четверг, 29 октября 2020 г.

НЕЧАЯННОЕ ОТКРОВЕНИЕ ХЕРА ФОН ДЕР ГОЛЬЦА

 Лет двадцать назад у нас, в Восточном Берлине, неподалеку от моего дома, была установлена вот эта массивная гигантская штука из стального проката толщиной 3 см.:

Тогда она у меня вызвала лишь дополнительное раздражение хамством новой западной буржуйской власти, уничтожавшей (и по-прежнему уничтожающей) всё замечательное, что было создано в Германской Демократической Республике, и прежде всего памятники и мемориальные доски в память коммунистов и борцов против фашизма, и заменяющей их такими вот выпендрёжами. Это ржавое уродство - не более чем выпендрёж, его невозможно назвать "произведением искусства".

Но оказывается, что эта ржавая махина не уникальна. Я увидел шаблонную копию этого уродства в Швейцарии, в городе Базеле, куда я ездил в январе 2006 года на празднование 100-летнего юбилея замечательного химика, открывшего ЛСД - д-ра Альберта Гофмана (Albert Hofmann) - послушать и пофотографировать этого замечательного человека, который и в 100-летнем возрасте сохранил полную ясность ума. Я тогда воспринял эту шаблонную копию как лишнее свидетельство бесплодности и тупиковости буржуазного "искусства" и сразу же забыл о ней.

Однако на днях, засыпая и думая при этом о судьбах людей под властью капитала, я представил себе, что судьба жертв капитализма очень даже правдиво изображена в этом ржавом уродстве. Эта судьба - одиночество индивидуализма и страх оступиться, потому что никто не поможет подняться, а наоборот, многие со злорадством будут сталкивать вниз; и сама жизнь этих одиночек бесцельна и бессмысленна, потому что их эгоизм и комплекс неполноценности требуют от них постоянных усилий в саморекламе и самоутверждении. И оканчивается вся эта суета падением вниз, в могилу. У индивидуалиста нет никаких целей и тем паче достижений общественного или общечеловеческого значения, которые переживут его и станут достоянием следующих поколений.

Поэтому я заинтересовался тем, кто установил эту ржавую уродливую махину:

Но, прочитав об этом господине фон дер Гольце (из рода прусских помещиков и милитаристов, тех самых, которых Маяковский упомянул среди прочих врагов Октябрьской социалистической революции):
"... шли и добровольцы,
Шли и фон-дер-Гольцы,
Мамонтовы, Шкуры,
Мелкие Петлюры.
Им давали танки,
Доллары и франки.
Их снабжала "Лига" (Наций).
Только вышла - фига",
в немецкой "википедии" здесь
https://de.wikipedia.org/wiki/Hubertus_von_der_Goltz и на его сайте здесь https://www.hubertus-von-der-goltz.de/de/content/installationen-aussen-permanent , я понял, что этому "креаклу" чужды мысли о человеконенавистнической сути капитализма, с которыми я ассоциировал его "творчество". Хер фон дер Гольц шаблонно повторяет один и тот же мотив, причем не только с одной фигурой, но и с двумя (фото вверху слева) или многими (фото внизу справа):


наподобие пубертирующего сосунка, изрисовывающего своей однотипной "графити"-подписью все доступные ему стены. Ни то, ни другое, конечно, невозможно назвать ни искусством, ни протестом против ужаса и уродств бесчеловечной индивидуалистической реальности капиталистического антиобщества.

.

Комментариев нет:

Отправить комментарий