Эх, как быстро летит времечко. В сентябре 1973 я был студентом первого курса биологического факультета МГУ и ходил с новыми друзьями-студентами на воскресники, плата за которые шла на материальную помощь студентам-чилийцам, оставшимся без финансирования их дальнейшей учёбы после кровавого фашистского путча марионетки империализма США Пиночета, свергшего 11 сентября 1973 года правительство Народного Единства - Unidad Popular - демократически избранного президента Сальвадора Альенде (Salvador Allende).
А в память 30-летия этого ужасного события мой старший товарищ Клаус Хун (Klaus Huhn), бывший в ГДР спортивным редактором газеты "Neues Deutschland" и со-организатором "Велогонки мира", а после продажи ГДР мерзавцем горбачевым Западу основавший издательство Spotless, публиковавшее книги авторов ГДР, которых перестали издавать в Западной Германии, опубликовал вот эту книгу воспоминаний чилийцев и ГДРовцев - "Der andere 11 September. Der Mord an Allende und Tausenden Chilenen vor 30 Jahren - Другое 11 сентября. Убийство Альенде и тысяч чилийцев 30 лет назад". Я оформил обложку этой книги, объединив флаг Чили с памятником Альенде в центре Сантьяго:
И вот теперь - уже 50-я годовщина этого события, которое вызвало во всём мире массовые многомесячные протесты против проклятого империализма США. Его гнусные преступления - путчи, агрессивные войны, "цветные революции", "майданы", "джихады" и вообще массовые убийства и иные репрессии против противников западного империализма, организуемые и финансируемые им, продолжаются и далее, но больше уже не вызывают таких протестов, как фашистско-ЦРУшный путч в Чили в 1973 году. Человечество уже привыкло и перестало реагировать должным образом на все эти преступления против человечества.
А ведь такая скотская пассивность приведёт лишь к новой империалистической мировой войне. Я слежу за соотношением розничных цен на бензин и дизель (солярку) в Германии: когда западный империализм готовит очередную военную авантюру, цена на дизель, которая обычно значительно ниже цены на бензин, поднимается до уровня цены на бензин. Так было прошлой зимой перед разрекламированным, но обо.равшимся "наступом" бандерофашистов, а теперь, в сентябре, выравнивание цен началось снова. Будьте бдительны, "дорогие россияне"!
Ниже выкладываю для тех, кто не в курсе тогдашних событий, короткий отрывок из вышеупомянутой книги в моём переводе на русский - последние слова чилийского поэта Пабло Неруды (Pablo Neruda), записанные им сразу после путча.
* * *
"69-летний чилийский лауреат Нобелевской премии по литературе 1971 года Пабло Неруда, скончавшийся через двенадцать дней после 11 сентября 1973 года, незадолго до своей смерти добавил к своим мемуарам «Я исповедовал жизнь» следующий текст:
«Мой народ был самой большой жертвой обманов нынешней эпохи. В селитряных копях в пустыне, в подводных угольных шахтах, на страшных кручах, где залегает медь, добываемая нечеловеческим ручным трудом моего народа, зародилось освободительное движение грандиозных масштабов. Это движение вверило пост президента Чили человеку по имени Сальвадор Альенде, который должен был осуществить неотложно необходимые реформы и меры справедливости, чтобы вырвать наши национальные богатства из когтей чужеземцев.
Куда бы я ни приезжал - даже в самых отдаленных странах люди восхищались президентом Альенде и одобряли беспримерный плюрализм нашего правительства. Никогда в истории Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке не было таких оваций, как те, которые воздали президенту Чили представители народов всего мира. Здесь, в Чили, с огромным трудом был построен поистине справедливый социальный порядок, созданный на основе нашего суверенитета, нашей национальной гордости и героизма лучших граждан Чили. На нашей стороне, на стороне чилийской революции, были конституция и закон, демократия и надежда...
Чили имеет долгую историю - несколько революций и множество стабильных правительств, консервативных и посредственных, и всего двух великих президентов: Бальмаседу (Balmaceda) и Альенде. Странно, что оба они - выходцы из одной и той же среды - богатой буржуазии, которую в нашей стране можно даже назвать аристократией. Будучи принципиальными людьми, они решили сделать великой страну, униженную подлой олигархией, и оба одинаково погибли. Бальмаседа был доведен до самоубийства, потому что отказался передать залежи селитры иностранным компаниям.
Альенде был убит за национализацию другого богатства чилийской земли - меди. В обоих случаях чилийская олигархия спровоцировала кровавые перевороты. В обоих случаях это были мятежи военных. Эти заговоры военных направлялись и поддерживались извне. В случае Бальмаседа это делали английские компании, в случае Альенде - компании США.
В обоих случаях дома президентов были разграблены по приказу наших уважаемых «аристократов». Салоны Бальмаседы были изрублены топорами. Дом Альенде уже благодаря техническому прогрессу разбомбили с воздуха наши героические военно-воздушные силы...
Усилия и деяния Альенде, имеющие непреходящее значение для народа, взбесили противников нашего освобождения. Трагически символичны взрывы бомб в президентском дворце; этот кризис напоминает блицкриг гитлеровской авиации против беззащитных зарубежных городов - испанских, английских, русских. Теперь такое же преступление произошло в Чили; налёт чилийской пикирующей авиации разбомбил дворец, который на протяжении двух столетий был центром общественной жизни страны.
Я пишу эти строки для мемуаров наскоро, через три дня после этих гнусных событий, которые вызвали гибель моего великого соратника, президента Альенде. Его убийство пытались скрыть - его похоронили тайно, одной лишь его вдове было разрешено сопровождать прах человека, заслужившего бессмертие. Версия путчистов была такой: якобы его тело было обнаружено с явными признаками самоубийства. Но версия, опубликованная за рубежом, была иной. Сразу после воздушной бомбардировки бронемашины, множество бронемашин, вступили в бой, чтобы бесстрашно сражаться против одного человека: президента Республики Чили Сальвадора Альенде, который ждал их в своем кабинете, окруженный дымом и пламенем - один, лишь со своим большим сердцем.
Они не могли упустить такой удобной возможности. Им пришлось скосить его пулеметным огнем, потому что он отказался уйти со своего поста. Его тело где-то тайно похоронили. Эти останки, увезенные в могилу в сопровождении одинокой женщины, вынесшей всю боль мира, эта героическая личность была изрешечена и искромсана пулеметными очередями чилийских солдат, которые в очередной раз предали Чили».
* * *
"Мы победим! - ¡Venceremos!" - песня избирательной кампании Сальвадора Альенде в 1970 году:
Гимн Народного Единства - Himno de la Unidad Popular:
.
Комментариев нет:
Отправить комментарий