев. Главная причина этого - засилье медиальных дигитальных фикций, иллюзий и миражей, заслоняющих и подменяющих действительность для масс народа, уже привыкших к убаюкиванию мобильниками и компьютерами.

Но когда закулиса отключит повсюду электричество - ведь это будет якобы "необходимо для спасения белых медведей", то пробуждение человечества из дигитальной "виртуальной реальности" будет ужасным. Все убаюканные окажутся в кошмарной действительности концлагерей нового мрачного Средневековья. (Комментарий behaviorist-socialist)

.

Комментариев нет:

Отправить комментарий