понедельник, 20 июня 2022 г.

ИГРЫ ДРУЖБЫ И СОЗИДАНИЯ - 2

 

Терри Орлик:

"Книга коллективистских спортивных игр
Соревнования без конкуренции

Кому нужны игры, в которых никто не проигрывает?

Вы когда-нибудь видели детские игры, из которых вырвана радость? Вы когда-нибудь видели, как детей оставляют "запасными" или выводят из игры, отвергают и преднамеренно обижают этим, и недоумевали - зачем это? Тогда игры в этой книге - для вас! Они - результат решения этих проблем и представляют собой положительную альтернативу играм, понуждающим конкурировать. Что же особенного в этих играх? Это - игры дружбы, сотрудничества и взаимопомощи, которые могут объединять детей, семьи и сообщества в духе коллективистской игры. Они были тщательно отобраны, продуманы и опробованы, чтобы дети могли весело проводить время, узнавая что-то хорошее о себе, о других и о том, как им следует вести себя с окружающими.

Основная особенность состоит в том, что в коллективистских играх все сотрудничают друг с другом, все выигрывают и никто не проигрывает. Дети играют друг с другом, а не друг против друга. Эти игры устраняют страх неудачи и чувство неполноценности. Они также укрепляют уверенность ребенка в себе как пользующейся признанием и достойной личности. В большинстве игр (новых или старых) это укрепление уверенности в себе - дело случая или достаётся одному лишь победителю. В коллективистских играх оно - неотъемлемая суть самих игр.

На протяжении всей этой книги моей заботой были как качество жизни детей, так и качество игр для них. Игры могут давать прекрасную возможность для соревнования, стимуляции, самоутверждения, успеха и чистой радости. В этом - суть коллективистских игр.

Хотя во многих культурах на протяжении столетий игры были коллективистскими, сегодня в нашей (западной) культуре очень мало игр, особенность которых в том, чтобы все игроки стремились к одной общей, совместно желаемой цели. Настоящие коллективистские игры без проигравших - крайняя редкость в западном мире. Их повторное открытие — это то, к чему следует стремиться и извлечь из этого пользу.

Первые игры с коллективистской структурой, с которыми я столкнулся, были те, в которые я играл с инуитами (эскимосами) в отдаленных районах канадской Арктики, и те, которые я создал сам. Коллективистские игры, вошедшие в эту книгу, появились в основном благодаря моей работе (и играм) с учениками, родителями, учителями и дошкольниками из разных уголков мира за последние пять или десять лет.

Красота этих игр отчасти заключается в их универсальности и адаптивности. По большей части коллективистские игры практически почти не требуют ни оборудования, ни денежных затрат. В них можно играть с широким кругом людей и в различной окружающей обстановке. В них может играть любой и практически где угодно. Нет необходимости строго соблюдать «правила» или рамки конкретных игр. Вы можете разработать свои собственные конкретные особенности. Вам не нужен определенный тип мяча для игры или определенное поле для игры. Вам даже не нужно играть на заранее определенных позициях или в течение заранее установленного периода времени. Эти вещи на самом деле не имеют значения. Самое важное - это концепция, заложенная в игры.

Может потребоваться терпение, чтобы освоить эту «новую» форму игры, особенно если участники никогда раньше не играли по-коллективистски. Тем не менее, при наличии соответствующих указаний, вдумчивого наблюдения, повторов и конструктивного вклада игроков в коллективистские изменения, игры начнут удаваться всё лучше. Как только участники изменят своё отношение и начнут играть сообща, надзор за соблюдением правил обычно становится минимальным. Игроки начинают сами «контролировать» и «управлять» своим поведением, а также заботиться о том, чтобы не повредить друг другу.

Игры, представленные в этой книге, были разработаны для детей и опробованы на них, но не только для них. Многим подросткам и взрослым может захотеться вспомнить свое детство и обогатить свою взрослую жизнь некоторыми из этих веселых забав. Возрастные категории, указанные для игр, служат лишь приблизительным ориентиром. Специфический выбор и адаптация конкретных игр могут легко сделать сами дети, подростки и взрослые всех возрастов, чтобы игры заведомо были (или стали) соответствующим конкретным потребностям группы.

Необходимость альтернатив

Как бизнес стал моделью организации большей части западного образа жизни, так и детские игры подверглись коммерциализации. Упор на производство, механизацию и чрезмерную специализацию стал столь же распространенным в играх, как и на производстве. Сами игры стали безжалостными, оценивающими, высокоорганизованными и чрезмерно ориентированными на выигрыш. В них неизбежны гнёт оценок (счёта) и психологического стресса неудач. В результате стремление выжать максимум из каждого игрока не оставляет места старому доброму веселью. Натравливание детей друг на друга в играх, в которых они отчаянно конкурируют за то, что могут выиграть лишь немногие, гарантирует поражение и горечь для большинства. Многие детские игры и программы по самой своей сути - это выбраковывание участников. Многие игры предписывают, что выигрывает лишь один, а все остальные проигрывают, в результате чего «неудачники» и «лузеры» в спорте составляют подавляющее большинство населения Северной Америки.

Еще хуже то, что игры теперь начинают губить даже победителей. Детей поощряют радоваться неудачам других. Они надеются на это и способствуют этому, потому что это увеличивает их собственные шансы на победу. Когда маленьких детей подвергают бессмысленной конкуренции, их не учат соревноваться достойным путём; это только вдалбливает им дух конкуренции. Когда они становятся старше, они настолько загипнотизированы важностью победы над другими, что больше не способны играть для радости, для удовольствия. Они не способны помогать друг другу, бережно относиться к чувствам других или соревноваться в дружеской и веселой манере, даже когда захотят этого. Если их постигает неудача, а это случается часто, то многие дети учатся избегать конкуренции, замыкаться в себе. Проигрыши в играх также могут «научить» детей совершенно несправедливому «плохому мнению» о себе (комплексу неполноценности).

А дети, воспитанных в духе коллективизма, дружбы и совместных успехов, имеют гораздо больше шансов развить здоровую положительную самооценку, так же как и у детей, питающихся сбалансированной диетой, больше шансов развить физическую силу и быть здоровыми. Неужели мы действительно должны с самого начала давать маленьким детям нездоровую или несбалансированную пищу («чтобы они к ней привыкли»)? Или надо дать им возможность развиваться настолько здоровым образом, насколько это возможно, причем как можно дольше (прежде чем их принудят к нездоровой пище)? Когда тело и разум все еще находятся в процессе формирования и развития, не лучше ли дать каждому ребенку здоровую основу, с которой он сможет начать жизненный путь? Разве это не позволит ему или ей успешно справляться с различными невзгодами позже в жизни?

Харви Скотт из Университета Альберты (в Канаде), изучая старшеклассников - успешных и неуспешных кандидатов в футбольную команду, пришел к выводу, что:
«Неудачи в спорте, по-видимому, приводят к широкому распространению отрицательного влияния и на другие аспекты личности. Для большинства мальчиков, которые пробовали попасть в команду и которые объективно потерпели неудачу, это испытание подействовало скорее саморазрушительно, чем самосовершенствующе ... Эффект формирования характера успешных спортсменов часто достигается за счет отсева неудачников, которым приходится каким-то образом встроить эти неудачи в свою систему самооценки».

В еще одном исследовании Хоуи Хайленд из университета Оттавы обнаружил, что дети 8-го класса, которые отказались от уроков физкультуры, имели более низкую самооценку, более низкое мнение о своих спортивных способностях и более отрицительное отношение к своему телу, чем их сверстники, которые выбрали занятия физкультурой. Вполне возможно, что на это отрицательное самовосприятие повлияло, по меньшей мере отчасти, действие неудач или неприятия другими в игры, ведь дети проводят очень много времени в годы своего развития за играми.

Результаты исследований, подобных этим, подчеркивают необходимость разработки как отдельных игр, так и целых спортивных программ, в которых все могут участвовать и иметь по меньшей мере умеренную степень успеха. Если дети сознают, что они победили, они не чувствуют безащитности или беспокойства, и у них есть все основания чувствовать себя довольными собой и происходящим. Страх поражения, наряду со стрессом и разочарованием, вызванными проигрышем, уменьшается, когда неудачи не рассматриваются как вопрос жизни и смерти. Совместные занятия, в которых нет проигравших, наряду с дружеским, смягченным соревнованием, снижающим важность результата, позволяют детям получать удовольствие от самой игры. Им предоставляется новая свобода учиться на своих ошибках, а не пытаться их скрыть. Когда дети уверены, что их ценность как личности не будет подорвана счетом в игре, они могут начать относиться к играм и товарищам по играмсовершенно по-новому.

Успешная коллективистская игра имеет четыре основных компонента: коллективизм, дружба, вовлеченность и радость.

ПОЧЕМУ КОЛЛЕКТИВИЗМ?

Коллективизм непосредственно связан с общением, солидарностью, доверием и развитием положительных навыков общения с окружающими. Благодаря сотрудничеству дети учатся делиться с другими, сопереживать с ними, внимательно относиться к их чувствам и стараться как можно лучше ладить с ними. Участники игры должны помогать друг другу, действуя вместе как единое целое. Каждый игрок является необходимой частью этого целого, внося свой вклад и не оставляя никого вовне, сидящим и ждущим возможности поиграть. Тот факт, что дети действуют вместе для достижения общей цели, а не друг против друга, немедленно превращает разрушительные реакции в полезные: игроки чувствуют, что они являются желанными участниками игры, и поэтому чувствуют себя полностью вовлеченными в нее. Результатом является чувство выигрыша, а не проигрыша.

ПОЧЕМУ ДРУЖБА?

Чувство дружбы напрямую связано с повышенной самооценкой и счастьем вообще, так же как неприязнь напрямую связана со снижением самооценки. В коллективистских играх каждый ребенок играет значимую роль в игре, ему или ей стоит лишь решить принять в ней участие. Каждый ребенок также по меньшей мере частично несет ответственность за достижение цели или успешный исход игры.

ПОЧЕМУ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ?

Вовлеченность напрямую связана с чувством общности, чувством своего вклада и удовлетвения своей деятельностью. Наоборот, неприятие и исключение из игры или игнорирование явно воспринимается как форма неприязни. Дети хотят быть участниками событий, а не стоять в стороне. Это желание участвовать реально, если, конечно, они не ожидают , что их унизят или отвергнут.

ПОЧЕМУ РАДОСТЬ?

Мы никогда не должны упускать из виду тот факт, что главная причина, по которой дети вообще играют в игры, — это радость. Без чувства радости, чувства счастья ребенок не может испытывать веселья от игры. В коллективистских играх элемент веселья усиливается, поскольку дети тогда могут свободно играть с другими для развлечения, не опасаясь неудачи или неприятия и без каких-либо стимулов к деструктивным действиям. Общее дело усиливает ощущение удовольствия.

Когда эти четыре компонента объединены при создании детской игры,то больше нет места для уязвленного самолюбия, нет причин для слез и больше нечего бояться. Все дети могут закончить игру с чувством выигрыша от испытанной радости. Разве детские игры нужны для чего-то еще? (...)

"Заморозка" с мешочком фасоли (Frozen Bean Bag) или помогайте друзьям

Это - активная игра во взаимопомощь. Все дети начинают с того, что ходят по физкультурному залу в своем нормальном темпе, причем каждый из них балансирует на своей голове мешочек с фасолью. Ведущий или учитель может изменить тип или темп движения, попросив детей подпрыгивать, скакать на одной ножке, шагать назад, идти медленнее или быстрее и т. д. Если мешочек с фасолью падает с головы ребенка, то он или она "замерзает". Тогда другой ребенок должен поднять мешочек с фасолью и положить его обратно на голову "замерзшего" игрока, чтобы освободить его, не уронив при этом свой мешочек с фасолью. Цель игры состоит в том, чтобы помогать друзьям, спасая их из "заморозки". В конце игры можно опросить детей, сколько раз каждый помог друзьям или сколько раз друзья помогли ему. Если они захотят, можно провести быстрый подсчет актов помощи. Это хорошая игра для шести-, семи- и восьмилетних детей, и она может доставить массу удовольствия, если играть под музыку. Пятилетние дети могут, помогая другому, придерживать свой мешочек с фасолью, а не балансировать его на голове. (...)

Музыкальные стулья без выбывающих (Nonelimination musical chairs)

Цель игры (в отличие от традиционных, конкурентных "музыкальных стульев") - чтобы никто не выбывал из игры по мере того, как стулья убирают один за другим. Как и в конкурентной версии игры, музыка играет, дети танцуют и при этом каждый раз убирается один стул. Затем музыка останавливается, и каждому надо найти место для сидения. Но в этой - коллективистской - игре всё больше и больше детей должны усаживаться вместе, сидя на стульях или на коленях друг у друга, чтобы никто не выбыл из игры. В конце игры все (скажем, двадцать) детей, участвующих в игре, осторожно присаживаются вместе на один стул, в отличие от традиционной версии игры, которая кончается девятнадцатью обескураженными детьми, последовательно выбывшими из игры, и одним "победителем" (самым наглым и агрессивным), занявшим единственнный оставшийся стул."

.

Комментариев нет:

Отправить комментарий