понедельник, 28 декабря 2015 г.

О БУДУЩЕМ НЕ НАДО ГАДАТЬ - ЕГО НАДО ТВОРИТЬ

 Эта запись - взгляд из уходящего 2015 года в наступающий 2016. Ситуация в мире такая, что слова "Поздравляю с Новым Годом!" выглядят фальшиво, ведь перспективы бесспорно мрачные.

Капиталистический Запад в условиях кризиса сбросил маску "цивилизованности" и в открытую ведёт захватнические войны и геноцид - как руками вояк США и НАТО, так и своих "свидомых" и "исламистских" террористов-наёмников. Если Россия и Китай не воспрепятствуют этой агрессии объединенными усилиями, то человечество получит от Запада новое мрачное средневековье с неограниченным абсолютистским произволом олигархии миллиардеров и её глобализованного чиновничьего аппарата.

Однако нет худа без добра. Многие утратили глупую веру в моральное превосходство Запада; теперь людям становится ясной лживость западного мифа о "демократии" и "правах человека", и что вместо них Запад несёт миру кровожадный, зверский фашизм "свидомых" и "исламистов". Западное якобы "открытое общество" всё больше превращается в полицейское государство "национальной безопасности" с вездесущей электронной слежкой за всеми и каждым, тотальность которой не мог себе представить даже Оруэлл (см. его "1984"). Мещанская утопия капитализма "с человеческим лицом", которую пропагандировали всяческие бздиссиденты и либерасты от ученого идиота Сахарова и вечно пьяного самодура Ельцина до демагогов Навального с разоблачениями, подготовленными для него ЦРУ, и Ходорковского с его белогандонной предательской "открытой Россией", полностью дискредитирована.

К несчастью, правительство и чиновничество Путина всё ещё лелеют безумную иллюзию возможности не зависимого от Запада существования расейского капитализма. И это - вопреки продолжающемуся разграблению страны "расейскими" миллиардерами, банками и валютными спекулянтами. Правительству РФ давно пора начать действовать в соответствии с реальностью того, что Запад - наш беспощадный смертельно опасный враг, а не повторять ложь о "наших западных партнерах".

Несмотря на трезвое понимание большинством россиян враждебности Запада, они не видят практических выходов из нынешнего тупика, будучи одурманены мифами "свободного предпринимательства", национализма, черносотенного православия, "имперства" и т.д. Как иллюстрацию этого пагубного явления советую посмотреть в youtube ролики некоего Кирилла Мямлина - это воистину уникальный образец нынешнего безумия, потому что этот бесстыжий демагог собрал в свой "идеологический багаж" почти всю модную нынче реакционную мерзость и ложь, отравляющую мозги расейской публики.

Всё это меня угнетало в 2015 году особенно сильно, и продолжает угнетать. Какого-то поворота к лучшему я не предвижу до тех пор, пока Россия не сбросит ярмо капитализма. Соответственно, я отвлекался на злободневные события и уделял меньше, чем следует, внимания теме бихевиористского социализма.

Одно дело, которое я задумал в октябре-ноябре, кончилось ничем. Я решил было написать критику основных концепций когнитивистской психологии и буржуазной социологии с точки зрения бихевиоризма. Собрал соответствующую литературу и принялся за чтение, но, признаюсь, утонул в море совершенно невозможной чуши и белиберды.

Я взялся за конспектирование всей муры, уже читанной мною в 1990-х годах - всяческих Эллюлей, Сорокиных, Хофстеде, Фуко, Таджфелей-Тайфелей... - и меня начало тошнить от омерзения. Конечно, "Критика концепций буржуазной психологии и социологии с точки зрения бихевиоризма" - это была бы хорошая тема для докторской диссертации, но такая кропотливая и неприятная работа не принесёт мне ни малейшего признания в нынешней обстановке замалчивания бихевиоризма. Поэтому я её бросаю, потратив на неё один месяц и поняв, что на неё пришлось бы потратить годы. Однако эта работа была бы излишней и в совершенно иной обстановке, в которой нынешняя безумная "парадигма" (на самом деле мода) в науке о поведении была бы отвергнута. Дело в том (и это хорошо знал проф. Скиннер), что бихевиоризму нет надобности защищаться, занимаясь опровержением противников. - Но почему?

- Да потому, что бихевиоризм - это действительно наука о поведении, и практически все авторы-бихевиористы, верные естественнонаучному подходу Скиннера, имеют одну и ту же концептуально-теоретическую основу, выработанную для обобщения объективных экспериментальных данных, полученных по воспроизводимым методикам. Поэтому меж ними нет "теоретических", а на самом деле - схоластических споров, которые так характерны для психо-логии, социо-логии и прочей гуманитарной трепо-логии, в которой каждый "корифей" высасывает из пальца свою теорию, основанную лишь на наборе выдуманных эффектных псевдонаучных неологизмов, - ещё один миф вдобавок к насметному множеству уже существующих мифов, созданных для того, чтобы заслонять собой жуткую реальность капиталистического антиобщества.

В бихевиористской теории оперантного поведения не может быть разнобоя мнений так же, как не может быть разнобоя мнений в теории дифференциальных уравнений. Но каждая наука имеет свои методы и инструментарий, так что попытки иных "гениев" объяснять закономерности поведения, нашпиговывая свои опусы уравнениями, как это они, например, делают в псевдонауке, названной ими "теория игр", являются не более чем бесплодной схоластикой, занимающейся своими абстракциями в отрыве от объективной реальности практических и экспериментальных данных.

Бихевиоризм - это естественнонаучный подход к поведению, так как основан на экспериментах, а не абстрактных умствованиях. В силу того, что правота бихевиористского, а не когнитивистского понимания сути поведения была доказана в основном экспериментами на животных, а не на людях, когнитивисты пытаются отрицать его правоту в отношении поведения человека, выдвигая без каких-либо экспериментальных доказательств идеалистический тезис об обусловленности поведения людей, и в особенности их общественного поведения, некоей мифической "cognition", а не предысторией оперантного кондиционирования. На это надо ответить, что экспериментирование над людьми как самоцель недопустимо из этических соображений. Скиннер ставил опыты на пациентах психиатрических больниц, но их целью было увеличение самостоятельности (т.е. "нормальности") их поведения, и эти опыты дали положительные практические результаты. Так что как эти (немногочисленные) опыты по оперантному кондиционированию людей, так и общие принципы бихевиористского анализа поведения, являющиеся главным образом результатом экспериментов на животных, позволяют разработать и применять на практике эффективные методы управления поведением людей.

Их полезно знать, и поэтому я нашёл несколько книжек (на английском) на тему практического применения оперантного кондиционирования (селекции и модификации) поведения людей для повышения эффективности работы организаций и групп. Одну из них я обязательно переведу на русский и выложу на этом блоге в следующем году. А пока замечу, что ахиллесова пята России - это её чиновничество, в массе своей коррумпированное и прячущее своё паразитическое бездельничанье за горами всяческих распоряжений, формуляров и директив. Именно чиновничество надо в самую первую очередь по-бихевиористски привести в порядок - простимулировать на эффективную работу, и я надеюсь, что власти России проявят интерес к моим переводам хотя бы из соображений полезности для дела улучшения работы чиновничьего аппарата.

Главной ценностью человеческого общения является его разнообразие, богатство поведенческого репертуара. Что же делает с ним буржуазное массовое общество? - Оно не только уничтожает самобытные культуры, навязывая "туземцам" по всей Земле идиотскую стандартизованную "западную цивилизацию" джинсов, Биг-Маков и Микки-Мауса, но и сводит до идиотского минимума разнообразие поведенческих шаблонов в самом западном "обществе". Оно превращает человеческую жизнь в унылое существование человеческой скотины-потребляди в стойле рабочего места, супермаркета и коробочки для жилья. Общение людей сведено к обмену стандартными банальными фразами, их повседневная жизнь превращена в однообразную рутину, из которой нет выхода, как из пожизненного тюремного заключения.

Бихевиоризм отнюдь не стандартизует и обедняет человеческую жизнь, а напротив, давая людям понимание механизмов управления поведением, позволяет им целенаправленно и без страха неудач вносить новое содержание в межличностные отношения, обогащать их. Человек имеет право называться человеком лишь в той мере, в какой он способен активно целенаправленно изменять окружающий мир.

Научный социализм - марксизм - обязательно должен быть дополнен бихевиористским пониманием того, что в условиях капитализма власть и капитал неотделимы друг от друга именно потому, что порядки всеобщей купли-продажи деньги сделали деньги эликсиром власти - универсальным подкрепителем, затмившим все остальные подкрепители и ставшим инструментом односторонней манипуляции имущими поведения неимущих. Советская система лишила деньги этой универсальной власти над людьми, но не выдвинула других, сравнимых по эффективности инструментов управления поведением, в результате чего политико-административная власть компартии и госаппарата была вынуждена прибегать к мерам внеэкономического принуждения. Поэтому советскую систему совершенно неправильно называть госкапитализмом, она была скорее госфеодализмом и именно поэтому рухнула, когда попыталась вернуть власть денег над человеком, свойственную капитализму.

Социализм по определению - это общество равенства и социальной справедливости, и поэтому в нём не должно быть ни имущих, ни властителей (т.е. "верхов"), односторонне манипулирующих поведением "низов". Равенство должно быть не только имущественным, но и политическим, то есть социалистическое общество должно быть спаяно не отношениями односторонней зависимости низов от верхов, а отношениями взаимной зависимости между равными, и для этого каждому должна быть предоставлена возможность учиться управлению поведением как самого себя, так и окружающих. Можно сказать, что бихевиористская теория оперантного поведения опоздала на пол-столетия для того, чтобы стать инструментом практического воплощения совершенно правильного тезиса Ленина о том, что каждая кухарка должна уметь управлять государством.

Социалистическое светлое будущее человечества может быть только таким, и поэтому сталинская система диктатуры партноменклатуры и бюрократии над народом являлась шагом назад в царизм, а не вперёд в социализм. Оно, конечно, должно быть совсем иным, чем регламентированный кошмар антиутопий Оруэлла и Хаксли. Наоборот, как раз верхи буржуазного Запада (закулисная олигархия миллиардеров) нынешним глобальным кризисом концентрируют капитал и власть в своих руках и загоняют человечество в этот кошмар тоталитаризма не только нищетой и долговой кабалой, но и оболваниванием, навязывая людям вместо богатств мировой культуры свою рекламу и примитивную развлекальщину. Поэтому социалисты должны бороться не только против роста экономического неравенства, но и против превращения людей в стадо примитивных фашистских варваров буржуйской антикультурой, популяризуя и марксизм, и бихевиоризм, и культурные богатства прошлых десятилетий и веков.

В этой связи рекомендую на праздники посмотреть фильмы Стенли Кубрика (Stanley Kubrick). Я их посмотрел на западные рождественские праздники и получил громаднейшее эстетическое удовольствие. Таких фильмов теперь больше не делают, потому что в кино перевелись талантливые и умные сценаристы и режиссеры. Мне, например, совершенно непонятно, почему уважаемый мною Борис Рожин (colonelcassad) недавно с одобрением писал о новой серии "Звёздных войн" (которую у меня нет ни малейшего желания смотреть, так как мне известны банальность и примитивность предыдущих серий).

Нынешние фильмы - примитивное дерьмо в жанре "phantasy", то есть сказочек-хотелок и сказочек-страшилок, иллюзорная волшебная "альтернатива" серости повседневной жизни людей. Они не показывают ни реального выхода, ни практически осуществимых альтернатив этой рутине. Они - как алкоголь, как наркотик, и поэтому не что иное, как инструмент дальнейшего оболванивания, оскотинивания народа. Так давайте не будем жить по поговорке "на безрыбье и рак - рыба", а будем смотреть действительно хорошие старые фильмы и читать хорошие книги. В них можно почерпнуть много поучительного и практически полезного, хотя бы для общения с окружающими.

Так вот, фильмы Кубрика действительно хорошие. (Единственное исключение - претенциозное "пророческое" мистическое занудство "2001" - фильм в соавторстве с "знаменитым фантастом" Артуром Кларком). В целом я считаю главным достоинством фильмов Кубрика его ироническое отношение к материалу, придание ему глубины внедрением в него элементов пародии. Ниже привожу в хронологическом порядке английские названия его фильмов с моим переводом на русский и кратким комментарием. Фильмы в российском прокате могут иметь другие названия!
--
1962 г. Ранний фильм Кубрика "Lolita" - "Лолита" - это ироническая реалистическая интерпретация экзистенциалистского эротического (весьма занудного) романа Набокова. Кубрик откровенно потешается над экзистенциалистским "героем" Набокова - стареющим интеллектуалом, "тряпкой" и невротиком, преследующим своей похотью молоденькую девчонку.

1964 г. "Dr. Strangelove". Видео (пока) достать не удалось, сказать ничего не могу.
--
1968 г. "2001: a space odyssey" - "2001: космическая одиссея" - это вариации Кубрика на шизоидную ходульность "научной фантастики". Главная идея - это что якобы эволюция человека из обезьяны является результатом некоего магического ("божественного") воздействия таинственной черной полированной скрижали, оставленной на Земле инопланетянами. Говоря откровенно, это бред сивой кобылы в лунную ночь. Кроме этой чепухи фильм не имеет иного содержания. Однако он покорил тогдашнюю публику массой новаторских трюковых эффектов, ставших стандартными в нынешних бездарных "fantasy"-фильмах. Очень претенциозный, но по сути пустой и глупый фильм.
--
--
1971 г. "Clockwork orange" - "Заводной апельсин" - пародия на антисоциалистический и антисоветский одноименный роман Антони Бёрджеса, который запугивал западное мещанство тем варварством, которое якобы наступит, если Запад поддастся влиянию идей социализма и примера СССР и других социалистических стран. Своей концовочкой фильма, идущей вразрез с содержанием романа, Кубрик возвращает действие из мира идиотских фантазий Бёрджеса о "захваченной коммунистами Англии" в реальность буржуйской Англии и издевается над верой буржуев в науку (сцена "исправления" и все последующие вплоть до финального исцеления главного героя от непротивления злу).
--
1975 г. "Barry Lyndon" - "Барри Линдон" - отличная экранизация нравоучительного романа Уильяма Теккерея с саркастическими акцентами, добавленными самим Кубриком. Мне этот фильм Кубрика понравился больше всех остальных.
--
--
1980 г. "The Shining" - "Светоч" - экранизация-пародия одного из бесчисленных романов ужасов литературного подёнщика Стивена Кинга, которая его крайне разозлила. Фильм буквально нашпигован намёками на режиссуру Кубриком инсценировки на Земле не состоявшихся в действительности полётов "Аполло 11" и "Аполло 13" на Луну и на трагическую судьбу закулисных участников этой инсценировки, которых ЦРУ "ликвидировало" за то, что они слишком много знали. Сам Кубрик вплоть до смерти в 1999 году прятался от ЦРУ в своем поместье в Англии, недалеко от Лондона (где и похоронен).
--
--
1987 г. "Full Metal Jacket" - "В стальной рубашке" (имеется в виду пуля калибра 7,62мм) - замечательный реалистический фильм о том, как армия США превращает нормальных людей в патологических убийц, и о зверствах агрессии США во Вьетнаме.
--
1999 г. "Eyes wide shut" - "Глаза навыкате широко зажмурены" - последний фильм Кубрика. Темы: моральная деградация и неподсудность капиталистической элиты США, плюс отношения полов при капитализме. Немного слащавый новогодний фильм, в котором уже чувствуется старческая сентиментальность Кубрика.


На этом заканчиваю блогозаписи 2015 года и желаю, чтобы Новый год принёс всем нам изменения к лучшему, а буржуйскому Западу - крах его козней и агрессивных затей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий