суббота, 12 сентября 2015 г.

ПАМЯТИ ЛЮДВИГА ФЕЙЕРБАХА



--

Людвиг Андреас Фейербах
28 июля 1804 - 13 сентября 1872
Старшему поколению жителей бывшего СССР и бывших социалистических стран Людвиг Фейербах извстен разве что по "Тезисам о Фейербахе" Маркса, которые как минимум упоминались в школьной программе. Младшему поколению, выросшему при капитализме, он вообще не известен. Примите эту запись как напоминание о том, что и сам Фейербах, и его произведения забыты совершенно незаслуженно. По-видимому, правильнее всего начать рассказ о значении Фейербаха не только для его современников, но и для нашего времени с напоминания назойливо повторявшегося в советское время лозунга КПСС и "братских коммунистических партий" о том, что якобы "ПОБЕДА КОММУНИЗМА НЕИЗБЕЖНА".

Теперь-то мы на горьком опыте познали, что это вовсе не так. История петляет как заяц, а не движется по прямой в сторону "прогресса", и в данный момент мы переживаем эпоху самой махровой капиталистической реакции, подобной феодально-капиталистической реакции, наступившей после подавления революций 1848 года, которая отравила и укоротила жизнь Фейербаху.

Однако до этого печального пункта поворота истории вспять Фейербах успел приобрести широкую известность и признание прогрессивно мыслящих людей всей Европы благодаря опубликованным им двум книгам, которые, к счастью, переводены на русский язык. Это тоненькая "Сущность религии", которую можно прочесть здесь http://www.lib.ru/HRISTIAN/ATH/substanc.txt , и довольно толстая "Сущность христианства", которую можно прочесть здесь http://royallib.com/read/feyerbah_lyudvig/sushchnost_hristianstva.html . Уже по названию книг можно судить, что славу Фейербаху принесла критика религии. Заметим, что неоспорим тот факт, что к числу тех, на кого оказал влияние Фейербах, принадлежал и Маркс, чьи ставшие много позже знаменитыми "Тезисы о Фейербахе" были просто накарябаны им в записной книжке и опубликованы уже после смерти Маркса Энгельсом.

Я нарочно привожу ниже текст этих "Тезисов", чтобы читатель мог сам решить, справедлив ли (не предназначавшийся для публикации!) вынесенный Марксом в самом начале высокомерный приговор Фейербаху о "главном недостатке всего предшествующего материализма - включая и фейербаховский" или нет. Я считаю, что этот приговор намного более справедлив в отношении самого Маркса, чем Фейербаха, и что именно тут лежат корни позорного разложения социалистического движения, начатого оппортунистами - социал-демократами, продолженного советской партийной номенклатурой и завершаемого нынешними "новыми левыми".

Прежде всего я хочу порекомендовать чтение Фейербаха как очень эффективное лекарство против религиозного дурмана, жертвами которого стали слишком многие из наших современников - как молодёжь, так и те, кто из комсомольцев перековались в богомольцы. Я сам в юности некоторое время был жертвой религии, и могу сказать по личному опыту, что самое страшное и губительное в религии - это суеверный "страх божий", которым подлейшим образом злоупотребляют попы и прочие святоши для того, чтобы манипулировать поведением несчастных наивных людей, попавших на крючок религии. Так вот, книги Фейербаха начисто избавляют от этого неясного, безотчётного и унизительного страха.

Итак, начнём с краткой характеристики места Фейербаха в истории философии, а потом укажем на причины популярности Фейербаха у современников, которые, по моему убеждению, должны будут пробудить возобновление интереса к Фейербаху тогда, когда история возобновит своё поступательное прогрессивное движение.

Значение Фейербаха состоит в том, что до него европейская философия была детищем религиозной схоластики, старавшимся логично и рационально "объяснить" главную проблему любой религии - парадоксальное противоречие между всесилием выдуманного ею "творца неба и земли" - то есть бога (или богов), и тем бесспорным фактом, что его (их) творение оказалось очень даже плохого качества, с массой отрицательных явлений, несправедливостей, зла и т.п. Схоластические "объяснения" царящего в мире зла "грехами человечества" совершенно очевидно не соответствуют действительности, в которой чаще всего грешники торжествуют над праведниками, а зло - над добром.

Единственной религией, которая более или менее удовлетворительно объясняла этот парадокс, был гностицизм, который постулировал, что материальный мир сотворен не богами (эонами), а неким опрометчиво порожденным одним из эонов (Пистис-Софией-мудростью) невежественным демоном - демиургом Ялдаваофом (или ревнивым "богом" Саваофом "ветхого завета"). Однако гностики были истреблены "благочестивыми христианами" крестовыми походами и кострами инквизиции, так что европейские философы "нового времени" были лишены возможности прибегнуть к такому весьма логичному схоластическому объяснению царящего в мире греха и зла.

Именно от своей матери - христианской схоластики - философия Европы по выходе из мрачного Средневековья автоматически приняла как аксиому первичность бога-творца, т.е. идеи и философских категорий "общего, универсального, абстрактного и трансцендентного", и вторичность якобы "сотворенного" материального мира, то есть философских категорий "частного, индивидуального, конкретного и имманентного". Поэтому философия Европы "нового времени" была изначально идеалистической, и катилась по метафизическим рельсам идеализма до станции "Гегель", который так прямо и заявил, что идея ("мировой дух") - это нечто "первоначальное", а материя это якобы вторичное "отрицание духом самого себя", и что якобы вся история, всё развитие, весь прогресс представляют собой некий постоянно повторяющийся процесс "отрицания этого отрицания" (вспоминаете дурацкую фразеологию "диалектического материализма"?) "мировым духом", ведущим мир к апокалиптическому раю.
--
Гегельянство - это систематический шизофренический бред

А Фейербах, поначалу бывший учеником и поклонником Гегеля, поставил эти бредовые гегелевские представления о мире с головы на ноги, указав на очевидный факт первичности человеческих ощущений (т.е. так называемой "философской материи"), и, как следствие, объяснив "бога" как творение человека (а не наоборот). Он так и заявил, что бог - это иллюзия, и подкрепил этот тезис убедительными рассуждениями, чем навлёк на себя продолжающуюся и поныне яростную ненависть святош.

К несчастью для социалистического движения Маркс решил использовать отвергнутое Фейербахом диалектическое словоблудие гегельянства в попытке "обосновать" мнимую неизбежность победы социализма над капитализмом и нагородил на основе гегельянства схоластику "исторического материализма", о которой у меня нет ни времени, ни желания писать. Для меня важно то, что эта бредовая идея "неизбежности" породила и оппортунизм социал-демократии, болтавшей о "конвергенции", т.е. "самопроизвольном" превращении капитализма в социализм по мере развития производительных сил, и ревизионизм советских партийных деятелей, которые начиная со Сталина предали дело мирового социализма, предали заветы Ленина, отказавшись от активной борьбы против мирового капитализма, и через брежневское "мирное сосуществование" с капитализмом пришли к горбачевско-ельцинской капитуляции социализма и реставрации капитализма.

Семена нынешнего глобального владычества западного империализма, ведущего теперь по всей Земле кровавую "прополку" не только социалистических начинаний, но и вообще всех неугодных, были посеяны воцарением над СССР восточного тирана Сталина, сначала изгнавшего из СССР Троцкого, а потом уничтожившего всех неугодных большевиков "чистками" и выдвинувшего в оправдание своей националистической, антикоммунистической политики лицемерный мещанский тезис о мнимой "победе социализма в одной отдельно взятой стране"... В СССР очень многое пошло вкривь и вкось в направлении, противоположном коммунизму, именно с этого момента, чего не хотят видеть нынешние почитатели Сталина, которые опять (за что?!?!?!?) начали ставить ему памятники (см, например, здесь: http://colonelcassad.livejournal.com/2379601.html )
--

Эх, почтеннейшие господа-"товарищи", поймите, что голова существует не только для того, чтобы на ней шапку носить...

Глубокое понимание Фейербахом того факта (который и сейчас оспаривается многими), что европейская философия (в чём её принципиальное отличие, например, от античной философии) является исключительно и неисправимо идеалистической, спекулятивной и схоластической, привело его к "материалистическому" выводу о том, что истинное знание - это отрицание и религии, и философии, и что истинно лишь эмпирическое, опытное знание. Выражаясь по-марксистски, Фейербах совершил "исторически объективно необходимый" поворот европейской философии от идеализма к и эмпиризму, которого требовало бурное развитие промышленности, техники и естествознания после окончания наполеоновских войн.

Фактически Фейербаха можно считать одним из основоположников прагматизма, являющегося, как известно, методологической основой бихевиоризма. Фейербах, как известно, оказал сильное влияние на немецких физиологов, в частности на Фогта, Молешотта и Гельмгольца, а также на английского эволюциониста Чарльза Дарвина. Ну а если учесть, что одной из центральных концепций Фейербаха является "Glückseligkeitstrieb", то есть инстинктивное стремление к счастью, то Фейербаха можно вполне обоснованно считать предтечей самого бихевиоризма, который гораздо позже, с конца 19 века и до конца 20 века, прошёл путь развития от рефлексологической натурфилософии Павлова и Уотсона к разработанному Скиннером научному анализу поведения, опирающемуся на концепцию операнта.

К несчастью, идеализм очень живуч, и в нынешнюю эпоху реакции и регресса он победил науку о поведении, выступая под знаменем псевдонаучной схоластики "когнитивной психологии" с её бесконечной пустопорожней болтовнёй о "сознании", то есть о "душе" религиозных верований, которую проф. Скиннер называл не иначе, как "гомункулюсом". Чтобы победить идеализм и религию, надо бороться. Как говорила Роза Люксембург: "Кто борется, тот может потерпеть поражение. Но кто не борется, тот уже потерпел поражение".

В заключение перепостирую "Тезисы о Фейербахе" Маркса, которые отчасти представляют собой плод по-видимому неосознанного плагиата ранним Марксом заглотанных им идей Фейербаха, с позиции которых он "критикует" самого Фейербаха, и которые Маркс в зрелом возрасте отверг, вернувшись к "материалистически" вывернутому наизнанку гегельянству ("диамату-истмату", этой одной из трёх составных частей марксизма, как справедливо писал Ленин). Но сила Маркса не в этом. Она совсем в другом - в политэкономическом анализе капитализма и капиталистической эксплуатации наёмного труда, который за прошедшие полтора столетия неизменно подтверждался как ходом истории, так и тщетностью всех попыток горе-"экономистов" - апологетов капитализма - опровергнуть политэкономическое учение Маркса.

*  *  *
Карл Маркс
"Тезисы о Фейербахе

Главный недостаток всего предшествующего материализма - включая и фейербаховский - заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой. Фейербах хочет иметь дело с чувственными объектами, действительно отличными от мысленных объектов, но самое человеческую деятельность он берет не как предметную деятельность. Поэтому в "Сущности христианства" он рассматривает, как истинно человеческую, только теоретическую деятельность, тогда как практика берется и фиксируется только в грязноторгашеской форме ее проявления. Он не понимает поэтому значения "революционной", "практически-критической" деятельности.
Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, - вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос.
Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания - это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан. Оно неизбежно поэтому приходит к тому, что делит общество на две части, одна из которых возвышается над обществом (например, у Роберта Оуэна).
Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика.
Фейербах исходит из факта религиозного самоотчуждения, из удвоения мира на религиозный, воображаемый мир и действительный мир. И он занят тем, что сводит религиозный мир к его земной основе. Он не замечает, что после выполнения этой работы главное-то остается еще не сделанным. А именно, то обстоятельство, что земная основа отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака как некое самостоятельное царство, может быть объяснено только саморазорванностью и самопротиворечивостью этой земной основы. Следовательно, последняя, во-первых, сама должна быть понята в своем противоречии, а затем практически революционизирована путем устранения этого противоречия. Следовательно, после того как, например, в земной семье найдена разгадка тайны святого семейства, земная семья должна сама быть подвергнута теоретической критике и практически революционно преобразована.
Недовольный абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию; но он рассматривает чувственность не как практическую, человечески-чувственную деятельность.
Фейербах сводит религиозную сущность к человеческой сущности. Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений.
Фейербах, который не занимается критикой этой действительной сущности, оказывается поэтому вынужденным:
1) абстрагироваться от хода истории, рассматривать религиозное чувство обособленно и предположить абстрактного - изолированного - человеческого индивида;
2) поэтому у него человеческая сущность может рассматриваться только как "род", как внутренняя, немая всеобщность, связующая множество индивидов только природными узами.
Поэтому Фейербах не видит, что "религиозное чувство" само есть общественный продукт и что абстрактный индивид, подвергаемый им анализу, в действительности принадлежит к определенной общественной форме.
Общественная жизнь является по существу практической. Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики.
Самое большее, чего достигает созерцательный материализм, т. е. материализм, который понимает чувственность не как практическую деятельность, это—созерцание им отдельных индивидов в "гражданском обществе.
Точка зрения старого материализма есть "гражданское" общество; точка зрения нового материализма есть человеческоеобщество, или обобществившееся человечество.
Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его."

Комментариев нет:

Отправить комментарий