понедельник, 29 сентября 2014 г.

БИХЕВИОРИСТСКИЙ СОЦИАЛИЗМ ВЫВЕДЕТ РОССИЮ ИЗ ТУПИКА

--

Думаю, вряд ли кто теперь может отрицать, что резкий поворот нашей страны и её правительства по наущению западной пропаганды от социализма назад к паразитическому мафиозно-олигархическому капитализму был безумной исторической ошибкой. Отрадные изменения, вводимые ныне президентом Путиным, всё ещё не имеют систематического характера и поэтому не дают народу уверенности в том, что возврат к дьявольской свистопляске предателей - прозападных бздиссидентов и либерастов - более не возможен.

Для того, чтобы народ имел веру и стремление в будущее, правительство должно представить ему хотя бы в общих чертах предстоящий курс государственного корабля "Россия". Этот курс, несомненно, обдумывают очень многие интеллигентные и облеченные властью русские люди. Они понимают, что России - народу и правительству - срочно нужна новая социально-политическая доктрина. Она нужна позарез, но её всё ещё нет. Во всяком случае, я пока не вижу ничего действительно конкретного и серьёзного.

Поэтому в порядке инициирования дискуссии на эту тему излагаю здесь мои предложения. Я считаю, что эта доктрина должна иметь строго естественнонаучную (не гуманитарную) основу. Из того, что имеется в настоящее время, на роль этой основы лучше всего подходит экспериментальный анализ поведения и технология социальной инженерии, которые обычно называются "радикальным бихевиоризмом".

Отцом радикального бихевиоризма, как я здесь неоднократно писал, является покойный профессор Гарвардского Университета Беррес Ф. Скиннер (Burrhus F. Skinner). За последние годы я перевёл на русский язык и выложил на моём блоге в "Интернете" ряд работ проф. Скиннера и его сотрудников, которые дают общее представление об этом направлении науки о поведении. Список этих переводов смотри в предыдущей блогозаписи. Большинство этих переводов снабжены моими актуальными комментариями. Кроме того, я поместил на блоге довольно много собственных заметок на тему радикального бихевиоризма.

Внимательный читатель этих материалов может сделать справедливый вывод, что исследования в этой области научного знания были в основном завершены самим проф. Скиннером и его сотрудниками, и теперь "радикальный бихевиоризм" представляет собой такую же завершенную концептуально-методологическую систему, как в математике - дифференциальное исчисление или в общей химии - периодическая система элементов.

В случае "радикального бихевиоризма" досконально изученные проф. Скиннером закономерности оперантного поведения (и управления им) теперь могут использоваться как надёжная основа не только для практического анализа межличностного и общественного поведения, но и для его целенаправленного систематического изменения, то есть для технологии социальной инженерии.

При этом надо кратко пояснить, что "радикальный бихевиоризм" Скиннера отчасти является триумфальным завершением незаконченных трудов И.П. Павлова и В.М. Бехтерева, которое стало возможным благодаря выработке Скиннером концепции операнта, которая дополнила и во многом заменила классическую концепцию рефлекса. В силу этого бихевиористский анализ поведения является отраслью естествознания, в отличие от чисто гуманитарной спекулятивной (интроспекционной) когнитивистско-менталистской психологии, вот уже тридцать лет занимающейся толчением в ступе воды, или вернее - идеалистического тумана. Это мнение о когнитивизме было многократно высказано проф. Скиннером, я тут лишь повторяю его.

В сфере прикладных исследований проф. Скиннер создал серьёзный задел практического применения своих научных открытий, например для программированного обучения, включая применение обучающих машин, для излечения психически больных, для дрессировки животных и т.п.

Для нынешней России учение проф. Скиннера - "радикальный бихевиоризм" - может иметь принципиальное, воистину судьбоносное значение. Для понимания этого необходимо вспомнить, что история России представляет собой череду попыток копировать Запад. (Даже те, кто в 19-м веке критиковали западничество - славянофилы - были во многом продуктом проникновения в Россию европейской идеологии государственного национализма). Говоря вкратце, государственная власть России имела три социально-политические доктрины:

-- Абсолютизма - "самодержавие, православие и народность". Эта доктрина была скопирована с европейского абсолютизма и основана на рационалистической фикции "просвещенной монархии". На практике это означало сословные привилегии дворян и косность бюрократического аппарата, плюс коррупцию (придворных и чиновничества). Эта система выстояла (со времени основания Петром I) два столетия. Первое поражение она потерпела в Крымскую войну, а сметена была Октябрьской революцией.

-- Марксизма-ленинизма - "государство диктатуры пролетариата, партия - наш рулевой, пролетарский интернационализм". Эта доктрина была скопирована с европейского марксизма, но творчески адаптирована Лениным к специфически российским условиям. Многолетнее правление Сталина перевело эту систему на традиционные рельсы. Появились привилегированная верхушка - партийная номенклатура, плюс бюрократический управленческий аппарат, плюс новое "колхозное" крепостное право. Выстояв в Великую Отечественную войну, система разложилась в правление Брежнева, причём развратившаяся и обленившаяся номенклатура в результате ельцинского антисоветского путча 1993 года призвала новых "варягов" - западный империализм - безраздельно хозяйничать в стране руками своих марионеток - олигархов и либералов.

-- Либерализма - "свобода рынка, частная инициатива, демократия". Эта доктрина была воистину по-рабски и бездумно заимствована с Запада, когда её бесперспективность и разрушительность были уже доказаны теоретически (марксизмом) и практически (мировыми войнами и экономическими кризисами). Ею были порождены мафиозно-уголовная привилегированная верхушка - олигархи, плюс развращённый всевластием доллара чиновничий аппарат, плюс целый пандемониум псевдоинтеллигентных болтунов-грантоедов, захвативших монопольные позиции в российских масс-медиях, где они по-попугайски повторяют западную пропаганду. Эта ненавистная народу идеология, служащая фиговым листком для системы олигархического грабежа страны и чиновничьей коррупции, продержалась двадцать лет и заслужила лишь coup de grâce, который её прикончит.

Сейчас идеология либерализма всё ещё остаётся официальной, но президент Путин принимает конкретные меры по возрождению страны, идущие вразрез с этой идеологией, отводящей России роль отсталого сырьевого придатка Запада.

Однако должен повторить, что эта политика президента Путина ведётся как бы с "чёрного хода", с многочисленными реверансами в сторону "наших западных партнёров" и идеологии либерализма. Этой политике явно нужна новая (то есть не скомпрометированная, а перспективная) государственная социально-политическая доктрина.

Компрометация государственных доктрин, неизбежно ведущая их к краху, происходит в результате превращения их идеалистических, идеологических компонентов в пустую демагогию в результате столкновения с общественно-политической реальностью. Абсолютизм и либерализм по содержанию полностью идеологичны, а в марксизме-ленинизме научна лишь критика капитализма, тогда как его положительное содержание - власть трудящихся, советская демократия и социализм - было полностью идеологично. Это положительное содержание неизбежно стало жертвой циничного лицемерия и демагогии, которые привели советскую систему к бесславному концу в результате горбачевской катастройки.

Всё ещё не имея социально-политической доктрины, отвечающей нынешним требованиям, руководство России поневоле осторожно делает вид, что устраивается между двух идеологий - "имперской" идеологией (абсолютизма без царя) и либеральной. А опереться на идеологию марксизма-ленинизма ему категорически нельзя, ведь это означало бы новый разворот государственной политики на 180°. Со всеми вытекающими из этого интригами, пакостями, пинками и руганью со стороны "цивилизованного" Запада. Всё это очень печально.

Поэтому спешу без ложной скромности заявить, что выход из этого положения есть, что новая, отвечающая требованиям современности социально-политическая доктрина российской государственности в общих чертах готова и на неё следовало бы по меньшей мере обратить внимание.

Все её компоненты полностью научны: её отрицательное содержание - это либеральная критика абсолютизма и марксистская критика либерализма (капитализма), а её положительное содержание - радикальный бихевиоризм, т.е. экспериментальный анализ поведения и управление поведением - технология социальной инженерии. В ней нет ни грамма идеологии, потому что она не окрылена идеалами рационализма, а прочно заякорена в бескрылом прагматизме и эмпиризме, что на деле означает, что все политические решения должны до своего внедрения в практику проходить опытную проверку. Она созидательна, а не разрушительна, представляя собой постепенную эволюционную оптимизацию существующей системы общественных и межличностных отношений, а не их революционную ломку.

А так как российская государственность должна опираться на весь народ в своём ставшем уже традиционным противостоянии Западу с его исконными, но на данный момент спрятанными под фиговым листком либерализма доктринами фашизма (корпоративной государственности) и неофеодальной власти глобальной закулисной олигархии миллиардеров, манипулирующей поведением толп аполитичного двуногого быдла, то новая общественно-политическая доктрина России должна быть истинно народной, то есть руководствоваться принципами социальной справедливости и политической активности всех и каждого. В силу всего вышеизложенного я не могу назвать эту доктрину иначе, как бихевиористский социализм. Звучит непривычно, но суть выражает правильно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий