понедельник, 4 августа 2014 г.

ЛЕМ: ОТ КРОВАВОЙ БАНИ ДО РЕКЛАМЫ МЕНСТРУАЛЬНЫХ ТАМПОНОВ

--

Источник: "Die Zukunft der Medien" на немецком языке в книге "Intelligenz zwischen Mensch und Maschine", K.‑ H. Wellmann, Utz Thimm (Hrsg.), Lit Verlag Münster, 1999, стр. 184-188.

"Интервьюер (Харди Тассо - Hardy Tasso), далее - "И":
Господин Лем, примерно 30 лет назад вы создали предка виртуальной реальности - "фантомат". С его помощью люди могли развлекаться в искусственной реальности, причем так, что уже не могли отличать действительность от иллюзии. Однако теперь вы отрицательно относитесь к использованию современных электронных технологий в сфере развлечения. Чем это обусловлено - попытками ввести людей в заблуждение при помощи техники или же содержанием таких развлечений?

Станислав Лем, далее - "Л":
То, что я 30 лет назад назвал фантоматом, теперь это существует как виртуальная реальность, и её явно будут использовать в развлекательных целях. И тогда вы сможете стать, например, крокодилом или акулой, а может, каким-нибудь людоедом вроде Кинг-Конга. В этом, должно быть, есть что-то восхитительное, когда можно собственной персоной превращать в испепеленные развалины целые города. Итак, всё это, так сказать, крутится вокруг руин, катастроф и несчастий - одним словом, апокалипсиса. Но вот почему мы так жаждем этого конца света - это мне совсем не понятно. Но это типично для индустрии развлечений, это модно. Американцы считают свою публику кучей идиотов, которым можно продать всё, практически всё, что хочешь. Пристрастие публики к ужасным катастрофам - при условии, что её лично это не затронет - вовсе меня не радует, а наоборот, печалит. И единственная причина, по которой ещё не делают фильмов с целыми толпами нагих женщин, которые потом подыхают в газовых камерах, вероятно состоит лишь в том, что это назовут порнографией. А это было бы уже неловко. А всё прочее - это пожалуйста: любой несчастный случай, любая катастрофа очень даже приветствуется. И прежде всего - громадных авиалайнеров. В большой моде терроризм и захваты заложников. Если нет никаких действительных врагов вроде Советского Союза, то надо создавать фиктивных врагов, так называемых инопланетян из космоса и так далее. Нас понуждают привыкнуть к тому, что везде царит зло, несчастья и катастрофы - с так называемым "хэппи-эндом". Но этот "хэппи-энд" делают лишь для того, чтобы зрители после того, как закончится фильм, могли спокойно дальше сидеть перед телевизором и посасывать пиво из жестянки, вот в чем дело. И эта тенденция усиления жестокости действительно существует, это очевидно. Так что можно с опаской спросить себя: а что будет через десять или пятнадцать лет?

Против этого надо ввести соответствующие законы. Кто не может сделать интересный фильм без множества трупов и убийств, тогда, скажем, милости просим заплатить за каждый труп 150 тысяч марок ФРГ (75 тыс. Евро) в фонд помощи безработным. Или столько-то за каждую грандиозную катастрофу вроде той, что в фильме "День независимости" . они там живописуют вторжение инопланетян - тут надо класть на стол уже пару миллионов. Разумеется, я не считаю, что нужно сразу ввести за это сроки тюремного заключения - нет, нет, нет! А вот платить за это надо. Или, конечно, можно представить себе такое, что, например, прилетают инопланетяне, но они требуют только того, чтобы им выдали всех делающих фильмы ужасов, и они их будут долго-долго мучить.

Ещё лично меня раздражает такая тактика на телевидении: в самые интересные моменты делается пауза, и посереди кровавой бани вставляется реклама кечупа, или зубной пасты, или "Always" - этих менструальных тампонов... и так далее, и тому подобное. Знаете, я считаю, что если бы было так называемое интерактивное телевидение, в котором зритель может вмешаться и, так сказать, нанести ответный удар, то это сразу же стало бы невозможно.

И: Как будет в ближайшие годы развиваться индустрия развлечений с помощью компьютерной техники?

Л: Ну это же просто. Естественно, будет два сорта развлечений, я имею в виду электронных. Во-первых, будет официальная сфера, в которой будут не нарушающие законов программы, где можно будет погрузиться в виртуальную реальность и играть какую угодно фиктивную роль, например, героя, принца или мультимиллиардера. И будет подпольная сфера, где вы будете преступником, вы там будете фиктивно, виртуально насиловать целые толпы маленьких детей.* Почему есть такие, кому это доставляет удовольствие - этого я не могу понять. И я уверен, что когда эти виртуальные миры действительно распахнут свои ворота, то возникнет вопрос, сколько это стоит. И если это будет дорого, то этим заинтересуются лишь немногие.

И: Так что же, тяга к знаниям теперь уже не имеет никаких шансов в конкуренции с могуществом индустрии развлечений?

Л: Ну где вы найдете мужчину, которому было бы занятней оказаться не в одной постели с внезапно воскресшей Мэрилин Монро, а лицом к лицу с таким собеседником, как Альберт Эйнштейн? Ну кому захочется поговорить с Альбертом Эйнштейном? Он же будет рассказывать вам непонятные вещи, которые вам совсем ни к чему. Я боюсь, что разум - это не такой товар, которого очень жаждут и за которым гоняются. Есть такая книга, которую я читал в переводе на немецкий, которую написал американец Нейл Постман (Neil Postman) - "Мы развлекаемся до смерти". И я боюсь, что это - правда. Лично я чувствую это бремя развлекальщины. Нельзя же всю жизнь напролет только развлекаться и развлекаться, не делая ничего другого, ведь есть и более серьезные вещи в жизни. Вот, теперь бросаются, привязавшись нейлоновым канатом, с моста: захватывающие ощущения - нечто вроде самоубийства, но с "хэппи-эндом". Без смертельного исхода. И это стало уже совершенно нормальным. Мне кажется, что разбивать вдребезги красивые автомобили - это дело американцы откровенно любят. Но самому попасть в автомобильную аварию - это не сладко. Если потом приезжает "скорая" и начинает резать жесть "болгаркой", чтобы вытащить кости и кровавые ошметки - это попавшему в аварию водителю не по вкусу. Другое дело - тем, кто только инсценирует это, как в театре...

Я должен откровенно сказать, что развлечения приведены в совершенный упадок. Я помню, что в годы моего детства и юности были такие артисты, как Гарольд Ллойд, Шерли Тампль, и как всё это было невинно. Ватага маленьких детей забирается на громадный паровоз, и они запускают его и едут туда-сюда по рельсам, неизвестно куда, и для них переводят стрелки, чтобы они не расшиблись в лепешку - но я от этого не прихожу в ужас. И когда теперь очень редко удаётся посмотреть эти фильмы, по большей части ещё черно-белые, тогда возникает такое чувство, как будто наблюдаешь собственное детство, в котором всё происходило так сказать невинно и понарошку. Ну а теперь надо показывать всё более тяжелые, более свирепые вещи, потому что нас, наверно, уже ничто не трогает. И когда мужчина целует свою возлюбленную, то уже нельзя целоваться нормально, а надо это делать взасос, не правда ли, в этакий глубокий засос, который раньше называли испанским поцелуем - вот что мы видим теперь каждые пять минут на экране. И если вам придет в голову рекламировать жевательную резинку, то тут уже целые айсберги должны обрушиваться в арктический океан, а одна планета должна падать на другую, чтобы рекламировать трусы, которые якобы делают ж... особенно привлекательной на вид.

И: А много ли людей в будущем будут пребывать преимущественно в виртуальных компьютерных мирах, а не в реальном мире?

Л: Это должно сравнительно дорого стоить. Вот подумайте: Та знаменитая сцена гонки динозавров, которая в фильме "Парк Юрского периода" длилась лишь минуты, потребовала недель работы многих программистов. И вот поставим вопрос: Сколько будет стоить сцена в постели с Мэрилин Монро, разумеется, виртуальной? И когда вы получите в ответ, что это влетит в большую сумму, то каждый тут втайне подумает, что реальная женщина будет намного дешевле. Бога ради, зачем мне покупать фикцию за десятикратную цену того, что я могу получить в реальном мире. Это же элементарно.

И: Ну а что плохого в совершенном мире иллюзии?

Л: Всё плохое зависит исключительно от желаний человека. Можно в конце концов сказать так: вот, это новая технология, и она даёт нам новые средства для удовлетверения наших старых вожделений. Я могу тут говорить лишь лично о себе. Очень много лет назад я принял дозу псилоцибина под наблюдением психологов. И вот, когда у меня начались галлюцинации, наблюдающие просили меня рассказывать обо всем, что мне представляется, и они это записывали. По правде говоря, это было интересно. Я видел только приятные и диковинные вещи, как бы во сне наяву. Но интересно то обстоятельство - и почему я собственно это рассказываю - что некоторое время спустя, кажется, через несколько недель, мне снова предложили ппроделать этот эксперимент. И я отказался, я этого не захотел. А потом еще ко мне приезжали югославские журналисты, и один из них дал мне пачку сигарет с марихуаной. Эти сигареты с марихуаной лежали у меня в ящике стола, пока не превратились в труху. У меня никогда не было желания их курить. Боже упаси - почему я не ем котлет из древесных опилок? Да потому, что березовая котлета на мой вкус недостаточно аппетитна. И я её не хочу. И вот поэтому я могу сказать, что все эти виртуальные миры мне совсем не по вкусу. Во первых, мне они не нужны, а во-вторых, я их уже описал в моих сорока книгах, и этого мне достаточно. Они не могут меня осчастливить. Пусть они нравятся многим, но мне - нет.

Мне кажется, что в виртуальном мире прежде всего жаждут одиночества. Вот, я хочу громадный парк, целый лес для одного себя; в реальном мирн это невозможно, это слишком дорого, тут уже слишком много желающих. А в моём виртуальном мире я могу сидеть в ванне с электродами на голове и воображать себя властелином воздуха и земли со всеми лесами и морями и так далее. Короче говоря: теоретически всё это возможно, однако по всей вероятности программы с виртуальным миром не будут продаваться за десять копеек."

Автор: Станислав Лем

--- --- ---
* Здесь Лем явно недокумекал. Нынешние западноевропейские фашисты и прочие подонки, пресытившись виртуальными массовыми убийствами в электронных играх, теперь ездят на Украину, чтобы за плату принять участие в реальном сафари - безнаказанной охоте на русских Новороссии и прочих злодеяниях . См. об этом здесь: http://www.fondsk.ru/news/2014/07/20/fashistskoe-safari-na-ukraine-dlja-evropejskih-ubiyc-28539.html .

Комментариев нет:

Отправить комментарий