Выкладка отрывков из книги Рудольфа Баро "Альтернатива" выходит на финишную прямую. Пропустив большой кусок первой части, мы переходим теперь к главе "От аграрного к промышленному деспотизму", которую я жестоко сокращу, переведя текста ещё на две или три блогозаписи, на чём и закончу выкладку этих отрывков. Наиболее поучительные места книги Баро, в которых он цитирует Маркса, Энгельса и Ленина, я по большей части уже перевёл и выложил на этом блоге.
Моя дальнейшая цель состоит вовсе не в пропаганде большей частью ошибочных взглядов Баро (особенно его смехотворной "альтернативы"), а в том, чтобы передать их в сокращенном виде как типичный симптом интеллектуального разложения господствовавшей в СССР сталинско-брежневской номенклатуры. Только полным застоем в развитии теории и практики социализма можно объяснить тот факт, что вместо того, чтобы разделать под орех жалкие и нелепые (в духе бухаринско-горбачёвского рыночного ренегатства) взгляды Баро в открытой дискуссии, номенклатура трусливо попыталась "замять инцидент", сунув Баро за решётку. Напоминаю, что книга Баро была опубликована на Западе в 1978 году, а уже через 10 лет пустобрёх Мишка-меченый (горбачёв) затеял свою предательскую "катастройку" без малейшего эффективного противодействия в КПСС. Эрих Хонеккер - партийный руководитель в ГДР - был нагло, воистину деспотически отстранен им от руководства страной, что погрузило ГДР в хаос, подготовивший аннексию ГДР западным империализмом. То, что во всех случаях возникновения разногласий нужна открытая дискуссия, ставящая точки над "i" и вырабатывающая оптимальное решение, должно стать уроком для всех будущих социалистов и коммунистов.
И ежу ясно, что глобальный капитализм вот уже десятилетиями пребывает в безвыходной хронической депрессии. Разворованные прихватизаторами обломки СССР, особенно Россия, своей привязкой к Западу уже затянуты в трясину этой глобальной депрессии. Повсюду, даже в Китае, капиталистическое производство становится всё менее прибыльным и даже убыточным. Это видно в России с первого же взгляда на нераспроданную массу квартир в настроенных спекулянтами человейниках и на резкое, катастрофическое падение объема продаж дорогостоящих товаров, например, новых автомобилей. Население безнадёжно задолжало по кредитам и кредитование практически прекратилось. Только тупость путиноидной бюрократии не даёт ей представить себе всю силу социального взрыва, который сметёт мафиозный буржуйско-бюрократический режим путиноидов к чертям собачьим, если он не примет ненавистные для него, но необходимые меры восстановления социальной справедливости и плановой государственной экономики.
Пусть и с опозданием на десятилетия, я возобновляю здесь дискуссию, потому что выдвинутые Баро вопросы и "альтернативы" остались без должного ответа и разоблачения. Если сейчас Иудушка КаПутин - конечно, не "диктатор", а всего лишь марионетка "расейской" закулисы олигархов-миллиардеров (главным образом банкиров и экспортёров сырья и энергоносителей) - занудно порет чушь на темы истории России в интервью купленным "независимым" медиастам вроде Такера Карлсона, то уже через несколько месяцев он - позвольте попытаться пророчествовать - будет вынужден сменить тематику своих невежественных рассусоливаний на псевдосоциалистическую демагогию, повторяя ренегатскую брехню Бухарина, Баро и Горбачёва.
Взгляды Баро - ренегатские, антисоциалистические. Во-первых, он не видит того принципиального отличия капиталистического производства от любого иного, что его цель - не производство материальных ценностей как таковых, а получение капиталистической прибыли. Именно закон падения нормы прибыли, а вовсе не "перепроизводство" (смотри переводы работ Генрика Гроссмана на этом блоге), является причиной кризисов, депрессий и принципиальной тупиковости, бесперспективности капитализма.
Во-вторых, Баро совершенно необоснованно называет экономическую систему СССР и союзных стран Восточной Европы "экономическим деспотизмом", смешав политическую надстройку сталинской восточной деспотии с плановой экономикой. Но этого мало. Он ещё (в подражание западным "советологам") называет эту плановую экономику "государственно- капиталистической", игнорируя тот факт, что получение прибыли никогда не было её целью, за исключением краткого периода косыгинского "хозрасчёта", который вызвал раздувание "хозрасчётных" цен директорами и который пришлось сразу прекратить, чтобы не допустить обвала экономики. Ну и наконец, как вишенку на торт, Баро налепляет на эту плановую экономику ярлык "азиатского способа производства", подделываясь под фразеологию Маркса и Энгельса, хотя любой, кто объективно видит азиатскую экономику - как в самой Азии, так и в поведении мигрировавших на Запад арабов, турок, индусов, китайцев, вьетнамцев и даже африканцев - сразу ощутит, что это по духу 100 %-но "свободнорыночная" суета мелких частников, торгашей-"базари", абсолютно чуждая плановой экономике.
При этом только типично немецким садомазохизмом Баро можно объяснить тот удивительный факт, что он в целом не только оправдывал, но и поддерживал политику репрессий сталинской бюрократии против большевиков и народа в целом. Он считал, что это "по-марксистски" неизбежно и закономерно для "азиатского способа производства", который он (схоластически) понимал как принуждение рабов и крепостных к труду палочной дисциплиной, а населения СССР - угрозой отправки в трудовой концлагерь. Это - всё та же традиция тупого насилия над народом, идущая от царизма и сталинщины к "либеральным реформаторам" - самодуру горбачёву и фашистскому диктатору ельцину, расстреливавшему москвичей из танков и крупнокалиберных пулемётов, когда он устроил путч осенью 1993 года!
Конечно, советская и восточноевропейская экономика была плановой только в идеале, предначертанном Лениным. В действительности та самая сталинско-брежневская бюрократия (партийная номенклатура), которая теоретически должна была бы адекватно управлять ею, обеспечивая её эффективное функционирование, занималась фальсификацией результатов и приписками, что делало экономическое планирование сложнейшей цирковой эквилибристикой в сочетании с опять-таки цирковым фокусничеством. Бюрократия ожесточенно сопротивлялась всем попыткам наладить реальное планирование на основе подлинных данных учета и контроля производственных показателей. По этой теме рекомендую запись на этом блоге от 13.06.2021: "КАК БРЕЖНЕВСКО-ГОРБАЧЕВСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА УГРОБИЛА ОГАС".
Возможно, я слишком оптимистичен в моём пророчестве "исправления" путиноидного режима. Уж слишком он гнилой и прозападный. Он - плоть от плоти и кровь от крови сталинско-брежневской номенклатуры со всеми её уродствами, да ещё присовокупивший к этому и все пороки капиталистической бюрократии - буржуйскую коррупцию и классовую антинародность. И Иудушка КаПутин, и все его министры и горе-"советники" тупо пытаются во всём копировать Запад, игнорируя тот очевидный факт, что глобалистская закулиса настойчиво разлагает (анти)социально и дестабилизирует (анти)экономически этот самый Запад: деиндустриализацией, шизой "зелёной" политики борьбы против мнимой климатической катастрофы, тоталитарным принуждением населения к поголовному вкалыванию генетических ядов - "модифицированныхРНК-вакцин", ломкой социальных отношений массовыми миграциями и пропагандой извращенчества и негритянского расизма. Гляньте, ведь то же самое народу России безаказанно навязывает такая прозападная нечисть, как Мишустин, Голикова с её супругом Христенко, Мурашко, Силуанов, Шадаев, Мантуров, Трутнев (бог шельму метит!), Савельев и т.д... То, что после своей "инговнюрации" Иудушка КаПутин не отправит их всех (совершенно заслуженно) на десяток лет на Колыму, а просто перетасует, ясно даже иностранцам (смотри, например, здесь: https://edwardslavsquat.substack.com/p/a-perfect-opportunity-for-putin-to ). Конечно же, и такие вреднейшие ставленники глобалистов, как мадам Наебулина и хер Греф, будут и далее беспрепятственно грабить Россию, вывозя финансовые активы на Запад. А от Иудушки КаПутина со всеми его "силовиками" нельзя ожидать ничего хорошего, потому что они беспрепятственно выпустили на Запад такую преступную предательскую мразь, как Чубайс, Собчачка, Дворкович и прочие беглые либерасты...
Однако экономический кризис вполне может заставить путиноидов сделать свою политику хоть отчасти адекватной объективным требованиям. Безумие не может быть бесконечным и полным. Как притчу, показывающую бесперспективность и гибельность реставрации капитализма в России, советую посмотреть замечательный фильм Стенли Кубрика (Stanley Kubrick) "Барри Линдон - Barry Lyndon":
(Конечно, не столько разгул, сколько его грустную концовочку в конце фильма.)
Подчеркивания сделаны автором. Мои краткие примечания в тексте - (в скобках курсивом).
* * *
Рудольф Баро:
"От аграрного к промышленному деспотизму
Капитализм космополитичен и поэтому имеет неизменную тенденцию разрушать национальные традиции. Антиимпериалистическая народная революция может быть только в высшей степени национальной (?!?!? - у Баро явно каша в голове: "Назло капиталистам будьте нацистами!), даже и особенно тогда, когда участвующий в ней рабочий класс по убеждению интернационалист. Когда большевики захватили власть, им было ясно, что они больше, чем просто представители интересов рабочего класса, что они взяли на себя задачу решения проблем всего русского народа, создания новой России из старой. (Бред. Ленин, напротив, предостерегал от такого буржуазного национализма, подчеркивая тот факт, что в любой нации на самом деле две нации: нация угнетателей и эксплуататоров и нация угнетенных и эксплуатируемых). Вот и пришлось им эту старую Россию досконально переработать шаг за шагом, используя при этом имеющийся материал. Вся история народа, структура власти, с которой возникло государство и способ производства, определявший трудовой процесс, — все это отражается в его национальном характере. Подобно тому, как коммунистическое движение на Западе может «Aufheben» только то, что там есть – капиталистическую частную собственность, так и революционному движению в России пришлось принять её (специфическое) наследие. «Aufheben» — это не просто требование. Чем более отсталой является страна, идущая по некапиталистическому пути, тем больше ее характер проявляется как неизбежная судьба. Не волей авангарда в первую очередь решается, что и как быстро исчезнет, что следует сохранить, а что поднять на более высокий уровень.
У большевиков не было особого выбора. Поэтому их совершенно нельзя упрекать в том, что когда мы видим сегодня, что общественная жизнь России, всего Советского Союза еще не раз перестроится (Горби!!!), прежде чем жизнь там достигнет качества, хоть сколько-нибудь приближающегося к социализму. В принципе, успехи русской революции не опровергли ленинского оптимизма, особенно если учесть, насколько далеки страны позднего капиталистического Запада от гармоничного образа жизни. Однако Советский Союз может опередить начавшаяся позже попытка создать новый Китай из старого ("культурной революцией" Мао). Доспехи, навязанные советскому обществу в первые три десятилетия его существования, уже довольно рано стали внутри (страны) подобны средневековому орудию пыток — «Железной деве». Она не только препятствует нормальному росту лишь слегка притупленными шипами.
Однако не может быть разумного и сознательного решения советской проблемы, которая волнует социалистов всего мира, без глубокого понимания процесса создания новой России, всего мужества, силы воли и положительных творческеских достижений ленинского большевизма. Вместе с тем, что возможно здесь лишь в общих чертах, для этого требуются и минимальные знания русской историей, которая - начиная с гибели блестящей для своей эпохи Киевской Руси - постоянными междоусобицами князей, монголо-татарским игом и деспотизмом Московских царей, начавших своё возвышение как сборщики дани для (татарской) Орды, никогда не была под счастливой звездой. Коренным стремлением Ленина и его товарищей, как и трех поколений русских революционеров до них, был моральный долг улучшить судьбу народа. Я считаю, что наивный плакат революционного периода, на котором полукрестьянин-полупролетарий Ленин метлой очищает земной шар от нечисти монархов, помещиков (? - попов!) и капиталистов, правдиво выражает ту глубину политической мотивации, которой было преисполнено руководство большевиков.
Можно многое сказать об объективных противоречиях, которые помешали им достичь своей цели так, как они надеялись - эмоционально и теоретически. Но надо также помнить их биографии и их лица, от Ленина до Сталина (к сожалению, слишком многие из нас никогда большинство этого не знали), чтобы убедиться, что Россия для этого собрала многих из своих лучших людей и что трудно представить себе какую-нибудь элиту, которая смогла бы решить эту задачу лучше, чем они.
(Дальше после этих комплиментов в книге следует по-немецки дотошное изложение убеждений Баро, типичных для западных "левых", об "азиатской" специфике послереволюционной политики ВКП(б) как заменителя революционного рабочего класса и её соответствующих результатах - сталинской диктатуре и бюрократии. Я пропускаю этот большой кусок текста и перехожу к окончанию главы).
(...)
Революция всегда пробуждает в сердцах ее участников безграничную надежду на великие и счастливые перемены всех условий существования, в которых они находились. (Поэт) Гельдерлин высказал в «Гиперионе» то, что не все люди способны выразить словами, но что чувствует почти каждый, когда движение, к которому они принадлежат, достигает своего апогея: «Никто не должен узнавать наш будущий народ лишь по флагу; всё должно омолодиться, должно стать принципиально иным, чтобы жизнерадость была серьезной и любая работа радостной! ... и ни одна мелочь больше никогда не должна напоминать нам о скучном прошлом». (Поэтическое выражение сути бихевиористского социализма, действующего не пропагандой и принуждением, а положительным оперантным подкреплением, т.е. соразмерным вознаграждением и поощрением общественно полезной работы).
Такова психологическая истина. А затем следует массовое разочарование и отрезвление из-за того, что слишком мало чего изменилось в повседневной жизни, особенно для тех, у кто лишен предпосылок для активной роли в (деятельности) по воплощению далёкой перспективы в ходе длительной перестройки общества. Для многих людей, которые в результате революции не добились - в каком-либо субъективном смысле - свободной деятельности , образ жизни существенно не изменился. Изменяются лишь обстоятельства, а декорации меняются ещё быстрее, причём для некоторых слишком быстро.
Многие рабочие встречали новых начальников, к тому же не всегда свободных от (по выражению Ленина) «коммунистического чванства» выдвиженцев, которых Ленин относил к главным врагам движения, настороженно, порой с недоверием или даже с сопротивлением под влиянием отстраненных большевиками от власти движений социалистов-революционеров, меньшевиков и анархистов. Большевикам с помощью профсоюзов пришлось создавать дисциплинарные суды против прогулов и воровства на производстве и ввести систему премий против сильной тенденции к «уравниловке».
Поскольку гражданская война привела к тому, что проблемы со снабжением продовольствием, топливом и транспортом образовали единый порочный круг, крупная промышленность не работала. Фабричные рабочие и их семьи голодали. Если они вообще могли, то зачастую производили только мелкую продукцию, такую как легендарные зажигалки, и были вынуждены обменивать часть ее на продукты на черном рынке, чтобы просто выжить.
С введением новой экономической политики (НЭПа) в 1921 году, цель которой была установить товарообмен с бунтующим крестьянством, еще больше усилился идеологический конфликт с рабочим классом, поскольку ему, якобы политическому гегемону, в отношении потребления выпала роль Золушки. Все ранние партийные оппозиции, от «левых коммунистов» до «рабочей оппозиции» и «демократических централистов», тем или иным образом выражали разочарование рабочего класса, который чувствовал, что его обманули в праве первородства, и это разочарование никоим образом не ограничивалось одной лишь конкретной проблемой потребления, а в конечном итоге было вызвано тем, что большинство рабочего класса снова было низведено до подчиненной роли в обществе.
Это игнорирует, например, Эрнест Мандель в книге «Марксистская экономическая теория» - «Marxistische Wirtschaftstheorie» von Ernest Mandel, Frankfurt a. M. 1968, стр. 660 и далее, где он приписывает растущее отчуждение между рабочим классом и партией прежде всего политике принудительного ограничения потребления, т.е. неадекватному решению «фундаментального противоречия между некапиталистическими (это слово скрывает последовательную неточность Манделя, считавшего советскую действительность после-капиталистической!) производственными отношениями и буржуазными отношениями распределения». Ведь в обстановке после гражданской войны, когда о чрезмерной норме накопления не могло быть и речи, большевики лишились политических предпосылок для достижения согласия с большинством рабочих в демократической дискуссии о необходимом уровне ограничений (потребления). Начавшееся в конце 1920-х годов преобладание над «старым» рабочим классом миллионов людей, брошенных в промышленность в результате преобразований сельского хозяйства (насильственной "сплошной коллективизации"), делает совершенно иллюзорной саму идею массового голосования по вопросу распределения прибавочного продукта в этом конкретном советском случае. С другой стороны, практика в Югославии, которая стала возможной после Второй мировой войны благодаря косвенной защите Советским Союзом*, никоим образом не доказывает того, что социалистическая демократия «сама по себе» экономически более эффективна, как думает Мандель. В отношении Советского Союза 1920-х и 1930-х годов следует скорее опасаться обратного. (Продолжение следует.)
---
* Ложь. Сталина взбесила независимость Тито, отказавшегося лакействовать перед ним. Так как на территории Югославии не было советских войск, то свержение Тито военной агрессией было бы рискованным делом. Поэтому сталинская пропаганда ограничилась лишь злобной руганью в адрес Тито и СКЮ.
.
Комментариев нет:
Отправить комментарий