воскресенье, 5 февраля 2023 г.

КОТАРБИНЬСКИ - РАЗМЫШЛЕНИЯ О ДОСТОЙНОЙ ЖИЗНИ - 3

Тадеуш Котарбиньски:

Цель и смысл жизни

Довольно часто можно встретить людей, которых мучает проблема смысла жизни. Но что можно ответить на такие вопросы? Прежде всего, задаваемые вопросы нуждаются в разъяснении. В чём их суть? Чтобы попытаться понять это, мы рассмотрим их по отдельности и займемся сначала концепцией цели жизни, а затем концепцией смысла жизни.

Если кто-то спрашивает о цели жизни, он явно формулирует свой вопрос в метафорической форме. Потому что в прямом смысле можно говорить только о цели какого-либо поступка, а жизнь — не одно и то же, что поведение. Например, растения живут, но не действуют. Более того, рассматриваемое выражение явно двусмысленно и по другой причине. А именно, спрашивающего может интересовать либо цель его собственной жизни или жизни другого лица, либо цель жизни вообще, цель той формы бытия, которая отличает мир живых существ от мира неживой природы. Рассмотрим эти два варианта вопроса по очереди.

Какова цель жизни вообще? Тот, кто спрашивает об этом, по умолчанию предполагает следующее. Во-первых, он полагает, что несомненная направленность жизненных процессов доказывает, что ими кто-то управляет: либо один бог - властитель Вселенной, или некое множество действующих сущностей, называемых монадами или энтелехиями, а может быть, что-то иное. Во-вторых, задающий такой вопрос переносит направленность жизненных процессов в организмах на всю слагающуюся из этих процессов жизнь, протекающую веками в бесчисленных организмах, и находит подтверждение своей гипотезе в направленности эволюции видов растений и животных.

Что ж, есть определенная связь между приведенными предположениями и беспокойством данного человека о своей цели. Ибо одно из стремлений, содержащихся в этом беспокойстве, сводится к желанию как-то согласовать свою жизнь с этим господствующим направлением сил, управляющих миром. Однако часто, когда кто-то ищет цель собственной жизни, она обнаруживается на совсем другом уровне. Этот вопрос беспокоит людей, которые не удовлетворены пошлым небокоптительством, простым выживанием, рутинными усилиями по зарабатыванию на жизнь, либо не удовлетворены повседневной жизнью, либо желают, чтобы их действия были кому-то полезны, но не кому попало и не чему угодно, а кому-то выдающемуся или каким-то идеалам, достойным того, чтобы посвящать им труд и усилия. И если правильно сформулировано то, что подразумевают под целью жизни ищущие её, то мы должны быть готовы хотя бы отчасти занять позицию в отношении их вопросов и беспокойств.

Да, действительно, есть направленность жизненных процессов. Из зародыша развивается зрелый организм, он растет, набирается сил, производит зародыши организмов-потомков, ослабевает, стареет, умирает, но пока он живет, в нем происходят направленные процессы, направленные на сохранение его здоровья и способности производить потомство. Верно и то, что мир живых существ, населяющих поверхность земного шара, с момента своего создания изменился в определенном направлении. Эволюция привела к постепенному формированию огромного количества организмов несравненно более сложных и функционально более развитых и разнообразных, чем организмы, существовавшие на первобытной Земле, и то же самое можно сказать о сообществах живых организмов и формах их сотрудничества.

Все это верно, но что это означает для интересующих нас здесь проблем? Заметим сразу, что установленная направленность жизненных процессов отнюдь не является достаточным доказательством их преднамеренности. У нас нет оснований делать из факта направленности тот вывод, что это делается якобы по замыслу кого-то, кто выбрал средства для достижения некоей цели; ведь из того факта, что все реки текут в море, никто не делает спекулятивного вывода, что кто-то гонит их в сторону моря для достижения своих намерений. Более того, есть способы убедительно объяснить направленность жизненных процессов накоплением случайных изменений, с угасанием множества новых возникающих форм, если они не приспособлены к условиям окружающей среды, и закреплением по наследству форм, которые всегда оказываются жизнеспособными в этих условиях. В общем, это то, что мы видим каждую весну, когда "цветут" тополя: случайные порывы ветра разносят пух с бесчисленными семенами туда и сюда, во все стороны на различные расстояния... Громадное большинство из них погибает, падая на воду, крыши, городские мостовые, сухие камни и т. д., и лишь некоторые падают на плодородную почву, где могут прорасти, когда придет подходящее время. И сколько этих ростков гибнет, заглушенное более сильными побегами или употребленное в пищу тем или иным травоядным животным. Лишь немногие семена вырастают в деревья, как породивший их тополь вырос из семени; а современная биохимия уже прослеживает пути объяснения автоматизма, согласно которому происходят процессы воспроизводства и изменений организмов. Нет достаточных оснований предполагать, что эти процессы являются менее автоматическими и более обусловленными некими целями разумных "творцов", чем, например, то, что пары воды, образующиеся из растаявших снежинок, при охлаждении снова превращаются в снежинки аналогичной структуры.

Но довольно об этих естественнонаучных обобщениях. В конце концов, нас сейчас интересует то, что происходит в действительности, только потому, что мы стремимся узнать, какими должны быть цели, поскольку то, какими они должны быть, зависит от нашего выбора. Поэтому все равно, будь то по чьей-то воле или без неё, но жизненные процессы имеют направленность. Важно то, должен ли разумный человек принимать эту направленность как руководство для своих собственных действий, то есть принимать тот порядок вещей, к которому стремится природа, как свою собственную цель и считать его для себя «целью жизни», т.е. принять как главную цель собственных действий.

Трудно ответить на этот вопрос иначе, чем отрицательно. Жизнь в природе как образец для подражания? Но почему? Разумный человек выбирает цели и шаблоны поведения по своим собственным потребностям и желаниям и потребностям и желаниям близких, а беря ещё шире - существ, которым он симпатизирует. Между тем жизнь всей природы и различных ее компонентов вообще совершенно безразлична к этим потребностям и желаниям и даже вопреки им - столь же часто и обыкновенно. Крестьянин не сеет сеет для того, чтобы его урожай был съеден роем саранчи. Нам не нужен в наших законов этот закон, имитирующий пресловутый закон джунглей, где равновесие сосуществования видов определяется таким образом, что одни виды существ поедают других, и где уничтожение жизни жизнью — это главный принцип жизни.

Короче, мы зашли уже слишком далеко, вникая в суть вопроса, а ведь мы сказали в начале, что лучше сосредоточиться сейчас на том, чтобы его сформулировать. Мы это уже сделали, и остается только повторить в заключение, что суть озабоченности целью жизни заключается не в поиске ответа на вопрос о направлении жизненных процессов в природе, к которой принадлежит человечество и в которой оно живет, а в поиске главной цели своих будущих действий, такой цели, которая соответствовала бы, как уже было кратко сказано, нашим потребностям и желаниям.

Это также даёт ответ на вопрос о смысле жизни. Кто ищет смысла жизни, тот ищет именно того и озабочен именно тем, чтобы его действия не были бессмысленными, а точнее, чтобы его деятельность не исчерпывалась пустяковыми затеями, а оправдывалась направленностью на цель, достойную того, чтобы посвятить ей главные, серьёзнейшие усилия.*

(Продолжение следует)

---

* Но бывают такие "грандиозные замыслы", которые несравненно хуже, преступнее и бесчеловечнее любых "пустяковых затей". Именно такие "грандиозные замыслы" вбивает в головы буржуазная пропаганда через масс-медии и целые полки "ботов" в "соц-медиях". Самое опасное действие она оказывает на неопытную и по большей части невежественную молодёжь, у которой нет ни жизненного опыта, ни запаса знаний для того, чтобы критически относиться к пропаганде, а не подчиняться ей с щенячьим энтузиазмом. Вот примеры:






бандерофашизм - инструмент западного (сперва гитлеровского, а теперь НАТОвского) империализма для разжигания междоусобицы между русскими, которые не считают себя таковыми ("Украина - цэ Европа") и остальными русскими;

апокалиптический культ "зелёных" о мнимой якобы вызванной использованием ископаемых энергоресурсов "климатической катастрофе", при помощи которого глобалистская закулиса миллиардеров уничтожает высокий уровень жизни на Западе, чтобы низвести его до уровня, типичного для нищих стран "3-го мира". И здесь опять-таки острие удара направлено на незрелую молодёжь, которой внушают быть подражателями подлой сучки Греты Тунберг - наглющей марионетки шайки мультимиллиардеров, которая уже давно не школьница, ей уже стукнуло 20 лет! (Однако на обложке этой гнуснейшей лживой книги для детей о ней и о мнимой "климатической катастрофе", от которой она якобы "спасает планету", она изображена как "невинное дитя"!);



а в "богоспасаемой" России режим уже убедился в том, что официальный культ ничтожного царишки Николашки 2-го Кровавого, который начался еще при Бориске-алкаше (ельцине), не интересует никого, кроме кучки дегенератов. Поэтому Иудушка Капутин (вместе с фальшивыми "коммунистами" зюганоидной КПРФ) начал раздувать культ личности кровавого восточного антикоммунистического деспота Сосо Джугашвили-"сталина".

И бандерофашизм, и "зелёная" эсхатология - демагогии, чуждые населению России. А вот сталинизм - это зараза, от которой у многих "дорогих россиян" нет имммунитета. Они введены в заблуждение и воображают, что сталинщина - это якобы и есть социализм. А ведь культ личности этого ничтожного политического интригана - полное отрицание социализма как общественного строя с народным самоуправлением, а не с тоталитарной бюрократией. В действительности сталинщина была реакционной реставрацией крепостничества, произвола чиновников и самодержавия. Ныне сталинщина существует лишь в Северной Корее под властью семейной династии Кимов:

Это - просто копия сталинщины, а вовсе не жуткая специфика Кореи. Когда я был подростком, мне родители (особенно мать) рассказывали о "сказочном житье" под властью мерзавца сталина. Стукачество после кошмарного 1937 года с его массовыми арестами было повсеместным, особенно после окончания 2-й мировой войны, когда сталин уже был явным маразматиком. Написать ложный донос на личного врага для многих вконец исподлившихся было обычным делом. А в кино, когда на экране (например, в выпуске кинохроники) появлялся подонок сталин, все мгновенно вскакивали и начинали аплодировать, чтобы не дать стукачам повода донести на себя.

Сталинизм - это самый опасный враг социализма, потому что Иудушка Капутин и его антинародный буржуйско-бюрократический режим коварно пытаются подменить им социализм, чтобы замаскированно продолжать существовать со всей своей коррупцией, сменив вывеску "национального лидера" на "великого вождя и учителя всех времен и народов". Смена официальных декораций с либерастских прозападных на сталинистские великодержавные уже явно началась, так что не давайте себя обмануть.

И бандерофашизм, и ваххабитско-салафистское исламистское изуверство, и "зелёный" культ вымышленной "глобальной климатической катастрофы", и сталинизм, и вообще любой политический, религиозный или псевдонаучный экстремизм, который ещё будет выдуман на пустом месте, если всё вышеперечисленное утратит свою силу над людьми - это одного поля ягода.

Все эти экстремистские варварские идеологии нужны именно господствующим мафиозным шайкам миллиардеров, чтобы держать в страхе население, чтобы лишить его возможности даже всего лишь заикнуться о своих демократических правах человека и гражданина. И механизм такого погружения целых народов в тоталитарное варварство один и тот же повсюду на земле: в первую очередь экстремистской идеологией усиленно обрабатывают всех самых желторотых несмышлёнышей, всех самых примитивных дебилов и невежд, у которых в мозгу лишь одна извилина, способная вместить или бандерофашизм, или "зелёную" шизу, или ваххабитское изуверство, или сталинизм. А когда количество "обращенных в веру" идиотов-фанатиков становится достаточно большим, им дают полную возможность беспрепятственно преступно терроризировать всех, кто вздумает протестовать против варварского произвола таких "великих замыслов". А после того, как распоясавшиеся фанатики сделают своё дело и запугают народ, их самих подавляют силами полиции. Результат: тоталитарное полицейское государство, где царит произвол имущих власть и капиталы, а народ низведен до положения рабочего скота.

Реальные властелины мира - олигархи-мультимиллиардеры Запада и Востока - загоняют человечество в глобальную тоталитарную диктатуру по описанному Оруэллом сценарию "1984". Поэтому, если вы им не сопротивляетесь, то хотя бы не соучаствуйте в этом преступлении против человечества.

(Примечание behaviorist-socialist)

.

Комментариев нет:

Отправить комментарий