понедельник, 2 июня 2014 г.

ЗОЛОЧЁНЫЙ СВИНЦОВЫЙ ВЕК - GILDED AGE OF LEAD

На это выражение я много лет назад наткнулся у какого-то английского поэта, и считаю его самой точной метафорой капитализма. Поэтому оно - самое подходящее заглавие истории о тех вещах, которые постепенно превратили меня из платонического обожателя капитализма в его непримиримого противника.

Я пишу об этом, чтобы ещё раз напомнить всем желающим, что "ум" и "убеждения" каждого из нас формируются вовсе не "идеями" и "сознанием", а жизненным опытом, повседневным образом жизни, всей совокупностью отношений с окружающими нас людьми и учреждениями. Любая, даже самая назойливая и хитрющая, пропаганда и реклама терпит сокрушительное поражение в столкновении с действительностью.

Всё различие между людьми состоит вовсе не в их мнимых "идеях" и "убеждениях", а как раз в том, как каждый приспосабливается к действительности общества, в котором живёт, какими путями он при этом получает положительное подкрепление (жизненные блага) и избегает отрицательного подкрепления (грубо говоря, наказаний). Жизненный опыт может как укреплять избранную поначалу жизненную позицию, так и разрушать её и вынудить сменить её на противоположную. Не бойтесь признаться в том, что ваши убеждения изменились. Бесчестно и позорно лишь изменять своим убеждениям, кривя душой из конъюнктурных соображений.

Должен сказать, что русские, даже нынешние, по-прежнему сильно отличаются от "цивилизованного" западного стада потребителей, что особенно ясно видно в их негативном отношении к насаждаемым Западом половым извращениям, а также в резком, категорическом неприятии Запада и его олигархо-фашистского марионеточного режима народом Новороссии, особенно - Донбасса. Это очень отрадное явление, свидетельствующее о том, что для возрождения социализма в России всё ещё существует плодородная почва.

Что касается меня, то я только теперь, усвоив прописные истины бихевиоризма, смог трезво увидеть, как мой жизненный опыт коренным образом "перевоспитал" меня. Я надеюсь, что нижеследующая абсолютно правдивая история будет вам интересна и наведет вас на размышления о том, какие события сформировали ваш "характер" и ваши "убеждения".

Это происходило в 1989-1991 годах, когда я был ещё совершенно желторотым, абсолютно безобидным и крайне наивным существом. Но с детских лет мне помогало жить стремление дружить с теми, кто старше меня, с теми, от кого я мог поучиться житейской мудрости. Вероятно, это было для меня компенсацией того, что мои родители, думавшие только о своей научной карьере, моим воспитанием (как я теперь ясно вижу) вообще не занимались. Матери моих одноклассников называли меня "заброшенным ребенком", а моя (более старшая) троюродная сестра так и называла меня - "дикорастущий тигр". Те западные люди, о которых я напишу ниже, помогли мне освоиться с западной реальностью, но я не буду называть их по имени, потому что речь пойдет о неприятных, постыдных и даже преступных инцидентах, так что упоминание их имен в этом контексте было бы неблагодарностью.

Так вот, я тогда жил уже в ГДР и работал техническим переводчиком. И вот нагрянула горбачевская катастройка. Одним из её безумств была принудительная сдача Западу стран Восточной Европы наперекор воле их правительств и большей части населения, за исключением, пожалуй, одной лишь Польши, которая тогда уже десять лет вообще не работала, а только митинговала, науськиваемая ЦРУшной "солидарностью", в надежде получить от Запада реки птичьего молока и вообще все райские блага.

В ГДР эта директива Горбачева привела к массовому бегству недовольной (глупой) части населения на Запад через открытую для этого Горбачевым венгерскую границу. Так что с середины 1988 года ГДР стала выпускать своих людей в поездки на Запад абсолютно легально, и поэтому я тоже (тогда ещё советский гражданин) подал заявление и получил визу для поездки к знакомым в Англию.

Я с большими надеждами ехал в Англию, так как обстановка в ГДР, которая уже находилась в состоянии свободного падения в лапы ФРГ, стала невыносимой для русских. Соседушки по дому, ранее такие слащаво вежливые, стали демонстративно не здороваться со мной, а потом кто-то в припадке национальной гордости нацарапал на моём почтовом ящике свастику. Русские на Украине могут хорошо понять мои тогдашние чувства в отношении "воссоединения" Германии...

На ГДРовские марки мне продали железнодорожный билет туда и обратно, плюс в Госбанке ГДР мне обменяли "по максимуму" 5 (пять!) марок ГДР на марки ФРГ, то есть по-нынешнему около двух с половиной Евро. Этого "капитала" должно было теоретически хватить на месячную поездку в капиталистический мир.

Сейчас станция Friedrichstrasse городской электрички (S-Bahn) Берлина имеет сквозное движение, но тогда она была конечной станцией в Восточном Берлине (столице ГДР). Я с чемоданом доехал до неё, вышел, прошел через пограничный контроль и поднялся на другой перрон, который был отделён сплошной железной перегородкой и служил конечной станцией западноберлинского S-Bahn'а. Забавно вспоминать о том, что Восток и Запад (или, вернее, предоставленный ГДР в пользование Западу кусочек территории ГДР) разделяли там лишь пара миллиметров стального листа, над которым туда-сюда перепархивали голуби, и можно было, открыв противоположную перрону дверь вагона электрички, постучать в перегородку с Востока на Запад (или обратно)! Такой вот был страшный и ужасный "железный занавес"!

И вот я сел в такую же - но западную - электричку и поехал на ней по Западному Берлину. Видел такие же серые дома, единственное отличие было лишь в обилии рекламных щитов. Я ехал на станцию Zoo (Зоопарк), где меня обещал встретить западный знакомый - рижский еврей, у которого был антикварный магазин на Курфюрстендамме. Я для него ранее делал переводы, за которые он платил мне западными марками, что я считал царской платой, хоть он и платил мне за машинописную страницу примерно раз в шесть-семь меньше того, что ему пришлось бы платить западным переводчикам. Но благодаря ему у меня были западные деньги, без которых на Западе, как говорится, и не туды, и не сюды.

Большую часть тех трёхсот западных марок (около 150 Евро), с которыми я ехал в Англию, я получил от него за перевод на немецкий язык книжки по экономике какого-то советского автора, с которого сын-лоботряс этого моего знакомого, учившийся в университете, передрал свою дипломную работу, щадя свои мозговые извилины.

Тут в качестве отступления надо сказать, что его отец - мой знакомый - был внешне вполне порядочный человек, но кончил жизнь плохо: несколько лет спустя его кто-то застрелил прямо в магазине. Я видел в газетах фотографии того, как его труп грузят в машину скорой помощи, под заголовками типа: "Разгул русской мафии". Таковы уж правила политической корректности в Германии: о евреях нельзя писать ничего плохого, поэтому еврейская мафия (членом которой он был, по отзывам других моих знакомых) должна именоваться русской мафией. Но вернемся к истории моего "открытия Запада".

Так вот: схожу я уже на Западе вниз с перрона станции Zoo и хочу выйти на улицу - но не могу. В зале станции и во всех дверях лежат и сидят на полу, как стада морских котиков или тюленей, "assi"- пьяные с утра асоциальные элементы, бродяги и забулдыги. Публика, чтобы выйти или войти, должна через них перешагивать, а они при этом бурчат под нос: "Хастэ айне марк!" - "Дай одну марку!" Рядом, разумеется, ходят, задрав кверху носы, скучающие полицейские, которые реагируют только на очевидные скандалы и драки. Я тоже в конце концов заставил себя перешагнуть через валяющихся на полу грязных, вонючих "assi" - старых и молодых, мужчин и женщин - и вышел на улицу...

Вот эта ошеломившая меня сцена и была моим первым впечатлением от Запада. Как теперь понимаю, она была глубоко символичной - я прошел как бы через врата капиталистического ада. Теперь, конечно, в Берлине такого количества "assi" и такого раздолья для них нет. Полиция настойчиво и неуклонно вытеснила их из центра Берлина, который был сделан столицей Германии, очищенной от них для удобства "приличной" публики и туристов.

Но такие же рожи опустившихся забулдыг, которых вообще не было в ГДР, я отныне видел на каждом шагу на Западе. Паром между Хук-фан-Холланд и Харвичем на пути в Лондон буквально в первый же час переезда через Ла-Манш был заблёван и зассан в каждом углу пьяной молодёжью, составлявшей большинство бескаютных путешественников, а в Лондоне, где меня приютила на одну ночь сестра моих знакомых московских иранцев, я прямо на входе в метро был поражен, уведев сидящую не мостовой молоденькую нищенку с младенцем - нет, не цыганку, а явно местную, блондиночку, да ещё какую хорошенькую! Поначалу такие сцены действовали на меня, как удар дубинкой по голове...

Ну ладно, дальше я поехал к пригласившим меня англичанам на север, в Йоркшир. Там я пытался устроиться жить, но хоть и получил вид на постоянное жительство, через пару лет мотания между Лидсом и Берлином всё же вернулся в Берлин, так как в Англии было абсолютно невозможно заработать переводами достаточно денег на мало-мальски сносную жизнь. Англия в то время переживала разгул татчеристского приватизационного разбоя, и сами англичане (среди которых я встретил много хороших людей) были ошарашены этой откровенной эпидемией буржуйского грабежа и разложения общества. А в Германии за пару лет анархия и хаос "воссоединения" приутихли, закончились погромы и поджоги общежитий, в которых жили привезенные в ГДР на работу вьетнамцы и мозамбикцы, и я снова более или менее спокойно зажил в своей старой берлинской квартире, которую я, слава богу, не бросил и где живу до сих пор.

Так вот, я приехал в гости к англичанам, с которыми познакомился, работая в ГДР переводчиком. Должен сказать, что тогда те, кто приезжал на Запад из-за так называемого "железного занавеса", были явной редкостью и вызывали любопытство. Отношение ко мне было очень хорошим, я часто ходил в гости, где меня кормили и поили, и терпеливо поправляли мою тогда ещё весьма неправильную и неуклюжую английскую речь. Я, как теперь понимаю, злоупотреблял их гостеприимством, но для меня они были "западными" людьми с "настоящими" западными деньгами, которых у меня поначалу считай что не было...

Теперь, конечно, в Европе приезжих из Восточной Европы не любят и даже боятся. Если автомобиль с польским или латвийским номерным знаком появится в какой-нибудь деревне или маленьком городишке Германии или Дании, то местные жители сразу же звонят в полицию, чтобы приезжих проверили "на всякий случай"...

Но тогда в Англии я познакомился со многими приятными, интеллигентными, большей частью пожилыми людьми. Наверно, у них была родительская симпатия ко мне, так как я по сравнению с их детьми был нормальным в традиционном смысле этого слова. Это, конечно, была не моя личная заслуга, а результат дисциплинирующего "прусского" образа жизни в ГДР, от которого теперь, при господстве капитализма, конечно, ничего уже не осталось.

Честно говоря, их дети поразили меня. У той семьи, которая меня пригласила, было трое детей, причем двое старших были моего возраста и худо-бедно работали. Но младшая дочка, пару лет ранее окончившая школу, так и не нашла, куда приткнуться, не работала и клянчила деньги у матери, оплачивавшей её "bedsit" - комнатушку с рукомойником, в каких обычно живёт английская молодёжь, выехавшая от родителей.

И вот как-то раз я стал свидетелем очередного прихода этой младшей дочки к родителям за деньгами. Она была вдребезги пьяная, и смогла дойти лишь до кухни (сразу при входе в квартиру), где плюхнулась на стул и посидев, икая, несколько минут, так, сидя на стуле, и уссалась. Мне с её отцом пришлось тащить её в ванную, после чего я быстренько ушел...

Другая семья тоже была интеллигентная и пожилая. Глава семьи раньше имел букинистический магазин, а потом "отошел от дел". Он был рад, когда я приходил его послушать и поболтать с ним. У него было множество интересных книг, о которых я ранее не имел ни малейшего представления. Но вот что поразительно: у этого очень умного и начитанного человека - истинного книголюба, дети (немного моложе меня) выросли извращенцами. И он, и его жена очень спокойно и как должное воспринимали тот факт, что их сын - гомик и живёт душа в душу с "другом", но вот дочь (интересовавшаяся лишь лошадьми и вечно ходившая в рейтузах, жокейской кепке и сапогах для верховой езды) - лесбиянка, у которой "сложные отношения" сразу с несколькими "подругами". Я, конечно, как "нецивилизованный дикарь", только сочувственно кивал головой...

Но самое поразительное произошло в семье, которую я считал образцово-нормальной. Глава семьи работал в дирекции колледжа и его увлечением была генеалогия. Он даже подрабатывал тем, что выискивал в английских архивах документы для американских евреев, предки которых эмигрировали в США из России с промежуточной остановкой в Англии (чтобы заработать деньги на переезд через океан). Я в благодарность перевел для него пару документов эпохи царизма на русском языке. Его жена была очень религиозной и любила классическую музыку (я по её примеру, вернувшись в Германию, начал собирать CD-записи классической музыки). Она работала учительницей в государственной школе, где учителя всё ещё получали приличную зарплату, но своих двух дочерей послала в частные школы - считавшиеся "гламурными" со сравнению с государственными, но где учителям платили гроши.

Их младшая дочь, которая ещё училась в школе - маленькая, брюнетистая и черноглазая, вся в маму - уже жила со здоровяком двухметрового роста - "другом". Её родителей очень печалило (и они об этом говорили всем знакомым, в том числе и мне), что дочь с "другом" повадились после ежедневного секса, когда родители-педагоги были на работе, подчистую опустошать их домашний холодильник для восстановления запаса жизненной энергии. Но это были ещё цветочки.

В один прекрасный день эта дочь с "другом" решили раздобыть денег. Для этого они пошли в супермаркет "Моррисон", взяли в отделе инструментов топор, пристроились к очереди в кассу, и когда очередь подошла, дочка прошла через контроль и встала в автоматических дверях, якобы нечаянно заблокировав их в открытом положении ногой, а "друг" замахнулся на кассиршу топором и потребовал кассету с деньгами. Кассету-то они получили, и даже выбежали из супермаркета, но уже прямо за выходом охранники их задержали и передали полиции. В итоге "друг" попал за решетку, а дочку родителям всё же удалось вырвать из пасти правосудия и взять на поруки. Само собой разумеется, что из частной школы её вышвырнули...

Вот такие дела. Но опаснее таких "чрезвычайных происшествий" болото уродливой созданной буржуями повседневности, рутина западного образа жизни, которая не бросается в глаза и не вызывает протестов, а незаметно засасывает.
--
Это - немецкие девочки с бутылками пива идут в школу.

--
Это - немецкие мальчики, строго соблюдающие диэту "Бургер-Кинга".

Тогда, четверть века назад, вся эта западная "культура", которой на Западе даже гордятся, как проявлением "свободы личности", была для меня абсолютной экзотикой, я не знал, как на такие вещи реагировать, а только в изумлении хлопал глазами, разинув рот. Но теперь я привык и больше не удивляюсь. Труднее всего было понять действительную суть таких "свободолюбивых" скандальных "чрезвычайных происшествий".

Во-первых, ясно, что большинство молодёжи рано или поздно кончает (вернее - устаёт) беситься, адаптируется к серенькой реальности капитализма и "устраивается". Но при этом циничное и агрессивное отношение к окружающим людям лишь прячется под маской внешней услужливости и "чувства долга". Доверять таким людям невозможно - они как дикие звери, готовые тебя цапнуть, только зазевайся.

Во вторых, такие "чрезвычайные происшествия" - лишь краевые части спектра шаблонов поведения, общепринятых в буржуйском антиобществе, извращенные шаблоны, которые с каждым годом всё ближе и ближе придвигаются к середине спектра, делая общепринятые нормы поведения всё более антигуманными, эгоистическими, скотскими и варварскими. И это - не свобода для всех, а произвол богатых и властных, радикальное принудительное извращение норм поведения в пользу власти денег, которая стала законодателем, мерилом успехов личности и арбитром нравов и обычаев.

Короче, норма отношений между людьми на Западе - прямо как в старом анекдоте:
"- Как вас зовёт жена?
- Деньги есть - "Кузьма Петрович"; денег нету - "лысый черт".

Таковы западные "цивилизация" и "культура". Я говорю это не как националист - эта "культура" уже господствовала в России в дореволюционное время, чему есть надежные литературные свидетельства: например, трилогия Горького "Детство. В людях. Мои университеты" или рассказы Гиляровского. Это - буржуйская глобализаторская псевдоцивилизация, нагло пытающаяся подмять под себя любой народ, любую истинную культуру. И ограбить до нитки и закабалить.

Интересно, что изо всех террористов-"джихадистов", которых ЦРУ навербовало со всего света и натравило на народ Сирии, именно приехавшие из Европы проявили себя как самые бесчеловечные и гнусные палачи. Очевидно, что в случае европейцев средневековое изуверство ваххабизма накладывается на выдрессированную с детства чисто западную буржуйскую антисоциальность и индивидуалистическое отчуждение, при котором окружающие люди являются не положительным, а отрицательным оперантным стимулом, не "ближними", а конкурентами и врагами в Гоббс'овой (и фашистской) "борьбе всех против всех".

В России, к несчастью, укоренился фетишизм некритичного провинциального поклонения перед "культурой Запада". Оно вызывает у меня лишь брезгливую жалость. Ведь быть готовым пасть на колени перед каждой картиной в Лувре, или безостановочно ахать в наигранном восхищении от росписей Микеланджело потолка Сикстинской капеллы в Риме (которые, по правде говоря, можно хорошо разглядеть лишь в полевой бинокль) - это не интеллигентность, а просто мещанское кривлянье.

Высота развития культуры и цивилизованность определяются лишь гуманностью отношений между людьми в повседневности, возможностью для каждого - независимо от наличия денег в кармане - сохранить свое человеческое достоинство в общении с окружающими.

Как писал почти тысячу лет назад Омар Хайям:
"Если есть у тебя для житья закуток -
В наше подлое время - и хлеба кусок,
Если ты никому ни слуга, ни хозяин -
Счастлив ты и воистину духом высок."

Все эти описанные мной выше приключения случились в среде мелкобуржуазной интеллигенции. Поэтому я должен в заключение сказать расейской интеллигенции, которая мнит себя так называемым "креативным средним классом", а на деле вырождается на службе у буржуев в глупый и подлый офисный планктон:

- Кончайте заниматься прозападным обезьянничаньем, либерастчиной, безумным следованием моде и образу жизни, назойливо рекламируемым западной пропагандой. Всё это уже уничтожило "средний класс" на Западе, исподлило его, превратило его в стадо потребительского скота. Это - путь в погибель.

- Широчайший простор для культурного и цивилизационного, истинно прогрессивного творчества перед интеллигенцией открывает лишь возрождение и построение социалистического общества на основе бихевиористской социальной инженерии. Это - путь в светлое будущее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий