суббота, 11 мая 2024 г.

ЧИЛИЙСКИЙ УРОК ДЛЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ РОССИИ - 3

Сальвадор Альенде и Эрнесто "Че" Гевара

Сальвадор Альенде и Фидель Кастро

После такого вдохновенного начала пришла пора поговорить о самом чилийском уроке для России. И этот урок - отрицательный. В самом деле, к началу 1970-х годов Куба по-прежнему оставалась единственной страной Латинской Америки, которой удалось освободиться от цепей империализма США за короткий период активной поддержки борьбы народов против западного империализма в первой половине 1960-х годов, когда КПСС возглавлял Н.С. Хрущев. После того, как его сверг сталинский номенклатурщик Брежнев, поддержка этой борьбы повсюду в мире, за исключением Вьетнама, где СССР старался конкурировать за влияние с Китаем, практически прекратилась. Поэтому кубинцы очень активно поддерживали правительство Народного Единства в Чили, возглавленное Президентом Альенде, и постоянно напоминали ему о необходимости уничтожения предательской компрадорской буржуазно-бюрократической "оппозиции", которая совместно с США (секретными службами и корпорациями) постоянно и активно вела подрывную деятельность - как терактами, так и "легальными" протестами и бесстыже лживой пропагандой в чилийских масс-медиях, которые так и остались во владении капиталистов. Альенде со своими мелкобуржуазными принципами "народного единства" игнорировал эти предупреждения, в результате чего был 11 сентября 1973 года свергнут фашистским путчем генерала Пиночета и убит.

Почему так случилось? Ведь Альенде был очень даже осторожен и изо всех сил старался не злить "отечественную", туземную буржуазию. Его речи на сессии ЮНЕСКО (перепост смотри ранее на блоге) и в ООН (начинаю выкладывать перепост) были направлены исключительно против империализма США и транснациональных корпораций. А в других выступлениях, опубликованных в этой книге, он всячески старался помешать стремлению народа Чили национализировать фирмы туземных буржуев, причём даже после нескольких (неудачных) попыток свергнуть его военными переворотами старался сохранить видимость лояльности "отечественных" буржуев. История президентства Альенде хорошо рассказана в книге во вступительной статье тов. И. Рыбалкина, которую я не буду перепостировать, а укажу лишь на то, что в условиях классового общества военный переворот (поддержанный западным империализмом) - это единственный реальный "социальный лифт" для заговорщиков, также как и "цветная революция" для агентов Запада - либерастов-грантоедов в "неправительственных организациях".

История Африки после освобождения от колониализма в 1960-х годах - это сплошная череда  военных переворотов без малейших просветов не только "социализма", но и "демократии". Любой офицерик с талантами авантюриста мог сагитировать свой батальон на военный переворот - штурм президентского дворца, где сидел его предшественник, уже ставший ненавистным народу. Этот офицерик в случае удачи сам становился "президентом" или даже "императором" и раздавал западным концернам концессии на грабёж богатств страны, а весь его батальон становился "президентской гвардией" или "императорской гвардией", члены которой получали синекуры и вовсю занимались коррупцией - до тех пор, пока какой-нибудь другой офицерик - пока ещё сравнительно бедный, но получивший "военное образование" в США, Англии или Франции - не устраивал следующий военный переворот.

Для западного империализма преимущество "цветных революций" перед военными переворотами состоит в том, что грантоеды сами не располагают вооруженными формированиями (армии или "правопорядка") и поэтому они гораздо послушнее военных диктаторов, а в случае необходимости их куда проще "сковырнуть" и заменить новой прозападной марионеткой..

Но независимо от того, какой окраски властитель - более прозападной, как у персонажей типа Зеленского или Пашиняна, или более "патриотической", как у "национального лодыря" Путина или "товарища" Си, официальная идеология любого режима в нынешнем классовом обществе - буржуазный национализм, малюющий миражи "народного единства" господ и нищебродов. Не случайно даже такой "луч света", как Альенде, говорил о "здоровом национализме". Но когда классовые противоречия обостряются (будь то из-за враждебных "санкций" Запада или из-за наступления очередного периода депрессии), эти миражи рассеиваются как туман при восходе Солнца. Национализм несовместим с социализмом, который может быть только мировым, интернациональным.

Ну а пока предлагаю ещё несколько раз насладиться красноречием Альенде. Бихевиористский анализ классового общества я дам в самом конце перепостов его выступлений.

*  *  *

Сальвадор Альенде:

"РЕЧЬ НА СЕССИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ 4 декабря 1972 г.

Господин председатель!

Господа делегаты!

Благодарю за оказанную мне высокую честь выступить с этой, самой представительной в мире трибуны самого важного и значительного форума, рассматривающего вопросы, касающиеся судеб человечества. Я приветствую господина генерального секретаря Организации Объединенных Наций, которого мы имели удовольствие принимать в нашей стране в первые недели его пребывания на этом посту, а также представителей более чем 130 стран, участвующих в работе Ассамблеи.

Испытывая глубокое уважение к данной вам, господии председатель, высокой власти, я хочу поблагодарить вас, гражданина страны, с которой нас связывают братские узы, человека, которого у нас была возможность оценить лично, когда вы возглавляли делегацию Польской Народной Республики на третьей сессии ЮНКТАД, за столь значительные и теплые слова.

Я приехал сюда из Чили, страны маленькой, но в которой сегодня любой гражданин может свободно выражать свои взгляды, в которой существует неограниченная культурная, религиозная и идеологическая терпимость и в которой нет места расовой дискриминации. Это страна, где рабочий класс объединен в одну профсоюзную организацию, страна, где при многопартийной политической системе существует всеобщее и тайное избирательное право, это страна, где парламент действует 160 лет непрерывно с момента своего создания, а суды независимы от исполнительной власти, страна, где с 1833 г. конституция изменялась только один раз и применение ее практически никогда не прекращалось. Это страна с населением около 10 млн. человек, которая на протяжении жизни одного поколения дала миру двух лауреатов Нобелевской премии в области литературы: Габриэлу Мистраль и Пабло Неруду, детей скромных тружеников. Наша история, страна и люди сплавлены в едином чувстве высокого национального самосознания.

Но вместе с тем Чили — это страна с отсталой экономикой, которая подчинена и даже отдана на откуп иностранным капиталистическим компаниям. Наша страна имеет внешний долг свыше 4 млрд. долларов, для погашения которого необходимо ежегодно отчислять более 30% всех экспортных поступлений. Наша экономика остро ощущает на себе изменения конъюнктуры на мировом рынке, находится в состоянии хронического застоя и инфляции. В результате миллионы людей вынуждены жить в условиях эксплуатации и нищеты, полной или частичной безработицы.

Я выступаю сегодня здесь потому, что моя страна решает в данный момент проблемы, которые в силу своего всемирного значения являются предметом постоянного внимания Ассамблеи наций. Это борьба за социальное освобождение, борьба за благосостояние и интеллектуальный прогресс, в защиту личности и национального достоинства.

Перед моей родиной, как и перед многими другими странами «третьего мира», стояла перспектива развития в рамках модели медленной модернизации, модели, лишающей, как свидетельствуют исследования специалистов и трагическая действительность, миллионы и миллионы людей надежды на прогресс, благосостояние и социальное освобождение, на жизнь, достойную человека. Эта модель ведет к еще большей нехватке жилищ, обрекает все большее количество граждан на безработицу, неграмотность, невежество и голод.

Короче говоря, это та же самая перспектива, которая существовала для нас при колониализме или в условиях зависимости и которая несла нам эксплуатацию как во времена военных столкновений, «холодной войны», так и мира. Нас, слаборазвитые страны, хотят оставить навечно в положении подчиненных, второразрядных государств.

Чилийские трудящиеся, став творцами своего будущего, отвергли эту модель, решив стать на путь ускоренного, независимого, самостоятельного развития посредством революционного преобразования устаревших структур.

Народ Чили добился создания своего правительства, пройдя длительный путь, стоивший ему немалых жертв, и сейчас он отдает все свои силы делу установления экономической демократии в области экономики, с тем чтобы производственная деятельность служила потребностям и чаяниям общества, а не интересам личного обогащения.

Планомерно и целенаправленно перестраивается старая структура, основанная на эксплуатации трудящихся и господстве меньшинства, владеющего основными средствами производства. Вместо нее возникает новая структура, управляемая трудящимися. Поставленная на службу интересам большинства, она закладывает основы для такого роста, который означает подлинное развитие, идет на благо всего населения и освобождает широкие слои соотечественников от нищеты и социального бесправия.

Трудящиеся отстраняют привилегированные круги от политической и экономической власти как на предприятиях, так и в органах местного и государственного управления. В этом суть революционного процесса, который переживает наша страна, процесса, направленного на ликвидацию капиталистической системы с целью открыть путь к социализму.

Необходимость обратить все наши экономические ресурсы на удовлетворение огромных нужд народа требовала возвращения Чили ее достоинства. Мы должны были покончить с таким положением, когда чилийцы, сами страдая от бедности и отсталости, вынуждены были в интересах страны (США), занимающей на мировом рынке самые мощные экономические позиции, вывозить огромные капиталы. Национализация основных богатств — исторически обусловленное требование. Наша экономика не могла больше оставаться в подчиненном положении, которое привело к тому, что более 80% нашего экспорта находилось в руках кучки крупных иностранных компаний, всегда ставящих свои интересы выше нужд тех стран, за счет которых они обогащаются. Мы не могли согласиться и с существованием язвы латифундизма, промышленных и торговых монополий, кредитной системы, поставленной на службу интересам немногих лиц, чудовищного неравенства в распределении доходов.

Процесс, который происходит в Чили

Осуществляемые нами изменения структуры власти, постепенный переход руководящей роли к трудящимся, возвращение стране ее основных богатств, освобождение родины от иностранной зависимости — это кульминационный этап длительного исторического процесса, завершение усилий по завоеванию политических и социальных свобод, героической борьбы нескольких поколений рабочих и крестьян за организационное сплочение с целью превращения в общественную силу, способную завоевать политическую власть и отстранить капиталистов от экономической власти.

Традиции, характерные особенности и революционное сознание чилийского народа позволяют ему направить революционный процесс по пути к социализму, укрепляя гражданские свободы, как общественные, так и личные, при уважении идеологического и культурного плюрализма. Мы постоянно боремся за соблюдение социальных свобод, за экономическую демократию при полном осуществлении политических свобод.

На основе демократического волеизъявления наш народ бросил вызов, приступив к развитию революционного процесса в рамках правового государства с его высокоразвитыми институтами, которое показало свою способность к переменам и которое сегодня поставлено перед необходимостью приведения их в соответствие с новой социально-экономической действительностью.

Мы национализировали основные богатства.

Мы национализировали медную промышленность.

Мы сделали это по единодушному решению парламента, в котором правительственные партии находятся в меньшинстве.

Мы хотим, чтобы весь мир ясно понял: мы не конфисковывали крупные медные предприятия, принадлежавшие иностранным компаниям, мы лишь исправили в соответствии с положениями конституции историческую несправедливость, вычтя из суммы компенсации за эти предприятия прибыли, полученные компаниями с 1955 г. и превышающие 12% годовых.

Прибыли, полученные на протяжении последних 15 лет некоторыми ныне национализированными компаниями, были настолько высокими, что, когда их разумный предел был определен в 12% годовых, к этим компаниям пришлось применить значительные вычеты. Таков, например, случай с филиалом «Анаконда компани», среднегодовая прибыль которого с 1955 по 1970 г. составила в Чили 21,5% балансовой стоимости, в то время как прибыли «Анаконды» в других странах достигали только 3,6% в год.

То же относится и к филиалу «Кеннекот коппер корпорейшн», среднегодовая прибыль которого за этот же период в Чили составила 52%, причем в отдельные годы прибыли достигали невероятных размеров: в 1967 г.— 106%, в 1968 г.— 113 и в 1969 г.— свыше 205%. Средний размер прибылей «Кеннекот» в других странах в этот же период составлял менее 10% в год. Вместе с тем к другим медным компаниям в соответствии с конституционными нормами такие меры не были применены, так как их доходы не превышали 12% в год.

Необходимо подчеркнуть, что в годы, непосредственно предшествовавшие национализации, крупные медные компании приступили к осуществлению планов расширения производства, оказавшихся в значительной степени несостоятельными, поскольку они, несмотря на получаемые крупные прибыли, привлекали не собственные ресурсы, а прибегали к внешним кредитам.

В соответствии с положениями закона чилийское государство обязано взять на себя эти долги, размер которых достиг огромной цифры — свыше 727 млн. долларов. Мы даже начали выплачивать компании «Кеннекот» в Соединенных Штатах долги одной из ее дочерних фирм. Компании, которые эксплуатировали чилийскую медь на протяжении многих лет, только за последние 42 года вывезли из нашей страны свыше 4 млрд. долларов прибыли, в то время как первоначальный размер их капиталовложений не превысил 30 млн. долларов. Приведу один простой и печальный пример, представляющий резкий контраст с вышесказанным: в нашей стране 700 тыс. детей никогда не смогут испытать всех радостей жизни, потому что в первые восемь месяцев после своего рождения они не получали необходимого количества белков. 4 млрд. долларов позволили бы полностью преобразовать мою родину. Только часть этих средств могла бы полностью обеспечить белками всех детей моей родины.

Национализация медной промышленности была проведена в полнейшем соответствии с внутренними законоположеннями и с уважением норм международного права, которое не должно использоваться для защиты интересов крупных капиталистических компаний.

Такова в общих чертах суть процесса, переживаемого моей страной, о чем я считал уместным сказать на этой Ассамблее, отмечая при этом, что мы строго соблюдаем рекомендации Организации Объединенных Наций и опираемся на собственные силы в качестве основы социально-экономического развития. Здесь, на этом форуме, принимались рекомендации относительно преобразования отсталых институтов и структур; мобилизации национальных ресурсов, как природных, так и людских; перераспределения доходов и уделення первоочередного внимания развитию образования и здравоохранения, а также нуждам беднейших слоев населения. Все эти задачи являются важной составной частью нашей политики и решаются самым активным образом.

Моя страна — жертва агрессии

Вместе с тем печальная необходимость заставляет меня выступить с этой трибуны с заявлением о том, что моя страна стала жертвой жестокой агрессии.

Мы предвидели, что при осуществлении нашего процесса преобразований, в особенности при национализации наших природных ресурсов, нас ожидают трудности и сопротивление внешних сил. История империализма и его жестокости в Латинской Америке продолжительна и зловеща. Перед нами драматический и героический пример Кубы, а также Перу, которой пришлось столкнуться с трудностями в связи с принятыми решениями суверенно распоряжаться собственной нефтью.

В 70-х годах нашего века, после того как мировое сообщество приняло столько соглашений и резолюций, в которых признается суверенное право каждой страны распоряжаться своими природными ресурсами в интересах собственного народа, после одобрения международных соглашений об экономических, социальных и культурных правах и стратегии на Второе десятилетие развития ООН, торжественно подтверждающих все эти соглашения, мы являемся жертвами нового наступления империализма, более хитроумного, более коварного и опасного, цель которого — воспрепятствовать нашему суверенному государству осуществлять свои права.

С момента нашей победы на выборах 4 сентября 1970 г. на нас стали оказывать в широких масштабах давление извне, с тем чтобы помешать приходу к власти свободно избранного народом правительства, а позднее, чтобы свергнуть его. Нас хотели изолировать от мира, задушить экономически, парализовать нашу торговлю медью, которая является нашим основным экспортным продуктом, и лишить нас возможности получепия внешних кредитов.

Нам понятно, что, когда мы разоблачаем финансово-экономическую блокаду, которой подвергается наша страна, не только мировой общественности, но даже некоторым нашим соотечественникам не просто понять это, ибо речь идет не об открытом нападении, о котором было бы известно всему миру. Наоборот, это нападение всегда ведется исподтишка, окольным путем, хотя от этого оно не становится менее опасным для Чили.

Нам противодействуют силы, которые действуют в тени, без опознавательных знаков, но располагают мощным оружием и занимают влиятельные позиции в самых различных областях.

Никто не налагал запрета на наше право торговать. Никто не заявлял о своем намерении вступить в противоборство с нашей страной. Может показаться, что у нас нет врагов, кроме внутренних политических противников. Но это не так. Мы являемся жертвой действий почти неприметных, прикрытых, как правило, фразами и заявлениями об уважении к суверенитету и достоинству нашей родины.

Но мы на собственном опыте знаем, как далеки подобные заявления от практических действий, которые нам приходится терпеть.

И это не пустые слова. Речь идет о конкретных проблемах, которые сегодня вызывают лишения и создают трудности для моего народа и которые в ближайшие месяцы будут оказывать еще более серьезное воздействие на нашу экономику.

Экономика Чили, как и большинства стран «третьего мира», очень зависима от конъюнктуры на внешних рынках. Падение мировых цен на медь в последние 12 месяцев означало для нашей страны — ежегодно она экспортирует товаров на сумму несколько более 1 млрд. долларов — снижение валютных поступлений примерно на 200 млн. долларов. В то же время цены на ввозимые нами товары, как промышленные, так и сельскохозяйственные, резко повысились, на некоторые — до 60%. И сейчас Чили покупает товары по высоким и продает по низким ценам.

Именно в этот момент, сам по себе тяжелый для нашего платежного баланса, нам пришлось столкнуться, среди прочих вещей, и с такими действиями, которые направлены, повидимому, на то, чтобы отомстить чилийскому народу за его решение национализировать медную промышленность.

До прихода к власти моего правительства Чили ежегодно получала от международных финансовых организаций, таких, как Международный банк реконструкции и развития и Межамериканский банк развития, в виде займов около 80 млн. долларов. Это финансирование было вдруг остановлено.

В прошлом десятилетии Чили получила от Управления международного развития при правительстве США (АИД) займы на сумму 50 млн. долларов. Мы не претендуем на возобновление этих займов, Соединенные Штаты суверенны в вопросе, предоставлять или не предоставлять свою помощь любой стране. Мы только хотим подчеркнуть, что эта внезапная остановка кредитов привела к значительному сокращению нашего платежного баланса.

Когда я вступил на президентский пост, наша страна имела возможность получать в частных североамериканских банках для финансирования нашей внешней торговли краткосрочные кредиты на сумму около 220 млн. долларов. За короткий срок эта сумма была сокращена на 190 млн. долларов, и нам пришлось изыскивать средства для обеспечепия проведения соответствующих торговых операций.

Как и большинство стран Латинской Америки, Чили, в силу технологической отсталости, должна осуществлять значительные закупки оборудования в Соединенных Штатах. В настоящее время приостановлено финансирование и этих закупок как поставщиками, так и Экспортно-импортным банком, который обычно предоставляет средства для подобного рода операций. Это привело к ненормальному положению: мы должны закупать данные товары с предварительной оплатой, что сильно сказывается на нашем платежном балансе.

Предоставление займов по соглашениям, заключенным Чили с государственными организациями Соединенных Штатов до начала деятельности моего правительства и уже выполнявшимся, также было приостановлено. Вследствие этого, чтобы продолжать осуществление соответствующих проектов, мы вынуждены проводить закупки на северо-американском рынке за наличный расчет, ибо работы на объектах находятся в полном разгаре и заменить источники импорта необходимых товаров уже невозможно.

В свое время предусматривалось, что финансирование этих проектов будут осуществлять правительственные организации США. В результате действий, направленных на то, чтобы помешать сбыту чилийской меди в страны Западной Европы, наши краткосрочные операции с частными банками этого континента, основой которых служили поступления от продажи меди, были в огромной мере затруднены. Это означало, что мы лишились возможности получения кредитов в сумме свыше 20 млн. долларов, приостановление почти завершенных переговоров о финансовых соглашениях на сумму свыше 200 млн. долларов, создание обстановки, препятствующей нормальному осуществлению наших закупок в этих странах и резко осложняющей наше положение в области получения внешних кредитов.

Эта финансовая блокада, чреватая в условиях чилийской экономики серьезными последствиями, привела к резкому ограничению наших возможностей для закупок оборудования, запасных частей, различных материалов, продуктов питания и медикаментов. Все чилийцы страдают от последствий этих мер, сказывающихся на повседневной жизни каждого гражданина страны и, естественно, на внутриполитической обстановке.

Вышесказанное означает, что полностью извращается природа международных организаций, ибо их использование в качестве инструмента политики любой из стран-участниц, какой бы могущественной она ни была, является юридически и морально неприемлемым. Это означает нажим на экономически слабую страну! Это означает применение санкций против народа, решившего вернуть себе собственные основные богатства! Это означает преднамеренное вмешательство во внутренние дела другой страны!

Это мы называем империалистической наглостью!

Господа делегаты, всем вам известно и вы не можете не помнить, что все это многократно осуждалось в резолюциях Организации Объединенных Наций. (Продолжение следует)

.

Комментариев нет:

Отправить комментарий