четверг, 15 февраля 2024 г.

ТРИКОНТИНЕНТАЛЬ: МИР В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕПРЕССИИ - 4

Переходим к действительно заслуживающему внимания отрывку из этой брошюры. В нем излагается историческая и экономическая тупиковость капитализма, о которой совершенно правильно писали и Карл Маркс, и В.И. Ленин, и Генрик Гроссман. Эта истина очень мешает жить не только буржуям, но и всем предателям дела социализма, старающимся уютно устроиться под боком у диктатуры капитала - и социал-демократам, и путиноидам-сталинистам, и всяческим нынешним западным псевдо-"левым". Безумное хищничество и людоедство капитализма - главная преграда на пути дальнейшего прогресса человечества к социализму.

Мои пояснения и примечания в тексте - (курсивом в скобках).

*  *  *

"Закон тенденции нормы прибыли к падению

Анализ Маркса показывает, что капиталистическая система вращается вокруг стоимости, а не потребительной стоимости, вокруг производства (??? - нет, торговли), а не потребления, и вокруг (денежного) дохода, а не (удовлетворения) потребностей. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что весь процесс аккумуляции капитала определяется изменениями нормы прибыли. Реально вся постановка вопроса о падении нормы прибыли настолько важна, что Маркс характеризует ее как «самый важный закон современной политической экономии» (Karl Marx, Grundrisse: Foundations of the Critique of Political Economy (London: Penguin,1993), 748..

Как и все научные законы, закон тенденции нормы прибыли к падению является тенденциозным (??? - что за ерунда!) законом. Иными словами, сам закон постоянно подвергается модификации, смягчению и даже остановке действия (???) под воздействием противодействующих тенденций*. Проявит ли этот закон свою доминирующую тенденцию в определенный момент времени - это зависит от взаимодействия этой главной тенденции, т. е. падения нормы прибыли, и противодействующих ей тенденций. Однако сила доминирующей тенденции настолько велика, что рано или поздно она неудержимо заявит о себе.

Этот закон можно объяснить на двух разных уровнях. Первое объяснение, содержащееся в первом томе «Капитала», основано на изучении отношений между капиталом и наемным трудом, или капиталистом и наемным рабочим, отдельно от других усложняющих факторов. Второе объяснение, содержащееся главным образом в третьем томе «Капитала» (плюс несколько мимолетных упоминаний, сделанных в первом томе), относится к сфере конкуренции между капиталистами.

На уровне производственных отношений между капиталом и наемным трудом доказательство основано на анализе производства относительной прибавочной стоимости. Маркс различает два различных метода производства прибавочной стоимости: абсолютный и относительный. Производство абсолютной прибавочной стоимости не требует никаких изменений в технике и методах производства; оно основано просто на удлиннении рабочего дня. Чем длиннее рабочий день, тем больше труда придется затрачивать работнику, что при фиксированной заработной плате в результате даёт увеличение производства прибавочной стоимости. Относительная прибавочная стоимость, напротив, основана в своей наиболее явной и систематической форме на изменениях в технической базе и методах производства. Это - результат роста производительности труда в результате таких факторов, как развитие новых научных исследований (??? - технологий), создание новых материалов, применение научных открытий в технологии и создание новых методов производства.

По мере того, как рост производительности труда широко распространяется по всей экономике, для производства всех товаров будет требоваться все меньшее количество труда. Это, конечно же, относится и к набору потребительских товаров, потребляемых рабочими и их семьями. По мере удешевления потребительских товаров рабочие будут затрачивать всё меньше времени на производство суммы стоимости, эквивалентной их заработной плате, и, таким образом, будет тратить всё большую часть (неизменного) рабочего дня на производство прибавочной стоимости. Таким образом, поскольку товары, оплачиваемые на заработную плату, подешевели, капиталист присваивает большую сумму прибавочной стоимости. Вкратце, это и есть процесс производства относительной прибавочной стоимости.

Этот процесс является научной основой утверждения Маркса, выдвинутого еще в «Манифесте Коммунистической партии», о том, что владельцы капитала «не могут существовать без постоянной революции в орудиях производства» (Karl Marx and Friedrich Engels, ‘The Communist Manifesto’, in Marx and Engels Collected Works, vol. 6 (London: Lawrence and Wishart, 2010). В погоне за увеличением прибавочной стоимости (т. е. прибыли) капитал постоянно внедряет новую технику, материалы и методы, повышающие производительность труда.

Однако это создает противоречие для капитала. В большинстве случаев развитие технологий связано с внедрением в производственный процесс новых машин и более дорогих материалов. Таким образом, доля постоянного капитала (так называемого овеществленного труда) – т. е. заводов, машин, другого оборудования, дополнительных факторов, таких как энергия и других подобных затрат – увеличивается по отношению к живому труду (переменному капиталу - затратам но оплату рабочих). Увеличивается и то, что Маркс называет техническим строением и органическим строением капитала (мы не будем разбирать здесь различие между ними), т. е. отношение постоянного капитала к живому труду (??? - переменному капиталу). А ведь основное положение марксизма о стоимости утверждает, что создателем любой стоимости, а следовательно и прибавочной стоимости, является живой труд. Стремясь увеличить размер прибавочной стоимости, капитал тем самым вытесняет (сокращает) в процессе производства сам источник стоимости, т. е. труд.

Норма прибыли — это отношение прибавочной стоимости ко всему капиталу. Поскольку постоянный капитал (машины и т. д.) увеличивается быстрее, чем живой труд, и поскольку определенное количество живого труда может создать лишь определенное количество прибавочной стоимости, то (в этом отношении) знаменатель увеличивается быстрее, чем числитель, то есть снижается норму прибыли. Конечно, поскольку цель всего этого - увеличение относительной прибавочной стоимости, то числитель не останется прежним, а тоже увеличится. Это одна из тенденций, противодействующих падению нормы прибыли (и единственная, важная для наших целей) (это неправильно, особенно в наше время погони за экономической рентой, "сервисной экономики" и деиндустриализации!!!) Таким образом, результат определяется тем, что растет быстрее: производительность труда или органическое строение капитала. Но поскольку инвестиции, которые необходимо сделать для извлечения дополнительной прибавочной стоимости, увеличиваются по мере развития все более и более передовых технологий, на определенном этапе органический состав преодолеет противодействующую тенденцию, и норма прибыли начнет падать (это опять-таки неправильно, норма прибыли падает уже с тех пор как существует капитализм, что и проявляется в его закономерной подверженности кризисам!)**

Второе объяснение закона тенденции падения нормы прибыли - результат того же процесса, но рассматриваемого теперь с точкм зрения не производственных отношений между капиталом и трудом, а динамики конкуренции между капиталистами. Конечно, существует множество различных факторов, которые определяют, кто из них одержит победу в процессе конкуренции. Что нас здесь интересует, так это конкуренция в области цен, основанная на технических изменениях, которая также реально оказывается в долгосрочной перспективе наиболее важным фактором. Чтобы победить своих конкурентов, фирма изобретает новую технику или метод производства, который повышает производительность ее рабочей силы**.

Это означает, что индивидуальная (себе)стоимость товаров (или услуг) фирмы будет содержать меньше оплаты труда, чем сопоставимые товары (или услуги) ее конкурентов, что позволит ей снизить собственную цену. Это ставит конкурентов фирмы в затруднительное положение: либо они продолжат запрашивать ту же цену, что и раньше, что вызовет отток покупателей к их конкуренту, который может предложить тот же товар равного (а может быть, даже более высокого) качества по более низкой цене, или им придется соразмерно снизить свои цены, а это знач ит, что они понесут убытки по сравнению со своим конкурентом. Таким образом, в долгосрочной перспективе у других фирм нет другого выхода, кроме как принять ту же технику (или даже лучшую, если такие методы доступны), чтобы выжить. Как только это будет достигнуто, все фирмы смогут снизить свои цены до одного и того же уровня.***

Каковы последствия этого прогресса производительных сил? Этот процесс увеличивает расходы на средства производства (машины, оборудование, новые материалы и т. д.) для всех фирм, при этом сокращая им прибыль из-за этих дополнительных расходов, необходимых для модернизации. Результатом в долгосрочной перспективе является падение нормы прибыли. Отсюда мы видим, что при известных условиях, когда преобладающая тенденция преодолевает противодействующие, норма прибыли падает. ***

Для капиталиста целью производства является получение наибольшей прибавочной стоимости (прибыли) от имеющегося капитала, т. е. наибольшей нормы прибыли, возможной при данных обстоятельствах. Следовательно, падение нормы прибыли тем самым сделает капиталистов менее склонными вкладывать (в производство) новый капитал, т. е. наращивать (производительный) капитал, в тех же темпах, что и раньше. Это означает, что прибавочной стоимости становится недостаточно для продолжения расширенного воспроизводства. Поэтому марксистская теория кризиса – это теория не перепроизводства или недостаточного потребления, а кризиса сверхаккумуляции капитала.****

Еще полвека назад закон тенденции нормы прибыли к снижению был лишь теорией, хотя и очень мощной и, по нашему мнению, лучшей для объяснения капиталистических кризисов. Оно никогда не проверялось эмпирически и поэтому никогда не сравнивалась с реальной ситуацией на местах путём измерения различных показателей, таких как органический состав капитала, норма прибавочной стоимости как индикатор производительности труда и прежде всего, сама норма прибыли. Причина этого в том, что показатели стоимости являются воплощением производственных отношений и скрыты под слоями внешних проявлений реальных производственных отношений. Подобно атомам, которые образуют всю материю, но вовсе не видны невооруженным глазом, они не видны сразу и, следовательно, не поддаются непосредственному включению в полезную и правильную статистику. Следовательно, чтобы оценить и вычислить эти стоимостные категории, необходимо выполнить ряд процессов обратного преобразования на основе категорий, которые не используются в марксистском анализе, начиная со статистики национального дохода. Это было очень трудно сделать. Не было даже технологии, необходимой для такого рода расчетов и анализа.*****

Тем не менее, ранее был ряд несколько рудиментарных попыток измерения и оценки. Заслуживают упоминания новаторские работы Джозефа М. Гиллмана (Joseph M. Gillman, 1957) и Шейна Мэйджа (Shane Mage, 1963). Однако по-настоящему обоснованная работа стала проводиться только с 1970-х годов, когда такие марксисты, как Анвар Шейх, Э. Ахмет Тонак (один из авторов этой брошюры), Фред Мозли - Fred Moseley, Майкл Робертс - Michael Roberts и Гульельмо Карчеди - Guglielmo Carchedi, вступили на неизведанный путь вычисления этих переменных. В результате теперь у нас есть свидетельства того, что норма прибыли изменяется так, как предсказывал Маркс:

Майкл Робертс, «Мировая норма прибыли: важные новые данные», блог Майкла Робертса, 22 января 2022 г. Эта цифра основана на данных Penn World Tables 10.0. Как указывает Робертс, в этой базе данных нет различия между продуктивной и непродуктивной деятельностью. Однако там есть показатель, называемый внутренней нормой доходности основного капитала (internal rate of return on capital stock - IRR), который можно использовать в качестве хорошего показателя марксистской нормы прибыли******.

В отличие от теории недостаточного потребления, эта теория способна очень хорошо объяснить периодическое повторение кризисов. Когда аккумуляция капитала замедляется или даже останавливатся, класс капиталистов и их правительства, конечно, принимают меры, чтобы снова поднять норму прибыли до уровня, который вдохновит капиталистов делать инвестиции в новые производственные мощности. Иногда эти меры означают радикальные изменения в общем направлении экономической политики. Таков неолиберализм - стратегия атомизации мирового рабочего класса с целью повышения нормы прибавочной стоимости и одновременно нормы прибыли. Капиталисты без колебаний заменяют существующую государственную форму такой, которая может принять меры, которые лучше подходят для восстановления нормы прибыли. Чем сильнее противоречия между классами трудящихся и капиталистов, тем более репрессивными становятся режимы. Так было с приходом к власти нацистского режима Гитлера после биржевого краха 1929 года (конечно, не краха на Уолл-стрите, а глобальной Великой Депрессии), который поставил весь мир (кроме Советского Союза) на грань полного краха.

Наконец, мы хотели бы напомнить читателю о роли, которую финансы могут сыграть в отсрочке наихудших последствий кризисов, вливая в экономику все большие объемы кредитов и других форм финансирования и тем самым временно облегчая работу многих экономических единиц, отдаляя день расплаты, когда пузыри лопнут. Мировой финансовый кризис 2008 года является прекрасным примером такой расплаты*******.

Поэтому внешние проявления кризиса вообще вряд ли указывают на истинные причины этого кризиса. Поверхностная интерпретация вводит в заблуждение тех, кто пытается повернуть вспять эту тенденцию в пользу трудящихся масс, угнетенных народов и обездоленных всего мира, что приводит к политике, которая вряд ли поможет нам выбраться из депрессии.

Таким образом, мы подошли к концу довольно долгого пути объяснения механизма кризисов и следовательно - нынешнего кризиса. Но ждут ответа жгучие вопросы: почему возникают депрессии? Почему депрессии стали самой характерной и самой разрушительной формой капиталистических кризисов за последние 150 лет? Чтобы ответить на эти вопросы, мы обратимся к грандиозному видению Марксом исторического процесса - того, как человечество переходит от одного способа производства и от одной общественно-экономической формации к следующим. (Окончание следует)

---

Примечания behaviorist-socialist:

* Типично "левые" оговорочки. Дескать, Маркс хоть и прав, но не совсем, не во всём и не всегда. Поэтому капитализм якобы имеет право на существование...

** Факты свидетельствуют о неправильности этих "левых" ревизионистских оговорок. Средняя норма прибыли неудержимо падает:

а научно-технический прогресс производства перестал быть главным инструментом буржуев в борьбе за увеличение прибылей. Капитализм чем дальше, тем больше переключается на сверхэксплуатацию трудящихся недоразвитых стран, в которые из метрополий Запада уже вывезено всё трудоёмкое производство, на введение на Западе "сервисной экономики" с предельно низкой оплатой труда, на откровенные коррупционные махинации по грабежу госбюджетов с соучастием подкупленного политиканства, на людоедское ростовщичество, на военные сверхдоходы от поставок оружия империалистам и от грабежа стран-жертв агрессий и на извлечение экономической ренты - природной (из полезных ископаемых), земельной (из недвижимости) и монопольной (из глобалистской сверхконцентрации производства, торговли и финансов). Всё это - явно реакционные, ретроградные способы наживы. Эта тенденция свидетельствует о том, что капитализм видит своё спасение в новом феодализме и рабстве под защитой глобальной тоталитарной дигитально-полицейской диктатуры.

*** Всё это уже не актуально в силу сплошной монополизации капиталистической экономики в глобальных масштабах, которая теперь почти целиком находится в собственности банков и инвестиционных фондов. Цель и суть этой проведенной в 1980-х и 1990-х годах "финансиализации" - в как можно более полной ликвидации свободы конкуренции, что позволяет получать паразитическую монопольную ренту, как уже сказано в предыдущем примечании.

**** Этим объясняется извращенная логика "после нас - хоть потоп" ельцинско-путинских прихватизаторов, которые эксплуатировали сворованные у советского народа предприятия до полного износа средств производства, не делая никаких капиталовложений, а потом закрывая эти предприятия и продавая их на снос как недвижимость под застройку.

***** Вот тут-то авторы "Триконтиненталя", как говаривал Ленин, "в корне ошибаются", да ещё и обнаруживают своё позорное невежество. Всё это было сделано, причём безупречно, почти сто лет назад марксистским политэкономом Генриком Гроссманом в его изданном в 1929 году фундаментальном труде "Закон аккумуляции (капитала) и краха капиталистической системы" - "Das Akkumulations- und Zusammenbruchsgesetz des kapitalistischen Systems" von Henryk Grossmann, сокращенный перевод которого я выложил здесь: https://behaviorist-socialist-ru.blogspot.com/2020/11/grossman-law-of-accumulation-and.html (начало) и https://behaviorist-socialist-ru.blogspot.com/2021/02/grossman-law-of-accumulation-and_5.html (окончание). Это действительно научный количественный анализ процесса капиталистического производства.

****** Сравните этот график с графиком в моём примечании**, на котором я обозначил войны как важнейший инструмент повышения нормы капиталистической прибыли. Эти графики чрезвычайно важны для понимания того, что капитализм необходимо уничтожить на всей Земле как можно быстрее. Капитализм означает неизбежность войн, в которых проклятая буржуйская нечисть загребает сверхприбыли, а "нищеброды" гибнут миллионами. При любой дискуссии с либерастской (и вообще прозападной) мразью надо прежде всего тыкать ей в глаза эти графики.

******* Ложь. Смотри примечание **** к предыдущей блогозаписи. Никакой расплаты для виновников, раздувающих спекулянтские пузыри на биржах, не бывает. В кризисах "инсайдеры" - то есть крупный финансовый капитал - поедают буржуйскую мелюзгу и обирают до нитки народ.

.

Комментариев нет:

Отправить комментарий