среда, 28 июля 2021 г.

БИХЕВИОРИЗМ И НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ МЫСЛИ МАКСИМА ГОРЬКОГО

Перепостирую пока что одно, второе эссе Горького из числа написанных им в 1917-1918 годах. Это эссе он написал о царском самодержавии сразу после его свержения. Но оно очень даже актуально, потому что гнусный мафиозно-бюрократический режим питерского гопника Иудушки Капутина умудрился за какие-то двадцать лет реставрировать все подлые, преступные и варварские черты царского самодержавия, или правильнее - срамодержавия!

Поэтому всем и каждому следовало бы прочесть "Несвоевременные мысли" Горького, понять их и воспринять многое из них, чтобы быть готовыми действовать правильно, а не под влиянием коварной западной пропаганды во вред стране и себе самим, когда придёт время теперь уже неизбежной и необходимой революции, которая свергнет этот гнилой антинародный режим.

Все предупреждения и советы Горького, которые тогда остались гласом вопиющего в пустыне, вполне могут быть учтены, проанализированы и (только правильные из них) воплощены в жизнь, однако не призывами к разуму и сознательности или (альтернативно) насилием, а единственным научным и эффективным способом: бихевиористской оперантной социальной инженерией.

Обычно неизбежный послереволюционный хаос и произвол можно предотвратить, но не одним лишь уничтожением старых "порядков", а ещё и одновременным незамедлительным созданием системы истинно социалистических общественных отношений, в которой положительное подкрепление (вознаграждение, поощрение, признание) будет получать солидарное, гуманное и граждански ответственное поведение, а преступления, насилие, произвол, карьеризм, мошенничества, паразитизм и разгильдяйство - отрицательное подкрепление (мгновенное наказание, порицание и презрение) со стороны сограждан. Бихевиоризм достигает поставленные цели там, где бессильны мораль и этика и слепы власть и законы.

Перепост по тексту, выложенному здесь: https://ilibrary.ru/text/2378/index.html .

*  *  *

Максим Горький:

"Несвоевременные мысли - II

Если окинуть одним взглядом всю внешне разнообразную деятельность монархического режима в области «внутренней политики», то смысл этой деятельности явится пред нами в форме всемерного стремления бюрократии задержать количественное и качественное развитие мыслящего вещества. Старая власть была бездарна, но инстинкт самосохранения правильно подсказывал ей, что самым опасным врагом ее является человеческий мозг, и вот, всеми доступными ей средствами, она старалась затруднить или исказить рост интеллектуальных сил страны. В этой преступной деятельности ей успешно помогала церковь, порабощенная чиновничеством, и не менее успешно — общество, психически расшатанное и, последние годы, относившееся к насилию над ним совершенно пассивно.

Результаты длительного угашения духа обнаружила с ужасающей очевидностью война — Россия оказалась пред лицом культурного и прекрасно организованного врага немощной и безоружной. Люди, так хвастливо и противно кричавшие о том, что Русь поднялась «освободить Европу от оков ложной цивилизации духом истинной культуры», эти, вероятно, искренние и тем более несчастные люди быстро и сконфуженно замкнули слишком красноречивые уста. «Дух истинной культуры» оказался смрадом всяческого невежества, отвратительного эгоизма, гнилой лени и беззаботности.

В стране, щедро одаренной естественными богатствами и дарованиями, обнаружилась, как следствие ее духовной нищеты, полная анархия во всех областях культуры. Промышленность, техника — в зачаточном состоянии и вне прочной связи с наукой; наука — где-то на задворках, в темноте и под враждебным надзором чиновника; искусство, ограниченное, искаженное цензурой, оторвалось от общественности, погружено в поиски новых форм, утратив жизненное, волнующее и облагораживающее содержание. Всюду, внутри и вне человека, опустошение, расшатанность, хаос и следы какого-то длительного Мамаева побоища.

Наследство, оставленное революции монархией, — ужасно. И как бы горячо ни хотелось сказать слово доброго утешения, — правда суровой действительности не позволяет утешать, и нужно сказать со всею откровенностью: монархическая власть в своем стремлении духовно обезглавить Русь добилась почти полного успеха. Революция низвергла монархию, так! Но, может быть, это значит, что революция только вогнала накожную болезнь внутрь организма. Отнюдь не следует думать, что революция духовно излечила или обогатила Россию.

Старая неглупая поговорка гласит: «Болезнь входит пудами, а выходит золотниками»*, процесс интеллектуального обогащения страны — процесс крайне медленный. Тем более он необходим для нас, и революция, в лице ее руководящих сил, должна сейчас же, немедля, взять на себя обязанность создания таких условий, учреждений, организаций, которые упорно и безотлагательно занялись бы развитием интеллектуальных сил страны.

Интеллектуальная сила — это первейшая, по качеству, производительная сила, и забота о скорейшем росте ее должна быть пламенной заботой всех классов. Мы должны дружно взяться за работу всестороннего развития культуры, — революция разрушила преграды на путях к свободному творчеству, и теперь в нашей воле показать самим себе и миру наши дарования, таланты, наш гений. Наше спасение — в труде, да найдем мы и наслаждение в труде. «Мир создан не словом, а деянием», это прекрасно сказано, и это неоспоримая истина."

---

*  Пуд = 16,38 кг, золотник = 4,26 г.

.

Комментариев нет:

Отправить комментарий