пятница, 10 мая 2024 г.

ЧИЛИЙСКИЙ УРОК ДЛЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ РОССИИ - 2

Подчеркивания текста сделаны мною. Пояснения в тексте - издательства книги и мои - (курсивом в скобках).

*  *  *

Сальвадор Альенде:

"РЕЧЬ НА ТРЕТЬЕЙ СЕССИИ КОНФЕРЕНЦИИ ООН ПО ТОРГОВЛЕ И РАЗВИТИЮ (ЮНКТАД) В САНТЬЯГО 13 апреля 1972 г. (окончание)

Новая обстановка на мировой арене и задачи 3-й сессии ЮНКТАД

Со времени второй сессии ЮНКТАД в Нью-Дели, так разочаровавшей развивающиеся страны, изменилась политическая и экономическая картина мира, и сейчас наметились лучшие перспективы.

Совершенно ясно, что послевоенные финансовые концепции разлетелись в прах, что возникновение и усиление новых центров политического и экономического могущества порождает заметные противоречия среди самих промышленно развитых стран. В конечном счете взяло верх мирное сосуществование между капиталистическими и социалистическими странами. И после 20 лет несправедливости и попрания международного права было покончено с исключением из мирового сообщества Китайской Народной Республики.

С другой стороны, в наших странах все более нарастает сопротивление империалистическому господству и внутреннему классовому гнету; здоровый национализм (?!?!?) проявляется с новой силой. Открываются некоторые хотя еще не столь явные, но многообещающие возможности того, что меры отсталых стран по преодолению своей экономической отсталости собственными силами будут осуществляться при меньшем давлении извне и без тяжелых социальных издержек. Этому способствует осознание бедными народами причин своей отсталости. В некоторых случаях это осознание настолько глубоко, что никакая иностранная держава и никакая местная привилегированная группа уже не в состоянии сломить волю народа, как это показал героизм непобедимого Вьетнама. Немногие теперь осмеливаются требовать, чтобы все страны мира придерживались одного социально-экономического (капиталистического) эталона. Наоборот, обстановка побуждает к взаимоуважению, дающему возможность сосуществования и обмена между странами с различным социально-политическим строем. В настоящее время открываются конкретные перспективы установления новых форм международного экономического обмена, которые позволят строить на равноправной основе сотрудничество между развитыми и развивающимися странами.

Эти обнадеживающие перспективы подкрепляются двумя факторами: с одной стороны, на решения, существенным образом затрагивающие судьбы человечества, оказывает с каждым днем все большее влияние мировая общественность, включая общественность государств, правительства которых выступают за сохранение статус-кво; с другой стороны, создаются условия, которые делают выгодным для самих главенствующих стран (но не для всех их предприятий) установление, в сугубо экономическом плане, новых форм отношений с периферийными странами.

Ясно, что пока еще сдерживающие силы не начали общего отхода. Новые перспективы, сулящие нам освобождение, могут обернуться новыми формами колониализма.

Каков будет исход — зависит от нашего здравомыслия и способности действовать. Отсюда проистекает исключительное значение и своевременность данной сессии ЮНКТАД.

На самом деле, подобно тому как в прошлом веке раскрепощенные промышленной революцией силы преобразили жизнь и образ мышления всех народов, так и сегодня мир охватывает волна научно-технических новшеств, способных вызвать еще более радикальные изменения, вступая при этом в противоречие с существующей социальной системой.

Мы не должны допустить, чтобы развитие науки и применение ее достижений, поскольку это происходит в рамках определенных социально-политических структур, как международных, так и национальных, были направлены против освобождения человека (например, как нынешняя поголовная принудительная цифровизация). Мы знаем, что промышленная революция и волна преобразований, которую она принесла с собой, обернулись для многих народов всего лишь переходом от колониализма к неоколониализму, а для других ознаменовались установлением неприкрытой колониальной зависимости.

К примеру, развитие международной системы телекоммуникаций чревато серьезной опасностью. 75% ее сети сосредоточено в руках развитых западных стран, причем более 60% из указанных 75% находится под контролем североамериканских концернов. Я хочу сказать вам, господин генеральный секретарь, а также и вам, господа делегаты, что не пройдет и 10 лет, как в наши дома вторгнутся информация и реклама, передаваемые из-за границы через спутники. И если не принять своевременных мер, то этот поток информации лишь еще больше усилит нашу зависимость, поставит под удар наши культурные ценности.

Эта опасность должна быть предотвращена сообща, международным сообществом, которое должно потребовать установления соответствующего контроля со стороны Организации Объединенных Наций.

Следует отметить, что благоприятные перспективы открываются перед нами в связи с тем, что усиливаются противоречия между самими развитыми странами, а также между жизненными интересами народов этих стран и корыстными интересами крупных международных корпораций. В самом деле, общие затраты на оплату услуг транснациональных компаний в военной, экономической, социальной и политической областях превосходят средства, которые они вкладывают в экономику этих стран, и становятся все более обременительными для налогоплательщиков.

Надо принять во внимание грабительскую деятельность указанных концернов и их огромное разлагающее влияние на господствующие институты как в развитых, так и в развивающихся странах. Народы борются против этой эксплуатации и требуют, чтобы заинтересованные правительства прекратили передавать часть своей внешнеэкономической политики в руки частных компаний, которые считают себя двигателем прогресса развивающихся стран и превратились в наднациональную (глобалистскую) силу, грозящую выйти из-под контроля.

Таковы реальные факты, которые никто не может оспаривать, и они должны найти глубокое отражение в работе данной сессии.

Над нами нависла серьезная опасность того, что даже если будет достигнута удовлетворительная договоренность между представителями суверенных государств, то согласованные нами меры окажутся неэффективными, поскольку их осуществлением на практике будут заправлять втихомолку и в соответствии со своими интересами упомянутые компании.

У них свои цели, своя торговая политика, своя политика в области морских перевозок и капиталовложений, свои планы экономической интеграции, свой взгляд на вещи; они действуют по-своему, у них свой отдельный мир. На международных форумах мы обсуждаем видимые стороны зависимости стран «третьего мира», в то время как остаются незамеченными, как три четверти айсберга, скрытые под водой, коренные причины такого положения.

ЮНКТАД должна самым серьезным образом рассмотреть угрозу, проистекающую из деятельности транснациональных компаний. Их вопиющее вмешательство во внутренние дела государств является более серьезным, более хитрым и опасным, чем вмешательство самих правительств, которое считается недопустимым по Уставу ООН.

Они не останавливаются перед попытками нарушить нормальную деятельность государственных институтов других стран, развязать международную кампанию с целью опорочить их правительства, организовать против них бойкот в мировом масштабе, саботировать их внешнеэкономические связи. Хорошо известные недавние события, вызвавшие возмущение во всем мире и затрагивающие нас самым непосредственным образом, являются тревожным сигналом для международного сообщества, и оно должно решительно реагировать на это.

Соображения о некоторых узловых проблемах

Теперь мне хотелось бы остановиться на других проблемах. Вам, господа делегаты, предстоит предложить соответствующие решения этих проблем. Имеется огромное количество документов ООН, и в частности Декларация, Принципы и Программа действий, принятые в Лиме. Этот документ являет собой «единую позицию, выработанную министрами 96 развивающихся стран, население которых составляет подавляющее большинство человечества, и отражающую их общие надежды и стремления; ответом на их нужды должны бы стать позитивные решения, которых давно ждут от международного сообщества и прежде всего от народов и правительств развитых стран». Вам, господа делегаты, предстоит принять во внимание все справедливые требования, содержащиеся в Программе действий. Все эти требования имеют жизненно важное значение.

Упомяну особо проблему сбыта основных экспортных товаров, в обсуждении которой заинтересовано большинство участников сессии. Я же со своей стороны хочу поделиться с вами только некоторыми соображениями, которые волнуют меня как главу одного из государств «третьего мира», по отдельным вопросам повестки дня.

Возможные меры со стороны всех промышленно развитых стран не могут быть одинаковыми. Их средства и потенциал различны. Не одинакова также и ответственность каждой из них за сложившийся международный порядок. Например, социалистические, да и многие малые н средние, страны непричастны к возникновению такого несправедливого разделения труда.

а) Реформа валютно-финансовой и торговой системы

Первый вопрос, который меня волнует,— это опасность того, что перестройка существующей международной валютно-финансовой и торговой системы спова будет проходить без полного и действенного участия стран «третьего мира».

Что касается валютно-финансовой системы, в особенности с августовского кризиса прошлого года, развивающиеся страны заставили услышать свой протест на всемирных и региональных форумах. Они не несут никакой ответственности за кризис валютного и торгового механизма, управление которым осуществлялось без них. Они решительно настаивали на том, чтобы реформа валютной системы разрабатывалась при участии всех стран мира, чтобы она основывалась на более динамичном подходе к международной торговле, учитывала новые потребности развивающихся государств и чтобы впредь валютной системой никогда не заправляли только несколько привилегированных стран.

Очень важно, чтобы сессия ЮНКТАД без колебаний и оговорок подтвердила эти принципы.

Верно, что детали новой системы могут обсуждаться на других, специализированных совещаниях. Но валютно-финансовые проблемы настолько связаны с торговыми отношениями и проблемами развития, как это со всей очевидностью проявилось во время августовского кризиса прошлого года, что ЮНКТАД обязана основательно обсудить этот вопрос и позаботиться о том, чтобы новая валютно-финансовая система, изученная, подготовленная и управляемая всем международным сообществом, наряду с содействием расширению международной торговли служила бы также и целям развития стран «третьего мира».

Что же касается необходимой реформы в области торговли, то и здесь кое-что нас настораживает. Несколько недель назад США и Япония, с одной стороны, и США и Европейское экономическое сообщество — с другой, направили свои меморандумы совету ГАТТ, то есть Общего соглашения по тарифам и торговле. В обоих документах, почти идентичных по содержанию, говорится, что начиная с 1973 г. подписавшие их стороны обязуются начать и активно поддерживать претворение в жизнь в рамках ГАТТ общих соглашений с целью либерализации и расширения международной торговли. К этому добавляется, что они намерены добиваться повышения жизненного уровня всех народов, которое может быть достигнуто среди прочих методов «путем постепенного устранения препятствий, стоящих на пути торговли», и через улучшение международной обстановки, в которой осуществляется торговый обмен.

Естественно, вызывает удовлетворение тот факт, что три крупных центра могущества готовы пересмотреть в своей основе международные экономические отношения во имя повышения жизненного уровня всех народов. Похвально и то, что опи говорят о необходимости придать иную ориентацию торговой политике посредством международных или региональных соглашений, которые были бы направлены на создание рынков. Но от нашего внимания не ускользает тот факт, что освобождение от пошлин торговли между промышленно развитыми странами Запада одним росчерком пера устраняет преимущества общей системы преференций для развивающихся стран.

Больше же всего нас беспокоит то, что три могущественных экономических центра намерены проводить эту политику не через ЮНКТАД, а через ГАТТ. ГАТТ главным образом печется об интересах могущественных стран.

У этой организации нет серьезных связей с ООН, и она не обязана руководствоваться ее принципами. Ее состав противоречит принципу универсальности.

Считаю, что развивающиеся страны должны положить конец этим непрекращающимся наскокам на ЮНКТАД, которая является наиболее представительным форумом мирового сообщества и предоставляет исключительные возможности для рассмотрения важных экономических и торговых вопросов на основе юридического равноправия.

Более того, мы, развивающиеся страны, предлагаем усовершенствовать существующую ныне организацию и расширить ее полномочия. Необходимо, чтобы ЮНКТАД расширила свою автономию и стала специализированной организацией ООН, что дало бы ей большую свободу действий, сделало бы ее более влиятельной, более способной решать узловые вопросы, находящиеся в ее компетенции.

Мы, страны «третьего мира», которые не могли поднять свой голос в Бреттон-Вудсе и на последующих встречах, где была разработана ныне действующая валютно-финансовая система, которые сегодня не участвуют в решениях «десятки», намечающей финансовую стратегию в интересах крупных западных держав, мы, не имеющие права голоса при обсуждении вопросов перестройки мировой валютно-финансовой системы, нуждаемся в эффективном органе, который отстаивал бы наши интересы, находящиеся под угрозой. Пока таким инструментом может быть сама ЮНКТАД, превращенная в постоянную организацию.

б) Чрезмерное бремя задолженности развивающихся стран

Второе, что меня беспокоит,— это внешняя задолженность. Мы, развивающиеся страны, уже задолжали более 70 млрд. долларов, хотя сами были источником процветания развитых стран, особенно в последние десятилетия.

Внешние долги в большинстве своем объясняются необходимостью покрывать убытки, которые нам причиняет несправедливый торговый обмен, и нести расходы, связанные с обоснованием иностранных предприятий на нашей территории, а также противостоять спекулятивным махинациям, ударяющим по нашим финансовым ресурсам. Эти долги являются одним из основных препятствий па пути прогресса стран «третьего мира».

Уже в Декларации, принятой в Лиме, и в резолюции № 2807 последней Генеральной Ассамблеи ООН высказывается озабоченность по поводу этой задолженности. Упомянутая резолюция среди других проблем обращает внимание на все возрастающее бремя, которое накладывают па страны «третьего мира» выплаты в счет погашения долгов, уменьшение притока капиталов в развивающиеся страны и ухудшение условий торговли. Ассамблея обратилась с призывом ко всем компетентным финансовым организациям и странам — кредиторам, чтобы они благожелательно относились к просьбам о пересмотре условий выплаты пли о консолидации долгов, устанавливая льготные сроки погашения и разумную процентную ставку. Кроме того, она призвала те же страны и организации найти более рациональные формы финансирования экономического развития стран «третьего мира». Нас очень удовлетворяет такой подход.

Полагаю, что необходимо критически изучить вопрос о том, как страны «третьего мира» накопили свою внешнюю задолженность и что требуется для того, чтобы они освободились от нее без ущерба для их усилий по преодолению отсталости. Подобное исследование можно было бы поручить провести генеральному секретарю ЮНКТАД с последующим представлением его Генеральной Ассамблее ООН.

На примере Чили в настоящее время можно проиллюстрировать всю трудность создавшегося положения. Объем нашего экспорта составляет 1200 млп. долларов в год. В этом году нам пришлось бы выплатить в счет погашения долга 408 млн. Складывается невыносимое положение, когда страна вынуждена расходовать на уплату долга 34 доллара из каждых 100, поступающих в ее казну.

в) Давление с целью помешать осуществлению права свободно распоряжаться природными ресурсами страны

Третий вопрос, который меня беспокоит, связан с предыдущим. Речь идет о реальном и потенциальном давлении, с тем чтобы ограничить суверенное право народов распоряжаться природными ресурсами своих стран ради собственного блага. Это право зафиксировано в Декларации о правах человека и ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, а также в первом из «Общих принципов», одобренных на первой сессии ЮНКТАД. (Это право хотят теперь уничтожить глобалисты требованием мнимо-"устойчивого" развития, "Агендой 2030" и прочими лицемерными выкрутасами).

В Лнмской декларации стран «группы 77» ясно изложен «Дополнительный принцип», направленный на защиту наших стран от угроз подобного рода. Наша задача состоит теперь в том, чтобы перевести этот принцип из области теории в область экономической практики.

Соответствующая формулировка гласит: «...Каждая страна имеет суверенное право свободно распоряжаться своими природными ресурсами в интересах экономического развития и благополучия своего народа. Любая мера или внешнее давление, будь то политическое или экономическое, направленные против осуществления этого права, являются вопиющим нарушением принципов свободного самоопределения и невмешательства, как их определяет Устав Организации Объединенных Нации, и представляют собой угрозу для дела мира и международной безопасности».

Почему развивающиеся страны захотели прибегнуть к столь определенной формулировке? История последних 50 лет полна примеров прямого или косвенного, военного или экономического принуждения — жестокого для тех, кто ему подвергается, и позорного для тех, кто его осуществляет,— с целью не допустить, чтобы слаборазвитые страны свободно распоряжались своими основными богатствами, являющимися источниками существования их граждан. Мексика, страны Центральной Америки и Карибского бассейна испытали это на собственном опыте. Пример Перу в 1968 г. (Имеется в виду национализация американской нефтяной компании «Интернэшнл петролеум» перуанским правительством в октябре 1968 г.) послужил поводом для решительного ответа латиноамериканских стран, собравшихся на сессию СЕКЛА. Я имею в виду «Хартию согласия Винья-дель-Мар» («Хартия согласия Вннья-дель-Мар» — декларация, принятая в мае 1969 г. в г. Винья-дель-Мар (Чили) на сессии Специальной латиноамериканской координационной комиссии (СЕКЛА). В декларации был сформулирован ряд требований к США в области торговли, инвестиций и технического сотрудничества.). Чили национализировала свое основное богатство — медь, на которую приходится более 70% экспорта страны.

Однако чего стоил бы процесс национализации со всеми его сложностями и последствиями, если бы он не был ясным и категорическим выражением воли народа и не осуществлялся бы при строгом соблюдении конституционных норм страны! Иностранные компании, эксплуатировавшие медные рудники, получили прибыли, во много, много раз превышающие объем их капиталовложений. Эти компании, неимоверно разбогатевшие за наш счет и считавшие себя вправе навязывать нам свое присутствие и свои злоупотребления, привели в действие все рычаги, в том числе и государственные учреждения своей страны и других стран, чтобы напасть на Чили, нанести ущерб ей и ее экономике.

Мне не хочется закончить этот малоприятный разговор, не упомянув среди методов давления, которому мы подвергались, о двух, свидетельствующих о пренебрежении принципом невмешательства.

Один из них заключается в попытках помешать Чили договориться о новых условиях и новых сроках погашения своего внешнего долга. Полагаю, что наши кредиторы не поддадутся наущениям. Дружественные нам страны не должны пойти на то, чтобы добиваться снижения и без того низкого жизненного уровня нашего народа. Это было бы несправедливостью, жестокой несправедливостью.

Другой метод давления сводится к тому, чтобы с помощью закона о помощи иностранным государствам, принятого одним из главных вкладчиков (США) Международного банка реконструкции и развития и Межамериканского банка, обусловить предоставление этими банками финансовой помощи Чили осуществлением нами политических мер в нарушение конституционных норм, регулирующих национализацию меднорудной промышленности. Один из указанных банков принадлежит к системе ООН, а другой — к межамериканской системе, официально провозглашенные принципы и цели которых не позволяют принимать подобные условия.

Если эти попытки увенчались бы успехом, то был бы нанесен смертельный удар международному сотрудничеству в интересах развития. Была бы разрушена сама основа систем многостороннего финансирования, когда многие страны объединяют усилия, внося вклад сообразно своим возможностям. Эти попытки означают стремление покончить с концепциями, питаемыми чувством всеобщей солидарности, и обнаруживают ничем не прикрытый корыстный, чисто меркантильный интерес. Дать восторжествовать подобным стремлениям равносильно вернуться к временам более 100-летней давности.

г) Некоторые соображения о доступе к технологии

Прошу участников этой сессии обратить также внимание на необходимость обеспечить развивающимся странам доступ к достижениям современной науки и техники.

Трудности, с которыми мы по сей день сталкиваемся в этой области, представляют собой один из определяющих факторов нашей отсталости.

Индустриализация, как фундаментальная часть общего процесса развития, неразрывно связана с возможностями страны обеспечить научные и технологические аспекты такой индустриализации, которая отвечает реальным условиям каждого региона независимо от того, на какой стадии развития он находится в данное время.

Сегодня наши возможности технологического творчества очень ограниченны. Причиной тому — зависимое положение, в котором оказалась страна. Так, наши исследователи повторяют теоретически путь, пройденный в экономически развитых странах. Их исследования вдохновляются скорее потребностями и реальностями индустриального мира, а не нашими собственными нуждами. И всякий раз все чаще и чаще тысячи ученых и специалистов покидают свою родину, отправляясь в процветающие страны; мы экспортируем идеи и специалистов, а импортируем технологию и зависимость.

Решение этой проблемы — что позволило бы покончить с зависимостью в области технологии — представляет собой трудный, дорогостоящий и медленный процесс.

Перед нами две возможности. С одной стороны, мы можем продолжать индустриализацию своих стран посредством привлечения иностранных капиталовложений и технологии, усиливая все больше нашу зависимость, грозящую снова свести нас на положение колонии. Латинская Америка пережила длительный период увлечения политикой индустриализации, основанной на развитии производства, заменяющего импорт. Иначе говоря, велось строительство фабрик и заводов для производства на месте той продукции, которая ранее ввозилась из-за рубежа, причем это строительство поощрялось предоставлением ("инвесторам") дорогостоящих преимуществ: льготы в области обмена валюты, таможенная защита, займы в местной валюте и финансирование из-за рубежа под правительственной гарантией.

Опыт показал, что подобная индустриализация — проводимая в основном при участии иностранных корпораций — оказалась новым орудием колонизации. В числе ее пагубных последствий — формирование все более влиятельной технократической прослойки, которая отстаивает иностранные интересы, отождествляя их со своими. Но еще более серьезными стали социальные последствия.

Крупные предприятия, где используется хитроумная техника, порождают серьезные проблемы безработицы и неполной занятости рабочей силы и приводят к разорению мелкой и средней национальной промышленности. Следует упомянуть также и тенденцию концентрировать усилия на развитии предприятий, которые производят товары потребления, предназначенные для узкого круга привилегированных, и косвенно способствуют появлению потребительских вкусов, форм потребления, идущих вразрез с традициями нашей национальной культуры.

Другая возможность заключается в том, чтобы создавать или укреплять свою научно-технологическую базу благодаря передаче знаний и технических средств, решительно поддерживаемой международным сообществом и основанной на гуманистическом подходе, при котором главной целью считаются интересы человека.

В настоящее время такая передача осуществляется как торговля товаром в различных формах: техническая помощь, оборудование, производственные процессы и т. п.

Эта торговля ведется на определенных условиях, устанавливаемых открыто или не столь явно, крайне неблагоприятных для страны-покупателя, особенно если эта страна слаборазвитая. Вспомним, что в 1968 г. Латинская Америка затратила более 500 млн. долларов только на приобретение технологии. Такие условия должны быть ликвидированы. У нас должна быть возможность выбирать технологию, исходя из наших потребностей и наших планов развития. Какими бы ни были усилия развивающихся стран, ничего нельзя сделать, если не изменится радикальным образом позиция тех, кто держит в своих руках чуть ли не монополию на научные знания.

За мировые экономические отношения, проникнутые духом солидарности

Как поступать в этой обстановке? Нельзя за одну ночь переделать существующий мир со всей его несправедливостью по отношению к развивающимся странам. Нам ничего не остается, как продолжать бороться с отрицательными последствиями такого положения и закладывать основы для создания того, что мы назвали бы экономическими отношениями, проникнутыми духом солидарности.

Существующая международная конъюнктура благоприятствует попыткам провести преобразования экономического характера. Может быть, это слишком оптимистическое мнение, но дело в том, что развитие международных событий за последние десятилетия сопровождалось накоплением факторов, которые в итоге дают такую возможность. Наиболее знаменательно то, что перед миром открывается перспектива установления более достойных отношений, не связанных с подчинением и диктатом.

Наблюдается понимание между мировыми капиталистическими державами; сосуществование и диалог между капиталистическими и социалистическими государствами.

Может произойти что-либо подобное между старыми империалистическими странами-колонизаторами, с одной стороны, п зависимыми народами — с другой? Будущее покажет, завоюем ли мы, народы «третьего мира», признание наших прав на перестройку международной торговли и установление справедливых для всех отношений. Этот вопрос, и это следует подчеркнуть, может стать самым настоятельным и самым больным.

Вы, господа делегаты третьей сессии ЮНКТАД, должны задать себе вопрос: на каких основах можно было бы построить новые отношения людей, проникнутые, наконец, духом солидарности взамен угнетения, которому мы так долго подвергались и подвергаемся? Разрешите мне сказать, что, по моему мнению, одной из таких основ могло бы быть использование средств, высвобождаемых в результате разоружения таким образом, чтобы они служили укреплению проникнутой духом солидарности экономики в мировом масштабе, хотя некоторые считают, что это неосуществимо.

Для экономики социалистических стран перспектива мирного развития — это главное историческое стремление. Как только укрепится мир на земле, они смогут более активно участвовать в многостороннем сотрудничестве и поставлять на мировой рынок технические и производственные ресурсы, которые имеют решающее значение для их процветания и могли бы явиться эффективной помощью странам «третьего мира» в деле преодоления уродливого развития — этого следствия многовековой эксплуатации.

Мне кажется, что, учитывая опыт последних лет, капиталистические страны не должны больше следовать колониалистскому и неоколониалистскому курсу и держать экономику на военных рельсах, чтобы обеспечить полную занятость. Только страны «третьего мира» с их огромными возможностями могут открыть новые экономические рубежи перед развитыми странами. Только эти новые рубежи позволят — лучше, чем военная экономика,— обеспечить загрузку производственных мощностей, крупных предприятий и полную занятость рабочей сплы. Хочется думать, что прозорливые руководители, осознавшие необходимость глубоких перемен, начинают серьезно задумываться над новыми решениями, в которых «третий мир» и социалистические страны примут активное участие.

Создать «фонд равномерного развития человечества»

Надо настойчиво искать экономически приемлемое соотношение между огромными потребностями отсталых народов и колоссальными производственными возможностями развитых стран. Решение могло бы быть найдено на путях стратегии миролюбия посредством осуществления плана разоружения и направления значительной части средств, затрачиваемых сейчас на вооружение и военные цели, на создание фонда равномерного развития человечества. Этот фонд мог бы предназначаться прежде всего для предоставления долгосрочных займов предприятиям самих стран — участников фонда.

Поскольку сумма ежегодных расходов на вооружение и военные цели уже превышает 220 млрд. долларов, потенциально существует больше чем достаточно средств, чтобы приступить на практике к установлению экономических отношений, проникнутых духом солидарности.

Смысл создания фонда состоял бы в переводе военной экономики на мирные рельсы и, параллельно с этим, в содействии развитию стран «третьего мира». Фонд мог бы финансировать строительство крупных объектов и программы помощи развивающимся странам. При этом дело было бы поставлено таким образом, чтобы занять рабочую силу, высвобождающуюся в результате сокращения производства вооружений, оплачивать продукцией строящихся объектов расходы по их возведению и прежде всего создать самостоятельные национальные предприятия, способные непрерывно расти и развиваться. Тем самым было бы положено начало новой эпохе постоянного экономического прогресса, полной загрузки производственных мощностей и сплошной занятости рабочей силы, а главным образом постепенного преодоления пропасти, отделяющей процветающие страны от ограбленных. (Что полностью противоречило бы главной цели капиталистического производства - получению максимальной прибыли из капиталовложений.)

Это не утопия. В этом мире, стоящем сегодня перед дилеммой: или сотрудничать, или уничтожить самого себя, новые идеи, вдохновленные не только справедливостью, но и обязательно разумом, могут вылиться в ценные для человечества решения.

Желаю вам, господа делегаты, успеха в вашей работе. Чили сделает все возможное, чтобы способствовать этому, всячески содействуя, как принимающая страна, установлению необходимых контактов и созданию благоприятной обстановки. Представители Чили не будут искать ненужных конфронтаций, а будут помогать в поисках плодотворных соглашений.

Новая реальная сила на мировой арене

Порыв и энтузиазм, с какими весь народ строил это здание,— частица порыва и энтузиазма, с какими Чили хочет внести свой вклад в строительство нового человеческого общества, которое покончит с нуждой, бедностью и страхом на этом и других континентах.

Я осмелюсь выразить надежду, что сессия ЮНКТАД даст положительные результаты и рассеет тревогу миллионов людей. Не зря же приехали в нашу далекую страну самые крупные руководители экономики почти всех стран земного шара, в том числе из тех, которые по своему могуществу в состоянии дать другой ход развитию событий.

Господа делегаты, вы можете быть уверенными, что народы не позволят, как отмечает Лимская декларация, «чтобы бесконечно сосуществовали бедность и изобилие». Не допустят такого международного порядка, который увековечил бы их отсталость. Они добьются экономической независимости и покончат с отсталостью. Ничто не сможет помешать им в этом: ни угрозы, ни коррупция, ни применение силы.

От безотлагательного преобразования мировой экономической структуры, от сознательности народов зависит, будут ли прогресс и свобода огромного мира развивающихся стран, во имя того, чтобы обеспечить торжество принципов Устава Организации Объединенных Наций, достигнуты на пути сотрудничества, основанного на солидарности, справедливости и уважении прав человека, или, наоборот, их достижение будет сопряжено с насилием и страданиями." (Конец выступления, продолжение перепоста следует)

*  *  *

Я подчеркнул в этом выступлении несколько мест, которые были характерны для правительства Альенде как народного. Но нет ни одного места, где бы он упомянул "приватизацию" как что-то полезное для экономического развития страны. Так какого же лешего Иудушка КаПутин упрямо далдонит, что прихватизация - не только губительная для России, но и явно преступная - "необратима"? Ну а что сказал Президент Альенде в выступлении в ООН? Давайте посмотрим... (Примечание behaviorist-socialist)

.


Комментариев нет:

Отправить комментарий