СХОЛАСТИЧЕСКАЯ
МЕТАФИЗИКА - ИНСТРУМЕНТ РЕАКЦИОННОГО ГОСПОДСТВА КАПИТАЛА
Эту заметку меня
побудила написать целая серия статей, написанных С.Г. Кара-Мурзой и
опубликованных начиная с 9 января здесь: https://vk.com/sgkaramurza
. Это довольно интересные статьи, но полностью с ними невозможно согласиться.
Кара-Мурза называет идеологию прозападного антинародного кремлёвского
олигархочиновничьего режима "невежеством", однако это вовсе не
невежество, а усердное следование предписанной Западом доктрине и
воспроизведение этой доктрины в выступлениях политиканов и идеологов. Поэтому
надо разобраться с тем, что из себя представляет собой весь идеалистический
гарнир к "неолиберальной" затее встраивания России в
капиталистическую глобальную систему, в которой доминирует западный
империализм, и показать необходимость для властвующего олигархочиновничьего
компрадорского режима всего этого гарнира как инструмента оболванивания народа
и вытеснения из памяти народа марксизма-ленинизма - в общем и целом правильной
общественно-политической теории, хотя и нуждающейся в дополнении наукой о
поведении - радикальным бихевиоризмом.
Идеологи капитализма
настырно твердят, что капиталистический строй якобы не имеет идеологии, что даже
якобы он вообще не нуждается в идеологии, потому что, дескать, он является
единственно "естественным" и "безальтернативным" образом
жизни людей, и ставить вопрос о замене его альтернативным (социалистическим)
общественно-экономическим строем - глупое и заведомо обреченное на неудачу
занятие. Именно это утверждение является той не выражаемой явно аксиомой,
служащей основой всех безапелляционных утверждений политиканов,
"экспертов", "служителей искусств и словесности",
масс-медиальных трепливых голов, рекламщиков, пиарщиков, а также самих буржуев.
И всё это - вовсе не "невежество", а скорее коварное изощренное
насаждение невежества в народе. Поэтому необходимо выяснить интереснейший вопрос
о том, как такое промывание мозгов во взаимодействии с совсем иной повседневной
реальностью формирует якобы "нормальное", а по сути невротическое
мироощущение людей, живущих под властью капитала.
Вся эта
идеологическая схоластика, дезориентирующая и растляющая людей, делает их не
только моральными уродами, но и глубоко несчастными, лишенными чести и смысла
жизни индивид(уалист)ами. Такие люди становятся алкоголиками, наркоманами, проститутками,
извращенцами, уголовниками, садистами, террористами и самоубийцами, а в лучшем
случае - просто циниками и мизантропами. Этому целенаправленному растлению и
уродованию людей надо противодействовать. Человеческой жизни должна быть
возвращена её ценность, радость от каждого прожитого дня. Именно в этом
состоит гуманистическая задача социалистического бихевиоризма - научного
подхода к созданию гуманного социалистического общества, в отличие от коварного
буржуйского растления лидей и одурманивания их мифами, утопиями, религиями и
прочими иллюзорными рецептами достижения счастья.
Создание истинно
социалистического общества (не только в плане экономики, но и в плане поведения,
человеческих взаимоотношений и образа жизни) является единственным реальным
путём к достижению личного счастья и освобождению от антиобщественного
поведенческого багажа, выработанного жизнью под властью капитала. Человек
становится счастлив благодаря реализации своего человеческого потенциала в
социалистическом обществе. Если этого не происходит в обществе, называющем себя
социалистическим, то это название - фальшивка, ложь. Поэтому во второй
части заметки я постараюсь показать, что массовое общество принципиально не
может быть социалистическим, и что именно принятие модели массового
индустриального общества за образец для советской системы привело её к краху.
Прежде всего надо
заметить, что экономическая сторона этого вопроса была давно уже детально
разъяснена и Марксом, и Лениным. Анализ структуры капитала свидетельствует о
неизбежности падения нормы прибыли от капиталистического производства в ходе
прогрессивного развития производительных сил с увеличением доли переменного
капитала. Капитализм вот уже который раз бьётся лбом о эту непреодолимую стену
на пути своего развития, и нынешний глобальный кризис капитализма является
повторением (причем самым грандиозным и разрушительным) прежних кризисов.
Все попытки
капитализма выйти из этого кризиса (проявляющегося как лавинообразное
нарастание долговой дефляции) кончились полным провалом, и теперь глобальная
система капитализма начала поедать сама себя, начиная со своих самых слабых
компонентов вроде Греции и Ирландии. Нынешний рост праворадикальных
популистских политических движений и партий во всём западном мире является
таким же симптомом кризиса, как и возникновение фашистских движений и партий в
результате кризиса 1920-30-х годов. То, что замалчиваемый западными
масс-медиями кризис достиг точки невозврата, наиболее отчётливо показывает
приход к власти в США Дональда Трампа, который ради (временного) спасения США
от кризиса решил принести в жертву кризису Европу, что вызвало бурю гнева как со
стороны глобалистов-банкиров, так и их марионеток - европейских политиканов.
Как раз резкая
смена политического курса США Трампом на изоляционизм свидетельствует о
возникновении того, что Ленин называл "революционной ситуацией" - в
которой не только низы не могут, но и верхи не хотят жить по-старому. И вот в
это тонущее дырявое корыто капиталистической экономики Запада по-прежнему
пытаются влезть расейские олигархи и чинуши во главе с Путиным - как будто не
видят того, что в самом корыте царит жуткий раздрай и самых слабых из "своих"
Запад уже вышвырнул за борт! Единственная причина такого казалось бы безумного
поведения кремлёвского режима - банальное, пошлое, преступное стяжательство,
которое для расейских олигархов и чинуш возможно только в сговоре Западом, и
поэтому этот режим принципиально и последовательно является врагом народа.
Однако капитализм
не имеет будущего не только как экономическая, но и как общественная (а вернее
- антиобщественная) система. Самое важное открытие марксизма в этой области -
это доказательство абсолютной подчинённости всех общественных и межличностных
отношений капиталистического общества экономическим целям класса капиталистов.
Результатом этого является не только экономическое отчуждение трудового народа
от результатов его труда, но и универсальное отчуждение людей друг от друга
денежными отношениями, разрыв и подмену ими всех остальных, не-денежных
отношений и взаимосвязей между людьми - явление, которое буржуазная социология
(Дюркгейм, Парето и проч.) называет аномией и которое наиболее явно проявляется
как моральное разложение и "война всех против всех", классически
описанная Гоббсом. Вся буржуазная идеология и философия (включая их прикладную
технологию рекламы и пиара) занята не чем иным, как затушевыванием, сокрытием и
приукрашиванием этого явления. Какой-либо иной цели и сути буржуазная идеология
и философия не имеют и не могут иметь по причине "экономности"
буржуев, скрывающейся под фиговым листком расхваленной Вебером & Co до христианских небес "протестантской этики".
Однако шила в
мешке не утаить, и отчуждение-аномия является фундаментальным мироощущением
людей под властью капитала. Как философия оно наиболее последовательно
представлено экзистенциализмом, о чём я уже писал здесь: http://behaviorist-socialist-ru.blogspot.de/2017/01/blog-post_3.html
. Но нам важно не философствование интеллектуалов в башне из слоновой кости, а
мироощущение большинства неселения. Его суть - пессимизм, пассивность, цинизм,
одиночество и безнадёжность, плюс жалкие идеалистические и религиозные иллюзии.
Это жуткое мироощущение наглядно проиллюстрировано художником-сюрреалистом Рене
Магриттом:
Это - буржуйское
людоедство (картина 1948 года La Famine) - явление, которое уже на заре капитализма было
известно Питеру Брейгелю:
(картина прибл.
1559 года "Война между тощими и толстыми),
Это и всеобщая
окаменелость, бездушность (картина 1955 года Souvenir de voyage III), причём шизанутым
жертвам капитализма безжизненной и окаменелой представляется даже на самом деле
живая природа (картина 1967 года Les grâces naturelles):
Это и всеобщая
продажность, в частности женщина как сексуальный объект (картина 1966 года La philosophie dans le boudoir):
Что не может
служить оправданием крикливому и фальшивому западному феминизму, потому что в
наёмном рабстве у буржуев - не только женщины, но и мужчины. Более того, капитализм
знает лишь один приемлемый для буржуев выход из своих периодически
повторяющихся кризисов - бойню войны, на которой мужчины служат пушечным мясом
(картина 1929 года La saucisse casquée):
А в целом человеческая
жизнь под ярмом капитала представляет собой бессмысленное одинокое падение одураченных
обывателей в могилу (картина 1953 года Golconde):
-
Причём реальность систематически подменяется буржуйской рекламой и пропагандой (картина 1935 года La condition humaine):
Причём реальность систематически подменяется буржуйской рекламой и пропагандой (картина 1935 года La condition humaine):
Соответственно,
такой человек закономерно склонен к шизоидным фантазиям в попытке компенсации
прижизненного омертвления и окаменелости своей личности - "души, осуждённой
маяться в грешном мире". Именно так фабрикуется шаблонная религиозно-шизофреническая
галлюцинация - фикция "души", "сокровенного истинного я"
или "внутреннего света" (картина 1937 года Le principe du plaisir):
Короче: научный, активный
и творческий подход к реальности, основанный на опыте практической деятельности
и экспериментальных исследований, в условиях капиталистической реакции
вытесняется пустопорожней схоластической метафизической болтовнёй.
Попутно с
огорчением должен заметить, что С.Г. Кара-Мурза клюнул на удочку религии и
пытается убедить и себя, и своих читателей в том, что в суеверном рабском
византийском "православии" якобы есть нечто положительное, отличающее
эту мракобесную поповщину от других религий. Поэтому надо немного подробнее
рассмотреть суть идеалистического фиглярства и мошенничества.
Как наглядный и
характерный пример фиглярской метафизики, маскирующейся "под науку",
можно упомянуть "учение" некоего господина С.Б. Переслегина. У него
хорошо подвешен язык, и поэтому развесившая уши публика наивно глотает
глупейшую ахинею, которой её пичкает г-н Переслегин. Помимо его пользующегося
большим успехом у бандерофашистов перепева сказочек мошенника Курцвейля (Kurzweil) о личном бессмертии в киборговом образе (для
чего он нафантазировал свой мифический "знаниевый реактор") и
жонглирования таинственными псевдонаучными терминами, г-н Переслегин состряпал
свою шизоидную вариацию на заплесневелую гегелевскую диалектическую тему
"всё действительное разумно". Вот его выступление перед наивной
молодёжью, озаглавленное "Противоречия как основа цивилизации",
здесь: https://www.youtube.com/watch?v=-VIgi5XMR5w .
Г-н Переслегин
голословно утверждает, что любое человеческое общество, любая цивилизация якобы
"основаны на трёх противоречиях" - между "пространством и
временем", "живым и мёртвым" и "я и мы". Жонглируя
этими абстракциями, он выводит ещё одно абстрактное "противоречие" -
между "творчеством и войной", причём "баланс" между ними -
это якобы "вера". И якобы некое "общее между творчеством, войной
и верой" - это "язык".
Какие же
"выводы" из этой своей "ментаграммы противоречий" делает
по-поповски ожиревший охмуряла г-н Переслегин? - Тут у него одни фантазии и чудеса.
Переслегин утверждает, что якобы "язык порождает" и познание, и
культуру, и управление. Но ему мало этой явно антинаучной каббалистики. Он
далее утверждает, что якобы и война, и вера, и угнетение внутренне свойственны человечеству
(которое г-н Переслегин называет "эгоистичными агрессивными
обезьянами") и поэтому столь же неистребимо долговечны, как и человеческое
общество и цивилизация.
Это - типичный
для буржуйской пропаганды нигилизм, голословно отрицающий саму возможность
создания социализма, т.е. справедливого и гуманного общества. Так густопсовый
идеализм, мошеннически отвергающий опыт и практику, нахальным жонглированием пустыми
абстракциями вдалбливает в головы наивных граждан парализующее их губительное
убеждение в вечности и безальтернативности капиталистического людоедства -
того самого, который был реставрирован бандой номенклатурной сволочи -
Горбачёвым, Ельциным и их приспешниками. В этом - социальная суть и
идеологическая функция буржуйской пропагандистской псевдонауки -
менталистско-когнитивистской психологии, благодаря монопольной позиции
которой на охмурёже публики кормятся типы вроде г-на Переслегина.
В чём же секрет
успеха всех мошенников и охмурял, от претендующих на гениальность
"одиноких ковбоев" вроде взятого в качестве примера заплывшего
жиром г-на Переслегина, до таких
институционализованных массовых охмурежей публики, как "сайентология"
и секта "свидетелей иеговы"? Это очень просто и убедительно
объясняется с точки зрения бихевиоризма. Нам не надо разбираться в таинственной
"сути учения" охмурял, а достаточно лишь ясно видеть задействованные
ими шаблоны поведения, уже существующие в поведенческом репертуаре широкой
публики. Это - шаблоны поведения, дрессируемые школьной системой образования,
где ученики получают положительное подкрепление только за пассивное
некритическое "усвоение учебного материала", а вот за неудобные
вопросы, сомнения и "посторонние занятия" учителя неизменно
наказывают учеников (по меньшей мере плохими оценками). В результате школа
дрессирует в людях тупую послушность по отношению к чинушам и хозяевам,
целенаправленно удушая стремление отстаивать свои права как наёмного рабочего и
гражданина.
Для взрослых
людей, прошедших такую школу, стоит лишь создать обстановку, напоминающую
школьный класс с непререкаемым авторитетом учителя - и у тех из них, кто был
хорошо выдрессирован, в результате тогдашнего оперантного кондиционирования
включается пассивная послушность и выключается способность критически мыслить.
Вспомните хотя бы свой школьный класс - и вы с изумлением обнаружите, что
бывшие прилежные паиньки, став взрослыми, большей частью влачат жалкое
существование подчиненных, а успеха в жизни добились бывшие хулиганы и
прогульщики. Не спорю, что они достигли успеха в условиях капиталистического
людоедства. Однако не следует считать (начитавшись буржуйских
антикоммунистических антиутопий Оруэлла "1984" и Хаксли "О
дивный навый мир"), что социализм - это общество пассивного быдла, а не
активных созидателей и первооткрывателей.
Но какова же должна
быть социалистическая альтернатива капиталистическому людоедству? Об этом - во
второй части заметки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий