вторник, 31 января 2017 г.

РЕТРОГРАДНАЯ СХОЛАСТИКА ПРОТИВ НАУЧНОГО ПРОГРЕССА - 1



СХОЛАСТИЧЕСКАЯ МЕТАФИЗИКА - ИНСТРУМЕНТ РЕАКЦИОННОГО ГОСПОДСТВА КАПИТАЛА

Эту заметку меня побудила написать целая серия статей, написанных С.Г. Кара-Мурзой и опубликованных начиная с 9 января здесь: https://vk.com/sgkaramurza . Это довольно интересные статьи, но полностью с ними невозможно согласиться. Кара-Мурза называет идеологию прозападного антинародного кремлёвского олигархочиновничьего режима "невежеством", однако это вовсе не невежество, а усердное следование предписанной Западом доктрине и воспроизведение этой доктрины в выступлениях политиканов и идеологов. Поэтому надо разобраться с тем, что из себя представляет собой весь идеалистический гарнир к "неолиберальной" затее встраивания России в капиталистическую глобальную систему, в которой доминирует западный империализм, и показать необходимость для властвующего олигархочиновничьего компрадорского режима всего этого гарнира как инструмента оболванивания народа и вытеснения из памяти народа марксизма-ленинизма - в общем и целом правильной общественно-политической теории, хотя и нуждающейся в дополнении наукой о поведении - радикальным бихевиоризмом.

Идеологи капитализма настырно твердят, что капиталистический строй якобы не имеет идеологии, что даже якобы он вообще не нуждается в идеологии, потому что, дескать, он является единственно "естественным" и "безальтернативным" образом жизни людей, и ставить вопрос о замене его альтернативным (социалистическим) общественно-экономическим строем - глупое и заведомо обреченное на неудачу занятие. Именно это утверждение является той не выражаемой явно аксиомой, служащей основой всех безапелляционных утверждений политиканов, "экспертов", "служителей искусств и словесности", масс-медиальных трепливых голов, рекламщиков, пиарщиков, а также самих буржуев. И всё это - вовсе не "невежество", а скорее коварное изощренное насаждение невежества в народе. Поэтому необходимо выяснить интереснейший вопрос о том, как такое промывание мозгов во взаимодействии с совсем иной повседневной реальностью формирует якобы "нормальное", а по сути невротическое мироощущение людей, живущих под властью капитала.

Вся эта идеологическая схоластика, дезориентирующая и растляющая людей, делает их не только моральными уродами, но и глубоко несчастными, лишенными чести и смысла жизни индивид(уалист)ами. Такие люди становятся алкоголиками, наркоманами, проститутками, извращенцами, уголовниками, садистами, террористами и самоубийцами, а в лучшем случае - просто циниками и мизантропами. Этому целенаправленному растлению и уродованию людей надо противодействовать. Человеческой жизни должна быть возвращена её ценность, радость от каждого прожитого дня. Именно в этом состоит гуманистическая задача социалистического бихевиоризма - научного подхода к созданию гуманного социалистического общества, в отличие от коварного буржуйского растления лидей и одурманивания их мифами, утопиями, религиями и прочими иллюзорными рецептами достижения счастья.

Создание истинно социалистического общества (не только в плане экономики, но и в плане поведения, человеческих взаимоотношений и образа жизни) является единственным реальным путём к достижению личного счастья и освобождению от антиобщественного поведенческого багажа, выработанного жизнью под властью капитала. Человек становится счастлив благодаря реализации своего человеческого потенциала в социалистическом обществе. Если этого не происходит в обществе, называющем себя социалистическим, то это название - фальшивка, ложь. Поэтому во второй части заметки я постараюсь показать, что массовое общество принципиально не может быть социалистическим, и что именно принятие модели массового индустриального общества за образец для советской системы привело её к краху.

Прежде всего надо заметить, что экономическая сторона этого вопроса была давно уже детально разъяснена и Марксом, и Лениным. Анализ структуры капитала свидетельствует о неизбежности падения нормы прибыли от капиталистического производства в ходе прогрессивного развития производительных сил с увеличением доли переменного капитала. Капитализм вот уже который раз бьётся лбом о эту непреодолимую стену на пути своего развития, и нынешний глобальный кризис капитализма является повторением (причем самым грандиозным и разрушительным) прежних кризисов.

Все попытки капитализма выйти из этого кризиса (проявляющегося как лавинообразное нарастание долговой дефляции) кончились полным провалом, и теперь глобальная система капитализма начала поедать сама себя, начиная со своих самых слабых компонентов вроде Греции и Ирландии. Нынешний рост праворадикальных популистских политических движений и партий во всём западном мире является таким же симптомом кризиса, как и возникновение фашистских движений и партий в результате кризиса 1920-30-х годов. То, что замалчиваемый западными масс-медиями кризис достиг точки невозврата, наиболее отчётливо показывает приход к власти в США Дональда Трампа, который ради (временного) спасения США от кризиса решил принести в жертву кризису Европу, что вызвало бурю гнева как со стороны глобалистов-банкиров, так и их марионеток - европейских политиканов.

Как раз резкая смена политического курса США Трампом на изоляционизм свидетельствует о возникновении того, что Ленин называл "революционной ситуацией" - в которой не только низы не могут, но и верхи не хотят жить по-старому. И вот в это тонущее дырявое корыто капиталистической экономики Запада по-прежнему пытаются влезть расейские олигархи и чинуши во главе с Путиным - как будто не видят того, что в самом корыте царит жуткий раздрай и самых слабых из "своих" Запад уже вышвырнул за борт! Единственная причина такого казалось бы безумного поведения кремлёвского режима - банальное, пошлое, преступное стяжательство, которое для расейских олигархов и чинуш возможно только в сговоре Западом, и поэтому этот режим принципиально и последовательно является врагом народа.

Однако капитализм не имеет будущего не только как экономическая, но и как общественная (а вернее - антиобщественная) система. Самое важное открытие марксизма в этой области - это доказательство абсолютной подчинённости всех общественных и межличностных отношений капиталистического общества экономическим целям класса капиталистов. Результатом этого является не только экономическое отчуждение трудового народа от результатов его труда, но и универсальное отчуждение людей друг от друга денежными отношениями, разрыв и подмену ими всех остальных, не-денежных отношений и взаимосвязей между людьми - явление, которое буржуазная социология (Дюркгейм, Парето и проч.) называет аномией и которое наиболее явно проявляется как моральное разложение и "война всех против всех", классически описанная Гоббсом. Вся буржуазная идеология и философия (включая их прикладную технологию рекламы и пиара) занята не чем иным, как затушевыванием, сокрытием и приукрашиванием этого явления. Какой-либо иной цели и сути буржуазная идеология и философия не имеют и не могут иметь по причине "экономности" буржуев, скрывающейся под фиговым листком расхваленной Вебером & Co до христианских небес "протестантской этики".

Однако шила в мешке не утаить, и отчуждение-аномия является фундаментальным мироощущением людей под властью капитала. Как философия оно наиболее последовательно представлено экзистенциализмом, о чём я уже писал здесь: http://behaviorist-socialist-ru.blogspot.de/2017/01/blog-post_3.html . Но нам важно не философствование интеллектуалов в башне из слоновой кости, а мироощущение большинства неселения. Его суть - пессимизм, пассивность, цинизм, одиночество и безнадёжность, плюс жалкие идеалистические и религиозные иллюзии. Это жуткое мироощущение наглядно проиллюстрировано художником-сюрреалистом Рене Магриттом:
-
Это - буржуйское людоедство (картина 1948 года La Famine) - явление, которое уже на заре капитализма было известно Питеру Брейгелю:
-
(картина прибл. 1559 года "Война между тощими и толстыми),
-
Это и всеобщая окаменелость, бездушность (картина 1955 года Souvenir de voyage III), причём шизанутым жертвам капитализма безжизненной и окаменелой представляется даже на самом деле живая природа (картина 1967 года Les grâces naturelles):
-
Это и всеобщая продажность, в частности женщина как сексуальный объект (картина 1966 года La philosophie dans le boudoir):
-
Что не может служить оправданием крикливому и фальшивому западному феминизму, потому что в наёмном рабстве у буржуев - не только женщины, но и мужчины. Более того, капитализм знает лишь один приемлемый для буржуев выход из своих периодически повторяющихся кризисов - бойню войны, на которой мужчины служат пушечным мясом (картина 1929 года La saucisse casquée):
-
А в целом человеческая жизнь под ярмом капитала представляет собой бессмысленное одинокое падение одураченных обывателей в могилу (картина 1953 года Golconde):
-

Причём реальность систематически подменяется буржуйской рекламой и пропагандой (картина 1935 года La condition humaine):
-

Соответственно, такой человек закономерно склонен к шизоидным фантазиям в попытке компенсации прижизненного омертвления и окаменелости своей личности - "души, осуждённой маяться в грешном мире". Именно так фабрикуется шаблонная религиозно-шизофреническая галлюцинация - фикция "души", "сокровенного истинного я" или "внутреннего света" (картина 1937 года Le principe du plaisir):
-

Короче: научный, активный и творческий подход к реальности, основанный на опыте практической деятельности и экспериментальных исследований, в условиях капиталистической реакции вытесняется пустопорожней схоластической метафизической болтовнёй.

Попутно с огорчением должен заметить, что С.Г. Кара-Мурза клюнул на удочку религии и пытается убедить и себя, и своих читателей в том, что в суеверном рабском византийском "православии" якобы есть нечто положительное, отличающее эту мракобесную поповщину от других религий. Поэтому надо немного подробнее рассмотреть суть идеалистического фиглярства и мошенничества.

Как наглядный и характерный пример фиглярской метафизики, маскирующейся "под науку", можно упомянуть "учение" некоего господина С.Б. Переслегина. У него хорошо подвешен язык, и поэтому развесившая уши публика наивно глотает глупейшую ахинею, которой её пичкает г-н Переслегин. Помимо его пользующегося большим успехом у бандерофашистов перепева сказочек мошенника Курцвейля (Kurzweil) о личном бессмертии в киборговом образе (для чего он нафантазировал свой мифический "знаниевый реактор") и жонглирования таинственными псевдонаучными терминами, г-н Переслегин состряпал свою шизоидную вариацию на заплесневелую гегелевскую диалектическую тему "всё действительное разумно". Вот его выступление перед наивной молодёжью, озаглавленное "Противоречия как основа цивилизации", здесь: https://www.youtube.com/watch?v=-VIgi5XMR5w .
-
Г-н Переслегин голословно утверждает, что любое человеческое общество, любая цивилизация якобы "основаны на трёх противоречиях" - между "пространством и временем", "живым и мёртвым" и "я и мы". Жонглируя этими абстракциями, он выводит ещё одно абстрактное "противоречие" - между "творчеством и войной", причём "баланс" между ними - это якобы "вера". И якобы некое "общее между творчеством, войной и верой" - это "язык".
-
Какие же "выводы" из этой своей "ментаграммы противоречий" делает по-поповски ожиревший охмуряла г-н Переслегин? - Тут у него одни фантазии и чудеса. Переслегин утверждает, что якобы "язык порождает" и познание, и культуру, и управление. Но ему мало этой явно антинаучной каббалистики. Он далее утверждает, что якобы и война, и вера, и угнетение внутренне свойственны человечеству (которое г-н Переслегин называет "эгоистичными агрессивными обезьянами") и поэтому столь же неистребимо долговечны, как и человеческое общество и цивилизация.

Это - типичный для буржуйской пропаганды нигилизм, голословно отрицающий саму возможность создания социализма, т.е. справедливого и гуманного общества. Так густопсовый идеализм, мошеннически отвергающий опыт и практику, нахальным жонглированием пустыми абстракциями вдалбливает в головы наивных граждан парализующее их губительное убеждение в вечности и безальтернативности капиталистического людоедства - того самого, который был реставрирован бандой номенклатурной сволочи - Горбачёвым, Ельциным и их приспешниками. В этом - социальная суть и идеологическая функция буржуйской пропагандистской псевдонауки - менталистско-когнитивистской психологии, благодаря монопольной позиции которой на охмурёже публики кормятся типы вроде г-на Переслегина.

В чём же секрет успеха всех мошенников и охмурял, от претендующих на гениальность "одиноких ковбоев" вроде взятого в качестве примера заплывшего жиром  г-на Переслегина, до таких институционализованных массовых охмурежей публики, как "сайентология" и секта "свидетелей иеговы"? Это очень просто и убедительно объясняется с точки зрения бихевиоризма. Нам не надо разбираться в таинственной "сути учения" охмурял, а достаточно лишь ясно видеть задействованные ими шаблоны поведения, уже существующие в поведенческом репертуаре широкой публики. Это - шаблоны поведения, дрессируемые школьной системой образования, где ученики получают положительное подкрепление только за пассивное некритическое "усвоение учебного материала", а вот за неудобные вопросы, сомнения и "посторонние занятия" учителя неизменно наказывают учеников (по меньшей мере плохими оценками). В результате школа дрессирует в людях тупую послушность по отношению к чинушам и хозяевам, целенаправленно удушая стремление отстаивать свои права как наёмного рабочего и гражданина.

Для взрослых людей, прошедших такую школу, стоит лишь создать обстановку, напоминающую школьный класс с непререкаемым авторитетом учителя - и у тех из них, кто был хорошо выдрессирован, в результате тогдашнего оперантного кондиционирования включается пассивная послушность и выключается способность критически мыслить. Вспомните хотя бы свой школьный класс - и вы с изумлением обнаружите, что бывшие прилежные паиньки, став взрослыми, большей частью влачат жалкое существование подчиненных, а успеха в жизни добились бывшие хулиганы и прогульщики. Не спорю, что они достигли успеха в условиях капиталистического людоедства. Однако не следует считать (начитавшись буржуйских антикоммунистических антиутопий Оруэлла "1984" и Хаксли "О дивный навый мир"), что социализм - это общество пассивного быдла, а не активных созидателей и первооткрывателей.

Но какова же должна быть социалистическая альтернатива капиталистическому людоедству? Об этом - во второй части заметки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий