Выкладываю перепост отрывков из "Писем к Луцилию" древнеримского стоика Сенеки, источник: https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1351099720 . С помощью этого текста я надеюсь не только объяснить молодому поколению всех обломков СССР причину героизма большевиков в революции 1917 года и Гражданской и Великой Отечественной войнах, но и помочь ему самому переносить дальнейшие неизбежные неприятные неожиданности в теперешние времена финального кризиса глобального капитализма и дикого разгула людоедской бестии западного империализма.
* * *
Луций Анней Сенека:
"1. (1) Ты как-то спросил меня, Луцилий, отчего с добрыми людьми случается столько дурного, если мир управляется провидением. Конечно, отвечать на такой вопрос следовало бы в объемистом труде, где доказывалось бы, что провидение начальствует над вселенной и что бог принимает в нас участие. Но раз ты хочешь получить решение одного противоречия, не трогая всего запутанного клубка и вырвав часть из целого, я не стану усложнять себе задачу и возьмусь отвечать на твой иск как адвокат богов. (...)
(3) Среди многих великолепных изречений нашего Деметрия есть одно, которое я услыхал совсем недавно; оно еще не отзвучало и до сих пор дрожит в моих ушах: «На мой взгляд, — сказал он, — нет существа более несчастного, чем тот, кому не встретилось в жизни ни одного препятствия». Это значит, что ему не удалось испытать себя. Пусть сбывалось все, что он пожелает, пусть даже прежде, чем он пожелает, — все равно, боги вынесли ему плохой приговор. Его сочли недостойным поединка с фортуной и, возможно, победы над ней; а от трусов фортуна всегда бежит прочь, словно говоря: «К чему мне такой противник? Он сразу бросит оружие. Мне не придется пускать в ход свою силу: он либо сбежит от простой угрозы, либо свалится замертво при виде моего лица. Придется поискать другого, с кем я могла бы скрестить оружие. Стыдно вызывать на бой человека, заранее готового сдаться». (4) Если гладиатору дают неравного противника, он расценивает это как бесчестие, ибо знает, что победа без риска — победа без славы. Так же и фортуна: она ищет себе равных, самых доблестных, а других обходит с презрением. Она нападает на самых упорных и несгибаемых, ей нужен противник, с которым она могла бы помериться всей своей силой: она испытывает Муция огнем, Фабриция бедностью, Рутилия ссылкой, Регула пыткой, Сократа ядом, Катона смертью. Лишь злая судьба открывает нам великие примеры. (...)
4. (1) Успех может достаться и плебею и бездарности; но укрощать ужасы и подчинять несчастья — удел великого мужа. Всегда быть счастливым и прожить жизнь без единой царапины на душе — значит не узнать ровно половину природы вещей. (2) Ты великий муж? — Но как мне убедиться в этом, если фортуна не дает тебе возможности проявить свою доблесть? Ты выступал в Олимпии? — Да, но кроме тебя не выступал никто. Ты получил венок, но не одержал победы. Я не могу поздравить тебя как доблестного мужа; могу лишь так, как поздравил бы с получением консульской или преторской должности: ты добился почестей. (3) То же самое я могу сказать и доброму мужу, которому не выпало ни одного случая проявить силу своего духа: «Бедный ты, несчастный — оттого, что никогда не был несчастен. Ты прожил жизнь, не встретив противника; и никто никогда не узнает, на что ты был способен, даже ты сам». Ибо для самопознания необходимо испытание: никто не узнает, что он может, если не попробует. Вот почему некоторые сами идут навстречу замешкавшемуся злосчастию и ищут случая дать своей уже начинающей тускнеть доблести возможность заблистать. (4) Повторяю, великие мужи иногда радуются несчастию, как храбрые воины — войне. Во времена цезаря Тиберия я сам слыхал, как гладиатор-мирмиллон по имени Триумф жаловался, что редко устраиваются игры: «Лучшие годы пропадают напрасно!» (...)
Добродетель алчет опасности и думает лишь о цели, а не о трудностях, которые придется перенести, тем более, что и они составят часть ее славы. Воины гордятся ранами и не без хвастовства показывают льющуюся кровь, радуясь своей удаче: раненому почет куда больше, чем тому, кто вышел из битвы невредимым, пусть даже совершив не меньшие подвиги. (5) Повторяю, боги сами заботятся дать повод для свершения мужественных и смелых деяний тем, кого хотят видеть достигшими высшей чести; а для этого им необходимо столкнуться с трудностями. Кормчий познается во время бури, воин — во время битвы. Откуда я знаю, хватит ли у тебя духу вынести бедность, если ты утопаешь в богатстве? Откуда я знаю, хватит ли у тебя твердости перед лицом поношения, позора и всенародной ненависти, если ты состарился под аплодисменты, если всеобщее расположение и благосклонность неизменно следуют за тобой по пятам? Откуда я знаю, сможешь ли ты со спокойной душой перенести утрату семьи, если покамест ты окружен всеми, кого произвел на свет? Я слышал, как ты утешал других; но мне нужно посмотреть, как ты сам себя утешишь, как запретишь себе скорбеть. (...)
(6) Прошу вас, не пугайтесь того, что бессмертные боги используют вместо стрекала для возбуждения нашего духа бедствие — самый удобный случай для проявления доблести. По-настоящему несчастными можно назвать тех, кого избыток счастья превратил в расслабленных, кто покоится в праздности, словно корабль, попавший в полосу полного безветрия. Что бы с ними ни случилось, все застанет их врасплох. (7) В жестоких обстоятельствах хуже всего приходится неопытным; для нежной шеи ярмо — непосильная тяжесть. Новобранец бледнеет от одной мысли о ране, ветеран же не боится вида своей крови, ибо знает, что не раз уже, пролив кровь, одерживал победу. Так и знай: кого боги признают, кого любят, кем довольны, тех они закаляют, без конца испытывают, заставляют без отдыха трудиться. (...)
Тех же, к кому они, на первый взгляд, снисходительны и милостивы, они оставляют мягкими и беззащитными перед лицом грядущих зол. Ибо если вы думаете, что кто-то может вовсе избежать их, вы ошибаетесь. Вечный баловень судьбы тоже дождется своей доли бед; и вообще всякий, кто кажется избежавшим зла, просто еще его не дождался. (...)
(8) Почему, как ни появится очень хороший человек, боги непременно норовят уязвить его: либо дурным здоровьем, либо горем каким-нибудь или другими неприятностями? А потому же, почему на войне самые опасные задания поручаются самым храбрым и сильным: если нужно напасть на врага ночью из засады, разведать путь или снять защитников укрепления, военачальник посылает избранных. И никто из них при этом не говорит: «Вот какую гадость устроил мне начальник», — но говорят, довольные: «Он правильно решил». Точно так же могли бы сказать и те, кому боги повелевают терпеть то, что исторгло бы слезы и вопли у ленивых трусов: «Видно, боги сочли нас достойными и на нас решили испытать выносливость человеческой природы». (...)
(11) В отношении добрых мужей боги следуют той же методе, что и учителя в отношении учеников: они требуют больше работы от тех, кто подает большие надежды. Неужели ты думаешь, что лакедемоняне ненавидели своих детей, если ради испытания мужества они секли их публично? Рядом стояли их собственные отцы и подбадривали их, чтобы храбро сносили удары, и просили истерзанных и полумертвых мальчиков крепиться и подставлять сплошь израненное тело под новые раны. (12) Так что же удивляться, если боги жестоко испытывают благородные души? Доказательство добродетели не может быть мягким. Пусть фортуна сечет нас и терзает: будем терпеть! Это не жестокость, это состязание, и чем чаще мы будем вступать в него, тем сильнее мы станем. (...)
Самая крепкая часть тела — та, которой чаще всего пользуются. Надо подставлять себя под удары судьбы, чтобы, сражаясь с нами, она делала нас тверже; постепенно она сама сделает нас равными себе, и привычка к опасности даст нам презрение к опасности. (13) Так, у корабельщиков, борющихся с морем, бывает твердая загрубелая кожа; у земледельцев — натертые мозолями руки; у солдат от метания дротиков могучие предплечья; у бегунов — подвижные, легкие члены, словом, крепче всего бывает то, что чаще упражняется. Терпеливо перенося беды, душа достигает того, что начинает презирать это терпеливое перенесение, как вещь совершенно ничтожную. Во что могло бы превратить нас подобное терпение, ты поймешь, если обратишь внимание на племена, так сказать, голые, лишенные самого необходимого и благодаря этому отличающиеся телесной крепостью: им приходится постоянно сталкиваться с трудностями, и как много это им дает! (14) Я имею в виду те племена, на которые не распространяется римский мир, — германцев и разные кочевые народы, бродящие у берегов Истра. У них там вечная зима, мрачное, низко нависающее небо придавливает их к земле, скупая бесплодная почва не дает им почти ничего; от дождя они накрываются листвой или соломой, рыщут по льду замерзших болот и озер, добывая себе пропитание охотой. (15) Они кажутся тебе несчастными? Не может быть несчастья там, где обычай привел людей назад к природе. Занятия, первоначально вызванные необходимостью, постепенно превратились в удовольствие. Они не строят домов, не имеют собственных жилищ, отдыхая там, где застигнет их усталость; пища самая простая, и добывать ее приходится голыми руками; климат у них чудовищный; тела не покрыты одеждой; все это кажется тебе ужасным, но подумай, сколько народов всегда так живут! (...)
(16) Ты удивляешься, что на долю хороших людей выпадают потрясения: но ведь без этого они не обрели бы твердости. Дерево вырастает сильным и крепким лишь там, где его постоянно сотрясают порывы ветра; терзаемое бурей, оно становится тверже и прочнее вонзает корни в землю; а те, что выросли в солнечных долинах, легко ломаются. Так что хорошим людям полезно жить среди ужасов: только так они могут стать бесстрашными — и почаще переносить то, что является злом лишь для того, кто плохо его переносит." (Конец цитирования)
* * *
Этот текст с его явно непривычными для нашего времени этическими принципами нуждается в серьёзном комментарии. Прежде всего надо отметить, что интеллектуалы (например, тот же самый Сенека) в своих опусах обычно выражают не точку зрения простых людей с улицы, а свою собственную диковинную идеалистическую "принципиальную" точку зрения, полемически направленную против вышеупомянутой общепринятой. Древнеримский аристократ Сенека (4 г. до н. э. - 65 г. н.э.) был, помимо прочего, воспитателем императора Нерона, а затем по обвинению в соучастии в заговоре против него был принужден покончить жизнь самоубийством. При этом он одобрительно цитирует некоего гладиатора, за деньги и славу убивавшего на арене цирка на потеху публике таких же головорезов, как и он сам. Так что, перефразируя старую пословицу, можно сказать: "Принципы - что дышло: куда повернул - туда и вышло".
Принципы Сенеки - это несбыточная мечта о возврате "старых добрых времен" якобы высокоморального начала Римской Республики и неприятие окружавшей его римской действительности (красочно описанной Тацитом в "Анналах" и Светонием в "Жизни 12 цезарей"). По мнению Сенеки, для "старых добрых времен" были характерны простота и "неиспорченность" нравов, то есть общинные межличностные отношения, царящие между равными людьми, живущими по соседству и помогающими друг другу. В императорском Риме такие отношения были невозможны из-за громадных различий в имуществе, власти и статусе между нищим плебсом и мелкими земледельцами (не говоря уже о рабах, которые считались не людьми, а "говорящей собственностью") и аристократией - богатейшими рабовладельцами-латифундистами. Этот процесс социальной поляризации Древнего Рима шёл по нарастающей и в итоге привел его к краху.
Стоики (будучи философами-идеалистами) противопоставляли царящей вокруг них "порче нравов" свои высокоморальные этические принципы аскетизма и законопослушания. Они воображали, что "служат Риму примером и делами", хотя это никак не улучшало положения вещей. Реально в императорском Риме социальные (классовые) контрасты породили массовое отчуждение людей от "общества", то есть государственной власти, о чём свидетельствует непрерывная череда бунтов "плебса" и путчей - борьбы за власть с помощью массового подкупа солдатов и прочей "черни".
Такое же отчуждение людей (т.е. господство антиобщественных шаблонов поведения) мы видим в современном капиталистическом обществе повсюду в мире. Исправить это морализаторством невозможно даже после более или менее народной и даже "социалистической" революции. Прочтите поучения латиноамериканского революционера и коммуниста Че Гевары, которые я выложил здесь: https://behaviorist-socialist-ru.blogspot.com/2025/07/quoth-ernesto-che-guevara.html . Гевара, Кастро, Сьенфуэгос и прочие кубинские революционеры победили потому, что были воистину стоиками. Но после революции на Кубе практически прекратилось развитие экономики, а прекращение помощи СССР (после захвата власти "катастройщиками" и "прихватизаторами") вызвало жуткую катастрофу, продолжающуюся и поныне. Регулярные массовые митинги (на которых ранее толкал многочасовые речи Фидель Кастро) нисколечки не вдохновили народ на ударный труд. Митинговать - это не работать. Ныне жизнь народа на Кубе - безнадёга и отчаяние, поэтому они массами бегут в США. Революционный стоицизм идеологии и пропаганды бесполезен и даже вреден в деле создания социалистического общества. Это печальный факт, на который нельзя закрывать глаза. Но что можно и нужно делать?
Для этого давайте посмотрим на то, что произошло с советской системой. Я отлично помню, какие порядки (а правильнее - беспорядки) царили в СССР в царствование бездельника и коррупционера Лёни Брежнева, причём хаос и безобразия всё время увеличивались и усиливались. В результате советское общество реально (пропаганде КПСС никто не верил) утратило ориентацию на важнейшую цель своего существования - социализм. Так что вакханалия предательств и преступлений при Мишке-меченом (горбачеве) и Бориске-алкаше (ельцине) не возникла на пустом месте, а была логичным развитием тенденций упадка и разложения, неуклонно нараставших после свержения Н.С. Хрущева и захвата власти сталинской бюрократией-номенклатурой. При всей назойливости партийной пропаганды в СССР не было одного - научного, бихевиористского понимания поведения людей как действий, оперантно обусловленных их ожидаемыми последствиями.
Но бихевиористское понимание поведения не гарантирует счастья и успеха в классовом обществе, в котором человек может иметь лишь индивидуальную, эгоистическую цель жизни - личное счастье. Господствующий класс демагогически использует это против трудящихся, побуждая их ишачить на себя в обмен на по большей части иллюзорное положительное оперантное подкрепление потребительством (часто в кредит). Поэтому при капитализме личное счастье недостижимо для громадного большинства людей, и все их усилия обычно заканчиваются плачевно: крушением надежд, горькой нуждой и утратой молодости и здоровья. Утопии вроде "Уолден-2", написанной отцом радикального бихевиоризма проф. Б.Ф. Скиннером, не способны успешно конкурировать с системой капитализма и преобразовать мир по своему образу и подобию.
Напротив, социализм будущего - после победы социалистической революции - должен быть не морализаторским (стоическим, аскетическим в духе "Как закалялась сталь" Островского и т.п.), а бихевиористским, то есть постоянным и детальным проектированием, опробованием и совершенствованием методами бихевиористской социальной инженерии системы "идеально общинных", т.е. истинно социалистических - гуманных и солидарных межличностных и общественных отношений людей, взаимно дающих друг другу соразмерное положительное подкрепление (вознаграждение, поощрение, одобрение) полезной для всего общества трудовой деятельности. Именно так Маркс и Энгельс в "Манифесте" охарактеризовали социализм - как общество свободных ассоциаций производителей. А повтор "НЭП"а или (хуже того) сталинской бюрократической принудиловки был бы только помехой.
Но что делать сейчас, в этом мире, который из-за закулисного всевластия кучки мультимиллиардеров становится всё бесчеловечнее и преступнее - подобно тому, как это происходило на закате Древнего Рима? - Нужна революционная борьба против господствующего класса паразитов и людоедов - буржуев и бюрократов. Овечье послушание господствующему классу не избавит никого от обострения страданий и лишений - не только от антисоциальной "зелёной" политики и поголовного вкалывания губительных для здоровья и жизни "вакцин" - генетических отравляющих веществ, но и от кровавой бани "джихадов", "майданов" и империалистических войн по воле мультимиллиардеров-глобалистов.
Для успеха социалистической революции нужен стоицизм каждого, кто борется за это. Жизнь каждого отдельного человека, подвергающегося страданиям и лишениям, имеет смысл, если только он имеет достойную цель. Совершенно ясно, что теперь такая цель - это быть могильщиком капитализма и творцом социализма, причём истинно научного - марксистского и бихевиористского - социализма, а не позорной, унизительной и бесчеловечной фальшивки - сталинщины. Поэтому призываю всех открыть для себя эту цель, потому что нет других целей, которые были бы правильней и достойней этой в наше мрачное время финального кризиса капитализма.
.

Комментариев нет:
Отправить комментарий