среда, 28 августа 2019 г.

БИХЕВИОРИЗМ, ПРОГРЕСС ОБЩЕСТВА И ТЕОРИЯ РОЛЕЙ - 1


Я по-прежнему не перестаю изумляться прозорливости Маркса (и невежеству тех, кто не знает или игнорирует его учение, что особенно непростительно для тех, кому по роду деятельности или убеждений следовало бы изучить его). Вот, например, один из самых, казалось бы, очевидных принципов марксизма: положение об обусловленности общественно-политического прогресса прогрессом производительных сил общества. Говоря иными словами, сколько бы мыслители ни напрягали умы, но практическое осуществление любых их человеколюбивых намерений и гениальных идей жёстко ограничивается уровнем развития производительных сил того общества, которое тот или иной гениальный мыслитель вознамерился облагодетельствовать. Если этот уровень слишком низок, то многие бесспорно замечательные и даже воистину гениальные идеи в данных условиях неизбежно попадают в категорию утопических, что, конечно, вовсе не исключает возможности их осуществления в другой, более высокоразвитой стране, или вообще в будущем.

Одна такая замечательная идея - это демократия. Как известно, идеологический багаж нынешних буржуйских "демократий" целиком позаимствован из античности, из дошедших до нас исторических сведений о демократии древнегреческих полисов, особенно Афин "золотого века" Перикла - V века до н.э. Однако сразу же необходимо заметить, что полисная демократия существовала лишь для интересов верхушки свободных граждан рабовладельческого общества. Древняя Греция была в то время по всей очевидности самым прогрессивным обществом с точки зрения развития производительных сил при тогдашнем - рабовладельческом - способе производства. А при этом способе производства для процветания экономики необходимо изобилие и дешевизна рабочей силы рабов. Так что добыча рабов - военными завоеваниями, разбоем и пиратством - тогда была самым прибыльным и респектабельным бизнесом. Ну, как в наши времена банкирство и биржевое спекулянтство. И как теперь, особенно в США, верхушка политиканов - это одновременно и верхи буржуйства, так тогда карьера в политике была открыта лишь для самых удачливых и беспощадных военачальников - добытчиков рабов для полиса...

С другой стороны, любой свободный гражданин легко мог, зазевавшись, сам попасть в рабство. Это было обычным явлением, даже среди тех античных знаменитостей, слава которых дошла до нас сквозь тысячелетия. О таком жутком повороте судьбы иносказательно написал в увлекательнейшем романе "Метаморфозы, или золотой осёл" Апулей - тот самый, которого "в садах Лицея... читал охотно" наш Пушкин. Ну, а для тех, кому читать Апулея не захочется, вот наглядная сцена, живо обрисованная Мих. Зощенко в "Голубой книге", раздел "Неудачи":

"После побед римлян многие греческие философы были привезены в Рим, где и продавались в рабство. Римские матроны покупали их в качестве воспитателей к своим сыновьям. Чтобы продаваемые не разбежались, торговцы держали их в ямах. Откуда покупатели их и извлекали. (...)
А философы! Только представьте себе картину. Яркое солнце. Пыль. Базар. Крики. Яма, в которой сидят философы. Некоторые вздыхают. Некоторые просятся наверх. Один говорит:
- Они в прошлый раз скоро выпустили, а нынче что-то долго держат.
Другой говорит:
- Да перестаньте вы, Сократ Палыч, вздыхать. Какой же вы после этого стоик? Я на вас прямо удивляюсь.
Торговец с палкой около края ямы говорит:
- А ну, куда вылезаешь, подлюга. Вот я тебе сейчас трахану по переносью. Философ... Ученая морда..." (Конец цитирования)

Соответственно, в античности были всесильны представления о неумолимости и, главное, принципиальной изменчивости судьбы (рока), зыбкости человеческого благополучия и свободы, проходящие красной нитью по всем драматическим произведениям античности, в частности по воистину шедеврам - трагедиям Эсхила и Софокла. Буржуйские мудрецы выдумывают самые фантастические идеалистические "объяснения" этой особенности античного мировоззрения, потому что им претит простое и ясное прагматическое (или, если хотите, материалистическое) объяснение: экономическая необходимость порабощения бóльшей части населения. Мы, конечно, вернёмся ниже к теме театра, драматического искусства и играния ролей, но пока заметим, что реакционные силы и их мыслители вследствие своих классовых ретроградных социально-экономических интересов во все времена не только не видят, но и всячески борются против любого прогрессивного мировоззрения.

Однако всему на свете приходит конец, в том числе и рабовладельческому строю. Маркс объяснил обусловленность этого процесса смены общественно-экономических формаций тем, что производительные силы в своём развитии перерастают производственные отношения и взрывают их революционным путём. Ну а идеология и философия погибших формаций остаются последующим поколениям в качестве "духовного наследия". При этом в первую очередь следует отметить, что и нынешняя, буржуйская "демократия" имеет всё тот же античный порок элитарности; она даёт действительную власть и свободу только меньшинству, или как писал Маяковский:
"Кому - бублик,
А кому - дырку от бублика.
Вот это и есть
Демократическая республика."

Так что в целом совершенно очевидна историческая тенденция постепенного увеличения свободы для всё большей части населения (то есть бóльшего социального равенства и демократизма) по мере прогресса производительных сил общества. Это объясняется очень просто с бихевиористской точки зрения: для создания необходимого общественного продукта требуется всё меньше жестокого принуждения эксплуатируемых низов (т.е. отрицательного подкрепления их любого иного поведения, кроме производственного) и появляется возможность увеличения доли поощрения их производственного поведения (т.е. его положительного подкрепления). Отсутствие отрицательного подкрепления поведения и широкий спектр альтернатив поведения, получающего положительное подкрепление - это и есть свобода с бихевиористской точки зрения. В перспективе и в конечном итоге человечество придёт к отказу от принуждения, то есть к освобождению труда при социализме. Соответственно, и демократия впервые в истории станет истинной, т.е. действующей в интересах всех и каждого в коммунистическом обществе полного равноправия и справедливости. Таково бихевиористское понимание марксистского учения о коммунистическом обществе.

С другой стороны, регресс общества, например, реставрация капитализма на обломках СССР, неизбежно и закономерно обуславливает экономический регресс и упадок производительных сил, втискиваемых в рамки ретроградных (в данном случае капиталистических) производственных отношений, что в свою очередь вызывает урезание или даже полное уничтожение демократических свобод для народа классовой диктатурой победившей буржуйской реакции (олигархо-бюрократической камарильи некоронованного царька Иудушки Путина).

Реакционные режимы совершенно закономерно озабочены только одним - "стабильностью", что выражено в пресловутом требовании режима Путина "Не раскачивайте лодку!", как раз из-за их исторической бесперспективности и обречённости. Для народа России родовые муки социализма были (и ещё будут!) особенно мучительны из-за её отсталости как под властью царизма до 1917 года, так и в результате безумного регресса деиндустриализации и разграбления экономики компрадорской мафией после 1993 года.
-

Однако и в советское время был один явно реакционный период - зверская восточная деспотия антикоммуниста Джугашвили-сталина, объявившего после полного захвата власти посредством почти поголовного истребления большевиков-соратников Ленина и массовых репрессий против народа о неких мнимых... "построении и победе социализма в одной стране", что представляет собой явно антимарксистский буржуазно-националистический тезис, идущий полностью вразрез с совершенно очевидной необходимостью международной солидарности в борьбе за победу мировой социалистической революции над глобальной диктатурой капитала.

Примитивный, но коварный и бесчеловечный кавказский "чурка" в самом худшем смысле этого слова, Джугашвили-сталин предал дело коммунизма и с середины 1930-х годов занялся тщетными попытками "примирения" с западным империализмом - то с англо-французским, то с гитлеровцами, то опять с англо-(франко)-американским, произвольно перекроив карту Восточной Европы после 2-й мировой войны в соответствии со своими примитивными державно-империалистическими фантазиями и окончательно предав дело мировой социалистической революции. А ведь история могла бы пойти по совершенно иному, прогрессивному руслу, если бы СССР приложил должные усилия для победы социалистической революции в таких несравненно более высокоразвитых странах, как Германия и Англия. Правильное понимание сути этого прискорбного периода истории СССР (России) дают работы Л.Д. Троцкого, особенно в последние годы его жизни, оборванной кровавыми руками подосланного сталиным наёмного убийцы (подонка Меркадера).

Печально, но мы теперь имеем повсюду в мире только то, что имеем: зловещее ужесточение политической реакции и разжигание империалистических войн в условиях обострения теперь уже хронического глобального кредитно-финансового (долгового) кризиса. Державы Запад обеспокоены тем же самым, что и режим Путина: предотвращением "раскачивания лодки" с одновременной дестабилизацией стран периферии, намеченных как жертвы агрессии и неоколониального разграбления подчистую.

При этом совершенно не правы те очень многие, кто объявляют пиндоса Трампа и с недавних пор англичанина Джонсона если не полными идиотами, то абсолютно некомпетентными политиками. Дело в том, что рамки выбора политики, направленной на сохранение военного и экономического глобального господства закулисной мафии миллиардеров Запада крайне сужены в результате неимоверно гигантского долгового бремени на всей мировой экономике, являющегося источником и глобальной власти, и ростовщических прибылей этой мафии. Поэтому совершенно неправ, например, некто Jack Rasmus в своей последней заметке https:// jackrasmus.com/2019/08/24/trumps-other-wall/ .

Он загипнотизирован мелкобуржуазными мифами о "демократии ради всеобщего блага" и не хочет понять того, что у всех марионеточных политиканов глобалистской мафии миллиардеров (включая и Трампа, и Джонсона, и евросоюзников, и Путина) только одна-единственная задача: подпирать вавилонскую башню глобальной финансовой системы, основанной на долларе США, грозящую рухнуть под грузом долгов. Напротив, обнищание населения их стран и разрушение реальной экономики от отсутствия инвестиций и сокращения платежеспособного спроса является с точки зрения глобалистской мафии мультимиллиардеров очень даже отрадным явлением - ликвидацией былого "государства всеобщего процветания" 1960-х годов, превращением народа в порабощенное бесправное быдло под тотальным электронным надзором фашистского полицейского государства. Им приказано укреплять только позвоночник глобальной финансовой системы - доллар США - закачиванием в него как в оплот "стабильности" капиталов со всего остального мира с ослаблением в результате этого всех других валют, а низкие процентные ставки центральных банков и отрицательная доходность долговых облигаций служат для предотвращения катастрофического дефолтного уничтожения всего долгового бремени затормаживанием его роста и отчасти его облегчением искусственной инфляцией спекулятивных биржевых котировок. Так что в этом "экономическом безумии" при правильном понимании целей империалистической политики обнаруживается очень даже трезвая, железная логика сохранения видимости "стабильности" глобальной финансовой системы всеми наличными средствами.

Для нас тут важен тот факт, что мировая система капиталистической экономики пребывает в хроническом застое вследствие манипулятивных мер предотвращения биржевого краха и депрессии, грозящей быть намного хуже Великой Депрессии 1930-х годов. Объективно этим создана глобальная революционная ситуация, но... ни на Западе, ни в России в наличии нет революционных сил в результате многолетней промывки мозгов целых народов буржуйской масс-медиальной пропагандой. Капитализм опять зарулил в тупик, из которого выход один - мировая социалистическая революция (сколь бы фантастическим и даже безумным ни казался оболваненным обывателям этот тезис).

Поэтому все настоящие социалисты и коммунисты должны противодействовать усыпляющему масс-медиальному охмурёжу, разоблачать "стабилизационные" усилия сил капиталистической реакции и пропагандировать и развивать революционную альтернативу. Целью должно быть радикальное изменение шаблонов поведения народных масс повсюду на Земле, а это достижимо только конструированием альтернативного оперантного поведения, соответствующего их действительным интересам. Для этого нужно вести борьбу против идеалистического когнитивистского дурмана и пассивной жизненной позиции, диктуемой социологической "теорией ролей", утверждая активную жизненную позицию социалистической бихевиористской альтернативы дальнейшим развитием трансакционного анализа. Но обо всём этом - во второй части этой записи.
.

Комментариев нет:

Отправить комментарий