В августе я взялся было за перевод глав из книги проф. Скиннера "Наука и поведение
человека" - "Science and Human Behavior". В силу того, что объём этой книги значителен (порядка 500 страниц),
а также того, что многое в этой книге является в значительной мере повторением
текстов Скиннера, ранее переведенных мною и выложенных на этом блоге, я решил
переводить не всю книгу целиком, а лишь отдельные главы, причём выборочно,
вразбивку. Потом добавился ещё один фактор, затормозивший это дело. Мне
сообщили, что некое издательство "Оперант" похвалилось, что
"готовит" перевод этой книги на русский язык. Ну что же, даю
этому издательству шанс показать себя на деле. А пока выкладываю лишь то, что до этого уже перевёл сам, и, как говорится,
"будем посмотреть", когда "Оперант" опубликует перевод
книги целиком...
Как предисловие -
некоторые важные соображения по теме неврозов и их лечения, которые Скиннер немного
упустил из виду. Очевидно, что невроз - это "патологическое
выражение" неадекватной адаптации индивида к окружающей его повседневной
действительности. Невроз не обязательно возникает от того, что "человеку
объективно плохо", т.е. от того, что он пребывает в нищете, или в рабстве,
или болен физически. Невроз - это когда человек "задёрган",
или "не находит себе места", или у него "каша в голове" или
"всё из рук валится". А
это значит, что управляющие его поведением факторы подкрепления тянут его в
разные стороны, не сложившись в ходе индивидуального развития в единую
гармонично функционирующую систему.
Это состояние хорошо описал Пушкин в 8-й главе "Евгения
Онегина":
"Онегин (вновь займуся им),
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга,
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
Им овладело беспокойство,
Охота к перемене мест
(Весьма мучительное свойство,
Немногих добровольный крест).
Оставил он свое селенье,
Лесов и нив уединенье,
Где окровавленная тень
Ему являлась каждый день,
И начал странствия без цели,
Доступный чувству одному;
И путешествия ему,
Как всё на свете, надоели;
Он возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал."
Так как образ
жизни человека неизбежно формируется и диктуется общественными отношениями, то
выражение "человек не находит себе места" означает, что он не находит
себе места в системе общественных отношений, или отводимое ему место его
совершенно не удовлетворяет. Вот это-то состояние и называется в
психиатрии "неврозом", а социологии - "отчуждением", или
"аномией".
Ясно, что человек
не может спокойно жить, находясь в диссонансе (поведенческом, а вовсе не
"когнитивном"!) с окружающим его миром. Обратите внимание на конец
этого текста, где Скиннер вскользь упоминает, что управляющие поведением
человека операнты обычно не осознаются им, как рыбой не осознаётся
существование воды, в которой она плавает. Операнты - как раз то самое,
о чём говорят: "Со стороны виднее". В выявлении и исправлении диссонанса оперантов и состоит задача поведенческой,
бихевиористской психотерапии.
Люди обычно
пытаются преодолеть это тягостное и порой постыдное для них состояние
самостоятельно, без помощи психотерапевта. Самое простое "решение"
(не решающее проблему) - это встряска, "перемена мест", то есть в простейшем
случае - выпивка или потребление наркотиков.
Ну а интеллигенты пытаются докопаться до сути. Например, книга Зощенко "Перед
восходом солнца" целиком и полностью посвящена истории борьбы (причём
очевидно безуспешной) автора со своим невротическим состоянием, которое
являлось результатом коренных ломок его повседневной жизни I Мировой войной и потом Октябрьской
революцией. Зощенко так и не нашёл своего места в советской действительности,
не смог успешно адаптироваться к ней, о чём совершенно справедливо сказано в
преданном всеми либерастами анафеме докладе Жданова "О журналах
"Звезда" и "Ленинград". (Очень рекомендую прочесть,
там этот диагноз сформулирован ясно и метко).
С другой стороны, попёныш и контрик Булгаков, даже будучи
обласканным самим Сталиным, своим творчеством выражал абсолютное неприятие
советского строя, например, в повести "Театральный роман":
(Гл. 2) "Дело в том, что, служа в скромной должности
читальщика в "Пароходстве" (подразумевается газета
"Гудок"), я эту свою должность ненавидел и по ночам, иногда до
утренней зари, писал у себя в мансарде роман" (...)
(Гл. 7) "Однако это не избавляло меня от жестокой
необходимости жить дальше. Я проверил свое прошлое.
- Итак, - говорил я самому себе, во время мартовской вьюги
сидя у керосинки, - я побывал в следующих мирах.
Мир первый: университетская лаборатория, в коей я помню
вытяжной шкаф и колбы на штативах. Этот мир я покинул во время гражданской
войны. не станем спорить о том, поступил ли я легкомысленно или нет. После
невероятных приключений (хотя, впрочем, почему невероятных? - кто же не
переживал невероятных приключений во время гражданской войны?), словом, после
этого я оказался в "Пароходстве". В силу какой причины? Не будем
таиться. Я лелеял мысль стать писателем. Ну и что же? Я покинул и мир
"Пароходства". И, собственно говоря, открылся передо мною мир, в
который я стремился, и вот такая оказия, что он мне показался сразу же
нестерпимым. Как представлю себе Париж, так какая-то судорога проходит во мне и
не могу влезть в дверь. (...) И как ни талантлив Измаил Александрович, но уж
очень противно в Париже. Так, стало быть, остался я в какой-то пустоте? Именно
так."
Кончил Булгаков ещё печальнее, чем Зощенко. Его прикончила
наркомания (морфинизм), к которой он пристрастился ещё будучи студентом-медиком.
Почему я пишу об этом? Да потому, что в невроз может попасть целая страна. Вот уже двадцать пять
лет Запад и банда расейских олигархов и чинуш, плюс их прихвостни-либерасты,
пытаются запихнуть население осколоков СССР обратно в капитализм, принять
капитализм как некое якобы "безальтернативное, естественное состояние
человечества". И при этом они не чураются ни массовых убийств, ни
массовой промывки мозгов, которая приводит к бесчисленным личным трагедиям и
даже самоубийствам жертв буржуйского охмурёжа.
Неврозы и психозы
становятся жуткой "нормой" в обществе, которое претерпевает
катастрофическую ломку общественных отношений, принуждающую всех и каждого к
радикальному изменению норм поведения и сущности межличностных отношений. Это -
жестокий процесс даже в том случае, когда радикальное изменеиие общественного
строя носит прогрессивный и справедливый характер, как в случае Октябрьской
социалистической революции. Но что тогда сказать о реакционном, преступном
государственном перевороте, который был произведён для разрушения СССР и
реставрации поганого капитализма по наущению смертельного врага - Запада???
Зощенко и
Булгаков были интеллигентными людьми. Но им так и не удалось адаптироваться к
советской действительности. А теперь вдумайтесь, какое вопиющее преступление
против человечности представляло собой принуждение 180-миллионного населения
СССР адаптироваться к реальности мошеннического, мафиозного капитализма,
который насильно насаждался катастроечниками и прихватизаторами 1990-х годов -
Гайдаром, Чубайсом, Кудриным & Co. Это была массовая
трагедия, геноцид, холокост народов СССР во имя "идеалов свободного
рынка". И этот процесс далеко не закончился. Большая часть народа России
по-прежнему не смирилась с капиталистическим либерастским "новым
порядком". Я верю, что олигархочиновничий строй потерпит в России крах, и
что не позднее чем через 10 лет в Москве перед зданием расстрелянного агентами
Запада Верховного Совета - "Белого Дома" - будет сооружен памятник
жертвам антисоветского государственного переворота...
1990-е годы - это
"Смутное время" насаждение чумы капитализма во всех обломках СССР и
порабощения их Западом. Но русский народ - не единственная жертва этой чумы. Буржуазное
общество, нацеленное на максимализацию прибылей капиталистов, приносит им в
жертву всё остальное человечество, то есть даже не 99%, а 99,999% людей. Этот
факт буржуям приходится всеми силами скрывать. Именно для этого служит реклама
и пропаганда. Давайте сопоставим романы Тергенева и Толстого, или даже
коротенькие занимательные рассказы того же Зощенко с продукцией Голливуда. Если первые - "критические
реалисты", то есть настоящие писатели - черпали мотивы и стимулы своего
творчества в разнообразных проблемах действительности и пытались (порой
безуспешно) решить эти проблемы в своих произведениях, то Голливуд обыгрывает
(в разных маскировках - от "ковбоев" до "инопланетян") одну
и ту же примитивную, шаблонную схему сюжета, прославляющего буржуйское "суперменство":
Герой попадает в
новую для него ситуацию. Сначала он поддаётся на обман и интригу и
действует как "плохой" заодно с "негодяями". Зритель
досадует и злится. Потом герою что-то (совесть или сексуально привлекательная
героиня) открывает глаза на действительность. Герой радикально меняет свою
позицию и буквально топит в крови или испепеляет всех "негодяев".
Триумф справедливости, фанфары и "хэппи-энд". Зритель радуется и
восторгается "американским образом жизни" и западной
"демократией".
Тот, кто считает всё это голливудское дерьмо "культурой"
- тот просто недоумок, идиот. Но хуже
всего то, что капитализм, распоясавшийся за 25 лет абсолютного господства над
миром, приобретает всё более бесчеловечные, дьявольские черты. С 2008 года продолжается
и обостряется очередной глобальный кризис капитализма. И как мы уже два
раза видели в истории, капитализм неизменно ищет выхода из экономического
кризиса через грандиозную бойню мировой войны.
Почему? Да потому, что мирное извлечение прибылей из
производства зашло в тупик. Капиталистический
"кризис перепроизводства" - это бесприбыльность производства (которая,
заметим, не только не вредна, а напротив, нормальна для социализма). Поляризация
богатства в результате буржуазного извлечения прибыли из производства в итоге
вызвала долговую дефляцию, то есть уничтожение платежеспособного спроса, и
единственной сферой капиталовложений для буржуев осталась азартная игра на
бирже с нулевым суммарным выигрышем ("zero-sum game"), то есть банальное перераспределение капитала из одних рук в
другие. Буржуазная экономика при этом (и частный сектор, и государственная
казна) остаётся перегруженной неоплатными долгами, которыми её нарочно оплели
банкиры.
В этой тупиковой ситуации буржуи затевают войну, включающую
массированное субсидирование государством военного производства и
"дисциплинирование" народа под лозунгом: или рабский труд на
конвейере, или ужас и смерть в окопах. Военное производство приносит буржуям
сверхприбыли, так как во-первых "победить надо любой ценой", а
во-вторых военная продукция (как и все остальные материальные ценности) постоянно
расходуется и уничтожается военными действиями. При этом, более того, уничтожаются "лишние рты", то есть и
солдаты, и мирное население. Остаётся лишь чистая прибыль. Война - это
рог изобилия для буржуев. Для того,
чтобы начать войну и задушить протесты против войны, в сфере политики и
идеологии буржуи выбрасывают на помойку свою лицемерную "демократию"
и вытаскивают из нафталина фашизм.
Однако блаженство не бывает беконечным. Войны кончаются
истощением сил одной из воюющих сторон. И если потерпевшие поражение (и народ, и буржуи) подвергаются грабежу в
виде контрибуций победителям, то победители получают проблемы отсутствия спроса
на военную продукцию, массовой безработицы и милитаризованной экономики-уродца,
не приспособленной к запросам послевоенного восстановления.
Так было после I Мировой войны. Закономерно последовавший за
ней кризис 1920-30х годов неизбежно привёл капитализм к разжиганию II Мировой
войны. Но после II Мировой войны капитализм, наученный горьким опытом, просто
оставил милитаризованную экономику Запада безостановочно работать дальше под
лозунгом "Холодной войны". Именно от этого предостерегал президент
Эйзенхауер в своём знаменитом последнем обращении к американцам, и именно этому
хотел положить конец президент Кеннеди, за что и поплатился жизнью. После II Мировой войны кризису были отданы на растерзание
лишь страны капиталистической периферии (колонии Запада в Африке и Азии, плюс
неоколониальные режимы империализма США в Южной и Центральной Америке). Продолжавшаяся
полвека "Холодная война" была, конечно, не такой уж и
"холодной": практически непрерывные агрессии Запада (например, против
Кореи и Вьетнама) убили в общей сложности как минимум 20 миллионов человек.
Но теперь буржуйский
Запад (по изложенным выше причинам) явно взял курс на новую мировую войну. И
она имеет свои особенности, важнейшей из которых является то, что Запад ведёт
её руками своих марионеток. Тому есть две главные причины. Во-первых, это позволяет Западу уклониться от
конфронтации в том случае, если она станет для него явно опасной. А
во-вторых, туземное пушечное мясо куда дешевле "цивилизованного", то
есть пиндосского или НАТОвского.
А причина того,
почему Западу удаётся таскать для себя каштаны из огня чужими руками (например,
"свидомых" или "исламистов"), объясняется изложенной выше
сутью неврозов и голливудских сценариев. Какую бы политическую или военную
аферу западного империализма мы ни взяли, в них идеология (либерализм для расейских белогандонников, халифат
для террористов-такфиров или бандерофашизм для свидомитов) является лишь мёртвой маской, шелухой. Её реализация, претворение в
жизнь в результате империалистской аферы никоим образом не предусматривается.
Это мы видели и в Афганистане, и в Ливии, и вообще везде, где Запад
затевал свои "цветные революции" и майданы. Сам же внушаемый Западом своим марионеткам
сценарий и образ действий (оперантная суть аферы) - чисто голливудский:
"Вот мы вам открыли глаза на негодяев, поэтому громите их, убивайте,
грабьте и насилуйте. В результате получите не справедливое возмездие, а хэппи-энд
(реализацию внушенной вам идеологии). Ваш триумф неизбежен, потому что за
вашими спинами стоит вся мощь военной машины Дяди Сэма и НАТО".
--
Мальчик с гранатой в
Центральном парке Нью-Йорка.
Фото Дианы Арбуз
Напомню, что в
этом буржуи (не только немецкие, но и американские, например Генри Форд и
Прескот Буш - папаша и дедушка недавних президентов США, и англо-голландские -
"ротшильдовские") уверяли и гитлеровцев - "арийских
сверхчеловеков, нацию господ". Результат известен всем. Такой же конец ждёт и свидомитов, и ИГИЛ,
и расейских кретинов-"креаклов" (либерастов). Все они - одновременно и преступники-соучастники,
и жертвы-психопаты ЦРУшной программы разрушения государств и хаотизации обществ,
основанной на оперантной (а вовсе не "идеологической") манипуляции
поведения широких масс населения стран, намеченных как жертвы
"революций" и майданов.
В заключение подытожим
то, что надо сказать о неврозах и психотерапии в дополнение к нижеследующему
тексту Скиннера.
Во-первых, суть
невроза или психоза не в "безумных идеях" психопата, а в вызываемых
ими его фактических актах поведения, которые препятствуют его адаптации к
действительности, в его неадекватных реакциях на оперантные стимулы (ложно интерпретируемые
им в соответствии со своей "индивидуальной картиной мира"), которые во
взаимоотношениях с окружающими дают ему не положительное подкрепление, а
большей частью наказания. Например, в капиталистическом мире мечтательная
девушка хочет сделать карьеру, стать кинозвездой или по меньшей мере гламурной
моделью, а на самом деле постепенно становится дешёвой проституткой. В
результате медиальной оперантной манипуляции (например, голливудскими фильмами
о Золушках, выходящих замуж за принцев или миллионеров) она стала абсолютно
слепа к реальности капиталистического обществеа, в котором абсолютно всё
(включая секс и "любовь") превращено в предмет купли-продажи.
Во-вторых, этот же пример показывает, что неадекватное
(невротическое) поведение - результат или неправильного воспитания (или
отсутствия такового), или коварного манипулирования поведением. В первом случае система неадекватных (суеверных)
оперантов вдалбливается горе-воспитатерями, а во втором - при помощи внедрения
неадекватных шаблонов оперантного поведения в расчёте на реакцию подражания (по
английски - copy-cat) настойчивой
многократной медиальной демонстрацией совершенно нереального развития событий,
которая постепенно подменяет у жертв такой манипуляции адекватные шаблоны
поведения невротическими, неадекватными. Реклама и пропаганда всегда "дают
пример" для подражания и побуждают соответственно активно действовать (в
чём их отличие от мёртвых абстракций идеологии).
В нынешнем
массовом буржуйском обществе повседневная реальность - предельно упрощенная и стандартизованная,
в которой медии формируют своими сказочками слабоумных конформистов, утративших
способность адаптироваться к каким-либо иным условиям существования. Трезвая
оценка ими своей дефективности глушится постоянной рекламной и голливудской
призрачной фантасмагорией, в которой они сопереживают всяческим
"хероям" вестернов или звёздных войн. Именно из таких неадекватных недорослей
рекрутируются и "болотные" либерасты, и бандерофашисты, и ИГИЛовцы.
В-третьих, и это
самое важное: повторяю, что вследствие этого общество целиком, включая все его
нормы и стандартные репертуары поведения может определенное время быть психопатическим.
Хороший пример - нынешняя Украина. Там медиальная идеологическая упаковка
действительности совершенно иная, чем сама упакованная в ней действительность.
При этом царящая фальшивая и неадекватно интерпретируемая система общественных
отношений, или говоря по-бихевиористски - система общеобязательных оперантных
взаимодействий людей в повседневности - не даёт им положительного подкрепления.
Положительное подкрепление люди в такой ситуации получают лишь от запрещенных
или нежелательных действий, включая явно преступные, что ведёт к разложению
общества в результате прогрессирующей конфликтности и фальши межличностных
отношений.
(Это явление,
называемое в социологии "аномией" или "отчуждением",
пытался интерпретировать (причём совсем неправильно) "ситуационист"
Ги Деборд в довольно забавной, но безнадёжно запутанной типично французским
фразёрством книжице "Общество спектакля" - "Society of The Spectacle" - при
помощи гегельянской диалектической фразеологии. Его главная ошибка - хоть он и
поместил в начало эпиграфом совершенно правильную цитату из Фейербаха об
обожествлении иллюзии - состояла в том,
что идеология вовсе не
"материализуется" в массовом буржуазном обществе, а на самом деле
ведёт в нём полностью независимое от общественной реальности
"идеальное" медиальное существование, становясь новой психопатической
религией иллюзии, спектакля или "симулякры", и что,
следовательно, отчуждение (так назыв. "ложное сознание") вовсе не
преодолевается этой мнимой "материализацией идеологии", а наоборот,
обостряется до предела тотальной подменой реальности иллюзией. Таким образом,
невроз и психопатия становятся нормой поведения в буржуйском обществе.
Напротив, бихевиоризм объясняет бесплодность попыток сфальцифицировать
действительность тем фактом, что абстракции как когнитивистские призрачные
"свободные желания автономной личности" бессильны против реального -
причём в особенности неосознанного - оперантного кондиционирования. То, что
Деборд расписывает в конце книги (начиная с параграфа 216) - это, по-видимому,
то, как буржуазия хотела бы видеть триумф своего рекламно-пропагандистского фокусничества,
а не его нынешнее жалкое фиаско. Но этого, к сожалению, не могут понять когнитивисты
и все им подобные - те, кто носятся с фикцией "сознания" и
"самосознания" как якобы движущей силы человеческого поведения,
подобно дураку с писаной торбой...)
М-да, я очень
хорошо помню чисто когнитивистский догмат о важности идеологии, о необходимости
борьбы против буржуазной идеологии, который мне вдалбливали (признаюсь, что
безуспешно) сначала в советской школе, а потом и в университете. И вот вдруг
оказывается, что бихевиористским анализом поведения установлено, что
"идеи" и "идеологии" имеют крайне слабое влияние на
поведение, абсолютно несопоставимое по силе с мощным эффектом оперантного
кондиционирования! И поныне большинство бывших советских граждан и даже их
родившихся после уничтожения СССР детей свято верит в магическую силу идеологии,
и беззаветно уповает на неё (одни - на либеральную, другие - на
коммунистическую, третьи - на религиозную, четвертые - на националистическую...
и т.д.) Факт бессилия идеологий для
них неприемлем, потому что непривычен. Поэтому для них парадоксален и
"идеологически неправилен" тот факт, что предательство социализма и
разрушение СССР было совершено самыми что ни на есть "верными
коммунистами-ленинцами", непогрешимыми верховными жрецами официальной
советской идеологии - членами политбюро и ЦК КПСС... Однако те, кто хотят
возрождения социализма, должны усвоить факт бессилия идеологии и мощи
оперантного управления поведением, и взять его на вооружение, чтобы победить
противников.
Теперь ясно видим
то, чего каким-то образом якобы "не видели" КПССные катастройщики и
прихватизаторы: что капиталистическое "общество" - это больное,
зараженное патологическим индивидуализмом и насквозь пропитанное медиальной
ложью анти-общество, которое своим безумием погони за прибылью не только
растранжиривает ресурсы Земли и загрязняет природу, но и губит кризисами и
захватническими войнами целые народы. Капитализм не имеет будущего и несёт
человечеству гибель именно потому, что в нём интересы, цели и действия
господствующего класса спрятаны под сплошным покровом лжи и лицемерия, а массы
народа превращаются рекламой и пропагандой в стадо невротиков и психопатов.
Ну а что касается
психотерапии, то единственная действенная психотерапия в этом случае - это (как
учил Ленин) социалистическая революция, устанавливающая социальную справедливость
и уничтожающая и классовое господство, и экономическую эксплуатацию. Но для
того, чтобы она уничтожила ещё и манипуляцию поведения и кондиционирование
народа в направлении неадекватного реагирования на стимулы, лакируемое сверху
какой-нибудь мишурной "идеологией", эта революция сверх того должна
быть ещё и бихевиористской. Такова задача, которая теперь поставлена историей
перед бихевиористским социализмом.
Здравствуйте. Как объяснить "когнитивные искажения" в терминах бихевиоризма?
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалить