Михаил Зощенко 28.7(9.8.).1894-22.07.1958. Рисунок Юрия Анненского
Зощенко - один из моих любимых авторов. Почему? - Да потому, что он был на 100% критический реалист - он никогда не лицемерил в своих произведениях. Он мог искренне заблуждаться, в частности, он внушил себе веру в псевдонауку фрейдизма, но до конца остался реалистом и сознательно не повторял лживую официальную пропаганду о "райской жизни" при сталине. Обе эти особенности Зощенко четко прослеживаются в его повести "Перед восходом Солнца", написанной в 1943 году:
"Я верю только своим глазам. Как Гарун аль Рашид, я хожу по чужим домам. Я хожу по коридорам, кухням, захожу в комнаты. Я вижу тусклые лампочки, рваные обои, белье на веревках, ужасную тесноту, мусор, рвань. Да, конечно, только недавно миновали тяжелые годы, голод, разруха…"
Именно за это Зощенко подвергался систематической травле в жуткие годы сталинщины. От советских писателей тогда требовалось "следовать линии партии", то есть по-холуйски восхвалять конопатого ублюдка сталина и подпевать "показухе" лубочного лже-социалистического сю-сю-"реализма". Это означало бы для Зощенко полный отказ от критического реализма великих русских писателей 19-го века от Пушкина и Гоголя до Толстого и Горького, который был голосом правды и чести в стране, страдающей и поныне от традиции холуйского раболепия перед властителями.
За это Зощенко заклевали клеветнической "критикой"; его запретили публиковать, но так и не посадили. Зощенко пришлось после 2-й мировой войны и до конца жизни зарабатывать себе на хлеб сапожным ремеслом, починяя обувь.
Вот как Зощенко описывает в той же повести "Перед восходом Солнца" свой ужас перед массовыми репрессиями сталинщины (который он, как я уже упомянул, приписывал совершенно ложной, бредовой фрейдистской "причине" - мнимому страху кастрации, якобы испытанному в младенчестве):
"Этот
страх жил ночной жизнью, в сновидениях.
А днем, в столкновении с объектом
устрашения, он проявлялся только
косвенным образом - в непонятных
симптомах, кои могли сбить с толку любого
врача.
Мы знаем, что такое страх, знаем
его воздействие на работу нашего тела.
Мы знаем его оборонительные рефлексы.
В осное их - стремление избежать
опасности.
Симптомы страха разнообразны.
Они зависят от силы страха. Они выражаются
в сжатии кровеносных сосудов, в спазмах
кишечника, в судорожном сокращении
мышц, в сердцебиениях и так далее. Крайняя
степень страха вызывает полный или
частичный паралич.
Именно такие
симптомы создавал неосознанный страх,
который я испытывал. В той или иной
степени они выражались в сердечных
припадках, в задержке дыхания, в спазмах,
в судорожном подергивании мышц.
Это
были прежде всего симптомы страха.
Хроническое присутствие его нарушало
нормальные функции тела, создавало
стойкие торможения, вело к хроническим
недомоганиям.
В основе этих симптомов
была "целесообразность" - они
преграждали мой путь к "опасности",
они подготовляли бегство. Животное,
которое не может избежать опасности,
притворяется мертвым. Подчас я притворялся
мертвым, больным, слабым, когда было
невозможно уйти от "опасности".
Всё
это было ответом на раздражение,
полученное извне. Это был сложный ответ,
ибо условные нервные связи, как мы в
дальнейшем увидим, были весьма сложны."
Откровенно говоря, мне не нравится эта повесть Зощенко. Потому, что в ней (в отличие от творчества Анны Ахматовой, называвшей вещи своими именами) Зощенко затуманивает ипохондрией и псевдонаучной фразеологией фрейдизма (под соусом "учения И.П.Павлова о рефлексах") совершенно естественный страх перед разгулом массовых репрессий и клеветническими доносами. Из-за этого все многочисленные реалистические эпизоды в повести полностью лишены социально-политического осмысления как свидетельства предательства дела социализма, совершенного сталиным и его приспешниками. Именно осмысление этого, исподволь вызываемое у читателя сатирическим реализмом Зощенко, и было причиной той самой "опасности" навлечь на себя ещё более свирепые репрессии. Короче, это - слабая, больная и неудачная повесть Зощенко (которую на Западе расхваливают именно из-за её фрейдистской тенденциозности).
Я люблю совершенно другого Зощенко - критического реалиста, у которого сатира была оружием борьбы со злом, ложью, насилием, подлостью, мещанством, лицемерием и прочими пережитками традиционного образа жизни самодержавной России, заметёнными сталинщиной под ковёр "показухи". К несчастью, этот образ жизни стал господствующим после того, как СССР был уничтожен и на его развалинах западные "консультанты" наделали кучу уродливых реакционных прозападных режимов, не имеющих будущего - буржуйско-бюрократическую Эрэфию, бандерофашистскую Украдину, обанкроченные прибалтийские Вымираты и восточные деспотии Закавказья и Средней Азии. Совершенно ясно, что выход из этого позорного исторического тупика, навязанного Западом, один - возрождение социализма.
Поэтому моя любимая книга Зощенко - это повесть "Голубая книга", проникнутая гуманизмом, оптимизмом и верой в светлое социалистическое будущее человечества. Реализм многочисленных историй, наполняющих её - воистину бихевиористский, потому что в каждом случае он конкретно показывает оперантное обусловливание поведения людей. Очень рекомендую всем прочесть эту книгу.
.
Комментариев нет:
Отправить комментарий