Франсиско Гойя: Сон разума порождает чудовищ
Начинаю выкладывать мой перевод действительно важной, актуальной и поучительной истории из книги И. Рат-Вега "Aus der Geschichte der Dummheit" - изданного в 1985 году перевода на немецкий оригинала на венгерском, изданного в 1952 году. Эта история отсутствует в опубликованном переводе на русский "Издательство: Феникс 1996 г." - https://royallib.com/read/ratveg_ishtvan/istoriya_chelovecheskoy_gluposti.html#20480 , вероятно потому, что его делали с публикации 1938 года, сделанной при господстве в Венгрии фашистского режима Хорти.
Развёрнутый комментарий я выложу уже после самого перевода этой истории, а сейчас лишь подчеркну, что охота на ведьм - это любимый метод угнетения народа властителями, установившими террористическую диктатуру. Это диктатура не только католической церкви в многовековой борьбе против "еретиков", но и диктатура подонка сталина, вырезавшего большевиков-ленинцев - "троцкистов", и антикоммунистический маккартизм в США после 2-й мировой войны, и нынешняя диктатура глобалистов-миллиардеров, разрушающая реальную производительную экономику мира выдумками о "климатической катастрофе" и ведущая мальтузианский геноцид населения мира при помощи губительных ген-модифицирующих "вакцин" на основании лживых выдумок о "пандемиях".
В наше время самая большая, смертельная опасность для человечества - это попытки глобалистов управляемым экономическим кризисом - "great reset - великой перезагрузкой" - спасти капитализм восстановлением его средней нормы прибыли при помощи погружения человечества в новое фашистское варварство рабовладельческого строя, основанного на эксплуатации малопроизводительного, но прибыльного ручного труда рабов в концлагерях. Этот вывод и прогноз - следствие из марксистской политэкономии, в особенности - работ выдающегося политэконома Генрика Гроссмана, которые я перевёл на русский и выложил ранее на этом блоге.
А специально для "дорогих россиян" особую угрозу представляют попытки сталинистско-путиноидной мрази при помощи наглой лжи не только оправдать, но и восславить гнусные преступления кровавого выродка Джугашвили-сталина и его подручных палачей, вырезавших всех большевиков-ленинцев, запугавших репрессиями весь советский народ и реставрировавших феодальные мерзости самодержавия и крепостничества при помощи террористических кампаний борьбы против "врагов народа". Но об этом речь пойдет в следующем месяце (декабре 2024 года).
Мои пояснения в тексте - (в скобках курсивом).
* * *
Иштван Рат-Вег:
"ОХОТА НА ВЕДЬМ
Не буди лихо, пока лихо спит!
История "ересей" представляет собой цепь попыток делать именно это.
Массы восстали (против деспотии католичества) и затрубили в трубы. Против них пришлось организовать настоящий крестовый поход, и они были истреблены силой оружия. Но только через двадцать лет удалось разгромить альбигойцев и «лионскую бедноту», а ещё позднее - вальденцев. И еще дольше, целые сорок лет, штедингенские крестьяне сопротивлялись военной мощи бременских архиепископов.
Но зачем ждать так долго, пока дело дойдёт до того, что возникнет надобность вести настоящую войну? Любую попытку освобождения лучше пресекать в зародыше. Средства достижения этого не только не стоили никаких денег, но, наоборот, часто оказывались весьма прибыльными.
На передний план выступил сам дьявол в новой роли. Проповедников и восставших обвиняли в союзе с дьяволом. Началась многовековая охота на ведьм, превратившаяся в настоящее безумие после появления печально известной папской буллы (указа) против ведьм. Два монаха-доминиканца, Якоб Шпренгер и Генрих Инститор (Гремпер), разожгли костер инквизиции, всепожирающее пламя которого на протяжении веков уничтожило бесчисленные жертвы.
Поначалу они работали официальными инквизиторами в Рейнгау (Рейнской области), сжигая еретиков, но вскоре эта скромная сфера деятельности уже не удовлетворяла их амбиции. Им пришла в голову идея расширить свой бизнес, распространив его на "ведьм", и таким образом увеличить его оборот. Собрав богатый материал, они отправились в Рим на аудиенцию с "папой". На основании их материалов Иннокентий VIII издал 5 декабря 1484 года буллу «Summis desiderantes effectibus» и разослал ее немецким епископам. В ней, помимо прочего, говорится:
"Недавно мы не без огромной печали узнали, что в отдельных частях Верхней Германии, а также в областях и уездах, в городах и деревнях Майнца, Кёльна, Трира, Зальцбурга и Бремена проживает много людей обоего пола, пренебрегающих собственным спасением, отпавших от истинной веры, вступивших в плотские сношения с демоническими инкубами и суккубами, а магическими средствами с помощью дьявола губящих, удушающих и уничтожающих порождения женщин, детенышей животных, плоды земли, виноград виноградников, плоды деревьев и даже людей, домашних животных и других животных, виноградники, сады, луга, пастбища, зерно, злаки и другие продукты Земли, кто мучает мужчин, женщин и животных сильными внутренними и внешними болями и способен помешать мужчинам производить потомство, женщинам - рожать и обоим - выполнять супружеские обязанности".
"Папа" приказал двум инквизиторам южной и северной Германии, Генриху Инститору и Якобу Шпренгеру, получившим при папском дворе эту буллу, всеми доступными средствами выслеживать, наказывать и истреблять колдунов и ведьм в вышеупомянутых областях; он также приказал епископу Страсбурга Альбрехту Баварскому защищать инквизиторов и оказывать им всяческую помощь и содействие в выполнении их миссии.
Теперь у двух доминиканцев в руках было желанное оружие, эффективность которого зависела только от их умения его использовать. Они с энтузиазмом взялись за приведение суеверий о ведьмах в формальную систему и регулирование процессов над ведьмами с помощью специально написанного сборника. Плодом трёх лет их работы стало одно из самых позорных произведений мировой литературы. "Молот ведьм - Malleus Maleficarum", получивший одобрение германского кайзера, написанный в 1487 году, но напечатанный в Кёльне лишь два года позднее, вскоре стал определяющим законодательством во всех вопросах колдовства, предписывавшим всю процедуру процессов против ведьм.
Франсиско Гойя: Кто выучил его грамоте?
Он состоит на трёх частей: первая описывает колдовство вообще; вторая разъясняет различные виды колдовства и их последствия, а также способы их обезвреживания; а третья содержит процедуру суда над ведьмами, официальный кодекс процессов против ведьм. Компетенцией в судопроизводстве против ведьм наделяются церковники-судьи; колдовство приравнивается к ереси, если ересь также связана с колдовством. В остальных случаях церковный суд имеет право передавать подсудимых светскому судье.
Затем в тридцати пяти вопросах и ответах объясняется, как следует возбуждать процесс и вести его, а также как следует выносить приговор. В ответ на один лишь слух о том, что в каком-то месте есть ведьмы, судье разрешается по собственной инициативе устроить там расследование и допросить свидетелей, двух-трех которых уже достаточно для установления "фактов преступлений". Свидетелями могут выступать даже отлученные от церкви и утратившие честь (клятвопреступники), даже еретики против еретиков, ведьмы против ведьм, жены против мужей, дети против родителей, братья и сестры против братьев и сестер. В качестве свидетелей обвинения допускаются даже закоренелые враги обвиняемых, хотя и с некоторыми исключениями. Адвокату не разрешалось слишком рьяно защищать клиента, подозреваемого в ереси или обвиняемого в колдовстве, иначе он будет признан его соучастником. Более того, при этом пресекались в зародыше любая симпатия, критика или сопротивление на основании единственного и в то же время самого опасного принципа:
"Haeresis est maxima, opera maleficarum non credere", т. е. не верить в колдовство - это верх еретичества. Этим они заткнули рот здравому смыслу. Началась чудовищная облава, продолжавшаяся почти три столетия и свирепствовавшая веками, вспыхивая зверствами то тут, то там.
Вместо того, чтобы на основании многочисленных источников описывать своими словами начавшуюся охоту на ведьм, я хочу передать слово одному из наиболее объективных очевидцев. В 1631 году был опубликован отважный труд Фридриха фон Шпее «Cautio Criminalis», где содержится следующая картина охоты на ведьм, которая в то время еще шла в полную силу:
"Если где-то произойдет катастрофа, если будет длительная засуха или чрезмерно сильный ливень, если на какой-либо территории случится неурожай или массовая болезнь скота, если град или пожар причинят опустошение, если увеличится количество тяжелых заболеваний или неожиданных смертей, то объяснение всегда под рукой: это колдовство. Даже самого ревностного святошу могут обвинить в том, что он использует свое благочестие для обмана других и отвлечения внимания от своего союза с диаволом.
Франсиско Гойя: Спасения нет!
Если женщина станет жертвой сплетников, то ее могут отдать под суд на основании даже малейшего слуха. Тогда по большей части её положение уже безнадежно. Тщетно всё, пусть даже в ходе процесса выяснится, что слухи не имеют под собой никаких оснований и что добродетель подсудимой несомненна; судья тотчас же выдвигает аргумент: она скрывает под этой маской нравственного образа жизни свое греховное поведение, свой союз с дьяволом. Никто не смеет встать на ее защиту, чтобы самим не попасть под подозрение в колдовстве. Женщина, естественно, отрицает свою вину, а затем её подвергают пыткам, часто несколько раз подряд, пока она не признается во всем, что от нее хотят услышать. Но в большинстве случаев суд не удовлетворен даже этим; он еще хочет узнать имена соучастников. И обезумевшая от боли жертва, чтобы избежать дальнейших пыток, наобум называет несколько имен, сразу пришедших ей на ум. Названных ею тоже арестовывают и подвергают допросу с пытками. И теперь, когда один камень покатился, он вызывает целую лавину. Чем беспощаднее судья, тем больше похвал он получает. Из-за этого в некоторых местах казней пламя костров (инквизиции) вообще не гаснет. Ни возраст, ни уважение, ни репутация, ни звание не дают защиты и безопасности; семи- и девятилетних детей так же хладнокровно сжигают живьём, как и стариков и старух, которые уже были на краю могилы. Преследования достигли таких масштабов, что были истреблены целые деревни, а большие территории обезлюдели."
Охота на ведьм к тому же была прибыльным бизнесом, но конечно, только для инквизиторов, судей, доносчиков, тюремщков и палачей. Имущество осужденных должно было покрывать все расходы на судебный процесс, тюремное заключение, пытки, вынесение приговора и казнь. Помимо обильных суточных, которые текли в карманы судей и их помощников, точно так же начислялись и все дополнительные расходы: на применение пыток, расходы по привозу к месту казни, хворост, солому и дрова для костра, а также, в случае необходимости, на веревку для предварительного удушения жертвы, и на плату за развеивание пепла на все четыре стороны. Кроме того, приговор также обычно содержал конфискацию всего имущества.
Агриппа Неттесгеймский, человек высокого образования и обширных знаний, дает следующую характеристику судей - охотников на ведьм:
"Эти кровожадные стервятники набрасываются на беззащитных, бедных крестьянок и без малейших улик тащат их в пыточный застенок, где с помощью жутких пыток выбивают из них признания в вещах, о которых те никогда в жизни вообще не слышали. Они продолжают пытки до тех пор, пока не смогут либо послать несчастных на костер, либо, если кто-то сможет заплатить за них большой выкуп, то снова освободить их. Некоторых освобожденных посредством взятки заставляли платить ежегодную мзду, чтобы избежать дальнейшего судебного преследования. А поскольку уже сами по себе донос или арест означали осуждение и поругание, то избежать их можно было только уплатой денег вымогателям".
Более подробно процедуру суда я опишу в другом месте, а пока лишь скажу, что иного способа спастись от когтей инквизиторов, кроме взяточничества, не было.
Напрасно муж, находившийся вне подозрений, свидетельствовал под присягой, что его жена не могла принимать участие в шабаше ведьм, поскольку все это время она лежала с ним в постели. Изощренный ответ был уже готов: муж видел рядом с собой не настоящую жену, а поддался дьявольскому наваждению. В Линдхайме шесть женщин были обвинены в том, что откапывали на кладбище трупы детей, чтобы использовать их жир для приготовления пресловутой мази ведьм, которой они натирались, чтобы якобы иметь способность полететь на шабаш ведьм. Разумеется, все эти женщины во время пыток полностью признали свою вину. Одному из мужей удалось, потратив крупную сумму денег, добиться того, чтобы суд вскрыл одну из могил этих детей для проведения экспертизы. К немалому удивлению присутствовавших, труп ребенка оказался совершенно неповрежденным. Однако инквизитора это не обескуражило. И глазом не моргнув, он заявил судьям, что это - один из обычных обманов, которые дьявол использует для спасения своих сообщников. Более того, женщины сознались, и их признание вины значит больше, чем любые сатанинские фокусы с иллюзиями. Судьи согласились с этим убедительным доказательством, и все шесть женщин были сожжены заживо." (Окончание следует)
.
Комментариев нет:
Отправить комментарий