вторник, 14 февраля 2023 г.

КОТАРБИНЬСКИ - РАЗМЫШЛЕНИЯ О ДОСТОЙНОЙ ЖИЗНИ - 6

 

Кот харбинский

Тадеуш Котарбиньски:

"Практический реализм

Настало время охарактеризовать главную позицию, с которой мы намерены рассматривать возможности планирования жизни. Мы назовем её практическим реализмом, и были бы рады, если её характеристики оправдают выбор этого названия.

Черты практического реализма выступают наиболее отчетливо, если подходить к делу так, как будто автор находится в положении опекуна дорогих ему людей, ответственного вообще и в частности перед своей совестью за их судьбу.

Он, несомненно, разделит тот принцип, которому медики уже столетиями (должны) следовать, сформулированный на латыни словами: primum non nocere, т.е. прежде всего не причини вреда. Это - завет благоразумия, осмотрительности и осторожности. И это предостережение гармонично согласуется со вторым, также очень часто повторяемым в медицине: заменить терапию профилактикой, а точнее по-русски: лечение болезней заменить их предотвращением, то есть заботиться о здоровье, а не только реагировать лечением на возникшую болезнь. И в полном соответствии с этим указанием находится третий принцип, в формулировке которой поэты соревнуются с врачами. Врачи советуют немедленно начинать лечение в самом начале болезни, пока она не распространилась по организму и не обострилась. А античный поэт призывает: principiis obsta, sero medicina paratur, что означает более или менее то же самое, с той лишь разницей, что постулат относится не к конкретным болезням, а ко всем порокам, ведь они усиливаются постепенно, и их легче искоренить в начальной фазе развития, чем в более поздней. Именно о таком широком, а не специально медицинском понимании всех трех приведенных выше принципов мы будем говорить в данном эссе.

Эти, а также другие принципы практического реализма являются выражением первостепенного значения защиты от зла, и такой выбор имеет достаточно оснований, чтобы отдавать приоритет более важным делам по сравнению с менее важными в данной интерпретации понятия важности. Ведь что означает, что что-то важнее, чем что-то другое? Сразу напрашиваются три варианта понимания такого противопоставления: либо мы хотим сказать этими словами, что первое важнее второго, т. е. например, строительство дороги между двумя городами важнее, чем строительство сарая для инструментов на садовом участке), или мы хотим констатировать, что первое заменить труднее, чем второе (например, потерю зрения труднее вернуть, чем потерю обоняния), или наконец, мы утверждаем, что первое борется с уже существующим большим злом или предотвращает большее зло (например, хирургическая операция, устраняющая причину хронического заболевания, важнее, чем прием лекарств, временно утоляющих боль или лишь смягчающих симптомы). Итак, практический реалист, став таковым, конечно, учитывает различную важность во всех трех пониманиях этого термина, но главное для него — это действовать постоянно и прежде всего согласно иерархии важности дел в том значении, которое указано в предыдущей фразе.

Одна из главных заповедей в этом направлении – учитывать свои возможности. "Желайте того, что возможно", - советует один поэт-мыслитель, выступая против погони за капризной, необдуманной прихотью. Но как узнать пределы возможного? Невозможность чего-то иногда легко доказать анализом понятий, сведением идей к абсурду. Например, доморощенный экономист вдохновенно провозглашает якобы спасительный лозунг: пусть правительство напечатает достаточно денег и распределит их поровну между всеми, и бедных не будет, все будут богатыми и настанет всеобщее благоденствие. Но это - очевидное заблуждение, незрелая идея, которая в известных нам условиях приведет к инфляции, а не к улучшению материального положения. Однако, если можно заранее выяснить то, что невозможно, нет возможности узнать заранее то, что возможно. Осуществимость конкретного плана действий надежно доказывается только успешной попыткой его осуществления. Практические реалисты советуют принимать это во внимание и помнить,что существующее положение вещей самим своим существованием оказывается возможным, поэтому терпимым и поэтому приемлемым. Тогда оно не требует доказательства своей возможности попыткой своего осуществления, однако любое предлагаемое изменение требует такого доказательства. Таким образом, реалист учит умению довольствоваться тем, что имеется, в ситуациях, когда желание изменений похоже на фантазирование. Однако он не рекомендует фундаментальный консерватизм. Напротив, нужны разумные изменения, если полученная информация указывает на то, что сохранение status quo - существующего положения - привело бы к ухудшению ситуации. Он постоянно сосредоточен на сравнении возможностей с точки зрения прогнозируемого зла, и всегда готов выбрать меньшее из зол. Поэтому он внимателен к тому, какие нежелательные побочные эффекты могут возникнуть в результате осуществления данного намерения. Если он врач, он не пропишет сильное обезболивающее средство, если оно грозит вызвать у пациента наркотическую зависимость.

Чему противостоит практический реализм, что является его противоположностью? Из того, что уже было сказано, это совершенно ясно. Ему чужда алчность в любой форме, например, выражающаяся в лозунгах «живем только один раз», «эх, надо пользоваться жизнью», в программе «жить на полную катушку» или в стремлении к максимуму удовольствий даже ценой страданий, в директиве развивать во что бы то ни стало самое ценное и самое оригинальное творчество, например художественное творчество даже ценой - как в случае Фауста - продажи души дьяволу, если можно употребить этот избитый пример пренебрежения голосом совести, предостерегающим от нравственного падения или от серьёзнейшего зла.*

С другой стороны, практический реализм противостоит любым искушениям рисковать, легкомысленно отвергающим оценку возможностей. Он следует лозунгу: соизмеряй силы с замыслами, а не наоборот, если говорить об этом буквально. Скорее, в этом понимании он рекомендует только то, чтобы не останавливаться на замыслах с заведомой возможностью осуществления, а браться за более далеко идущие, но при условии предварительной оценки осуществимости... С другой стороны, появляются определенные предостережения от таких призывов, если, как это часто бывает, его следует понимать как призыв порвать с любыми трезвыми расчетами .

А противники практического реализма отнюдь не молчат. Их возмущают сторонники этой тенденции, утверждающие, что экономика важнее изящного искусства, а больницы важнее концертных залов. Они спрашивают, стоит ли жить, если вся деятельность сводится к борьбе со злом. Но практический реалист говорит вовсе не это. Они лишь думает, что лучше всего посвящать основные силы борьбе со злом. А музыке, изобразительному искусству и поэзии он оставляет место в программе деятельности, однако не главное место, и главную ценность искусства он видит не в том, что оно вызывает определенные эмоции (хотя это ценно и даже очень ценно), а в том, что людям, борющимся с натиском зла в различных его формах, оно дает временную передышку и успокоение. И на вопрос, стоит ли жить, главным образом борясь со злом, практический реалист ответит вопросам: а не является ли это бесконечно интересной задачей и, чтобы оправдать этот выбор, достаточной эффективно заботиться о ближних, давая им действенную защиту от всего, что им угрожает? Разве не дает удовлетворения, делающего жизнь достойной, деятельность врача, сутью которой является борьба с физическими страданиями, болезнями и угрозой преждевременной смерти? Разве не оправдывается в полной мере ценность жизни, если она посвящена главным образом деятельности по устранению с лица земли всех форм несправедливости?"** (Продолжения не будет)

---

* Такое морализаторство не только антинаучно, но и просто наивно с точки зрения житейской "мудрости". Оно противоречит реальности оперантного поведения всех живых существ, естественно и закономерно стремящихся к удовольствию и избегающих неприятного. Призыв к аскетизму, как неизменно показывает история (крах диктатуры монаха Савонаролы в Италии, отмена пуританской диктатуры Кромвеля в Англии, да и уничтожение Советского Союза реставрацией капитализма Мишкой-Меченым и Бориской-Алкашом), имеет результатом сначала диктатуру, принуждающую к лицемерному и ханжескому повиновению, а затем - политический переворот, устанавливающий режим разнузданного стяжательства, дикого насилия и морального разложения.

** Я прекращаю переводить эту книгу. Мне тяжело признаться, что я обманулся в надежде на то, что Котарбиньски написал в ней что-то действительно полезное для того, чтобы сделать жизнь людей достойной. Я считаю, что в этой последней главе, которую я всё же перевёл - о "Практическом реализме" - нет ничего, кроме банальной чепухи, да и последующие главы не содержат каких-то ярких, оригинальных мыслей.

Вся проблема невозможности достойной жизни состоит в том, что государство (причём любое, какое ни возьми) давно полностью дискредитировало себя. Оно служит интересам не народа, а господствующего класса, "элиты". В современном буржуазном государстве (будь то России, или на Западе, или в Азии, или в Латинской Америке, не говоря уже о том кошмаре, который называется государством в Африке) "элита" состоит из сверхбогачей, которой по-холуйски прислуживает это самое государство, то есть политиканы всех сортов и бюрократы всех уровней. Произвол и коррупция - закономерное главное и любимое занятие государства. Государство - это не живое социальное дерево, а гнилой трухлявый пень, полный ядовитых и омерзительных обитателей - змей, скорпионов, жаб, крыс, тараканов, мокриц, сороконожек и плесени.

Совершенно естественно, что все богачи, паразитирующие на госбюджете буржуазного государства, делают всё возможное, чтобы ни один достойный человек не проник в систему государственной власти, особенно - на высоком уровне. Вспомните, как все расейские буржуйские медии клеветали на кандидата в Президенты - П.Н. Грудинина, а чиновники препятствовали его избирательной кампании. Он был слишком опасен для всей гнилой путиноидной мрази! Но если вопреки всему во главу государства народ избирает достойного человека, то он, если не изгаживается (как, например, уже безнадёжно изгадился бразильский президент Лула), то "элита" руками госаппаратчиков и "силовиков" его свергает (как, например, недавно в Пакистане свергли президента Имран Хана), или даже убивает (как, например, Сальвадора Альенде в Чили).

Но буржуям, захватившим "демократическую", то есть скрытно-диктаторскую власть над народом, мало произвола и коррупции. Они затевают войны, чтобы получать сверхпробыли и по-фашистски гнобить народ "военным положением". Это относится ко всем буржуазным государствам без исключения, что доказывает желание властителей прежде нейтральных Швеции и Финляндии вступить в НАТО. Шведы и финны не понимают, что от этого они скоро будут реветь кровавыми слезами. Но и путиноидная власть буржуев над Россией ничуть не лучше. Об этом можно писать сотни страниц. Возьму лишь один пример: безоблачное существование и процветание господина Пригожина и его преступной (даже с точки зрения законов РФ) ЧВК "Вагнер". Все западные медии безудержно кричат одно: "Вагнер, Вагнер, Вагнер!!!" Как будто не существует Вооруженных Сил РФ, а есть один лишь "Вагнер", вербующий наёмников по тюрьмам. Почему? Да потому, что своим существованием и участием в военных действиях на Донбассе эта грязная наёмническая лавочка торговца смертью Пригожина преднамеренно дискредитирует борьбу против бандерофашизма и фашистоидного псевдодемократического Запада. Господин Пригожин не прячется и не прячет своих наёмников, а наоборот, нахально колбасится и выпендривается таким вот совершенно клоунским, хамским способом, делая шутовские заявления властям США с просьбой разрешить там вербовку наёмников в его "Вагнер",

а несколько дней спустя продолжает эту мерзкую клоунаду, объявляя (цитирую) "правительства США, Великобритании и Канады обер-террористическими и незаконными":

Да кто он такой, этот разжившийся на коррупционных схемах повар Путина, чтобы соваться в политику? Он не избран народом России и не имеет на это ни малейшего права. Но омерзительнее всего то, что путиноидно-сталинистские пропагандоны вроде "colonel cassad", откуда я перепостирую эти художества Пригожина, по-холуйски рукоплещут ему, а в путиноидной Госдуре ни один депутат не ставит вопрос о немедленном прекращении преступной деятельности ЧВК "Вагнер", и ни один прокурор не возбуждает судебного преследования военного преступника Пригожина, а наоборот, Вооруженные Силы РФ под властью коррупционера Шойгу по-царски вознаграждают наемнические "услуги" Пригожина на Донбассе и снабжают ЧВК "Вагнер" всем необходимым в самую первую очередь, в ущерб регулярным Вооруженным Силам РФ:

Только не воображайте, что я хочу защитить бандерофашистов от "вагнеровцев". Совсем наоборот, я хочу не только прекращения умышленной дискредитации торговцем смертью Пригожиным праведного дела борьбы против фашизма на Украине, но и прекращения убийств бандерофашистами попавших им в плен военнослужащих РФ. Вот представьте себе, что этот изверг-бандерофашист со шрамом наискось по носу, верхней губе и подбородку (бог шельму метит!),



некто Сергей Анатольевич Макаренко, рожд. 17.10.1996, адрес: Краснопёрка в Житомирской области, Одесская ул., д. 4, кв. 2, личный номер 3536401393, уличенный в расстрелах сдававшихся в плен военнослужащих РФ (подробности на английском здесь: https://southfront.org/ukrainian-nazi-who-killed-russian-prisoners-of-war-identified-reward-announced-for-his-capture-video-21/ ), будет взят в плен и в ответ на обвинение в убийствах военнопленных повторит уже сделанное им на одном из видео (смотри под вышеуказанным линком) "оправдание", что "думал, что это "вагнеровцы", которые сами военные преступники и не подлежат защите Женевских конвенций"!!!

Будьте вы вовеки прокляты, все вконец оборзевшие кровавые подонки - и Макаренко со всеми остальными укронациками, и Пригожин, который своим наёмническим бизнесом мотивирует бандерофашистов на убийства пленных военнослужащих РФ, а кровавый западный империализм - на вербовку наёмников-террористов повсюду на Земле и посылку их на борьбу против русского народа!

Короче: существование буржуазных государств делает достойную жизнь невозможной для всего человечества. А социалистическим государство принципиально не может быть, ибо его суть - неравенство между "управляющими" (т.е. привилегированной "элитой") и "управляемыми" (т.е. обездоленными "низами"). Поэтому анархисты (например, такие русские анархисты, как Бакунин и Кропоткин) требуют уничтожения государства. Тридцать лет назад я был сторонником анархизма и прочёл массу анархистской литературы. Однако я так и не нашел там никаких резонных, конкретных соображений об организации (то есть самоорганизации) общества снизу, представляющей собою альтернативу государству, своей властью уродливо, жестоко и несправедливо "организующего" своих подданных сверху. Поэтому я стал искать научный метод, который годится быть "практическим реализмом", просмотрел и прочёл массу разнообразнейшей писанины, пока не наткнулся на научное направление радикального бихевиоризма - науки об оперантной сущности поведения, практически в одиночку созданной гарвардским профессором Б.Ф. Скиннером.

Те, кто читал труды проф. Скиннера и его последователей (например, в переводах на русский, которые я выложил ранее на этом блоге), знают, что Скиннер не занимался вопросом организации общества, альтернативной государству, за исключением не очень убедительного романа "Уолден-два" (несколько отрывков из него я давно уже перевёл и выложил на этом блоге). Я считаю радикальный бихевиоризм единственной научной основой для конструирования такой альтернативной, истинно социалистической (само)организации общества, которая и обеспечит всем и каждому действительно достойную жизнь.

Но это неизбежно должна быть работа очень многих, причём опытная работа создания системы гармонично подогнанных друг к другу общественных и межличностных отношений, во всём их многообразии и богатстве основанных не на благих пожеланиях, идеалистических лозунгах и агитации, а на объективно существующем и неискоренимом механизме оперантного поведения, с оптимально соразмерным оперантным подкреплением целевого (то есть общественно полезного, солидарного и доброжелательного) поведения, необходимого для создания и стабильного существования действительно социалистического общества, дающего всем и каждому благосостояние (пусть даже скромное), счастье и гарантию равенства и невозможности возврата в кошмар произвола государственной власти, аккумуляции богатств буржуями и бесправия и нищеты народных масс. Это требует громадной работы, но это - реалистическая, а не утопическая или демагогическая социалистическая альтернатива, имеющая все шансы на успех.

Ну а пока выкладываю перепост двух песен Владимира Высоцкого, которые весьма поучительны в отношении того, почему до сих пор достойная жизнь недоступна для подавляющего большинства людей. Это "Песня об обиженном времени" (источник: https://www.youtube.com/watch?v=VVQdlD4kvV8 )

и "Песня о планах" (источник: https://www.youtube.com/watch?v=AAcUMytOXf0 )

(Примечания behaviorist-socialist)

.

Комментариев нет:

Отправить комментарий