пятница, 19 ноября 2021 г.

ПОВЕДЕНИЕ - РЕФЛЕКСЫ ПАВЛОВА ИЛИ ОПЕРАНТЫ СКИННЕРА?

Существует как минимум две теории, претендующие на то, чтобы быть естественнонаучным, материалистическим объяснением поведения. Это, во-первых, теория, в которой центральное место занимают понятия "рефлекса" и "рефлекторной дуги" - теория немецких физиологов 19-го века - Бюхнера, Гельмгольца, Вундта & Co - и российского физиолога Сеченова, которую попытались применить как "объяснение" поведения "классические" бихевиористы - Джон Уотсон и академик И.П. Павлов. А во-вторых, это теория, в которой центральное место занимает понятие "операнта" - это теория радикального бихевиоризма, созданная профессором Б.Ф. Скиннером. И та, и другая теория не высосаны из пальца, а являются результатом многочисленных экспериментов на животных и людях.

Это - две совершенно разные теории. Первая учит, что поведение является пассивной "рефлексией" - "реакциями" на "стимулы" - воздействия на организм извне, ответами организма на внешние изменения. Другая, наоборот, учит, что поведение является активным "оперированием" организма в окружающей действительности, что каждый акт поведения вызван ожидаемыми им, организмом, конкретными последствиями этого акта; то есть, организм активно воздействует на окружающий мир, и такое поведение вполне можно назвать целенаправленным или даже разумным.

Иначе говоря, первая теория считает животных и человека какими-то биологическими машинами с управлением "компьютером" - мозгом, в который от рождения заложены все "безусловные рефлексы", из которых якобы путём рефлекторного обусловливания формируются "условные" рефлексы, переносящие "реакции" на другие "стимулы. Эту теорию можно грубо свести к абсурдному тезису, что этим путём можно из коленного рефлекса выработать такое, например, интеллектуальное достижение Альберта Эйнштейна, как общая теория относительности:

Однако даже самое поверхностное наблюдение за работой компьютеров убеждает в том, что компьютеры отрабатывают запущенную по команде программу и затем совершают автоматический останов. В них нет выработанной эволюционным отбором активной постоянной жизнедеятельности, свойственной живым организмам. Точно так же работают и подневольные люди - рабы, крепостные и наёмные рабочие: их выполнение работы пассивно, они не "вкладывают в труд душу", как самостоятельные ремесленники и крестьяне. Работа из-под палки, без личной заинтересованности трудящихся, бывшая сутью сталинщины, и привела в конце концов советскую систему к позорному краху.

Моя мать - она была одной из немногих женщин, ставших в МГУ докторами химических наук - училась в МГУ сразу после войны. Когда я был старшеклассником, она мне рассказывала, как жила в студенческие и аспирантские годы. Время было голодное, и студенты-химики (специальностью моей матери была химическая термодинамика) для развлечения занимались шуточными расчётами, например, того, сколько литров горячей воды, скажем, при 70 °C, надо выпить, чтобы от её охлаждения до нормальной температуры тела (36,7°C) получить необходимое количество энергии на день (1800 килокалорий).

Студенты и аспиранты жили очень скученно в общежитии "на Стромынке", и моя мать жила в одной комнате вместе с несколькими аспирантками биологического факультета, причём те из них, которые занимались "физиологией Высшей Нервной Деятельности", жаловались подругам "по секрету", что в их опытах ничего не получается "по Павлову", и обсуждали с ними возможности "подогнать" результаты опытов под теорию Павлова. Это была очень серьёзная проблема, ведь это был конец 1940-х и начало 1950-х: последние годы сталинщины, и если тогда кто-то осмелился бы открыто заявить, что "передовая советская наука в лице теории академика Павлова не подтверждается моими экспериментами", то такого человека могли не только выгнать из университета, но и отправить загорать в Сибирь, как врага народа.

Позднее, когда я сам в 1973 году стал студентом биологического факультета МГУ, мне пришлось сдавать зачет по этой самой "физиологии Высшей Нервной Деятельности", не имея к теории Павлова ни малейшего интереса и не понимая её смысла. Она не только совершенно превратно истолковывала поведение в духе дремучего механицизма Декарта, но и преподавалась чисто "теоретически", а не на основе конкретных наблюдений и опытов Павлова, на которых он построил свою теорию условных рефлексов. Я тогда лишь смутно чувствовал, что теория "условных рефлексов" Павлова неверна, так как совершенно неправильно интерпретирует нормальное поведение - не как активное воздействие на мир, а как пассивное приспосабливание, пусть даже эта интерпретация была полностью созвучна гегельянскому тезису марксизма-ленинизма, что якобы "свобода - это осознанная необходимость". От всего этого воняло казёнщиной, принудиловкой, приспобленчеством и лицемерием, и я просто-напросто всё это ненавидел, как и подобает любому молодому человеку.

Прошло ещё много лет, и примерно лет десять назад, пытаясь понять причины краха советской системы, я открыл для себя радикальный бихевиоризм Скиннера - ту вторую теорию, основанную на философии прагматизма, в которой свобода рассматривается даже не как идеалистическая "свобода мысли", а как свобода активных действий, направленных на достижение цели. Эта теория открыла и объяснила механизм активной адаптации организма в окружающем мире: поведение представляет собой реально наблюдаемые и в поведении, и на опытах операнты - "целенаправленные" действия в конкретной обстановке (при наличии значимых "contingencies of reinforcement - факторов подкрепления"), которые могут вызвать желаемые организмом изменения этой обстановки (или предотвратят её нежелательные изменения).

Именно эта целенаправленность оперантов как шаблонов активной деятельности, выработанных жизненным опытом (и людей, и животных) ощущается как "разумное поведение", то есть как якобы "результат мышления", и, более того, даёт возможность образования из отдельных оперантов их цепочек и даже сетей, которые формируются, начиная с итогового операнта, дающего подкрепление, последовательным присоединением к нему оперантов-предшественников, каждый из которых представляет собой акт поведения, вызывающий изменения обстановки так, что в ней появляются факторы подкрепления для последующего (в направлении цели) операнта. Именно так музыкант исполняет "по памяти" музыкальное произведение", когда каждая звучащая нота побуждает его производить последующую без необходимости заглядывать в нотную запись произведения, и так - до последней ноты. Точно так же дрессируют цирковых животных на выполнение сложных номеров, состоящих из довольно длинной последовательности актов поведения.

Напротив, "условный рефлекс" Павлова - совершенно автоматическое пассивное реагирование, не имеющее никакой цели. Именно поэтому "условный рефлекс" является ошибочной интерпретацией поведения. Он не обладает функциональностью адаптации к изменяющейся окружающей обстановке.

Забавно, что "последователи Павлова" пытаются твердолобо отстаивать свою псевдонаучную теорию, мошеннически отчасти переиначивая её под научную теорию оперантного поведения, созданную проф. Б.Ф. Скиннером. Смотри, например, в Википедии статью https://ru.wikipedia.org/wiki/Классическое_обусловливание , в которой делается смехотворная попытка тайком ввести в неё украденный из теории Скиннера оперант как некое таинственное "Обусловливание высшего порядка":

Попробуйте понять, что пытается "объяснить" автор рисунка мышей и текста на иллюстрации. Я не вижу во всём этом ни малейшего смысла. Но самое печальное - то, что эта бредовая безжизненная псевдонаучная схема не имеет ничего общего с реальным нормальным активным поведением животных и человека - всем тем, что в повседневности называют "разумом", "памятью" и "адекватным поведением"...

С другой стороны, совершенно неправильно (и часто даже злоумышленно) менталисты-когнитивисты (например, полный невежда Хомский-Чомский) смешивают рефлекторную теорию Павлова и Уотсона с оперантной теорией Скиннера, а потом негодующе "уличают" теорию Скиннера в мнимой неспособности объяснить активное поведение, творчество и всю прочую интеллектуальную деятельность и этим выгораживают в науке некий заповедничек для своей псевдонаучной идеалистической болтовни. А ведь теории Павлова и Скиннера радикально различны между собой. Теория Скиннера является не только адекватным научным объяснением спонтанного ("разумного") поведения, но и логическим развитием эволюционной теории Дарвина от адаптации к внешнему миру целых видов животных к индивидуальной активной адаптации поведения отдельных особей.

Однако обе эти столь различные теории были созданы на основе не умозрительных построений, а лабораторных опытов над животными и людьми. То, каковы были опыты Павлова и, с другой стороны, Скиннера (и насколько объективно они имитировали, а не искажали нормальное поведение совершенно противоестественными экспериментальными условиями), очень поучительно для понимания не только сути научного прогресса как всё более адекватного теоретического обобщения эмпирических знаний, но и закономерной зависимости господствующих представлений о мире от конкретных условий жизни при соответствующем общественном строе.

Я считаю, что представления о животных и человеке как о рефлекторно действующей машине - это порождение феодального строя с его полным отсутствием личной свободы для закрепощенных феодалами народных масс. Оно возникло у Декарта в условиях французской абсолютистской монархии, было развито в теорию рефлекторной дуги немецкими физиологами 19-го века, когда Германия была под властью реакционной прусской монархии, и получило своё логическое завершение как псевдонаучная теория высшей нервной деятельности в трудах Сеченова и Павлова, бывших подданными ещё более реакционного и ретроградного самодержавно-бюрократического царизма в России.

Напротив, теория Скиннера возникла в 1930-е годы в США, в то время бывших самым динамично развивающимся капиталистическим государством, в котором всё ещё были сильны не только демократические свободы, но и активная борьба трудящихся против господства капитала, особенно обострившаяся в результате Великой Депрессии.

Эти две теории (Павлова и Скиннера) являются отражениями двух совершенно разных социальных "климатических условий": первая - климата бесправия, безысходности и бессмысленности пассивного бесправного существования в условиях тоталитарной монархии, а вторая - климата общественного прогресса и свободы созидательной деятельности и инициативы в условиях более или менее реальной демократии. Именно поэтому я резко противопоставляю сталинщину, это реакционное феодально-бюрократическое извращение социализма, и истинный социализм как бесклассовое общество и освобождение трудящихся от угнетения и эксплуатации. Соответственно, радикальный бихевиоризм Скиннера (в отличие от реакционной псевдонаучной теории Павлова) может служить главным инструментом создания социалистического общества, формируя социалистические общественные отношения как систему актов добровольного "разумного" поведения, получающих оперантное подкрепление, а не навязываемых принудительно.

Однако ныне мы видим повсюду в мире реакционный разворот к фашизму и феодализму как результат острейшей поляризации капиталистического антиобщества на кучку свехбогачей-олигархов с их лакеями-политиканами и кровавыми псами-силовиками, и всё более обездоленные и бесправные массы. Такая обстановка может существовать только в условиях террористической диктатуры господствующего класса, но никак не в условиях демократии. Это - как раз такие условия, которые массово создают такие бесчеловечные порядки, когда теория Павлова о пассивном рефлекторном реагировании ("безусловном" и "условном") не только "подтверждается" в реальности, но и довлеет над человечеством. Это - безвыходные ситуации стресса, принуждения и несвободы, когда поведение становится "бесцельным", воистину ненормальным: человек или животное не имеет ни малейшей возможности активно целенаправленно воздействовать на окружающую обстановку и становится ничтожным "рабом обстоятельств". Именно такова была обстановка для собак в жестко регламентированных опытах Павлова:


Собаки были крепко привязаны к опытной установке, напоминавшей средневековые орудия пытки; над ними перед этим производились болезненные, даже я бы сказал садистские операции - врезание фистул в желудок, ротовую полость, кастрация и т.д. и т.п. Такова же в сущности и обстановка для людей в безвыходных ситуациях, когда их лишили свободы действий: в тюрьме, концлагере или больнице, детском садике и школе. Насилие имеет целью сломать волю, заставить отказаться от целенаправленной разумной деятельности, полностью подчинить и поработить человека. Это состояние, называемое на немецком "Kadavergehorsam" - послушностью (как) трупа - выражается в невротическом, патологически пассивном поведении, неоднократно описанном в свидетельствах жертв средневековых пыток и политических репрессий:

На основании всего этого можно сделать вывод, что обстановка и условия опытов Павлова делали невозможным изучение нормального, естественного поведения подопытных животных. Ведь подвергшаяся мучительной вивисекции собака не имеет другой цели, кроме того, чтобы её перестали мучить и оставили в покое. Её поведение не может быть нормальным, она и не мечтает о каком-либо активном влиянии на окружающий мир. Она лишь скулит и воет - пока её не прибьют, чтобы она прекратила выть и скулить.

Как всё это мне напоминает то, что западный империализм вытворяет в подвластных ему странах (в особенности подвергшихся военной агрессии и оккупации - Ираке, Афганистане, Ливии), а поганец Иудушка Капутин вытворяет в отношении народа России, забитого его мафиозно-бюрократической олигархией!

Однако понять страшную долю собак Павлова я смог лишь после того, как прочёл книжку Вильяма Саржента "Битва за разум" (Battle for the Mind by William Sargant). Это - чисто либерально-идеалистическая книга, однако в ней Саржент очень хорошо показывает тождество обстановки опытов Павлова и поведения людей в условиях насилия и несвободы, делающих поведение патологическим, неадекватным, бесцельным или даже контрапродуктивным, суицидальным - как запредельный случай травмирования психики, ломки всех прежде выработанных оперантов.

Это необходимо знать, потому что мы погружаемся ныне в обстановку ужесточения антисоциалистической, антидемократической реакции, когда насилие торжествует над разумом, когда официальные нелепые доктрины торжествуют над научным знанием, причем не только в общественных, но и в естественных науках, например: "глобальное потепление" над явным наступлением малого ледникового периода, "саванная теория происхождения человека" над теорией формирования человека эпохой водной стадии развития, губительное "вакцинирование от ковид" вместо эффективной химиотерапии (гидроксихлорокин-HCQ или ивермектин-IVM плюс доксициклин-Doxy или азитромицин-AZM плюс Zn) и приёма витаминов C и D...

Совершенно не случайно господствующая над миром закулисная олигархия глобалистов-мультимиллиардеров ныне взяла на вооружение ущербное представление "рефлекторной" теории Павлова о человеке как машине с компьютерным управлением. Закономерно, что в нынешней обстановке ретроградного разворота к неофеодализму были реанимированы псевдонаучные представления Павлова, ставшие основой для абсурдно антинаучных мечтаний шарлатана Курцвейля и невежественного миллиардера Маска о "киборгах" и "личном бессмертии в ЭВМ".

Победа лжи, коррупции и невежества над разумом и правдой всегда имеет репрессивный, террористический характер, что должно быть всем известно по печальному опыту средневекового варварства и совсем недавнего фашизма. Поэтому я решил перевести и выложить здесь далее набор отрывков из книги Саржента, которые дают реальную картину того, чего человечеству следует ожидать от уже начатого под предлогом фальшивой "пандемии ковид" процесса реанимации феодализма и фашизма гнусной закулисой глобалистов-мультимиллиардеров, названного ими "Great Reset" - "Великий рестарт".

.

Комментариев нет:

Отправить комментарий