Нынешнее
капиталистическое варварство проявляется
особенно выпукло в том, что и у народа,
и у так называемых "коммунистов"
(как в России, так и на Западе) отсутствует
как знание того, что это такое -
коммунистическое общество, так и интерес
к нему. "Коммунисты" ограничиваются
тем, что с туманных популистских позиций
критикуют нынешнюю диктатуру капитала
и проповедуют такие фальшивые "средства"
улучшения положения народа, как иллюзорное
капиталистическое "социальное
государство", даже и не заикаясь о
необходимости полного уничтожения
капитализма, согласно глупой мещанской
вере в то, что якобы возможно то, чтобы
и волки были сыты, и овцы целы.
Напомню,
что после смерти Ленина даже разговоры
о коммунистическом обществе постепенно
сошли на нет, а в 1937 году проклятый
мерзавец Джугашвили-сталин установил
свою рабовладельческую восточную
деспотию и назвал её "социалистическим
обществом". Противоречить этому
антинародному преступному вздору не
осмелился никто, так как все истинные
коммунисты-ленинцы, оспаривавшие правоту
этого мерзавца, были или физически
ликвидированы, либо отправлены "загорать"
в Гулаг. Коммунистами стали
называть себя карьеристы, доносчики и
палачи. Это продолжалось до смерти
"генералиссимуса, великого вождя и
гениального учителя всех времен и
народов" (таков титул, которым щеголял
кровавый антикоммунист сталин, предавший
дело Ленина).
Но
после смерти подонка сталина руководителем
СССР стал Н.С. Хрущев, серьёзно взявшийся
за восстановление ленинских принципов
в КПСС и в государстве. Снова на
повестку дня был поставлен вопрос о
целях существования СССР и, соответственно,
вновь встала "забытая" задача
построения коммунизма. Соответственно,
в 1959 году было опубликовано учебное
пособие "Основы марксизма-ленинизма"
под редакцией Отто В. Куусинена. Я
считаю необходимым напомнить об этой
книге и о поставленной в ней задаче,
решение которой означает прогрессивное
развитие человеческого общества после
выхода из мрака и позора капиталистического
наёмного рабства.
-
Почти
полный текст на русском выложен, например,
здесь -
https://archive.org/stream/B-001-025-953-ALL/B-001-025-953_djvu.txt
, а здесь я приступаю к перепосту наиболее
важных отрывков из этого увесистого
"кирпича" объёмом более 750 страниц.
Из этой книги в последующих переизданиях
брежневского периода застоя косные
сталинистские номенклатурщики, напуганные
осуществлённой Хрущевым демократизацией
СССР, "вычистили" не только цитаты
Хрущева, но и, будучи циничными мещанами,
не имеющими веры, надежды и любви в
отношении коммунизма, даже само
представление о необходимости построения
принципиально нового, коммунистического
общества.
Этим
они открыли путь к реставрации пещерного
мафиозно-компрадорского капитализма
предателями Горбачевым, Ельциным и
Путиным. Однако реакционеры принципиально
не могут ни остановить, ни повернуть
вспять ход истории. Для построения
коммунистического общества теперь стал
доступен научный инструментарий,
которым, конечно, является бихевиористский
анализ поведения (радикальный бихевиоризм
проф. Б.Ф. Скиннера) и оперантная технология
социальной инженерии. Однако суть
коммунистического общества представлена
в этой старой книге совершенно правильно,
и она не потеряет своей актуальности
до тех пор, пока социализм не будет
возрождён.
*
* *
"Основы
марксизма-ленинизма. Учебное пособие.
Государственное издательство ПОЛИТИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ. Москва 1959.
ГЛАВА
27 - О КОММУНИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ
1. Общество всеобщего
достатка и изобилия.
2. От каждого по
способностям.
3.
Каждому по потребностям.
4. Свободный человек
в свободном обществе. Равенство и
свобода. Расцвет личности. Организованное
содружество всесторонне развитых людей.
5.
Мир и дружба, сотрудничество и сближение
народов.
6.
Дальнейшие перспективы коммунизма.
Определяя
условия, при которых утвердится высшая
— коммунистическая — фаза нового строя,
Маркс писал: «...После того как исчезнет
порабощающее человека подчинение его
разделению труда; когда исчезнет вместе
с этим противоположность умственного
и физического труда; когда труд перестанет
быть только средством для жизни, а станет
сам первой потребностью жизни; когда
вместе с всесторонним развитием индивидов
вырастут и производительные силы и все
источники общественного богатства
польются полным потоком, лишь тогда...
общество сможет написать на своем
знамени: Каждый по способностям, каждому
по потребностям!» 1
Эти
условия, названные Марксом, постепенно
складываются в социалистических странах,
и прежде всего в Советском Союзе, в
результате развития тенденций, о которых
говорилось в предыдущей главе. В конце
концов они с закономерной исторической
необходимостью приведут к полной победе
коммунизма.
Рождение
этого нового, самого высокого строя —
дело не такого уж далекого будущего.
Вот почему вопрос о том, что такое
коммунизм, приобретает в наше время
большой практический интерес для
миллионов трудящихся. Они хотят и должны
знать, какое общество вырастает в
результате их усилий, их повседневных
дел — больших и малых, героических и
будничных.
Может
ли общественная наука удовлетворить
этот интерес? Если говорить не о деталях,
а об общих чертах нового общества —
безусловно может.
Надо,
конечно, иметь в виду, что победа
коммунизма не означает остановки в
историческом развитии, что коммунистическое
общество будет непрерывно видоизменяться
и совершенствоваться. Нельзя поэтому
точно предсказать, каким оно станет по
прошествии веков, а тем более тысячелетий.
Но
на вопрос о том, каким застанут коммунизм
многие из наших современников, каким
будет коммунистический строй на первых
ступенях его развития,— на этот вопрос
вполне достоверный ответ возможен уже
сегодня. Его дает марксистско-ленинская
теория.
При
этом она не пытается подгонять коммунизм
под какие-то заранее сочиненные схемы,
а целиком основывается на анализе
тенденций современной действительности,
из которых и вырастает непосредственно
коммунистическое будущее человечества.
1.
Общество всеобщего достатка и изобилия
Коммунизм
— это общество, которое раз и навсегда
кладет конец нужде и бедности, обеспечивая
благосостояние всем своим гражданам.
Претворяется
в жизнь извечная мечта людей труда об
изобилии. Путь к этому открывает
социалистическое преобразование
общества, кладущее конец частной
собственности на средства производства,
эксплуатации человека человеком и
несправедливым общественным порядкам.
Оно снимает преграды, мешавшие развитию
производительных сил, дает возможность
со временем создать могучую
материально-техническую базу, необходимую
для достижения изобилия материальных
благ.
Материально-техническая
база коммунизма создается, как мы видели,
прежде всего в результате комплексной
механизации и социалистической
автоматизации производства, бурного
роста энергетики, решительного подъема
химической и других перспективных
отраслей промышленности, коренного
преобразования сельскохозяйственного
производства на основе новейших
достижений науки и техники.
Думая
о коммунистическом изобилии, сегодня
уже нет нужды мечтать о скатертях-самобранках
или о сказочных странах, где в кисельных
берегах текут молочные реки. Достаточно
четкого представления о том, какие блага
уже в недалеком будущем могут дать людям
успехи социалистической науки, техники
и организации производства.
Первой
заботой человека всегда была забота о
хлебе насущном. Коммунизм полностью и
навсегда решит эту проблему.
В
коммунистическом обществе труд на земле
превратится в разновидность индустриального
труда, сельское хозяйство будет щедро
насыщено разнообразными и совершенными
машинами, будет вестись на основе самых
передовых научных методов. Это вызовет
невиданный подъем производительности
сельского хозяйства, откроет возможность
в избытке снабдить всех членов общества
здоровым, вкусным и разнообразным
питанием.
Задача
эта вполне реальная. Прочную основу для
ее решения создают уже нынешние достижения
агротехники и биологии, успехи в
механизации сельскохозяйственного
производства. Если бы эти достижения
могли быть применены во всех странах
мира, одно это, по подсчетам ученых, дало
бы возможность в соответствии с научно
обоснованными нормами полностью
обеспечить продовольствием не только
нынешнее, но и во много раз большее
население земли.
Чем
выше уровень цивилизации, тем шире и
разнообразнее ассортимент тех вещей и
услуг, в которых люди испытывают
потребность. Уже сегодня в понятие
благосостояния входят не только хорошее
питание, но также удобные и просторные
жилища, доброкачественная и красивая
одежда, разнообразные предметы обихода,
облегчающие и украшающие быт. Это и
удобные средства транспорта, и предметы,
необходимые для культурного
времяпрепровождения (книги, радиоприемники,
телевизоры, музыкальные инструменты,
спортивный инвентарь), и множество
других вещей.
Коммунизм
ставит своей целью полное удовлетворение
потребностей людей во всех этих вещах
и услугах. Современные достижения науки,
техники и организации производства
делают это вполне осуществимым.
Что,
в самом деле, может помешать решению
этой задачи, несмотря на всю ее сложность?
Нехватка
сырья? Оскудение кладовых, приготовленных
для человечества природой? Уже сегодня
видно, что такая опасность не угрожает
людям. Огромные резервы сырья для
производства предметов потребления
раскрывает подъем сельского хозяйства.
Но еще больше обещает создание и
использование различных синтетических
материалов, не только не уступающих по
качеству, но и во многом превосходящих
натуральные. Человек научился получать
замечательные новые материалы из угля
и природного газа, нефти и отходов
древесины, морской воды и даже воздуха.
Это путь, который даст возможность уже
в близком будущем радикально решить
сырьевую проблему.
Не
может стать препятствием к изобилию и
нехватка рабочих рук, ибо нет пределов
производительности человеческого
труда. Люди уже научились ставить себе
на службу такие могучие силы природы и
создавать такие машины, которые
увеличивают их производительную
способность в тысячи и тысячи раз. Они
открыли неисчерпаемые источники энергии
в самой природе, окружающей человека,—
в воде, воздухе, земных недрах, наконец,
в атоме. Они научились делать умнейшие
машины-автоматы, которые в сравнительно
недалеком будущем смогут буквально
завалить человечество всем, что ему
нужно для жизни.
Достижения
современной науки и техники, открытия,
на пороге которых они стоят, делают
осязаемой и реальной перспективу
удовлетворения всех потребностей членов
общества не только в предметах первой
необходимости, но постепенно и в таких
вещах и услугах, которые сегодня считаются
предметами роскоши.
Научный
коммунизм, таким образом, рассматривает
проблему всеобщего достатка и изобилия
в неразрывной связи с проблемой развития
социалистического производства и
повышения производительности труда.
Это, несомненно, единственно реальный
подход. Он отличает марксистов от всех
сторонников идеи так называемого
«потребительского коммунизма», которые,
рассуждая о путях к изобилию, делали
упор не на производстве, а на распределении
материальных благ. Их идеалом был простой
раздел, дележ между членами общества
всех накопленных богатств — как
находящихся в индивидуальном владении,
так и тех, которые сосредоточены в руках
общества и должны использоваться для
развития производства. Но такой дележ
может дать только кратковременную
иллюзию всеобщего благополучия. А
затем он неминуемо привел бы не к
изобилию, а к оскудению, не к поравнению
в богатстве, а к поравнению в бедности.
Справедливая система распределения,
по глубокому убеждению марксистов,
подтверждаемому опытом жизни, может
принести свои блага только в том случае,
если она опирается на мощное, непрерывно
развивающееся производство, если
общество думает не только о том, как
поделить имеющиеся блага, но и о том,
как их постоянно приумножать.
Итак,
путь к созданию коммунистического
изобилия — дальнейшее быстрое развитие
крупной машинной индустрии социалистического
общества. Сегодня закономерность такого
пути самоочевидна. Но в эпоху, когда
этот вывод был сделан Марксом и Энгельсом,
положившими его в основу научного
коммунизма, это было крупнейшим открытием
социалистической мысли. В ту пору самое
широкое распространение имели взгляды
тех представителей утопического
социализма, которые считали, что
благосостояния народа можно достигнуть,
лишь вернувшись от крупной машинной
индустрии, родившейся в эпоху капитализма,
к мелкому производству. Кто теперь может
сомневаться, что это был бы путь, который
в конце концов привел бы к реставрации
капиталистических порядков — к регрессу,
а не прогрессу человечества!
Рассматривая
крупное современное производство,
технический и научный прогресс как
единственно возможную основу создания
изобилия, марксизм-ленинизм вовсе не
сводит решение этой проблемы только к
производству, только к технике. Нет, у
этой проблемы есть не менее важная
социальная сторона. Ее решение попросту
невозможно без тех социальных условий,
которые складываются после победы
социализма. Никакой технический и
научный прогресс при капитализме не
может обеспечить изобилия для всех
членов общества. Живой пример —
Соединенные Штаты, самая богатая и
развитая страна капиталистического
мира, где высокий уровень производства
мог бы, кажется, обеспечить безбедную
жизнь всему народу и где, несмотря на
это, есть миллионы и миллионы плохо
питающихся, неустроенных в бытовом
отношении, нуждающихся в самом необходимом
людей.
Значит,
только в соединении с принципами
социализма высокая техника производства
дает подлинное изобилие для всего
народа. Только после преобразования на
социалистических, а затем коммунистических
началах общественного строя, производства
и распределения материальных и духовных
благ это изобилие начинает приносить
свои плоды каждому члену общества."
(Продолжение
следует)
.
Комментариев нет:
Отправить комментарий