Начну с шаблонной
в подобных случаях фразы: "Александр Блок умер 101 год назад (7 августа
1921 года), но его творчество живо." И в доказательство прежде всего
процитирую вот эти его строки:
"О, я хочу безумно жить:
Всё сущее - увековечить,
Безличное - вочеловечить,
Несбывшееся - воплотить!",
которые близки мне потому, что больше всего на свете я хочу воплотить так и не
сбывшийся социализм!
Однако не будем
спешить и попытаемся трезво разобраться в том, каково творчество Блока и почему
оно всё ещё живо для весьма многих в России (смотри например здесь: https://stihi.ru/2011/08/07/34 ).
Итак, Блок был
одним из поэтов-символистов российского "серебряного века", то есть
позорного царствования Николашки 2-го Кровавого (1895, Ходынка - 1917, Февральская
революция). Символизм был отнюдь не русским изобретением, а идеологическим
ответом французской реакционной буржуазии на Парижскую коммуну 1870 года,
попыткой заслонить мощную реалистическую прозу Бальзака, Золя, Мопассана, Гюго,
Флобера и Франса индивидуалистической лирикой, суть которой - мелкобуржуазные эмоции
на темы сексуального влечения, неудовлетворенности мещанским существованием и
страха перед неизбежной смертью.
В царской России
произошло такое же идеологическое столкновение традиции реалистической
литературы (Гоголя, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Лескова и Льва
Толстого), анализировавшей действительность и критиковавшей её социальные
недуги, с завезенным из Франции символизмом, который подменил мысли эмоциями, а
правдивую картину реальности - мишурным мельтешением абстрактных символов.
Александр Блок
был типичным 100%-ным символистом, мастером плетения словесных символических
кружев. Его стихи - хаотический калейдоскоп ярких образов и бессвязных
эмоциональных фраз, которые невозможно назвать разумным мышлением. Вот как
пример - знаменитое стихотворение "Незнакомка", цитирую лишь вторую
половину:
"... А рядом
у соседних столиков
Лакеи сонные торчат
И пьяницы с глазами кроликов
"In vino veritas" кричат.
И каждый вечер, в
час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно,
пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними
поверьями
Её упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной
близостью закованный,
Смотрю за тёмную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне
поручены,
Мне чьё-то солнце вручено,
И все души моей извилины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса
склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит
сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине."
В чем тут
"глухая тайна"? - Да в том, что эта "незнакомка" -
проститутка, и вопрос лишь в том, какова ей цена. Хвалёный "культ
Прекрасной Дамы" Блока и прочих символистов - это специфическое циничное
чванство богачей, считающих себя "сверхчеловеками", вследствие
чего воистину сногсшибательными должны быть не только их автомобили, виллы,
яхты, но и, конечно, шлюхи, которыми они бахвалятся как якобы недоступными ни
для кого другого сокровищами ("и ключ поручен только мне")...
И хотя у Блока в
мозгу качались страусовые перья неврастении, он сам-то всё это отлично знал, видел
и даже намекал на это. Не случайно "Незнакомка" садится в ресторане
не где-нибудь, а именно у окна - напоказ прохожим, как товар в витрине
магазина! Таковы уж ухватки самой древней в мире профессии. Они мне уже
намозолили глаза - ведь сюда, в Берлин, понаехала тьма-тьмущая проституток со
всего света - из Латинской Америки, Украины, Африки, Таиланда. И они тут засиживают
все рестораны и кафе, как мухи оконное стекло.
Сейчас стоит
теплынь, и поэтому проститутки сидят не внутри, а за столиками, выставленными
наружу, на тротуар, и занимаются ловлей проходящих мимо фраеров. Это - та же
самая сцена, которую более ста лет назад на своих полотнах запечатлели
французские художники-импрессионисты - Ренуар, Тулуз-Лотрек, Сезанн и Ван-Гог.
Единственное новшество в том, что теперь этим занимаются не только
"девушки", но и "мальчики" соответствующей наружности... Но
вместо реалистического описания торговли сексом символист Блок нагородил
какую-то рифмованную шизу, которая сбивает с толку наивную публику. И лишь в
поэме "Двенадцать" он наконец-то осмелился правдиво описать ту же
самую действительность (цитирую):
"В кружевном
белье ходила -
Походи-ка, походи!
С офицерами блудила -
Поблуди-ка, поблуди!
Эх, эх, поблуди!
Сердце ёкнуло в груди!
Помнишь, Катя,
офицера -
Не ушел он от ножа...
Аль не вспомнила, холера?
Али память не свежа?
Эх, эх, освежи,
Спать с собою положи!
Гетры серые
носила,
Шоколад "Миньон" жрала,
С юнкерьём гулять ходила -
С солдатьём теперь пошла?"
Как объяснить это
явление? Поэтесса Анна Ахматова, которую я безоговорочно уважаю и чту за то,
что она преодолела символизм и стала автором уникальной по силе и правдивости
гражданской лирики, направленной против людоедского чудовища сталинщины, сказала
об этом очень метко и откровенно (цитирую):
"Когда б вы
знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда."
И Ахматова, и
Блок были виртуозами своего ремесла - стихосложения, о котором говорится:
"Что написано пером, того не вырубишь топором". В их стихах нельзя
заменить ни единого слова, не испортив их. Но ценность стихов безусловно
определяется их содержанием. Без него стихи - просто яркие безделушки,
пустозвонные побрякушки. Ахматова была сильной личностью, поэтому в зрелом
возрасте создала замечательные - и по форме, и по содержанию - поэтические
шедевры. А вот от Блока нам остались одни пустышки. Но почему?
Блок был
поэтом-символистом по образу своей жизни. Грубо говоря, он набирался
впечатлений, а потом его тошнило стихами, которые с каждым годом становились
всё совершеннее по форме. От впечатлений Февральской и Октябрьской революций
1917 года его вытошнило поэмой "Двенадцать". Но бесполезно искать в
этой поэме хоть сколько-нибудь ценные мысли о революции, классовой борьбе и
социализме. Нет, вся поэма - не более, чем блестящая имитация пошлых мещанских
частушек, но с обычной у Блока эффектной символистской концовочкой (цитирую):
"... Нежной
поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос."
Блок вырос
избалованным барчуком, защищенным от невзгод и ужасов реальности царской России
привилегированным положением и богатством родительского дома. Именно это его и
погубило в годы революции. Он привык есть устрицы, пить шампанское и покупать
шикарных шлюх, а когда лишился богатства и привилегированного положения и
понял, что прежнему образу жизни пришел конец, то "Прекрасная Дама"
стала для него "Катькой", а сам он в отчаянии уморил себя насмерть
хандрой.
Ну и наконец о
самом важном: почему творчество Блока по-прежнему живо для российских
интеллигентов определенного сорта. Совершенно естественно, что в нынешнюю реакционную
эпоху реставрации капитализма со всеми его мерзостями и преступлениями
символистская поэзия столетней давности (наряду с нынешней пошлой и бездарной
либерастской макулатурой) не только пропагандируется официальными органами
(дез)информации и мракобесного "просвещения", но и помогает
"патриотическим" интеллигентам закрывать глаза на отвратительную
реальность коррупционного господства в России буржуев и бюрократов, которое
(включая царистскую двуглавую курицу и белогвардейско-власовский триколёр) является
копией гнилого царизма перед самой его позорной кончиной.
Стихи Блока не
вызывают аллергической реакции у националистической буржуазии с её идеологией
"русской идеи", "русского мира" и "евразийства",
о которой я напишу заметку немного попозже. Кроме того, они не столь инфантильны,
как стандартная развлекальщина западных креаклов вроде графомана-русофоба
Стивена Кинга:
и не столь
откровенно омерзительны, как глобалистская гендерная пропаганда, превращающая
мальчиков в пидоров, а девочек - в лесбиянок.
.
Комментариев нет:
Отправить комментарий