Начинаю выкладывать мой перевод на русский книги Б.Ф. Скиннера "Размышления о бихевиоризме и обществе". Напоминаю, что списки переводов его других книг и статей, а также моих заметок о радикальном бихевиоризме - здесь https://behaviorist-socialist-ru.blogspot.com/2014/09/blog-post_29.html и здесь https://behaviorist-socialist-ru.blogspot.com/2022/12/list-of-blog-entries-on-theme-of.html .
При чтении прошу учитывать, что Скиннер - типичный американец с неизбежными антисоциалистическими предрассудками. Он - творец мощной научной теории - оперантного анализа поведения, но она может быть использована для прогрессивной, гуманной и справедливой радикальной трансформации общества лишь при строго антиэксплуататорском марксистском понимании классового общества и государства как диктатуры господствующего класса. Это понимание напрочь отсутствует у Скиннера, что делает его подход к социальным проблемам утопическим.
С другой стороны, научный анализ капитализма марксистской политэкономией, дающий как бесспорный результат историческую тупиковость капитализма как политико-экономической системы, не даёт ни малейших намёков на то, каким - наиболее эффективным и привлекательным для людей - путём следует конструировать принципиально новое социалистическое бесклассовое общество. Большевики строили в Советской России социализм методом проб и ошибок, который дал много ценного опыта на будущее, но не спас систему социализма от уничтожения предательской сталинско-брежневской номенклатурой.
Для построения социализма до сих пор не создано ничего более научно обоснованного и практически применимого, чем созданные Скиннером оперантный анализ поведения и бихевиористская социальная инженерия. Это наглядно представлено на следующей схеме:
Мои пояснения - (в скобках курсивом)
* * *
Б.Ф. Скиннер:
"ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга не для чтения всего подряд, с первой страницы до последней. Большинство статей написано по конкретному поводу, и этот повод от статьи к статье разный. Для тех, кому нужен их обзор, вот содержание с кратким изложением сути каждой статьи:
I ОБЩЕСТВО
1. Поведение человека и демократия
Модификация поведения — это как раз та технология, которая нам нужна для взаимного межличностного управления поведением народа - самим народом и для народа, чтобы этим сократить сферу власти централизованных учреждений государства и (капиталистической) экономики.
2 Свободны ли мы для того, чтобы иметь будущее?
Мы начинаем серьезно беспокоиться о будущем. Как можно побудить людей вести себя так, чтобы принимать в расчёт будущее? Существуют соответствующие поведенческие процессы, но только самое тщательное планирование позволит нам использовать их для решения наших проблем.
3. Этика помощи людям
Всё, что мы называем «хорошим», работает на наше благо или на благо других только тогда, когда оно полезно (оперантно) зависит от поведения. Мы на самом деле не помогаем другим, лишь раздавая им благотворительность.
4 Гуманизм и бихевиоризм
Ошибочно отождествлять гуманизм с эгоцентричным индивидуализмом экзистенциалистов. Определяя роль окружающей среды, особенно общественной среды, бихевиоризм позволяет более эффективно достигать цели гуманизма.
5. Возвращаясь к Уолдену-Два
Уолден Два в наше время (1978 год) более актуален, чем тридцать два года назад, когда он был написан. В нем описана культура (общины) с минимальным потреблением, минимальным загрязнением среды обитания и с максимальным коллективизмом. Это - неплохое начало для возрождения роли небольших общин в современной жизни.
II НАУКА О ПОВЕДЕНИИ
6. Крутой и тернистый путь к науке о поведении
Основными препятствиями для прогресса в науке о поведении являются определенные укоренившиеся обязательства относительно внутреннего мира личности - либо иллюзорный мир психологов-менталистов или когнитивистов, либо реальный, но не имеющий в данный момент к нему отношения мир физиолога.
7. Могут ли нам быть полезны открытия нашей науки о поведении?
Эффективное управление поведением человека подвергается опасности, если при объяснении поведения апеллировать к чувствам и идеям. Делая это, мы пренебрегаем полезными факторами (подкрепления) в окружающей действительности.
8. Почему я не
психолог-когнитивист
(перевод на русский здесь: http://behaviorist-socialist-ru.blogspot.de/2012/11/blog-post.html
)
Психологи-когнитивисты занимаются
метафорическим искажением окружающей действительности, перенося факторы
подкрепления, по отдельности или все вместе, в вымышленный мир интеллекта. Они
полагают, что люди могут каким-то образом более эффективно приспосабливаться к
личным факторам (мотивации) из-за их
интимности. Но изменения в поведении, приписываемые вымышленным внутренним факторам,
на самом деле обусловлены внешними факторами, разультатами которых они
являются.
9. Экспериментальный анализ поведения (История)
(Краткий рассказ о роли автора в развитии экспериментального анализа поведения.)
III ОБРАЗОВАНИЕ
10. Некоторые следствия повышения эффективности образования
Экспериментальный анализ поведения усовершенствовал образование, выявив его цели, предложив новые методы ведения уроков и введя учебные программированные тексты и другие материалы. В результате учащиеся обучаются за меньшее время и с меньшими усилиями, но это создаёт сложные проблемы для образовательных учреждений.
11. Свободный и счастливый ученик
Свободный и счастливый ученик по (французскому просветителю Жан-Жаку) Руссо, по-видимому, не имеет ни свободы, ни счастья. Вседозволенность - это не единственная альтернатива отрицательному (карательному) управлению, характерному для образования на протяжении всей его истории. Другие вполне осуществимые альтернативы дают возможность подготовить молодёжь к будущему, которое её ожидает.
12. Проектирование высшего образования
Преподаватели, которые оставляют образование на произвол врожденного любопытства студента в обычной "учебной среде", отказываются от своей роли по передаче культуры. Новые практические методы обучения могут восстановить эту важную функцию. Высшее образование особенно сильно сопротивляется бихевиористской технологии, но изменения происходят - как в персонализованной системе обучения Ф. С. Келлера.
IV РАЗНОЕ
13 Формирование поведения в филогенезе (возникновении биологических видов)
Возможно, что инстинктивное поведение было "сформировано" процессом (естественного) отбора, весьма сходного с формированием поведения индивидуума, хотя это занимает сотни миллионов лет, а не сотни секунд. Недавние открытия в области тектоники плит или "дрейфа континентов" указывают на медленные изменения в окружающей среде, которые могли сформировать некоторые необычные примеры поведения видов.
14. Сила совпадения
Часто говорят, что некоторые виды совпадений раскрывают скрытый порядок в мире, который не был признан наукой. Такие примеры легко собирать, но не потому, что они распространены, а потому, что имеется особенная склонность их замечать и запоминать. Совпадения привлекают наше внимание отчасти потому, что связь между актом поведения и его результатом при оперантном обусловливании в сущности является случайной.
15. Размышления о значении и структуре (слов)
Структурализм в лингвистике и литературной критике не способен на удовлетворительный анализ. У нас нет той информации об авторе, которая необходима для убедительной функциональной альтернативы, но внутренние связи между частями того, что пишет человек, иногда указывают на соответствующие речевые процессы.
16. Уолден-(один) и Уолден-два
Уолден-два (Скиннера) не столь сильно отличается от Уолдена-(один) Торо, как утверждают критики. Обе книги утверждают, что мы должны изучать образ жизни, в который мы рождены, и, если возможно, заменить его лучшим образом жизни. Обе книги указывают на преимущества упрощения жизни, и не призывают к эскапизму (бегству от общества) в сколь-либо реальном смысле. В наше время молодёжь открывает для себя не только то, как она может упростить свою жизнь, но и то, как она может решить проблему, которую Торо проигнорировал - проблему общинности.
17. Возвращаясь к свободе и чести
Пророчествуя, что человек преднамеренно сойдет с ума, чтобы доказать, что его поведение невозможно предсказать, Достоевский лишил себя последней увёртки, потому что с тех пор метод - сойти с ума - стал предсказуемой реакцией. Таким образом, он проиллюстрировал один из величайших парадоксов свободы: любая попытка доказать, что человек свободен, возможно, менее продуктивна, чем изменение наших культурных норм таким образом, чтобы люди чувствовали себя свободнее, чем когда-либо прежде. Тем не менее, это изменение подразумевает определенную меру управления (поведением).
18. Наконец-то свобода от бремени налогообложения
"Государственные лотереи могут стать идеальным способом, с помощью которого свободные, счастливые и богатые люди поддерживают свое правительство, не платя налоги".
В каждой главе содержится куда больше информации, чем я смог уместить в этих нескольких предложениях, и я надеюсь, что это обнаружит читатель, который теперь обратится к тем статьям, которые могут быть интересны для него."
(Продолжение - книга Скиннера почти целиком - следует).
.
Комментариев нет:
Отправить комментарий