вторник, 26 ноября 2024 г.

РАТ-ВЕГ: ФОКУС С КАНАТОМ

Иллюстрация Ливиуса Дьюлаи (Liviusz Gyulai), из перевода на немецкий

В заключение переводов историй из книги И. Рат-Вега "Aus der Geschichte der Dummheit" - изданного в ГДР в 1985 году перевода на немецкий оригинала на венгерском, изданного в 1952 году, выкладываю замечательную и даже почти не страшную историю о живучести суеверий, то есть в полном смысле слова историю о глупости и легковерии. Её тоже нет в опубликованном в буржуйской Эрэфии переводе на русский "Издательство: Феникс 1996 г." - https://royallib.com/read/ratveg_ishtvan/istoriya_chelovecheskoy_gluposti.html#20480  . Мой комментарий - в конце. Мои пояснения - (в скобках курсивом).

*   *  *

Иштван Рат-Вег:

"ФОКУС С КАНАТОМ

Факир садится на землю, достаёт длинный канат и подбрасывает его в воздух. Канат застывает в воздухе вертикально свечкой, как прямой шест. Ассистент факира, маленький индусский мальчик, вскарабкивается по нему наверх с обезьяньей ловкостью. И наконец, к великому удивлению окружающих, он исчезает из их поля зрения.

Напрасно они вытягивают шеи, ведь на головокружительной высоте не видно ни конца застывшего каната, ни мальчика. Факир делает вид, будто и ему тоже надоело ждать, и кричит мальчику, чтобы он спустился. Но призыв остается без ответа. Тогда факир теряет терпение и сам взбирается по канату. И он тоже исчезает из поля зрения публики. Внезапно люди, глядящие вверх в ожидании, слышат яростные крики и жалобный плач мальчика, как будто его пронзили копьем. И тут наступает самый эффектный момент всего представления. Похоже, что там наверху факир разрубил мальчика на части в наказание за его непослушание, потому что к ногам публики сверху падают одна за другой руки, ноги, голова и изуродованное туловище мальчика. Наконец маэстро снова спускается и, как бы сожалея о содеянном в припадке ярости, из сброшенных кусков складывает вместе тело, произносит над ним несколько заклинаний, и - о чудо: мальчик вскакивает на ноги, живой и невредимый.

Однако же... все это выглядит настоящим чудом. Ведь всем должно быть ясно, что ребенка, которого разрубили на части, невозможно вернуть к жизни. Так как же объяснить этот знаменитый фокус с канатом? После долгих дебатов пришли к выводу, что в канате наверно спрятана потайная стальная пружина, которая выпрямляется и напрягается, когда канат подбрасывают вверх. Но даже это весьма сомнительное объяснение в лучшем случае достаточно лишь для первой части представления. Все последующее так и остаётся погруженным во мрак тайны.

Наконец, на сцену выступила Елена Блаватская, основательница Теософского общества, и объяснила, что весь этот фокус основан на иллюзии. Используя свои сверхъестественные способности, факир гипнотизирует всю публику, и под действием этого гипноза все вокруг видят и слышат то, что внушает им сверхчеловеческая суггестивная сила воли факира.

Это было довольно приемлемое объяснение, которое было особенно убедительно для тех, кто от природы склонен к мистицизму. Однако скептики требовали конкретных доказательств.

И они не заставили себя долго ждать.

Осенью 1890 года в американской газете «Чикаго Таймс» появилась статья о фокусе с канатом, написанная неким S. Ellmore. Автор сообщил, что он путешествовал по Индии с другом-художником и также присутствовал на демонстрации этого фокуса с канатом. Художник делал наброски, а он сам при этом делал фотографии. Нарисованные наброски содержали все существенные моменты представления вплоть до оживления разрубленного на куски мальчика, тогда как на фотопластинках был виден лишь факир, сидящий на земле с мотком каната. Тем самым это было явным доказательством массового гипноза. Эта новость была перепечатана другими газетами и вскоре получила широкое распространение.

Тем более горьким было отрезвление.

Великое лондонское метафизическое общество Society for Psychical Research - Общество исследования психофеноменов - обратилось в редакцию американской газеты, чтобы узнать, насколько можно доверять этой статье. Ответ был коротким и ясным. В нем говорилось, что история была выдумана от А до Я. Ее автор - наделённый буйной фантазией журналист Джон Уилки. Газета также не имела намерения нарочно вводить читателей в заблуждение, и редакция не виновата в том, что люди не обратили должного внимания на подпись. Ведь она явно намекала на выражение "Sell more - Надувай больше", которое было ключом ко всей статье.

После этого разоблачения загадочный фокус с канатом вновь погрузился в таинственную тьму - пока не были обнаружены реальные факты. В начале 1919 года лондонская газета Daily Mail попросила своих читателей прокомментировать фокус с канатом. Редакторы получили большое количество ответов, в основном от (английских) правительственных чиновников и офицеров, долгое время живших в Индии. Они почти единогласно заявляли, что тщетно пытались расследовать этот вопрос во время своего многолетнего пребывания в Индии, но им ни разу не представилась возможность стать свидетелями такого представления и они не встречали надежных очевидцев. Когда тогдашний принц Уэльский (наследник престола) посетил Индию в 1902 году, махараджи, изощрявшиеся в том, как бы его развлечь, тщетно пытались найти факира, который согласился бы показать сиятельному визитёру фокус с канатом. Лорд Лонсдейл переусердствовал даже больше этих раджей, предложив вознаграждение в десять тысяч фунтов, которое будет выплачено факиру наличными на месте. Но во всей стране так и не объявился ни один желающий. Тот же результат получил и знаменитый лондонский Театр Магии Маскелайн, который предложил царское вознаграждение за постановку фокуса с канатом. Желающих и на этот раз не нашлось.

Таким образом, раз за разом оказывалось, что история о застывшем вертикально канате и мальчике, которого порубили на куски и собрали заново, была чистейшей выдумкой и не чем иным, как одной из повествующих о чудесах легенд, которые появляются вновь и вновь и очень даже живучи, несмотря на их очевидную недостоверность. Её самым старым письменным источником, вероятно, является сообщение арабского путешественника Ибн Батуты, который в 1348 году прибыл ко двору китайского правителя, где ему якобы показали фокус с канатом. Его описание совпадает с более поздними сообщениями, но вряд ли стоит особо заострять вопрос о достоверности, которую можно ожидать от рассказа арабского путешественника XIV века, одаренного восточным воображением.

Во времена охоты над ведьм Вирус Брабантский также описал лазание по канату в своей знаменитой книге «De praestigiis daemonum» (Базель, 1568 г.). Он сам не разделял всеобщей веры в ведьм, однако нисколько не сомневался в том, что некий фокусник в Магдебурге в заключение своего представления подбросил вверх канат, который вертикально застыл, после чего фокусник вскарабкался по нему вверх и в конце концов исчез долой с глаз ошеломлённой публики.

Самый мудрый вывод изо всей этой истории с канатом сделал один из читателей Daily Mail, который закончил своё письмо в редакцию следующими словами: "Дайте лжи опережение в 24 часа, и правда уже никогда её не настигнет".

*  *  *

Кто захочет развлечься фантастической историей о фокусе с канатом, тому рекомендую прочесть жутковатый, но забавный рассказ Джона Кольера "Каната хватает", который ещё в СССР был хорошо переведён на русский и опубликован в сборнике рассказов Кольера "Карты правду говорят".

.

Комментариев нет:

Отправить комментарий