вторник, 3 января 2017 г.

ПУТЬ К СОЦИАЛИЗМУ - ЧЕРЕЗ ПРЕОДОЛЕНИЕ СТИХИЙНОГО ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА

Выкладываю, как обещал ранее здесь http://behaviorist-socialist-ru.blogspot.de/2016/12/2017_28.html , критику экзистенциализма с позиций бихевиористского социализма.

Прежде всего должен заметить, что нынешняя (буржуйская) литература по экзистенциализму больше затуманивает, чем проясняет его суть. Чтобы убедиться в этом, достаточно лишь просмотреть статьи об экзистенциализме в англоязычной и русскоязычной "Википедии".

Напротив, советские философы ясно понимали суть буржуазной идеологии вообще и экзистенциализма в частности. Как примеры приведу:
- "Краткий очерк истории философии" под ред. Иовчука, Ойзермана и Щипанова, 2-е издание, Москва 1971 - глава XXI, § 4 - Экзистенциализм. Здесь очень кратко, но ясно разобрана реакционная суть экзистенциализма;
- "Буржуазная философия XX века", сборник под ред. Митрохина, Ойзермана и Шершенко, Москва 1974 - глава Экзистенциализм. Здесь можно прочесть детальную хорошо обоснованную критику экзистенциализма.

Однако несмотря на это, советская власть и социализм были уничтожены в результате контрреволюционного прозападного переворота, осуществлённого КПССной номенклатурой, реставрировавшей капитализм на обломках СССР. И тогда большинство учёных-философов без зазрения совести совершили идеологический поворот на 180° и занялись пропагандой той или иной разновидности буржуазной философии.

Это развитие событий было подготовлено предысторией брежневского застоя, когда социалистическая идеология отмирала в реальной жизни, оставаясь лишь в плакатных лозунгах, а в повседневности её подменила мещанская подлость - лицемерие, индивидуализм, конформизм и карьеризм. Напомню, что советская интеллигенция была отчуждена от управления государством, монополизированного партийной номенклатурой. В СССР не было иных идеалов, кроме марксистско-ленинских (монополизированных "партией" как официальная идеология, с которой интеллигенции было строго-настрого запрещено играть), и поэтому интеллигенция стала искать их на Западе.

Именно экзистенциализм с его "революционным" позёрством, озабоченностью "свободой личности", с его обострённым индивидуализмом и тоской по "празднику экзистенции" - безрассудному поступку, являющемуся отрицанием "абсурдной реальности" (например, террористическому акту), стал умонастроением "советской" интеллигенции.  Причём в самоотчуждение такой "внутренней эмиграции" ушла значительная её часть, а не только радикализованная шиза - бздиссиденты, бывшие лишь незначительным открыто антисоветским меньшинством.

В мои студенческие годы (вторая половина 1970-х годов) этот процесс отчуждения интеллигенции от страны, народа, и даже друг от друга был уже завершен. Антисоветские настроения были господствующими в её среде, но до поры до времени более или менее тщательно скрывались. Тут уместно рассказать историю одного моего (к счастью очень краткого) "романа" студенческих лет.

Я довольно случайно познакомился с одной девочкой, учившейся на филологическом факультете МГУ. И хотя общим у нас с ней были антисоветские настроения, она считала себя в идейном плане на голову выше меня, потому что бредила экзистенциализмом, но со мной, студентом-биологом, эту тему вообще не обсуждала, скорее всего из-за того, что её экзистенциализм был просто туманом, кашей в голове. Но мне она внешне очень нравилась, и я стал ходить с ней на интеллигентские "творческие вечера". И вот как-то раз мы с ней договорились пойти на "творческий вечер" одного поэта, имени которого теперь не припомню, бывшего тогда одним из "властителей дум" интеллигенции, в 1-м Гуманитарном корпусе МГУ. "Моя" девушка (имени которой я теперь никак не могу вспомнить) подчёркнуто спросила меня, когда же я ей опять принесу цветы. Цветами я, конечно, запасся, и вручил ей при встрече перед началом этого вечера. Каково же было моё изумление, когда в самом конце этого "творческого вечера" она, не говоря мне ни слова, ринулась к сцене, пробилась через толпу, влезла на сцену и с комическими ужимками, выражавшими крайнее обожание, вручила "мой" букет этому "поэту" - старому, обрюзгшему, глупому, но откровенно самовлюблённому виршеплёту, несомненно имевшему не только детей, но и внуков, и полный набор старческих болезней. Я, конечно, такого удара по моему самолюбию не стерпел, мигом выскочил из аудитории, и потом в ответ на её звонки сразу бросал телефонную трубку.

Вот такими были мы - "советская" интеллигентская молодёжь, умевшая любить только самих себя и свои фантазии. Нас никто не научил ни любить ближних, ни даже просто щадить их чувства. И "стихийный" экзистенциализм, которым я, сам не осознавая того, тоже был насквозь пропитан в результате слушания западных радио-"голосов", в конечном итоге (нет худа без добра) привёл к тому, что я в 1983 году без малейших сомнений и сожалений выехал из СССР на постоянное жительство к моей первой жене в ГДР.

Несомненно, экзистенциализм - это идеология разрушающегося общества, катящегося к упадку. Поэтому нынешняя либерастская прозападная часть интеллигенции, сохранившая бздиссидентский идейный багаж, может только содействовать дальнейшему разрушению и разорению России. Её ненависть к стране и народу как к "абсурдной реальности" вовсе не случайна, а закономерно вытекает из идеологии экзистенциализма. Поэтому надо рассказать, как и почему на Западе возник и стал доминировать экзистенциализм.

Экзистенциализм был порождён кровавой баней двух мировых войн, отчётливо показавшей интеллигентной мелкобуржуазной публике Запада, что империалистическое государство руководствуется вовсе не её интересами (как это лживо пытается изобразить официальная капиталистическая пропаганда либерализма, свободы личности, "американского образа жизни" и т.п.), а интересами крупного капитала, борющегося силами империалистических государств за раздел и передел мира.

Этот же самый процесс грабительских войн был вновь запущен предательским уничтожением СССР и его союзников стран СЭВ и Варшавского Договора. Проклятая банда западных империалистических убийц освоила технологию разжигания войн в любой произвольной точке Земли при помощи своих террористов-наёмников, замаскированных как разноцветные "революционеры", "умеренные" джихадисты и т.п. В результате ужас перед империалистической бойней народов ныне стал уделом каждого человека. А это значит, что экзистенциалистский бред теперь имеет перспективу глобального распространения.

Марксизм-ленинизм дал правдивую картину и критику процесса превращения войн в необходимость для капиталистической экономики, например в работе Ленина "Империализм как высшая стадия капитализма". Но это знание игнорируется теми, кто отвергает социализм и отчаянно цепляется за буржуйский предрассудок "свободы личности". Буржуазная интеллигенция, утратив в кошмаре мировых войн и экономических кризисов реальные надежды и перспективы, не отказывается от индивидуалистской иллюзии "свободы личности", а лелеет её "в глубине души" наперекор реальности окружающего буржуйского мира, в котором "свобода личности" существует разве что как коврик для вытирания грязных ног. Философским оформлением этой якобы "высокоморальной" и "стоической", а в действительности трусливой мазохистской позиции страждущего индивидуалиста и явился экзистенциализм, сохраняющий эту иллюзию "свободы", ослепляя своих адептов туманом иррационализма.

А раз цель таких "страждущих" - самообман путём психопатического самоотчуждения от общественной действительности, то все категории и термины экзистенциализма (экзистенция, абсурдность реальности, "свобода выбора" как отрицание этой реальности, универсальный страх существования как бегство от этой реальности в иллюзорный "внутренний мир" "истинного я" и т.д.) можно правомерно рассматривать как невроз и даже психическую патологию с типичным для параноидальной шизофрении распадением бежавшей от неразрешимых проблем личности на "ложное я", отдаваемое в жертву и рабство окружающей действительности, и сокровенное иллюзорное "истинное я", бездеятельно затаившееся в одиночном заключении страждущей душонки. Это патологическое раздвоение в результате болезненной озабоченности иллюзорной "свободой личности" описано как суть паранойи такими психиатрами, как Лэинг (Ronald D. Laing) и Бейтсон (Gregory Bateson).

Манипулятивный процесс, которым индивид загоняется в это патологическое состояние, был назван этими психиатрами "двойной связью" - "double bind". Он состоит в создании доминирующими над психопатом манипуляторами ситуаций, в которых их жертва, как бы она ни повела себя, или получает наказание, или вынуждена жертвовать своими интересами. Для бихевиористов очевидно, что это в сущности не что иное, как изученный в опытах на животных манипулятивный процесс оперантного кондиционирования, исключающий получение положительного подкрепления и вызывающий жесточайший стресс. Другие психиатры, например Зелигман (Martin E.P. Seligman), называют результат этого процесса "выдрессированной беспомощностью" (learned helplessness). В медицине сходное состояние беспомощности, наблюдаемое у хронических больных в результате долговременного пребывания в больнице, так и называется синдромом госпитализма.

Надо заметить, что буржуйские методы управления общественным поведением масс имеют именно такой манипулятивный характер. Результат такого манипулирования - полная апатия, бегство в безумие или невротический бунт. Этот бунт и есть та "свобода личности", которую экзистенциализм сделал предметом культа, и которая нашла выражение в устроенных ЦРУ против правительства Де Голля левацких беспорядках мая 1968 года в Париже, которые "идеологически обосновал" и восславил сам обер-экзистенциалист - Сартр. Ясно как день, что все "цветные революции" и "майданы" были сфабрикованы на основании опыта и по шаблону парижских событий мая 1968 года.

Но в буржуазном обществе манипулятивные функции имеет и положительное оперантное подкрепление. В нём положительное подкрепление сводится к потребительству, то есть приобретению товаров, и при помощи рекламы внушается желание покупать и те товары, в которых человеку нет ни малейшей надобности. В результате покупка таких товаров вызывает чувство хронической досады и неудовлетворенности.

Всё это - разные стороны капиталистического тотального превращения в товар и предметов потребления, и самих потребителей (как товара рабочей силы), блестяще описанного в марксистской политэкономии под термином отчуждения. Однако отчуждение в буржуйском обществе - не только экономическое, но и воистину универсальное явление, разлагающее и приносящее в жертву аккумуляции капитала все социальные и межличностные отношения, которое буржуазные социологи Дюркгейм и Парето назвали соответственно терминами anomie и alienation, о которых существует обширная литература. Но это - уже совсем другая обширная тема.

Я совершенно сознательно отказался от пересказа содержания двух указанных выше работ советского периода, посвященных критике экзистенциализма, в надежде на то, что у читателей возникнет интерес к советским исследованиям и они станут читать на эту тему советские книги, а не нынешнюю полоумную и лживую буржуйскую брехню. Разумеется, то, что тогда публиковалось, было очень разного качества. Были замечательные, глубокие и оригинальные исследования, но было и множество шаблонной, пустой писанины, состряпанной карьеристами, приспособленцами и лицемерами, озабоченными лишь тем, чтобы соблюсти "генеральную линию партии", как они её понимали. Написанное Лениным - это совсем не то, что писали добросовестные, но безнадёжно скучные референты для Лёни Брежнева, и полная противоположность той ахинее, которую подручные предателя Яковлева писали для мелкого политического интригана Горбачева. Но в целом советская литература важна тем, что она и поныне остаётся единственной реальной альтернативой буржуазной идеологии, и советская критика кичащихся своим мнимым разнообразием буржуазных "гениев"  заслуживает серьёзного изучения, а не забвения.

Ну а высказанное мною лично об экзистенциализме подтверждается творчеством знаменитого современника экзистенциалистов, но не писателя или философа, а художника-сюрреалиста Магритта. Его картины, по моему мнению, всесторонне иллюстрируют стихийный экзистенциализм, т.е. экзистенциализм как целенаправленно внушенную и выдрессированную, но не осознаваемую и даже якобы "преодолённую" беспомощность отчужденной личности в буржуазном антиобществе:

Например, тезис экзистенциалистов, что единственная цель жизни - это смерть, яствует из сопоставления картин Магритта с пародируемыми им картинами художников той безвозвратно канувшей в прошлое эпохи, когда капитализм имел некоторые прогрессивные черты, благодаря чему индивидуализм имел возможность быть активным, а не пассивным шизоидным:
-

Картина Жака-Луи Давида 1800 года "Мадам Рекамье"
-

Картина Магритта 1950 года "Перспектива № I"
-

Картина Эдуарда Манэ 1869 года "На балконе"
-

Картина Магритта 1950 года "Перспектива № II"

Шизоидную разорванность индивидов на "истинное я" и "ложное я" (сформулированную самим обер-экзистенциалистом Сартром как противоположность "Бытия и Ничто" - "L'Etre et le Neánt") прекрасно иллюстрирует навязчиво повторяющийся на картинах Магритта объект, который он назвал bilboque - обозначающий человека предмет на подобие балясины, кегли или шахматной фигуры, выточенный из неживого материала на токарном станке:
-

Картина Магритта 1926 года "Трудное плавание"

А вот ущербное самоотчуждение и аутистическая самоизоляция индивидов буржуазного антиобщества:
-

Картина Магритта 1959 года "Замок в Пиренеях"

Магритт рисовал и свечу, излучающую не свет, а мрак - аналог "чёрного Солнца" - стандартного образа параноидальных навязчивых идей:
-

Картина Магритта 1956 года "Невежественная фея"

А вот трансцендентная всезнающая и беспощадная сатанинская категория экзистенциализма под названием "L'Autre" - "Другой" - персонификация параноидального страха:
-

Картина Магритта 1928 года "Фальшивое зеркало"

Мания величия капиталистической элиты:
-

Картина Магритта 1950 года "Легенда столетий"

Ну а засилье товара в буржуазной действительности Магритт представил увеличенными до чудовищных размеров предметами обихода:
-

Картина Магритта 1952 года "Личные ценности"

Итак, неизбежно напрашивается вывод, что экзистенциализм предлагает лишь иллюзорное, мнимое решение проблем личности в массовом буржуазном антиобществе, на манер страусиного закапывания головы в песок. А что предлагает бихевиоризм?

Противники бихевиоризма, например левацкий демагог и по совместительству мнимый гений лингвистики Хомский-Чомский, недавно "отличившийся" своим активным участием в пропагандистской медиальной кампании за избрание одиозной уголовной преступницы мадам Клинтон президентом США, пугают наивную публику измышлениями о том, что бихевиоризм якобы открывает путь к невиданной доселе тоталитарной диктатуре. Нет ничего более лживого. Напротив, именно невежество относительно механизмов управления оперантным поведением является предпосылкой как для создания такой диктатуры миллиардерской закулисой, так и для успешно практикуемого вот уже сто лет пиарщиками и рекламщиками - Бернесом (Edward Bernays) и его последователями - массового манипулирования поведением. Знание основ радикального бихевиоризма даёт каждому желающему не только понимание механизмов поведения как его самого, так и окружающих, но и способность видеть возможное манипулирование этим поведением, эффективно противодействовать манипуляции, а также самому управлять поведением - как своим собственным, так и (с учётом этических норм) окружающих.


Я хочу закончить эту заметку констатацией того факта, что самое ценное знание - это знание механизмов оперантного поведения,  являющихся основой всех общественных и межличностных отношений. Истинно научное (то есть основанное на опытных экспериментальных данных и теоретически обобщенное) знание в этой области было создано отцом радикального бихевиоризма проф. Скиннером (Burrhus F. Skinner) и его последователями. Это знание необходимо как для доказательства не только экономической (доказанной марксистской политэкономией), но и социальной тупиковости капитализма, имеющего теперь явную тенденцию к превращению в неофеодальную террористическую тоталитарную глобальную диктатуру денежных мешков, по сравнению с которой корпоративное полицейское фашистское государство Муссолини и Гитлера можно считать дилетантской кустарщиной, но также и потому, что назревающая в России революционная ситуация выдвигает настоятельную необходимость не только борьбы с буржуйской идеологией, но и как можно более широкой пропаганды приложения бихевиористской теории и технологии социальной инженерии к практике социалистического преобразования общества.

Комментариев нет:

Отправить комментарий