Мой перевод статьи Б.Ф. Скиннера - B. F. Skinner, "The Design of Experimental Communities", опубликованной здесь: http://www.encyclopedia.com/topic/Utopianism.aspx
.
Предварительные
замечания:
-- я перевожу
слово community на русский как коммуна, так как речь идёт об искусственно создаваемой
общности, в отличие от традиционной, естественно сложившейся общности людей,
называемой по-русски общиной;
-- мои пояснения,
вставленные в текст, выделены курсивом и заключены в скобки.
--
*
* *
"Коммуну
можно представить себе как миниатюрное государство или даже как маленький мир,
в котором некоторые из проблем практического осуществления определенного образа
жизни уменьшаются до масштабов, позволяющих справиться с ними. Многие виды
коммун преследовали именно эту цель. Хотя часто в качестве образца им служили
на первый взгляд успешные спонтанно сложившиеся культуры (Аркадия - древним
грекам, а острова южных морей - социальным просветителям восемнадцатого века),
эта статья посвящена коммунам, которые были или могли бы быть сконструированы.
Некоторые из
правил Кумранской общины были изложены в её "Дисциплинарном каноне",
обнаруженном среди свитков, найденных на берегу Мертвого моря, которые община
постаралась сохранить. Каноны Бенедикта и Августина регламентируют жизнь в монашеских
общинах такого рода. Полурелигиозные (сектантские)
и светские общины процветали в девятнадцатом веке в Америке (община Онейда
является особенно интересным тому примером). Диапазон сконструированных для
достижения определенной цели общин в двадцатом веке простирается от
религиозно-экстремистского "Брудергофа" до по сути светских кибуцев в
Израиле. Другие примеры - это советские рабочие коллективы и "микрорайоны",
а также китайские народные общины, хотя они были частью более крупных
государственных структур. Вымышленные коммуны, например те, которые описаны в "Утопии"
Томаса Мора (1516) и "Новой Атлантиде" Фрэнсиса Бэкона (1627), тоже
были предметом мечтаний людей.
Если сравнивать
их с государством в самом широком смысле слова, то коммуны, как воображаемые,
так и практически созданные, являются чем-то вроде пробного эксперимента в
науке или опытного образца или опытного производства в промышленности. Они
сконструированы в небольшом масштабе. Благодаря этому можно пренебречь
определенными проблемами, возникающими как следствие огромных масштабов, такими
как управление и транспорт, но главное преимущество заключается в том, что
более пристальное внимание может быть уделено жизни отдельных членов. И ещё:
такие коммуны почти всегда находятся в географической изоляции. Утопии часто
помещали на островах, но стены изолируют почти так же хорошо, как вода. (Секты,
независимо от того, насколько хорошо они организованы, как правило, не
рассматриваются как коммуны, если их члены широко рассеяны географически.) Существует
также определенная изоляция от традиционного образа жизни. От европейцев
восемнадцатого века ожидался отказ от большей части их культуры, когда они
приезжали на Таити; а жизнь в монастыре могла начаться лишь с ритуала
религиозного рождения ("мирской смерти"). Всё это способствует
представлению о такой общине, как о живом организме, способном жить собственной
жизнью и умереть. Её успех или гибель, в отличие от взлёта и падения культур
или народов, скорее всего бывают быстрыми и очевидными. В ней новые формы
повседневного поведения проходят испытания на жизнеспособность и успех. Короче
говоря, такая коммуна - это (социальный)
эксперимент.
Люди основывают
такие коммуны, вступают в них или мечтают о них по многим причинам. Некоторыми
движут интеллектуальные интересы: они хотят доказать некую теорию (например,
что люди по природе благородны или что они ущербны без "общности" или
"любви") или желают ускорить наступление некоей предсказанной новой
эры в истории. Другие имеют более приземлённые личные мотивы: они ищут простых
удовольствий, удовлетворения основных потребностей, политического порядка, экономической
стабильности, спасения в самодисциплине и так далее. Такие цели часто
формулируются в виде "ценностей". Целью коммуны является достижение
максимума счастья, безопасности, духовности или развития личности. Однако чем
грандиознее цель, тем более спорной она оказывается. Задумывая коммуну в
качестве социального эксперимента, конструктору стóит непосредственно заняться
двумя практическими вопросами:
-- Какое поведение
членов коммуны будет скорее всего способствовать её успеху?
-- Каким образом
формируется и поддерживается такое поведение?
Некоторые ответы
на первый вопрос вполне очевидны. Для коммуны важно, чтобы ее члены защищали ее
от врагов, производили продукты питания, жильё, одежду и другие предметы
потребления, а также поддерживали внутренний порядок. И ещё очевидно
необходимо, чтобы ее члены учили друг друга, а в особенности новых членов тому,
как вести себя надлежащим образом. Другие виды поведения, например, пользование
досугом, часто занимают важное место среди поставленных целей, однако их
значение для успеха коммуны не всегда ясно. Про эти формы поведения члены
коммуны заявляют, что "хотят это делать", и приводят различные
обоснования для этого, но конструктор сможет действовать наиболее эффективно,
ограничив свою задачу лишь тем поведением, которое явно связано с успехом и выживанием
коммуны.
Ответ на второй
вопрос, как правило, даётся обращением к историческим аналогам. Люди жили
мирно, продуктивно, стабильно и счастливо в рамках многих наблюдаемых систем
или структур власти, экономики, общества, семейной жизни, и так далее. Существуют
серьёзные основания полагать, что конкретная (социальная) система порождает поведение, которое наблюдается в её
рамках. Это, как правило, утверждают политология, экономика, социология и
другие общественные дисциплины. Из этого можно сделать вывод, что конструктору
следует лишь сделать выбор среди (существующих)
систем или структур. Должно ли управление коммуной быть авторитарным или
демократическим? Должна ли она быть открытым или закрытым обществом? Должна ли
социальная структура будет бесклассовой или иерархией? Должна ли экономика быть
плановой или "свободнорыночной"? Должна ли семья быть крепкой или
раздробленной? Решение вопросов на таком уровне анализа вряд ли поможет
конструированию коммуны. Такие термины, как "авторитарный" и "свободнорыночный"
вряд ли описывают свойства, которые конструктор может встроить в социальную
среду, а такие термины, как "мирный" и "стабильный" слишком
расплывчато описывают поведение, которое очевидно будет способствовать
успешности такой среды.
Но есть и более полезный
уровень анализа. Каждый современный язык содержит слова, которые детальнейшим
образом описывают социальную среду и поведение, которое она порождает. В таких
словах сформулированы (пословицы -) эмпирические
правила, помогающие изменять поведение. Таким образом, каждый знает, каким
образом привлечь внимание других, вызвать у них эмоциональную реакцию, поощрить
или наказать их, и так далее. Коммуны, как правило, создаются с расчётом на
этот (межличностный) уровень человеческого
поведения. Конструктор имеет дело не с абстрактным типом экономической системы,
а с конкретными условиями труда, не с абстрактной системой управления, а с практической
этикой и тренировкой самодисциплины, не с формальными концепциями социальной
или семейной структуры, а с конкретными отношениями между членами группы.
Взаимосвязи между
поведением и окружающей средой на этом уровне лишь недавно были сформулированы
систематическим образом. Любопытно, что утверждения, свидетельствующие о
понимание человеческой природы или навыках в обращении с людьми, содержащиеся,
например, в эссе таких авторов, как Бэкон или Монтень, или в спорадических
комментариях политологов, экономистов и прочих, так и остались афоризмами. Они
никогда не были объединены в единое, внутренне связное учение. Этим следовало
бы заниматься психологии как научной дисциплине, но только недавно ей удалось
представить практически применимую альтернативу народной мудрости и личному
опыту. Соответствующая отрасль психологии в настоящее время достигла того
уровня, на котором становятся осуществимыми перспективные прикладные
технологии. Принципы, полученные (бихевиористским)
экспериментальным анализом поведения, окажут конструктору значительную помощь в
создании (социальной) среды, которая сможет
порождать поведение, которое будет способствовать успеху коммуны.
Но на любом
уровне анализа определенные условия либо находятся вне сферы возможностей
конструктора управлять ими или, если используются им на пользу делу, то ограничивают
значение его проекта в качестве общего решения. В самом деле, он не может сотворить
новую культуру сразу целиком: в ней будет играть роль прежняя социальная среда
членов коммуны, пусть даже лишь в качестве контраста по отношению к новому
образу жизни. Члены коммуны могут проявлять личные особенности характера и
различия в выработанных привычках. Подборка членов, возможно, целенаправленна,
и почти наверняка будет результатом их самостоятельного выбора, по ряду таких
признаков, как способность к сотрудничеству и интеллект. Местоположение
коммуны, её климат, почва и существующая флора и фауна могут оказаться
благоприятными или неблагоприятными. Коммуна начинает создаваться с
определенной суммой стартового капитала, она может иметь в распоряжении
природные ресурсы, и может продолжать получать внешнюю поддержку в виде
пожертвований или филантропии. Конечно, все эти условия ограничивают значимость
успешного результата, однако предоставляют достаточно простора для формирования
конструкторского решения. Здесь достаточно привести несколько примеров.
Отрицательное
подкрепление. Важным
элементом в любой культуре является использование насилия. Государство часто в
первую очередь рассматривается с точки зрения его карающей власти. Мы говорим,
что наказание нуждается в силе, поскольку оно вызывает сопротивление. В
политической теории право и власть наказывать обсуждаются в рамках такой
концепции, как "суверенитет". Поведенческие процессы очевидны и их
легко связть с функцией наказания. Это слово применяется, строго говоря, только
к подавлению нежелательного поведения, однако карательные меры, используемые
для этой цели, могут быть использованы для формирования поведения, чтобы
побудить людей вести себя определенным образом, "наказывая их за то, что
они не ведут себя как надо". Эта техника особенно полезна для
противодействия другим карающим последствиям, например, заставляя людей
сражаться или выполнять производственный план. При эффективном использовании
наказание в этом широком смысле может сделать людей законопослушными, покорными
и имеющими чувство долга.
Но оно имеет неизбежные
побочные отрицательные эффекты. Тот, кто ведет себя хорошо, чтобы избежать
наказания, может избежать его другим образом, например дезертирством с военной
службы или религиозным отступничеством. Широким применением наказаний коммуна
лишится определенного числа своих членов. Оно также может вызвать встречное
насилие, подобно революции или религиозной реформации, или упорное
сопротивление всем формам управления. Всё это - известные, предсказуемые
реакции, сущность которых выяснена экспериментальным анализом поведения.
Медленная и неустойчивая тенденция к уменьшению карательных мер управления при
конструировании коммун в сущности является результатом такого побочного
противодействия. Эта тенденция иллюстрируется примерами, когда свирепый военный
или полицейский режим заменяется на "этичное" управление,
осуществляемое теми, с кем граждане находится в непосредственном контакте или
когда вводятся образовательные программы, предназначенные для снижения частоты
проявлений отрицательного поведения или для адаптации индивидов к более
эффективному управлению и остаточным элементам принудительного управления.
Примером такой экстремальной альтернативы является монастырь - среда, в которой
нежелательное поведение маловероятно или даже невозможно, и в которой желательное
поведение более вероятно.
Положительное
подкрепление. Совсем иной
пример адекватности (бихевиористского)
анализа поведения для конструирования коммун - это использование так называемых
вознаграждений. Коммуне может потребоваться столько же силы для награждений,
как и для наказаний, но о ней тогда не скажут, что она прибегает к насилию,
потому что её деятельность вызывает сопротивление. Под вознаграждением, грубо
говоря, подразумевается "положительное подкрепление", которое было
детально проанализировано в лабораторных исследованиях. Его общий принцип
состоит в том, что акт поведения, который сопровождается определенного рода (положительными) последствиями, скорее
всего, повторится снова, но подкрепление может зависеть от поведения множеством
трудно уловимых и сложных путей, поэтому для эффективного использования этого принципа
во всем его разнообразии необходимы обширные знания по технологии (управления поведением). Хотя в целом
справедливо, что чем значительнее подкрепление, тем более продуктивно оно
вызывает (обусловленное им)
поведение, интенсивность вызываемого им поведения не связана каким-либо простым
образом с количеством подкрепления. Чистое увеличение интенсивности или
полезности акта поведения имеет мало отношения к вероятности выполнения этого
акта. В самом деле, при действии определенных факторов (contingencies) подкрепления, например, в случае азартных игр,
интенсивность поведения может поддерживаться на высоком уровне в течение длительного
периода времени, даже если его результат - чистый денежный проигрыш.
Коммуна может
применять положительное подкрепление, чтобы побуждать (членов) к любым актам поведения, нужным для своего процветания.
Например, она может организовать подкрепление в виде коллективной похвалы за
полезное поведение, в качестве альтернативы карающим правовым или этическим
санкциям. Разумеется, кроме того она будет заинтересована в решении
классической задачи повышения производительности труда. (Если существует какая-либо
научная дисциплина, которая наиболее тесно связана с положительным
подкреплением, то это экономика.) Конструктор эффективных условий труда в
небольшой коммуне имеет благоприятные предпосылки для применения технологии (оперантного) подкрепления. Решающее
значение имеет незамедлительное действие факторов подкрепления. Многие коммуны
уделяли особое внимание вознаграждению производительного труда. Некоторые из
них вернулись к условиям, которые преобладают в образе жизни ремесленников, то
есть к использованию естественного подкрепления результатами труда. Однако это
не очень гуманное решение. Кроме того по общему признанию, использовать деньги
в качестве подкрепления не так-то просто, как это может показаться на первый
взгляд. Конечно, надо объяснять ценность денег, но также объяснять и значение
ранних стадий ручного труда. Основная трудность состоит в том, что заработная
плата искусственно зависит от поведения, которое её даёт, и оказалось трудно создать
факторы (подкрепления), которые
стимулируют производительный труд без нежелательных побочных эффектов. Было время,
когда думали, что недостаток усердия должен быть компенсирован тем, чтобы сделать
зарплату более мощным подкреплением, например так, чтобы рабочая сила могла бы
жить на неё только впроголодь. Другим решением было увеличение фактического
объема подкрепления (повышением заработной платы). Однако сами факторы
подкрепления оставались плохо изученными. Современные системы вознаграждения являются
в значительной степени карательными, так как угроза потери средств к
существованию является более важной, чем (удовлетворение
от) получения заработной платы. Эффективное подкрепление производительности
труда является одной из наиболее интересных областей, в которых конструктор
экспериментальных коммун может применить новейшие научные открытия.
Когда товары и
услуги, которые могут быть использованы в качестве подкрепления, становятся
доступны и по другим причинам, например, когда они являются дарами природы или
щедротами правительства, обеспокоенного вопросами благосостояния и счастья
подданных, то большая часть их эффективности в качестве подкрепления
утрачивается. Мы преднамеренно используем этот принцип, когда в качестве
альтернативы наказанию мы нарочно разрушаем факторы подкрепления, выдавая
подкрепление просто так, даром, например, когда мы выдаем людям то, что они в
противном случае могли бы достать, лишь действуя противозаконно. Если коммуна
не нуждается в производительном труде, то соответствующими факторами можно
спокойно пренебречь, однако традиционный конфликт между благотворительностью и
стимулированием к труду свидетельствует, что эта проблема так и не была
полностью решена.
Досуг. Положительное подкрепление занимает
особенно важное место в решении проблемы свободного времени. Можно предположить,
что благодаря современным технологиям людям не нужно тратить много времени на
то, чтобы вносить свой вклад в дело мира и процветания. Но что им делать с
остальной частью своего времени? Возможно, это не имеет значения. Если коммуна
решила насущные проблемы повседневной жизни, то она может предоставить каждому
члену свободно делать, что ему заблагорассудится. Но эта его свобода - лишь предпосылка
того, что он попадает под действие других форм управления поведением. Если на
досуге не имеется эффективных подкреплений, человек может убивать все свои часы
бодрствования, ничего не делая. Или же он может попасть под устойчивое
воздействие таких биологических подкреплений, как еда, секс, агрессивное
поведение в ущерб окружающим, или эйфория опьянения или наркотиков. Более
слабые подкрепления берут на себя управление поведением, когда они действуют в
мощных схемах подкрепления: досуг часто проводится в повторяющихся и навязчивых
действиях, таких как раскладывание пасьянсов или игра в примитивные игры.
Всё это - формы
поведения, которые процветают, когда нет нужды в актах поведения, имеющих
большее значение для успеха коммуны. Коммуна может быть в состоянии
предоставить для них определенное время, но куда больше пользы будет от иных
видов использования свободного времени. Занятия спортом и сложными играми, требующими
усилий; занятия декоративно-прикладным искусством, музыкой и танцами; литература
и театр; диспуты; наблюдение и изучение природы, которые представляют собой
"науку" в самом широком смысле слова - это важные направления для деятельности
конструктора, потому что они способствуют благополучию коммуны. Некоторые из
них делают коммуну более привлекательной в том смысле, что они служат
подкреплением солидарного поведения и делают дезертирство непривлекательным. В
частности, они подкрепляют простое поведение принадлежности к коммуне. Другие
виды деятельности развивают специальные навыки, которые наделяют членов способностью
действовать с максимальной эффективностью в чрезвычайных ситуациях. А занятия
наукой дают физические и культурные технологии, необходимые для сохранения и
усовершенствования коммуны как особого образа жизни.
Эта связь с
благополучием коммуны остаётся без должного внимания, когда говорят, что досуг
должен быть отдан погоне за счастьем, ибо упор делается на подкрепления, а не на
само подкрепляемое поведение. Концепция "счастья" (или, выражаясь менее
легкомысленно, "исполнения желаний" или "обогащения") часто
считают необходимой ценностью, хоть и признают её проблематичность, объясняя её
в аспекте поиска человеком смысла жизни. С точки зрения (бихевиористского) экспериментального анализа поведения она
оказывается просто неумелым способом представления роли, которую играет
положительное и отрицательное подкрепление. Её главным пороком является
игнорирование факторов подкрепления. Если человека попросить описать мир, в котором
он хотел бы жить, он часто прямо называет условия, дающие подкрепление -
отсутствие карающих стимулов и изобилие положительных подкреплений. Однако
затем его настигает врасплох множество парадоксов, например, часто
встречающейся несчастливости тех, "у кого есть всё", или, переходя в
ту конкретную (религиозную) область
утопических фантазий - неспособность человека представить себе "царствие
небесное", избавленное от скуки.
В заключение можно
сказать, что коммуна - гораздо более сложное дело, чем лабораторный эксперимент
в области поведения человека, однако гораздо более простое, чем крупные предприятия,
изучаемые политологией, экономикой и другими социальными дисциплинами. По этой
причине она особенно полезна при изучении как влияния социальной среды на поведение
человека, так и с другой стороны, важности такого поведения на сохранение и
эволюцию этой среды. Она является благодатной почвой для социального
экспериментирования. Поразительно, какое большое количество практических
решений, сперва описанных в утопической литературе, в конце концов были приняты
к осуществлению в более широком масштабе. При написании "Новой Атлантиды"
(1627 год), Фрэнсис Бэкон мог лишь воображать, что можно сорганизовать ученых
для решения проблем сообщества. Только после того, как он правдоподобно
изобразил такую организацию, было основано Royal Society - Королевское общество (английская
академия наук), причём совершенно ясно, что по проекту Бэкона. Поощряются
также и более общие принципы. Например, процветание или крах коммуны, как легко
понять, означает также успех или неудачу всех её членов, независимо от того, является
ли её социальная структура эгалитарной или нет; однако трудно достичь такого же
чувства общности, думая о нации или о мире в целом.
Было высказано
предположение о том, что хорошо управляемый древнегреческий город-государство, (по аналогии) дав людям представление об
упорядоченности мира природы, привело к развитию древнегреческой науки. Но в
нынешнем мире мало что может иметь такой эффект, ибо порядок теперь явно имеется
лишь на стороне науки. Однако если удастся показать, что принципы, открываемые
лабораторными исследованиями человеческого поведения, адекватны в отношении
общества, то наука сможет уплатить свой долг, снова наведя порядок в
человеческих делах.
БИБЛИОГРАФИЯ
Bacon, Francis (1627) 1952 New
Atlantis. Chicago: Encyclopaedia Britannica. → "Фрагментарное описание государства, благоденствующего благодаря научному обществу "учрежденному для интерпретации природы и осуществления великих и чудных дел на благо человека."Bellamy, Edward (1888) 1951 Looking Backward, 2000-1887. New York: Modern Library. → Экономическая Утопия, изображающая Бостон в 2000 году.
Cabet, Etienne (1842) 1848 Voyage en Icarie. 5th ed. Paris: Au Bureau du Populaire. → Утопия последлвателя Руссо, которую автор пытался осуществить, приехав в Америку с группой последователей с намерением создать коммуну на Среднем Западе.
Darin-Drabkin, Haim 1963 The Other Society. New York: Harcourt. → Анализ кибуцев в Израиле.
Goodman, Percival; and Goodman, Paul (1947) 1960 Communitas: Means of Livelihood and Ways of Life. Rev. ed. New York: Vintage. → Книга подчеркивает значение архитектуры и планирования городов.
Huxley, Aldous (1932) 1958 Brave New World. New York: Harper. → Сатирическое изображение общества, управляемого по-научному, и сострадательное повествование о судьбе личности. Первая из поведенческих утопий, она эксплуатирует условный рефлекс.
Kateb, George 1963 Utopia and Its Enemies. New York: Free Press. → Анализ антиутопической литературы, преимущественно современной.
Krutch, Joseph Wood 1954 The Measure of Man: On Freedom, Human Values, Survival, and the Modern Temper. Indianapolis, Ind.: Bobbs-Merrill. → Критическое обсуждение свободы и человеческих ценностей в сконструированном обществе.
Manuel, Frank E. (editor) 1966 Utopias and Utopian Thought. Boston: Houghton Mifflin. → Симпозиум, посвященный современному утопическому мышлению.
More, Thomas (1516) 1966 The Complete Works of St. Thomas More. Volume 4: Utopia. New Haven: Yale Univ. Press. → Архетип и шаблон для всех последующих утопий.
Negley, Glenn; and Patrick, J. Max (editors) 1952 The Quest for Utopia. New York: Schuman. → Критический анализ коммун, описанных в художественной литературе.
Nordhoff, Charles (1875) 1965 The Communistic Societies of the United States. New York: Schocken. → Рассказ очевидца о коммунах: "Гармонии", шейкеров и перфекционистов "Онейды".
Noyes, Pierpont 1937 My Father’s House: An Oneida Boyhood. New York: Farrar & Rinehart.→ Ностальгический рассказ автора о его детстве в коммуне "Онейда".
Orwell, George 1949 1984. New York: Harcourt. → Саркастическое изображение Запада, превратившегося в полицейское государство, управляемое с помощью пропаганды, доносительства и наказаний.
Skinner, B. F. 1948 Walden Two. New York: Macmil-lan. → Серьёзная бихевиористская утопия. В мягкой обложке книга была опубликована в 1965 году.
Rousseau, Jean Jacques (1762)1961 The Social Contract. London: Dent. → Оригинал на французском языке. Утопические рассуждения по поводу источника власти.
Spiro, Melford E. 1956 Kibbutz: Venture in Utopia. Cambridge, Mass.: Harvard Univ. Press. -→ Отчет об исследовании израильского кибуца в 1951 году.
Wilson,
William E. 1964 The Angel and the Serpent: The Story of New Harmony.
Bloomington: Indiana Univ. Press. → История общин, созданных в "Нью-Гармонии", штат Индиана, сначала
Джорджем Раппом, а затем Робертом Оуэном."
Комментариев нет:
Отправить комментарий